ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-1447/20 от 05.08.2020 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-1447/2020

12 августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2020

Полный текст решения изготовлен 12.08.2020

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Абдуллиной Э.Р. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Я.Н. , рассмотрев дело по иску

ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ИП ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

 о взыскании денежных средств в размере 137 182 руб. в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования РБ, тяжеловесным транспортным средством согласно акту №246 от 25.04.2019 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось

без участия представителей сторон

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  обратилось с иском в суд к ИП ФИО1  о взыскании денежных средств в размере 137 182 руб. в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования РБ, тяжеловесным транспортным средством согласно акту №246 от 25.04.2019 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

02.07.2020 от ИП ФИО2 поступили документы во исполнение запроса суда: транспортные накладные и выписка из ЕГРИП на ИП ФИО2

От истца и ответчика ходатайств и документов не поступило.

Определением суда от 21.05.2020г. судом было указано на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода в стадию судебного разбирательства в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции при отсутствии возражений сторон.

Стороны возражений относительно перехода к рассмотрению дела в судебном заседании не представили.

При данных обстоятельствах суд, признает дело подготовленным к судебному разбирательству, считает возможным завершить предварительное судебное заседание и перейти к рассмотрению дела по существу в данном судебном заседании (ст. 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Ответчик, извещен надлежащим образом, по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по адресу государственной регистрации, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан о времени и месте судебного разбирательства, судебная корреспонденция возвращена почтовым отделением с отметкой о причинах невручения, возражений на иск не представил, заявления, ходатайства не заявил.

В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания. Извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации или по месту жительства гражданина.

Ответчик не обеспечил получение поступающей корреспонденции по указанному им адресу, поэтому на нем в соответствии с ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения копии судебного акта. При этом, суд учитывает, что ответчик знает о предъявленном иске к нему и возбуждении производства по делу, так как в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление.

Стороны ходатайства о невозможности проведения судебного заседания без участия своего представителя не заявил, при этом в определение суда от 21.05.2020г., сторонам было разъяснено, что при отсутствии возражений, суд может завершить предварительное судебное заседание и перейти к рассмотрению дела по существу. Возражения от сторон   на рассмотрение дела по существу в отсутствие сторон и мотивированное ходатайство об отложении судебного заседания с указанием причин невозможности рассмотрения дела по имеющимся доказательствам, не поступили.

Суд  посчитал возможным рассмотреть заявление в порядке ст. ст. 123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, 25 апреля 2019 года при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля №1 с. Архангельское на 67 км автодороги «Уфа-Инзер-Белорецк», сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан с сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание тяжеловесного транспортного средства: грузовой седельный тягач марки ДАФ, модель FT CF 85/43D, регистрационный номер т499рс102, с полуприцепом марки КРОНЕ, модель SDP27, регистрационный номер ва0586 78, принадлежащего ответчику управлением ответчика.

Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации 02ХВ077066, 0247№980419.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок тяжеловесного транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза был составлен акт №246 от 25 апреля 2019 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и/или нагрузке на ось.

Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 137182 руб. 00 коп.

ГКУ РБ ЦОДД направило в адрес ответчика претензионное письмо №7201 от 14 августа 2019 о необходимости уплаты суммы ущерба.

Ответчик с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Под убытками согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно- следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности). Согласно пункту 1 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. В пункте 6 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности установлены требования для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи

В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов».

В соответствии с пунктом названных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Также приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.2011 № 20903) утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля. Указанный порядок утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 29.03.2018 № 119, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 10.05.2018), но действовал на момент спорного события.

На основании пунктов 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 данного Порядка при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется: взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.

В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/ местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии).

Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.

Осуществляется сравнение весового параметров транспортного средства с весового параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.

В случае установления расхождения весового параметров транспортного средства с весового параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.

Целью введения платы с владельцев (пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным автомобильным дорогам общего пользования, является защита сверхнормативного износа дорожного покрытия и соразмерное возмещение наносимого дорожному полотну ущерба, возникающего в результате осуществления систематических перевозок.

Лицо, на которое законом возложена обязанность по возмещению ущерба, причиненного региональным и межмуниципальным автодорогам, должно обладать транспортным средством на каком-либо законном праве в момент причинения вреда.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза.

Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться не за счет налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

Именно с этой целью Правительством Российской Федерации введена плата за провоз тяжеловесных грузов, которая носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 25 апреля 2019 года при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля №1 с. Архангельское на 67 км автодороги «Уфа-Инзер-Белорецк», сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан с сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание тяжеловесного транспортного средства: грузовой седельный тягач марки ДАФ, модель FT CF 85/43D, регистрационный номер т499рс102, с полуприцепом марки КРОНЕ, модель SDP27, регистрационный номер ва0586 78.

По результатам взвешивания составлен акт №246 от 25 апреля 2019 года о превышении транспортным средством (грузовой седельный тягач марки ДАФ, модель FT CF 85/43D, регистрационный номер т499рс102, с полуприцепом марки КРОНЕ, модель SDP27, регистрационный номер ва0586 78) установленных ограничений по массе и/или нагрузке на ось. (л.д. 19-20)

Согласно представленному акту размер ущерба составил 137 182 руб.

Факт принадлежности транспортного средства на момент совершения правонарушения ФИО1 ответчиком не оспаривается.

ФИО1, возражая относительно заявленных истцом требований, привел доводы о том, что временное ограничение движения транспортных средств не распространяется на перевозку удобрения. При этом, в обоснование указанного ответчик сослался заявку на перевозку удобрений №88 от 24 апреля 2019 (л.д. 53).

Как указывает ответчик, им 24 апреля 2019 года получена № 88 на перевозку от ИП ФИО2, в соответствии с которой 25 апреля 2019 года на базе «Башплодородие», расположенной по адресу  Республика Башкортостан г. Уфа ст. Уршак на его автомобиль погрузили удобрения, которые были им перевезены по адресу: <...>.

При составлении акта акт № 246 от 25.04.2019 года в графе 10 «Объяснения» ответчиком указано о том, что с актом он ознакомлен, но не согласен, поскольку осуществлял  перевозку удобрений, используемых при посадке сельскохозяйственных культур.

27.03.2020 судом был направлен запрос в адрес ИП ФИО2 о предоставлении заверенных надлежащим образом товарных накладных  на перевозку по договору заявке №88 от 24.04.2019 г. заключенному между ИП ФИО2 (заказчик) и ИП ФИО1 (исполнитель)  (наименование груза: удобрения;  дата погрузки: 25.04.2019 до 11.00 – база Башплодородие, г.Уфа, ст.Уршак; дата и время разгрузки: 25-26.04.2019 до 17.00 <...>)

02.07.2020 от ИП ФИО2 поступили: транспортная накладная 0425-0008/УФА от 25.04.2019 на перевозку: Галион, ВР (300+75 г/л), Миура, КЭ (125 г/л), Оплот Трио, ВСК (45+90+40 г/л), Табу Супер, СК (400+100 г/л), Табу, ВСК (500 г/л), ТМТД, ВСК (400 г/л), Торнадо 540, ВР (540 г/л),  транспортная накладная 0425-0009/УФА от 25.04.2019 на перевозку: Оплот Трио, ВСК (45+90+40 г/л), Табу Супер, СК (400+100 г/л), Табу, ВСК (500 г/л).  

Согласно общедоступным сведениям, Галион, ВР (300+75 г/л), Миура, КЭ (125 г/л), Оплот Трио, ВСК (45+90+40 г/л), Табу Супер, СК (400+100 г/л), Табу, ВСК (500 г/л), ТМТД, ВСК (400 г/л), Торнадо 540, ВР (540 г/л) являются пестицидами и агрохимикатами, разрешенными для применения гражданами и юридическими лицами в сельском, лесном, коммунальном и личном подсобном хозяйствах. Данные пестициды и агрохимикаты указаны в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов. (2019. утв. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" "Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов", разрешенных к применению на территории Российской Федерации, ведет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Статьей 30 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности предусмотрена возможность временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального, межмуниципального, местного значения в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 12.08.2011 № 211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее - Порядок № 211), которым предусмотрена возможность введения временных ограничения или прекращения движения в период возникновения неблагоприятных природноклиматических условий.

Временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводятся в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением, а также в летний период для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, в связи с превышением допустимых температур (пункт 16 Порядка № 211).

Пунктом 20 Приказа Минтранса России от 12.08.2011 № 211 (ред. от 16.09.2015) «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам» предусмотрено, что временное ограничение движения в весенний период не распространяется на перевозку удобрений, пищевых продуктов и лекарственных препаратов.

Согласно представленным в материалы дела транспортным накладным 0425-0008/УФА от 25.04.2019, 0425-0009/УФА от 25.04.2019  транспортным средством - грузовой седельный тягач марки ДАФ, модель FT CF 85/43D, регистрационный номер т499рс102, с полуприцепом марки КРОНЕ, модель SDP27, регистрационный номер ва0586 78 была осуществлена перевозка удобрений - Галион, ВР (300+75 г/л), Миура, КЭ (125 г/л), Оплот Трио, ВСК (45+90+40 г/л), Табу Супер, СК (400+100 г/л), Табу, ВСК (500 г/л), ТМТД, ВСК (400 г/л), Торнадо 540, ВР (540 г/л),  Оплот Трио, ВСК (45+90+40 г/л), Табу Супер, СК (400+100 г/л), Табу, ВСК (500 г/л).

Следовательно, временное ограничение движения на данную перевозку не распространялось.

При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, поскольку истец, как учреждение, осуществляющее в данном конкретном деле функции государственного органа, в соответствии с п.п.1.1. п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее оплаты освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Э.Р. Абдуллина