ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-16177/17 от 17.01.2018 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-16177/2017

24 января 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2018 года

Полный текст решения изготовлен 24 января 2018 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Бахтияровой Х.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетниковой Р.Р. рассмотрел дело по заявлению

Комитета по  управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан,

Администрация муниципального района Ишимбайский район РБ,

Региональная молодежная общественная организация «Культурное наследие Башкортостана»,

Муниципальное бюджетное учреждение «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» муниципального района  Ишимбайский район Республики Башкортостан

МКУ Отдел образования администрации МР Ишимбайский район РБ

о признании недействительным предписания № 19-А-23/15-17 от 14.04.2017 и решения по делу №А-23/15-17 от 28.04.2017

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность№3395 от 13.10.2017г.

от ответчика:  ФИО2, доверенность №26 от 17.01.2018

от МБУ «ДОЛ «Радуга»: ФИО3, доверенность №2 от 12.01.2018г.

от Администрации МР Ишимбайский район РБ: ФИО4, доверенность №24от 26.09.2017г..

от РМОО «Культурное наследие Башкортостана»: ФИО5, доверенность №1 от 10.09.2015г., председатель правления ФИО6, паспорт.,

от Министерства земельных и имущественных отношений РБ: не явился, извещен надлежащим образом.

МКУ Отдел образования администрации МР Ишимбайский район РБ: ФИО7, доверенность от 23.08.2011 №206к., удостоверение №139.

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился  Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г. Ишимбай (далее – Комитет) с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы РБ (далее – Управление, УФАС по РБ, антимонопольный орган)  о признании недействительными решения от 28.04.2017 по делу № А-23/15-17 и предписания №19-А-23/15-17 от 14.04.2017.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Ишимбайский район РБ, Региональная молодежная общественная организация «Культурное наследие Башкортостана», Муниципальное бюджетное учреждение «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» муниципального района  Ишимбайский район Республики Башкортостан, МКУ Отдел образования администрации МР Ишимбайский район РБ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле арбитражный суд установил, что 18.04.2016 РМОО «Культурное наследие Башкортостана» в адрес Комитета направило заявление о предоставлении объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером: 02:28:030201:1, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, СП Байгузинский сельсовет, д.Байгузино, а именно отдельно стоящие нежилые здания: душевая с прачечной, Литер А; комплекс вагон-домиков, Литер Б; комплекс вагон-домиков, Литер Т; склад, Литер Э, домик №16, Литер Ф; домик №22, Литер Ш; комплекс вагон-домиков, Литер Ц; домик №15, Литер У; домик №1, Литер Д; домик №2, Литер Е; домик №11, Литер Л; домик №3, Литер К; домик №20, Литер X; домик №12, Литер Р; столовая, Литер Ж; домик №13, Литер С (далее - объекты недвижимости), для использования в целях: размещение детского оздоровительного лагеря «Орленок».

26.04.2016 Комитетом в адрес Минземимущества Республики Башкортостан направлен запрос о согласовании передачи объектов недвижимости на территории детского лагеря в аренду.

В ответ на запрос, Минземимущество Республики Башкортостан сообщило о том, что решение вопроса по передаче в аренду государственного имущества на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан находится в компетенции Комитета.

06.05.2016 Комитет в адрес РМОО «Культурное наследие Башкортостана», сообщил, что решение о передаче в аренду объектов недвижимости будет принято после расторжения договора аренды № 1958 от 26.12.2011 с БРОФ поддержки «Единая Россия».

11.05.2016  Комитет, Приказом № 6 расторг  договор аренды № 1958 от 26.12.2011  с  01.04.2016. Согласно данным Федеральной налоговой службы, Башкортостанский региональный общественный фонд поддержки всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", являвшийся арендатором испрашиваемых в аренду объектов, прекратил свою деятельность 01.04.2016.

16.05.2016 в адрес Комитета поступило заявление от МБУ «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан о передаче в аренду вышеуказанных объектов государственного имущества Республики Башкортостан.

17.05.2016 между Комитетом и МБУ «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» заключен договор № 2235 о передаче объектов государственного нежилого фонда, являющихся имуществом казны, в аренду без права выкупа на срок с 01.06.2016 по 01.05.2017.

01.06.2016 Комитет сообщил РМОО "Культурное наследие Башкортостана", что спорные объекты недвижимости переданы в аренду МБУ «Радуга» на основании договора № 2235 от 17.05.2016.

29.03.2017 Правительством Республики Башкортостан Правительством РБ  вынесено распоряжение №246р  о передаче объектов  государственного  имущества  Республики Башкортостан, расположенных в д. Байгузино, Ишимбайский район, Республики Башкортостан  и  земельного  участка  с  кадастровым   номером  02:28:030201:1 в муниципальную собственность муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан. 07.04.2017составлен передаточный акт о передаче государственного имущества Республики Башкортостан в муниципальную собственность муниципального района  Ишимбайский район Республики Башкортостан  №20.

12.04.2017 Комитетом в адрес РМОО "Культурное наследие Башкортостана" было направлено письмо №1135 о результатах рассмотрения заявления РМОО "Культурное наследие Башкортостана" от 18.04.2016 об отказе в предоставлении испрашиваемых спорных 17 объектов недвижимости.

14.04.2017 в Управлении Росреестра по РБ было зарегистрировано право собственности на 17 объектов недвижимости, находящихся на территории земельного участка с кадастровым номером 02:28:030201:1 за муниципальным районом Ишимбайский район Республики Башкортостан. 

Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило перенаправленное Общественной палатой Республики Башкортостан обращение Региональной молодежной общественной организации «Культурное наследие Башкортостана» Республики Башкортостан, о наличии в действиях Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г.Ишимбаю по заключению между Комитетом и МБУ «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» договора № 2235 о передаче объектов государственного нежилого фонда, являющихся имуществом казны, в аренду без права выкупа на срок с 01.06.2016  по 01.05.2017, поскольку предметом данного договора являются объекты недвижимости, за предоставлением которых обращалась РМОО «Культурное наследие Башкортостана»,  нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.39.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Комитету было выдано предупреждение №6/15-17 в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, для чего необходимо совершить в течение 20 дней со дня получения настоящего предупреждения действия направленные на обеспечение конкуренции, путем рассмотрения обращений РМОО «Культурное наследие Башкортостана» и МБУ «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» и обеспечения справедливого и конкурентного доступа хозяйствующих субъектов к объектам недвижимости на территории детского лагеря.

Согласно ч.8 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.  

Поскольку данное предупреждение, Комитетом не исполнено, приказом Управления возбуждено дело № А-23/15-17 по признакам нарушения Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г.Ишимбаю ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Заявитель ссылается на то, что договор аренды 2235 от 17.05.2016 и договор аренды РБ-45-206 от 01.06.2016 с МБУ ДОЛ «Радуга» расторгнуты.

Антимонопольный орган указывает на то, что согласно предупреждению, Комитету необходимо было рассмотреть заявления РМОО «Культурное наследие Башкортостана» и МБУ «Детский оздоровительный лагерь «Радуга». Предупреждение о необходимости расторжения договора аренды от 17.05.2016, Управлением не выдавалось.

В рамках рассмотрения дела 28.03.2017  на основании ст. 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией вынесено Заключение об обстоятельствах дела.

По результатам вынесенного Заключения, представитель Комитета
пояснила, что Комитетом рассмотрены заявления РМОО «Культурное наследие Башкортостана» и МБУ «Детский оздоровительный лагерь «Радуга», принято решение отказать РМОО «Культурное наследие Башкортостана» в предоставлении имущества по следующим причинам: по информации МКУ Отдел образования МР Ишимбайский район РБ, как органа, отвечающего за оказание услуг по воспитанию и оздоровлению детей и подростков на территории МР Ишимбайский район РБ, от РМОО «Культурное наследие Башкортостана» не была представлена на согласование воспитательная программа детского лагери; РМОО «Культурное наследие Башкортостана» отсутствует в реестре загородных стационарных детских оздоровительных организаций Республики Башкортостан  на 2016 год, размещенном на официальном сайте Министерства образования Республики Башкортостан (письмо от 12.04.2017).

По результатам рассмотрения обращения, а также представленных дополнительных документов и сведений, УФАС по РБ принято решение  по делу №А-23/15-17 от 28.04.2017, согласно которому Комитет признан  нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании названного решения антимонопольным органом выдано предписание № 19-А-23/15-17 от 14.04.2017, согласно которому:

1. Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г.Ишимбаю устранить нарушение ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. С целью исполнения настоящего предписания Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г.Ишимбаю необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно -рассмотреть обращение РМОО «Культурное наследие Башкортостана» и совершить действия, направленные на обеспечение конкурентных процедур при выделении в аренду объектов недвижимости.

3. Во исполнение настоящего предписания, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г.Ишимбаю необходимо в срок, не превышающий 30 дней, с момента получения предписания, представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан копии документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания.

Заявитель  просит признать недействительными названные решение и предписание антимонопольного органа указывая, что   решение является недействительным, так как не содержит разъяснений о том какие номы права нарушены Комитетом при предоставлении государственных услуг, считает вынесенное предписание неисполнимым.

УФАС по РБ требования заявителя не признало, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поддерживает требования заявителя, согласно представленному отзыву считает,  что на момент рассмотрения обращения РМОО «Культурное наследие Башкортостана»  заявитель руководствовался постановлением Правительства РБ от 29.12.2007 №403, обращение РМОО «Культурное наследие Башкортостана»   было рассмотрено, решение по нему принято. Считает, что предписание УФАС по РБ неисполнимо т.к. спорным имуществом распоряжается администрация МР Ишимбайский район РБ. (л.д.98-103 том 2),

 Администрация муниципального района Ишимбайский район РБ поддерживает позицию заявителя, согласно представленному отзыву  считает, что права РМОО «КНБ» при предоставлении права аренды МБУ «ДОЛ «Радуга» не нарушены т.к. его заявка была ранее рассмотрена и по ней дан ответ, нарушения конкуренции не было т.к. в рамках действующего законодательства при наличии одной заявки МБУ «ДОЛ «Радуга» является достаточным основанием для заключения договора аренды без конкурса (л.д.164-166 том 3)

Региональная молодежная общественная организация «Культурное наследие Башкортостана» считает требования заявителя необоснованными, согласно представленному отзыву и дополнениям к нему считает  законным вывод антимонопольного органа о нарушении заявителем требований  ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», просит в исковых требованиях отказать (л.д. 55-58,106-117, том 2)

Муниципальное бюджетное учреждение «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» муниципального района  Ишимбайский район Республики Башкортостан поддерживает позицию заявителя, согласно отзыву считает, что УФАС по РБ не разъяснил в решении какие нормы нарушены заявителем при предоставлении государственных услуг, указывает, что законодательством не предусмотрено предоставление спорных объектов недвижимости в аренду  детскому оздоровительному лагерю путем проведения аукциона (торгов) или конкурса, указывает на неисполнимость предписания УФАС по РБ (л.д. 161-162 том 3),

МКУ Отдел образования администрации МР Ишимбайский район РБ согласно представленному отзыву поддерживают позицию заявителя, считает что  законодательством не предусмотрено предоставление спорных объектов недвижимости в аренду  МБУ «ДОЛ «Радуга» путем проведения аукциона (торгов) или конкурса, указывает на неисполнимость предписания УФАС по РБ т.к. в настоящее время спорным имуществом распоряжается администрация МР Ишимбайский район РБ. (л.д.77-80 том 5).

Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и интересов заявителя.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, определенных ст. ст. 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктами  3 и  4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

- государственным и муниципальным учреждениям;

- некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В материалы дела  представлены учредительные документы РМОО «Культурное наследие Башкортостана» и МБУ «ДОЛ «Радуга».

Согласно Уставу РМОО «Культурное наследие Башкортостана» является основанным на членстве общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Основными целями деятельности РМОО «Культурное наследие Башкортостана» являются:

-        приобщение подрастающего поколения к сохранению исторического и природного наследия своей родины;

-        воспитание  детей,   подростков  и   молодёжи   в  духе  патриотизма, гражданственности и привитие навыков здорового образа жизни.

Задачами РМОО «Культурное наследие Башкортостана»:

-   участие в    мероприятиях по выявлению и охране памятников истории и культуры;

-    пропаганда, направленная на формирование у молодых граждан бережного отношения к культурным и природным ценностям;

- воспитание   у   молодежи   патриотического,   гуманистического

отношения к культуре и истории родного края,

- оказание   помощи   государственным   органам   власти   в   сфере сохранения памятников истории и культуры;

- участие в реставрации и научном изучении памятников истории и культуры;

- разработка   и    реализация   программ,   направленных   на  защиту памятников истории и культуры;

- разработка   и   участие  в  программах,  проектах,  мероприятиях, направленных   на   формирование   здорового   образа   жизни,   укрепления семейных ценностей,

Для реализации уставных целей и задач в установленном законом порядке Организация вправе осуществлять в соответствии с действующим законодательством следующие виды деятельности: образовательная деятельность; издательская деятельность; организация детских, молодежных профильных    лагерей, связанных с изучением истории и культуры;  создание центров, лабораторий и мастерских, участвующих, в работе по выявлению, изучению и реставрации памятников истории, и культуры; организация конференций, выставок, фестивалей, лекций, семинаров; создание обучающих программ; экскурсионно-туристическая деятельность; организация   культурного   досуга   и   творческой   деятельности  детей, подростков и молодежи; спортивно-оздоровительные   проекты,   направленные   на   укрепление физического здоровья подрастающего поколения;    создание подростковых и молодежных клубов по интересам.

 Согласно Уставу Муниципальное бюджетное учреждение «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Радуга» муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, создано в соответствии с постановлением администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан №1075 от «22» июня 2009 года.

Учредителем     Учреждения     является     муниципальный     район
Ишимбайский район Республики Башкортостан.

МБУ «ДОЛ «Радуга» является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении   Муниципального   казенного   учреждения   отдел   образования администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.

Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени администрации  муниципального  района Ишимбайский район  Республики Башкортостан    осуществляет    Комитет    по    управлению    собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Ишимбайскому району и г. Ишимбаю.

Форма собственности Учреждения: муниципальная.

Основными задачами Учреждения являются-организация отдыха и оздоровления детей школьного возраста;

-развитие разносторонней творческой деятельности детей, привитие навыков культурной организации свободного времени;

-пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Предметом деятельности учреждения является оздоровительно-
спортивная, досуговая и иная деятельность учреждения, направленная на
достижение целей создания учреждения.

Для достижения целей создания учреждение осуществляет следующие
основные виды деятельности: организация летнего оздоровительного отдыха детей, разработка и осуществление социальных и культурно-массовых планов, проектов и программ летней работы с детьми; организация оздоровительного отдыха и досуга детей в каникулярное
время; организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок
и других форм показа результатов творческой деятельности детей,
направленных на пропаганду и популяризацию здорового образа жизни,
физической культуры и спорта; проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов и авторов, рекламирующих и пропагандирующих здоровый образ жизни; демонстрация кинофильмов и видеопрограмм по здоровому образу жизни; осуществление физкультурной, спортивной работы, организация и проведение туристических походов, экскурсий; обеспечение условий проживания и пребывания детей в учреждении; организация методической и практической подготовки
педагогического коллектива к деятельности в учреждении.

Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не
запрещенные законодательством РФ, соответствующие целям и задачам
учреждения.

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и письма ФАС России от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -письмо ФАС России) передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права. Передача соответствующих прав на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Согласно письму ФАС России заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Случаи заключения договоров, предусматривающие в соответствии с положениями части I статьи 17.1 Закона о защите конкуренции переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения торгов, не устанавливают безусловного права требовать от правообладателя заключение такого договора и не являются соответствующей обязанностью последнего.

При наличии двух и более претендентов на заключение договора в отношении одних и тех же объектов государственного или муниципального имущества без проведения торгов на основании исключений, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отказ таким заявителям в заключении договоров без конкурентных процедур и последующая передача указанного имущества на торгах не будет являться нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Приказом Федеральной антимонопольной службы  от 10.02.2010 №67  утвержден перечень видов имущества, в отношении которого  заключение  договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления  имуществом, иных договоров, преусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального  имущества, может осуществляться путем проведения торгов  в форме конкурса. В данный перечень испрашиваемые РМОО «Культурное наследие Башкортостана» объекты, находившиеся  в собственности Республики Башкортостан, не входили.

Как следует из материалов дела обращение РМОО «Культурное наследие Башкортостана» было подано 18.04.2016   (л.д. 112-113 том 1).

МБУ «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» подало заявление исх. 122 от 11.05.2016 ( вх. от  16.05.2016 №915К). (л.д. 130 том 1)

Представитель Комитета в судебном заседании пояснила, что в своей работе Комитет руководствуется Положением  о территориальном  органе Министерства земельных и имущественных отношений  Республики Башкортостан- районном, городском комитете по управлению собственностью, утвержденном  Приказом  Министерства земельных и имущественных отношений  Республики Башкортостан о территориальных органах Министерства земельных и имущественных отношений  Республики Башкортостан- районных, городских комитетах по управлению собственностью от 09.08.2007 №1458

В соответствии  с п.3.5.36 территориальных орган  выступает арендодателем  и правопреемником по договорам аренды  государственного имущества, включая земельные участки и иное недвижимое имущество, в том числе по договорам аренды государственного имущества с правом выкупа , заключенным ранее  предприятиями , организациями.

Комитет ссылается на тот факт, что на момент рассмотрения обращения РМОО  «Культурное  наследие  Башкортостана»  в  апреле  2016  года Комитет в своей деятельности руководствовался Постановлением Правительства РБ от 29 декабря 2007 года № 403 «О порядке оформления прав пользования государственным имуществом Республики Башкортостан и об определении годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан (далее -Постановление № 403).

Согласно п.3.4.2. данного Постановления, рассмотрение заявления о передаче без проведения торгов государственного имущества в пользование производится в срок до одного месяца.  При отказе  в передаче государственного имущества  в пользование заявителю направляется письменное мотивированное  уведомление в срок до одного месяца с момента регистрации заявления.

Согласно п.3.4.3. Постановления № 403 решение о передаче государственного имущества в пользование юридическим и физическим лицам и изменении условий пользования государственным имуществом принимается Комиссией по рассмотрению заявок на право пользования государственным имуществом Республики Башкортостан (далее - Комиссия).

Комитет ссылается на то, что  обращение было рассмотрено ещё 06.05.2016  и решение по заявлению было принято (л.д.114 том 1).

Данный довод судом не принимается,  поскольку из  текста письма Комитета  от 06.05.2016 следует, что «решение о передаче в аренду объектов государственной собственности будет принято после расторжения договора аренды № 1958 от 26.12.11г. с БРОФ поддержки «Единая Россия»».

Таким образом, суд приходит к выводу , что на рассмотренииКомитета по  управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю   находились заявки  Региональной молодежной общественной организации «Культурное наследие Башкортостана» и Муниципального бюджетного учреждения «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» муниципального района  Ишимбайский район Республики Башкортостан.

Учитывая вышеизложенное, поскольку  на одни и те же объекты недвижимости  поступили заявки от 2-х лиц, имеющих право на заключение договора без проведения торгов и заинтересованных в получении прав на государственное  имущество, выбор между данными субъектами должен осуществляться с соблюдением принципов конкуренции, на основании конкурсных процедур.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурсных процедур, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном информировании в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Управлением при рассмотрении документов и сведений.

Таким образом, в действиях Комитета, содержатся признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что вывод антимонопольного органа в обжалуемом решении о том,  что Комитет нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», основан на установленных обстоятельствах дела и является обоснованным, в связи с чем, заявление  Комитета  в части признания недействительным п.1 решения  по делу №А-23/15-17 от 28.04.2017 удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. ст. 41, 50 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок.

В силу ст. 51 ФЗ «О защите конкуренции» предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.

  Таким образом, учитывая изложенные нормы права, предписание  антимонопольного органа  должно быть логически согласовано с решением и направлено на устранение нарушений, установленных антимонопольным органом в рамках конкретного дела, а требования, изложенные в предписании, должны быть определенными и исполнимыми.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, предписание выдается антимонопольным органом в целях устранения (прекращения) выявленных им нарушений законодательства. При этом решение вопроса о выдаче предписания предполагает не только формальную констатацию управлением факта несоблюдения тех или иных норм, но и определение им конкретного способа восстановления нарушенного права, возможности его реализации исходя из фактических обстоятельств дела.

На основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №246-р от  29.03.2017 семнадцать объектов государственного имущества Республики Башкортостан, расположенные в д. Байгузино, Ишимбайский район, Республика Башкортостан и земельный участок с кадастровым номером 02:28:030201:1 переданы в муниципальную собственность муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан. Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра  по РБ 14.04.2017.

Согласно подп. 5 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Пунктами 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время спорным имуществом распоряжается администрация муниципального района Ишимбайский район РБ с связи с чем предписание УФАС по РБ № 19-А-23/15-17 от 14.04.2017 вынесенное в отношении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г.Ишимбаю по данным объектам недвижимости является неисполнимым и подлежащим признанию недействительным.

Между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю  с Администрацией муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан заключено соглашение о взаимодействии  по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, утвержденное решением Совета муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 10.07.2013 №13/172.

Предметом настоящего Соглашения является осуществление Территориальным органом в соответствии с действующим законодательством, муниципальными нормативными актами, решениями главы Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, настоящим Соглашением от имени Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан следующих функций в сфере публично-правовых отношений по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также земельными участками до разграничения государственной собственности на землю и земельными участками, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы муниципальным образованиям:

1.1.1. подготовка проектов решений Администрации муниципального района Ишимбайский    район   Республики   Башкортостан   по   вопросам   распоряжения объектами недвижимости, включая земельные участки, в том числе: предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное (срочное) пользование, залог (ипотека), доверительное управление и установления любых видов ограниченного пользования (сервитутов) или иных ограничений по использованию земель;

1.1.2. подготовка проектов договоров аренды, купли-продажи, доверительного управления, безвозмездного (срочного) пользования, ограниченного пользования (сервитута), соглашений о внесении денежных средств за фактическое пользование земельными участками, залога (ипотеки) объектов недвижимости, в том числе земельных  участков,   находящихся   в   собственности   муниципального   района Ишимбайский район Республики Башкортостан, а также земельных участков до разграничения государственной собственности на землю на основании решения главы Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан,     принятого в     сфере     его     компетенции,  установленной законодательством.

В силу п. 2.1.2 соглашения в обязанности Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан входитсвоевременное рассмотрение и принятие подготовленных Территориальным органом проектов решений о распоряжении объектами недвижимости.

В обязанности Территориального органа входят в том числе следующие:.

2.2.1  обеспечение надлежащего осуществления функций по управлению и распоряжению   муниципальным   имуществом,   предусмотренных   в   пункте   1.1 настоящего   Соглашения,   в   соответствии   с   законодательством   Российской Федерации и Республики Башкортостан в рамках настоящего Соглашения;

2.2.2 предоставление Администрации муниципального района Ишимбайский район   Республики   Башкортостан   по   запросу   необходимую   информацию   по управлению и распоряжению муниципальным имуществом в рамках настоящего Соглашения;

Федеральное законодательство не содержит норм, прямо предписывающих взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.

 Однако законодательно закреплена самостоятельность государственной и муниципальной власти в определении форм реализации своих полномочий (в частности, в статье 125 Гражданского кодекса, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), что дает основания для вывода о допустимости взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на договорной основе.

Подготовка и подписание каких-либо документов для целей оформления арендных правоотношений, осуществления контроля за сохранностью и эффективным использованием муниципальной собственности на основании Соглашения о взаимодействии органа местного самоуправления (Администрация) и органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Комитет) не влечет передачу прав и обязанностей арендодателя.

Наличие такого Соглашения подразумевает осуществление отдельных функций органа местного самоуправления сотрудниками территориального органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но не наделяет должностных лиц органа государственной власти субъекта Российской Федерации властно-распорядительными полномочиями.

18.04.2017 Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений  Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю от имени муниципального  района Ишимбайский район Республики Башкортостан в соответствии с Постановлением  администрации муниципального  района Ишимбайский район Республики Башкортостан №714 от 18.04.2017 по акту приема-передачи передал имущество (спорные объекты)  в оперативное управление МБУ «Радуга».

Как следует из представленных в материалы дела выписок из единого государственного реестра  прав на недвижимое  имущество и сделок с ним о переходе  прав на объекты недвижимого имущества  от 17.11.2017  на спорные объекты-  нежилые здания: душевая с прачечной, Литер А; комплекс вагон-домиков, Литер Б; склад с ледником , хранения инвентаря, Литер Э, домик №2, Литер Е; домик №13, Литер С домик №22, Литер Ш; домик №3, Литер К; домик №15, Литер У; домик №1, Литер Д;  комплекс вагон-домиков, Литер Т; столовая, Литер Ж; домик №20, Литер X; домик №12, Литер Р; домик №11, Литер Л; комплекс вагон-домиков, Литер Ц; домик №16, Литер Ф 14.04.2017  зарегистрировано право собственности Муниципального  образования-муниципальный район Ишимбайский район Республики Башкортостана, а  02.05.2017 зарегистрировано право оперативного управления Муниципального бюджетного учреждения «Детский оздоровительный лагерь «Радуга» муниципального района  Ишимбайский район Республики Башкортостан  (т.5, л.д.44-75).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на дату принятия оспариваемого предписания (28.04.2017) объекты на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 29.03.2017 №246-р (л.д.132 том 3) переданы из государственной в муниципальную собственность муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан по передаточному акту  №20 от 07.04.2017(л.д.135 том 3), суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства исключают возможность Комитета по  управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно рассмотреть обращение  РМО «Культурное наследие Башкортостана», совершить действия, направленные  на обеспечение  конкурентных процедур при выделении  в аренду объектов и делает оспариваемое предписание антимонопольного органа неисполнимым.

Данное обстоятельство является самостоятельным в целях удовлетворения заявления о признании недействительным оспариваемого предписания антимонопольного органа.

Поскольку предписание не отвечает критерию исполнимости, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу №А-23/15-17 от 28.04.2017 согласно   которому   решено   выдать  Комитету по  управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю    обязательное   для   исполнения предписание,  предписание № 19-А-23/15-17 от 14.04.2017 также является недействительным.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Комитета по  управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю  удовлетворить частично.

Признать недействительными п. 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу №А-23/15-17 от 28.04.2017 и предписание № 19-А-23/15-17 от 14.04.2017.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

          Судья                                                                Х.Р.Бахтиярова