ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-15494/12 от 22.10.2012 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Уфа

24 октября 2012 года Дело № А07-15494/2012

Резолютивная часть решения оглашена 22 октября 2012 года. Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2012 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Атаевой М.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450022, РБ, <...>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, РБ, <...>)

о привлечении к административной ответственности.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2, доверенность № Д-02/2012 от 17.01.2012 года;

от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ без участия представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв не представил, заявление не оспорил.

Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, а также при неявке истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с п. 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения № АТВ № 482 от 29.06.2012 года, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» от 30.07.2004 года № 398, Порядком осуществления лицензионными органами контроля за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях на перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, а также в международном сообщении, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 24.07.1997 года № 82, Положением об Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 года № ВП-894фс, проведена плановая выездная проверка индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросам соблюдения условий, предусмотренных в лицензии на осуществление пассажирских перевозок.

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 имеет лицензию № АСС-02-01113324 от 18.05.2009 года, со сроком действия с 18.05.2009 года по 17.05.2014 года, согласно которой предпринимателю разрешается осуществлять перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д. 17) и осуществляет перевозку пассажиров по регулярному маршруту «Большая Ока-Степной-д. Азикеево-Большеустикинское» с нарушением предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года № 280, лицензированных требований и условий.

В нарушение п. 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие:

- прохождение предрейсового медицинского осмотра (путевые листы, журнал прохождения предрейсового медицинского осмотра водителей);

- проведение предрейсового технического осмотра и подтверждение допуска ТС на линию (журнал выпуска ТС на линию, журнал предрейсового осмотра ТС);

- соблюдение установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей автомобилей (путевые листы, табель учета рабочего времени).

В нарушение п. 2 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 года 259-ФЗ и п. 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2 индивидуальным предпринимателем ФИО1 не ведется путевая документация.

В нарушение Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112:

- на остановочных пунктах по регулярному маршруту «с. Большая Ока-Большеустикинское» отсутствуют указатели и расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа – нарушение п. 7, 15;

- внешнее и внутреннее оборудование автобуса марки ГАЗ-322132, госномер ЕВ 837 02 RUS не соответствует требованиям п.п. «б – в» п. 29 – не оборудовано указателями маршрута регулярных перевозок на правой стороне кузова по ходу транспортного средства и на заднем окне транспортного средства; п. 37 – внутри транспортного средства, используемого доля регулярных перевозок пассажиров и багажа, отсутствует: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя; стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа; указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; указатели мест расположения огнетушителей: указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами.

Результаты проверки зафиксированы актом № 08/0125 от 31.07.2012 года, протоколом об административном правонарушении № 01-12-137п от 31.07.2012 года о совершении индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч.3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с п. 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»(ред. от 19.10.2011 года, с изменениями от 21.11.2011 года) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.

Статьей 3 названного Федерального закона установлено понятие «лицензионные требования» как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензирующих видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом регламентированы в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства от 30.10.2006 года № 637, и определяются в выдаваемой лицензии.

Согласно п. 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (в редакции от 28.07.2012 года) «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 года № 267-ФЗ)

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с п. 2 статьи 6 Федеральный закон от 08.11.2007 года № 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Пункт 7 Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112 (ред. от 07.09.2011) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» оговаривает, что расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

Пункт 15 указанного постановления гласит, что на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112 (ред. от 07.09.2011) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

В соответствии с п. 37 внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Согласно ч. 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.

В данном случае вина предпринимателя ФИО1 заключается в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о лицензировании и безопасности дорожного движения.

ФИО3 Вильданович, нарушив требования законодательства в области безопасности дорожного движения и регулирования перевозки пассажиров автотранспортом, допустил нарушение лицензионных условий.

Нарушение лицензионных условий является основанием для применения административной ответственности, установленной ч. 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки № 08/0125 от 31.07.2012 года, протоколом об административном правонарушении № 01-12-137п от 31.07.2012 года и другими материалами дела, признается ответчиком.

С учетом изложенного суд считает, что имеются основания для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, поскольку в действиях ответчика имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Пленум ВАС РФ в п. 5 постановления от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал на то, что суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Согласно статьи 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность относится повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Дифференцированный размер санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ позволяет суду избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

С учетом приведенных выше обстоятельств, суд избирает наказание в виде наложения штрафа в размере 3 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450022, РБ, <...>) удовлетворить.

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, РБ, <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1(ИНН <***>, ОГРН <***>, РБ, <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. Большая ОкаМечетлинского района Республики Башкортостан)административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей (три тысячи рублей).

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по РБ (УГАДН по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)

р/с <***> в ГРКЦ НБ г. Уфы в УФК по РБ

КБК 106 116 90040 04 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов»

БИК 048073001

ИНН Получателя <***>

КПП Получателя 027401001

ОКАТО 80401000.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья К.В.Валеев