ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-14259/2011 от 26.01.2012 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Уфа

26 января 2012 года Дело № А07-14259/2011

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерофеевой А.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственности «Ремстройсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 453252, РБ, <...>)

к

1. Стерлитамакскому территориальному управлению Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (453116, РБ, <...>)

2. Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН <***>, 450006, РБ, <...>).

об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ;

от Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ;

от Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - ФИО1, доверенность № 10/78709 от 03.11.2011 года

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ без участия представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

ООО «Ремстройсервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 15-37/О от 05.08.2011 года о назначении административного наказания по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В порядке ч. 6 ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.

Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, считает свое постановление законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, суд установил, что 20.07.2011 года в связи с обращением жителей г. Ишимбая на неблагоприятную экологическую ситуацию, связанную с предприятиями и организациями, осуществляющими производственную деятельность в районе расположения ООО «Агидель-нефтепродуктсервис» Ишимбайской межрайонной прокуратурой проведена выездная проверка ООО «Ремстройсервис» соблюдения природоохранного законодательства.

Результаты проверки отражены в справке от 20.07.2011 года.

20 июля 2011 года заместителем Ишимбайского межрайонного прокурора в отношении ООО «Ремстройсервис» вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, выразившиеся в следующем: в ООО «Ремстройсервис» стационарным источником выбросов является труба печи, указанный источник не включен в инвентаризацию источников выбросов и не учтен в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов (ПВД), расчеты количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не производится, что является нарушением статьей 22 и 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

5 августа 2011 года Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан вынесено постановление № 15-37/0 о назначении заявителю административного наказания по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данными постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконными и об отмене указанного постановления. В обоснование своих доводов ООО «Ремстройсервис» указывается на то, что в материалах проверки не указано является она плановой или внеплановой, считает, что проверка проведена с нарушением требований статьи 25.7 КоАП РФ – без участия понятых.

Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 9 и 10 «Организация и проведение внеплановой проверки» Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулируют отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных организаций органов при осуществлении прокурорского надзора (ч. 3 статьи 1).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Статьей 25 указанного закона установлено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением права человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органам управления и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений права и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

- использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона.

Проверку проводила Ишимбайская межрайонная прокуратура по обращению жителей г. Ишимбай на не благоприятную экологическую ситуацию, связанную с предприятиями и организациями, осуществляющими производственную деятельность в районе расположения ООО «Агидель-нефтепродуктсервис».

ООО «Ремстройсервис» в г. Ишимбай арендует под промплощадку 1 800 кв.м. территории по договору аренды № 774 от 01.07.2010 года у ООО «Агидель-нефтепродуктсервис».

Согласно Уставу ООО «Ремстройсервис», утвержденному решением учредителя от 25.12.2009 года основная производственная деятельность общества заключается в использовании отхода-шлама нефтеотделительных установок с целью получения продукта-сырья для производства дорожных битумов по ТУ 0258-113-00151807-202, а также в использовании сырья – обводненного мазута, с целью уменьшения количества воды и получения продукта – топливный мазут 40 по ГОСТ 10589-99 «топливо нефтяное».

Для подогрева нефтепродукта используется промышленная печь, зарегистрированная в Приуральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по № 41-ТУ-05891-2009.

Согласно представленным данным, в 2010 году ООО «Ремстройсервис» переработало мазута и нефтешлама обводненного 1 903,5 тонн, в 2011 году – 633,037 тонн. Переработка осуществляется в соответствии с «Технологических регламентом установки по выделению воды из нефтешлама (мазутное хозяйство)», «Инструкцией по эксплуатации нагревательной печи установки по обезвоживанию мазута», «Инструкцией по эксплуатации реакторного блока установки, установки по обезвреживанию мазута».

Согласно «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы: под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, нефтепродуктов и продуктов и т.д. таким образом, данная печь является организованных стационарных источником выброса. Данный источник не включен в инвентаризацию, не учтен в проекте нормативов ПДВ, расчеты количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не производятся, что является нарушением статей 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно ч. 1 статьи 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.

Согласно ч. 2 статьи 26 указанного закона, порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области с обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ.

У ООО «Ремстройсервис» отсутствует согласованный порядок осуществления производственного экологического контроля, вышеуказанный контроль не ведется, что является нарушением статей 34, 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 26 Федерального закона № 89-Фз «Об отходах производства и потребления».

Согласно п. 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 – 4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

У ООО «Ремстройсервис» отсутствует паспорт опасного отхода на конденсат с установки обезвоживания нефтешлама, что является нарушением статей 11, 14, 16 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Указанные фактические обстоятельства заявителем не отрицаются и подтверждаются материалами дела.

Ссылка общества на нарушение при проведении проверки положений Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приведенная в обоснование незаконности привлечения общества к административной ответственности, судом отклоняется как несостоятельная.

Необходимость участия понятых необходимо при составлении протокола об административном правонарушении и осмотре места происшествия, указанные мероприятия при проверке ООО «Ремстройсервис» не проводились. ООО «Ремстройсервис» расположено на территории ООО «Агидель-нефтепродуктсервис» данный факт установлен при проведении проверки на котором присутствовал начальник установки, предоставивший возможность прохода на территорию и осуществление проверки.

По мнению суда, фактические обстоятельства дела установлены в полном объеме. Оспоренное постановление вынесено в рамках срока давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, ООО «Ремстройсервис» совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, ответственность за которое предусмотрено статьи 8.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для ООО «Ремстройсервис» препятствиями.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что событие административного правонарушения представленными материалами дела подтверждено, факт правонарушения доказан, вина заявителя установлена, мера наказания за совершенное деяние установлена в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не допущено, поэтому оснований для отмены постановления отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного требования обществу с ограниченной ответственности «Ремстройсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 453252, РБ, <...>) отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.

Судья К.В. Валеев