ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-15918/21 от 12.05.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                                                                      Дело № А07-15918/21

19 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2022

Полный текст решения изготовлен 19.05.2022

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе: судьи Хазиахметовой З.Р. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рияновой Л.З., рассмотрев  дело по иску Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; далее - Управление) к обществу с ограниченной ответственностью «Геострой» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; далее - общество) о взыскании суммы основного долга по государственным контрактам от 28.08.2018 № 04/2019-149 и от 16.10.2018 № 04/2018-199 в размере 1 166 809 руб. 81 коп.

третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство Финансов Республики Башкортостан (ИНН <***>).

при участии в судебном заседании:

от истца –  ФИО1, паспорт, по доверенности №10-08 от 10.01.2022;

от ответчика – ФИО2, паспорт, по доверенности б/н от 14.12.2020; ФИО3 по доверенности от 05.05.2022;

от третьего лица – не явились, надлежащим образом извещены.

Судом объявлен перерыв в судебном заседании до 12.05.2022 до 16 ч 00 мин После перерыва судебное заседание продолжено 12.05.2022 в 16 ч 40 мин в том же составе суда, при ведении протокола тем же лицом, при участии тех же представителей сторон.

Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу о взыскании суммы основного долга по государственным контрактам от 28.08.2018 № 04/2019-149 и от 16.10.2018 № 04/2018-199 в размере 1 166 809 руб. 81 коп.

Определением от 06.10.2021 исковое заявление принято к производству суда.

От ответчика в материалы дела поступил отзыв на иск, в котором он пояснил, что выполненные работы на спорнуюсуммуистцом были согласованы иприняты, документы подписаны, за пределы суммыгосударственною контрактаответчик не вышел.

От третьего лица в материалы дела поступил отзыв на иск.

По ходатайству ответчика к материалам дела приобщены дополнительные доказательства, дополнение к отзыву.

Рассмотрев заявленные требования, заслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Между учреждением (государственный заказчик) и обществом (генеральный подрядчик) заключен государственный контракт от 28.08.2018 №04/2018-149 (в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2019 №6), в соответствии с которым генеральный подрядчик обязался выполнить по заданию государственного заказчика строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объекту: «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Штанды Балтачевского района РБ», в соответствии с условиями контракта, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами, проектной документацией и в установленные контрактом сроки, а государственный заказчик - принять выполненные генеральным подрядчиком работы и оплатить их в установленном контрактом порядке.

В пункте 1.2 контракта указано место выполнения работ: Республика Башкортостан, Балтачевский район, д. Штанды.

В пункте 2.1 контракта определены сроки выполнения работ: начало работ - в течение 7 календарных дней с момента передачи генеральному подрядчику строительной площадки под строительство, окончание работ – август 2019 г.

 В соответствии с пунктом 3.1 контракта его цена составляет 173 666 339 руб. 47 коп., является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством.

Согласно пункту 3.3 контракта оплата выполненных работ производится в течение 30 дней после подписания сторонами актов приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат, а также выставленного генеральным подрядчиком счета-фактуры, за фактически выполненные работы, оформленные в установленном порядке.

К контракту сторонами согласована объектная ведомость, в которой указано на формирование общей цены контракта с учетом резерва непредвиденных затрат в размере 1%.

Строительство объекта было завершено ответчиком в 2019г., выдано заключение о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации. Объект введен в эксплуатацию, согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2019г. №02-RU 03308000-141-2019.

В соответствии с приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 12.08.2020 №246 «О проведении контрольного мероприятия» в отношении истца была проведена проверка соблюдения правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающие требования к бухгалтерскому учету, составлению и предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчётности при использовании средств, выделенных в рамках национальных проектов, в части возмещения затрат на непредвиденные работы по государственным контрактам на выполнение строительно-монтажных работ в ГКУ УКС РБ за период с 01.01.2019 по 16.08.2020г.

По итогам проведенной третьим лицом проверки в адрес истца было направлено представление от 01.12.2020 №02-07-208, в котором указано на нарушение в виде оплаты неподтвержденных ответчиком объемов работ из резерва средств на непредвиденные работы и затраты по объекту «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д.Штанды Балтачевского района РБ» в размере 592 952, 81 рубль, а также предписал устранить нарушение путем взыскания с ответчика денежных средств. 

Между учреждением (государственный заказчик) и обществом (генеральный подрядчик) заключен государственный контракт от 16.10.2018 №04/2018-199 (в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2019 №4), по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить по заданию государственного заказчика строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объекту "Строительство школы на 80 учащихся с детским садом на 40 мест в с. Леуза", в соответствии с условиями контракта, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами, проектной документацией и в установленные контрактом сроки, а государственный заказчик - принять выполненные генеральным подрядчиком работы и оплатить их в установленном контрактом порядке.

В пункте 1.2 контракта указано место выполнения работ: Республика Башкортостан, Кигинский район, с. Леуза.

В пункте 2.1 контракта определены сроки выполнения работ: начало работ - в течение 7 календарных дней с момента передачи генеральному подрядчику строительной площадки под строительство, окончание работ - ноябрь 2020 г.

 В соответствии с пунктом 3.1 контракта его цена составляет 176 565 630 руб. 20 коп., является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством.

Согласно пункту 3.3 контракта оплата выполненных работ производится в соответствии с графиком оплаты выполненных работ по объекту (приложение N 7) в течение 30 дней после подписания сторонами актов приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат, а также выставленного генеральным подрядчиком счета-фактуры, за фактически выполненные работы, оформленные в установленном порядке.

К контракту сторонами согласована объектная ведомость, в которой указано на формирование общей цены контракта с учетом резерва непредвиденных затрат в размере 1%.

По итогам проведенное третьим лицом вышеуказанной проверки в адрес истца было направлено Представление от 01.12.2020 №02-07-208, в котором указал на нарушение в виде оплаты неподтвержденных ответчиком объемов работ из резерва средств на непредвиденные работы и затраты по объекту «Строительство школы на 80 учащихся с детским садом на 40 мест в с.Леуза» в размере 573 857 рублей, а также предписал устранить нарушение путем взыскания с ответчика денежных средств. 

Суд считает, что в рассматриваемом случае отношения между истцом и ответчиком возникли из контракта, правовому регулированию которого посвящены нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон 44-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Статьей 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

К подрядным работам для государственных нужд применяются общие положения о подряде (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Работы генеральным подрядчиком завершены в 2019 году, что подтверждается актами о приемки выполненных работ, пописанными истцом без замечаний.

Разрешение на ввод объекта было получено 27.12.2019, №02-RU 03308000-141-2019.

На основании обращения от 22.07.2020 N 7/3-12-2020/47464, приказа Министерства финансов от 12.08.2020 N 246 "О проведении контрольного мероприятия" в период с 17.08.2020 по 28.08.2020 в ГКУ УКС РБ проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, при использовании средств, выделенных в рамках национальных проектов, в части возмещения затрат на непредвиденные работы по государственным контрактам на выполнение строительно-монтажных работ в ГКУ УКС РБ.

Проверкой установлено следующее.

На выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ по объекту «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Штанды Балтачевского района Республики Башкортостан» ГКУ УКС РБ, заключен государственный контракт от 28.08.2018 №04/2018-149с ООО «ГеоСтрой». На момент проверки оплата по государственному контракту от 28.08.2018 № 04/2018-149 произведена в общей сумме 169 144 463 рубля за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

На выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ по объекту «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Леуза (Кигинский район)» ГКУ УКС РБ заключен государственный контракт от 16.10.2018 № 04/2018-199 с ООО «ГеоСтрой». На момент проверки оплата по государственному контракту от 16.10.2018 № 04/2018-199 произведена в общей сумме 174 766 194 рубля за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

В соответствии с п. 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС81-35.2004 (далее - МДС81-35.2004) с целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, с учетом размера, согласованного заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

При расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные работы часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. В этом случае объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений.

Возникновение у подрядчика права на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с фактом выполнения дополнительных работ.

Согласно п. 4.96 МДС81-35.2004 в сводный сметный расчет включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

Проверкой было установлено, что за 2018-2020 по объектам: «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Штанды Балтачевского района Республики Башкортостан» и «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Леуза (Кигинский район)» подрядной организации ООО «ГеоСтрой» оплачены непредвиденные затраты в сумме 1 609 551 рубль и 1 537 758,47 рублей, соответственно.

В рамках проверки был представлен протокол технического совещания по обоснованию непредвиденных затрат, предусмотренных контрактом по объектам «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Штанды Балтачевского района Республики Башкортостан» и «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Леуза Кигинский район» без даты и номера, на котором присутствовали представители заказчика ГКУ УКС РБ, генерального подрядчика по Объекту ООО «ГеоСтрой», проектного института ГИП ООО ГК «ПроектЦентр».

Согласно протоколу, в расценках локальных смет учтена доставка строительных материалов на объект в пределах 30 км. В связи с удаленностью строящегося объекта от предприятий поставщиков строительных материалов расходы на поставку основных материалов железобетонных изделий (плит перекрытия, перемычек, фундаментных боков), кирпича подрядчик возмещает за счет средств резерва на непредвиденные затраты по объектам, соответственно, на сумму 223 930 рублей и 207 594 рубля, соответственно, в ценах 2001 г. На данные затраты выполнен и утвержден локальный сметный расчет № 02-01-01-2 по объектам, на сумму 380 223 рубля и 421 307 рублей, соответственно, в ценах 2001 года.

Согласно локальному сметному расчету № 02-01-01-2 стоимость перевозки материалов в текущих ценах (ТССЦпг03-31-01-100,ТССЦпг03-31-01-50,ТССЦпгО 1-01-02-004 в объеме 20 966,22 тонн груза) составила по объектам «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Штанды Балтачевского района Республики Башкортостан» и «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Леуза Кигинский район», соответственно, 2 758 866 рублей и 3 119 357 рублей, соответственно. Согласно представленному локальному сметному расчету, доставка производилась из г. Миасс, расстояние до объекта составило 180 км.

Согласно акту камеральной проверки от 18.09.2020 N 246-20 в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ работы, определенные локальными сметными расчетами N 02-01-20, N 09-03-03 на непредвиденные затраты, в общей сумме 343 235 рублей не связаны с уточнением проектных решений или условий строительства, оплачены за счет средств на непредвиденные расходы за счет средств бюджета РБ.

Управлением были представлены возражения от 02.10.2020 N 10-487 (вх. от 06.10.2020 N ОУ-15694) на Акт камеральной проверки от 18.09.2020 N 246-20.

Представленные возражения были приняты третьим лицом к сведению в части:

1)по объекту «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Штанды Балтачевского района Республики Башкортостан»:

- Корректировка ошибок в ЛСР №02-01-01 на сумму 90 496 руб. 59 коп. в ценах 2001г. в текущих ценах 670 036 руб. 60 коп.;

- Пусконаладочные работы клапанов огнезадерживающих и клапанов воздушных с электрическим приводом, установленным по замечаниям пожарной инспекции на сумму 603,34 рубля в ценах 2001 года. В текущих ценах стоимость работ составила 4 467 рублей.

2)по объекту «Строительство школы на 80 ученических мест с детским садом на 40 мест в д. Леуза Кигинский район»:

-Корректировка ошибок в ЛСР № 02-01-01 на сумму 90 496,57 рублей в ценах 2001 года. В текущих ценах 670 036,60 рублей;

-Пусконаладочные работы клапанов огнезадерживающих и клапанов воздушных с электрическим приводом, установленным по замечаниям пожарной инспекции на сумму 606,55 рубля в ценах 2001 года. В текущих ценах стоимость работ составила 4 491 рубль.

Между истцом и ответчиком были подписаны акт о приемке выполненных работ КС-3 и справка о стоимости выполненных работ КС-2, в которых спорные работы указаны и истцом приняты.

По результатам проверки третье лицо пришло к выводу, что ответчиком обоснование выполнения работ на сумму 1 166 809 руб. 81 коп. не представлено, что указанные работы не подлежали оплате как непредвиденные.

На основании проверки проведенной третьим лицом, истцом заявлены требования о взыскании стоимости неподтвержденных объемов работ в размере 1 166 809 руб. 81 коп.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Стороны, согласно ст. ст. 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пользуются равными процессуальными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе в части непредставления доказательств в обоснование своей правовой позиции.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из диспозиции приведенной выше нормы следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.

Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Поскольку иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

На основании пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Согласно части 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком.

В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.

Согласно пункту 6 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором подряда, после сдачи результата работ заказчику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. В силу пункта 2 указанной нормы права заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Принятие результата выполненных работ является обязанностью заказчика при условии сообщения подрядчика о готовности его к сдаче. При этом сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Исходя из назначения указанного документа, акт выполненных работ должен отражать сведения о содержании качественно выполненных работ, их объеме.

Условия возмездного договора предполагают право стороны, исполнившей свои обязанности, требовать от другой стороны предоставления платы или иного встречного предоставления (пункт 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное, договор в указанной нормы права предполагается возмездным.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Истцом акты выполненных работ по контрактам подписаны без замечаний, работы приняты, оплачены, в том числе работы на сумму 1 166 809 руб. 81 коп., что сторонами не оспаривается.

Следовательно, истцом спорный объем работ в сумме 1 166 809 руб. 81 коп. был принят без возражений, оплачен.

Акт камеральной проверки N 246-20 от 18.09.2020 г., представленный в материалы дела, был составлен на основании бухгалтерской финансовой отчетности. Доказательств того, что в рамках проверки проводился осмотр строительного объекта и фактически выполненных работ, в материалы дела не представлено, в акте камеральной проверки не указано. Таким образом, акт камеральной проверки, составленный на основании лишь документов, без осмотра объекта, не может являться надлежащим доказательством, положенным в основу решения по данному делу.

Для определения факта и объема выполнения работ, учтенных в виде непредвиденных затрат, необходимы специальные познания.

Назначение экспертизы (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) относится к праву арбитражного суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.

Вопрос о назначении экспертизы либо об отказе в ее назначении разрешается судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств, и при этом суд самостоятельно определяет достаточность доказательств.

Согласно абзацу второму пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в случае неисполнения указанными лицами обязанности по внесению на депозитный счет суда денежных сумм в установленном размере суд выносит определение об отклонении ходатайства о назначении экспертизы и, руководствуясь положениями части 2 статьи 108, части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.

Истцом ходатайства о назначении судебной экспертизы в установленном законе порядке с целью определения объемов выполненных работ на сумму 1 166 809 руб. 81 коп. - неподтвержденным объемом, заявлено не было.

Кроме того, из представленных в материалы дела протоколов технического совещания по обоснованию непредвиденных затрат по контрактам от 28.08.2018 № 04/2019-149 и от 16.10.2018 № 04/2018-199, подписанных сторонами без возражений, следует, что сторонами утверждены локально-сметные расчеты № 01-2021 на непредвиденные затраты для возмещения стоимости перечисленных в протоколе работ (дополнительных и не учтенных проектом) Генеральному подрядчику в рамках исполнения контракта. 

Таким образом, доводы истца о том, что работы на сумму 1 166 809 руб. 81 коп. не подлежат оплате, так как являются неподтвержденным объемом, истцом не обоснован, документально не подтвержден.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не доказано, что выполненные ответчиком работы на сумму 1 166 809 руб. 81 коп. являются неподтвержденным объемом.

Принимая во внимание требования приведенных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на истца в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Геострой» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о взыскании стоимости оплаченных неподтвержденных затрат по государственным контрактам от 28.08.2018 № 04/2019-149 и от 16.10.2018 № 04/2018-199 в размере 1 166 809 руб. 81 коп., отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                                   З.Р. Хазиахметова