ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-16647/2021 от 09.02.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-16647/2021

28.02.2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2022

Полный текст решения изготовлен 28.02.2022

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи            Миграновой  Г. Р. , при ведении протокола помощником судьи Сидоровой Э.А., рассмотрев заявление

Башкирского регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" (ИНН 0277938710, ОГРН 1180280080045)

к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН 0278151669, ОГРН 1080278007897)

Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью  «Пласт»

 Об оспаривании приказа Министерства природопользования и экологии  №426п от 22.05.2019, обязании устранить допущенные нарушения

При участии в судебном заседании согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

Как следует из  материалов дела, министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – Министерство, заинтересованное лицо), издан приказ №426п от 22.05.2019 об отмене приостановления права пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Изяк.

Полагая издание приказа №426п от 22.05.2019 незаконным, заявитель обратился в Советский районный суд г. Уфы.

Определением от 24.05.2021 по делу №А2а-2234/2021 дело передано на рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Требования заявителя основаны на положениях ст.ст. 124-125 КАС РФ, п. 6 ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об охране окружающей среды".

В обоснование своих требований осведомленности БРО ООО «ВООП» заявило, что механические вскрышные работы в границах выделенного лицензионного участка ведутся без проведения геологических и разведочных работ, в отсутствие проектной документации, в отсутствие положительного заключения геологической, экологической экспертиз на проект проведения опытно-эксплуатационных и поисково – разведочных работ.

Земельные работы ведутся на земельном участке, не оформленным надлежащим образом, проезд к месту нахождения карьера осуществляется по проймам р. Уфы, находящейся в водоохраной зоне.

В связи с передачей дела на рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан,  суд потребовал от заявителя привести заявление в соответствие с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель явку в суд не обеспечил, извещён в соответствии с положениями ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. требования суда заявитель не исполнил.

Судебное разбирательство проведено по имеющимся в материалах дела документам.

В соответствии с п.1 ст.168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.

При разрешении заявленного требования  суд определил правовую природу отношений сторон и применил к ним соответствующие нормы закона.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу приведенных норм, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя.

Согласно подпункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом о недрах, обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Согласно статье 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.

Регулирование отношений в области пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Республики Башкортостан, так же производится в соответствии с законом «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан» №144-з от 23.12.2004г. (далее – Закон Республики Башкортостан) который устанавливает порядок оформления, переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения, приостановления их действия, внесения в них изменений и их государственной регистрации и выдачи.

Оценивая довод заинтересованного лица и третьего лица о пропуске срока исковой давности, суд отмечает, заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Заинтересованные лица  полагают, что заявителем пропущен срок на обжалование спорного приказа, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Согласно представленным документам, жители, права которых нарушены, по мнению БРО ООО «ВООП», обратились к обществу 21 февраля 2021 г.

21 февраля 2021 г. общественным инспектором по охране окружающей среды  БРО ООО «ВООП» был осуществлён выезд на три месторождения, находящихся в границах населенных пунктов д. Кляшево, д. Старые Карашиды, составлен акт.

22.03.2021 в Советский районный суд поступило заявление об оспаривании приказа №426п от 22.05.2019.

Определением от 24.05.2021 Советский районный суд предал дело на рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Доказательств, свидетельствующих об осведомленности БРО ООО «ВООП» о наличии спорного приказа до обращения в Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан, суду не представлено, материалы дела не содержат.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения спора по существу.

Как суд уже указал, требования заявителя основаны на положениях ст.ст. 124-125 КАС РФ, п. 6 ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об охране окружающей среды" (далее – Закон N 7-ФЗ).

Статья 68 Закона N 7-ФЗ регламентирует Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль).

Согласно положениям указанной статьи, Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

 Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

 Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

 Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.

Общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостоверения.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

 Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостоверения, порядок его выдач, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Старейшей общественной экологической организацией России является созданное в 1924 г. Всероссийское общество охраны природы, которое в настоящее время действует на территории более половины субъектов РФ. Общество ставит основной целью своей деятельности организацию движения общественности за здоровую и благоприятную экологическую обстановку в России, за создание условий, способствующих ее устойчивому экологически безопасному развитию.

БРО ООО «ВООП», являясь башкирским региональным отделением указанного общества, будучи юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, обратилось в суд с настоящим заявлением.

В обоснование своих требований осведомленности БРО ООО «ВООП» заявило, что механические вскрышные работы в границах выделенного лицензионного участка ведутся без проведения геологических и разведочных работ, в отсутствие проектной документации, в отсутствие положительного заключения геологической, экологической экспертиз на проект проведения опытно-эксплуатационных и поисково – разведочных работ.

Земельные работы ведутся на земельном участке, не оформленным надлежащим образом, проезд к месту нахождения карьера осуществляется по проймам р. Уфы, находящейся в водоохраной зоне.

Согласно лицензии УФА 03252 ТЭ, участок недр на участке р. Изяк в русле р. Уфа (далее - участок) представлен в пользование ООО «Пласт» для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка.

Условия пользования недрами в целях геологического изучения разведки и добычи песчано – гравийной смесми на участке Изяк в муниципальном районе Иглинский район Республики Башкортостан закреплены в приложении №1 к лицензии.

Указанные условия соответствуют положениям Российского законодательства, условия содержат описание лицензионного участка, срок действия лицензии, права и обязанности пользователя, условия и порядок платежей и налогов, основания для прекращения права пользования недрами и условия завершения работ, отчетность, геологическая информация о недрах, порядок уведомлений, адреса и реквизиты сторон.

К лицензии приложена схема расположения участка, сведения об участке, геологическая карта территории расположения участка, горноотводный акт №1515 от 02.11.2017.

Из приказа №188п от 06.03.2020 следует, что в Минэкологии Обществом «Пласт» была представлена проектная документация «Технический проект разработки участка песчано – гравийной смеси Изяк в МР Иглинский район РБ». Проектная документация заинтересованным лицом согласована.

В материалы дела представлен «Технический проект разработки участка песчано – гравийной смеси Изяк в МР Иглинский район РБ», заключение №7/19 комиссии по государственной экспертизе, план развития горных работ на участке (с изменением), решение  №02-10.01.02.012-р-рдбк-с-2019-04782/00 от 20.09.2019 о предоставлении водного объекта в пользование, соглашение о соблюдении социально – экономических и экологических интересов населения Территории между Обществом «Пласт» и Администрацией МР Иглинский район РБ от 09.06.2020, свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № ELGK1V58 от 06.11.2020, программа организации и ведения мониторинга окружающей среды, положительное экспертное заключение №134-02-05/2018 от 05.07.2018 проектной документации, согласование с ФБУ «Администрация Камводпуть» добычных работ, технических условий на проектирование руслового карьера ПГС на реке Уфа, технический отчет по производству маркшейдерских работ.

Вышеперечисленные документы свидетельствуют о необоснованности позиции заявителя.

Вышеперечисленные ненормативные правовые акты никем не оспорены, не признаны недействительными.

На основании указанных актов Обществу «Пласт» выдана лицензия.

Оспариваемый отказ №426п от 22.05.2019 вынесен в связи с устранением Обществом «Пласт» недостатков, послуживших основанием для приостановления права пользования недрами.

Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан в рамках утвержденных полномочий проведен рейдовый осмотр территории водоохраной зоны р. Уфа на территории СП Уткеевский сельсовет МР Иглинский район РБ.

По итогам осмотра составлен акт осмотра территории от 20.03.2020 № 05/25-2020, по результатам которого, нарушений действующего законодательства не выявлено.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Заявляя о том, что проезд к карьеру по добыче ПГС осуществляется по пойме реки Уфы в границах водоохранной зоны, БРО ООО «ВООП», доказательств в обоснование заявленного обстоятельства не представило.

Акт фиксации признаков нарушения законодательства об охране окружающей среды от 21.02.2021 о ведении вскрышных работ, об отсутствии паспорта объекта, представлен без приложений (фотографий, схем, координат места, выкопировок из публичной кадастровой карты).

Географические координаты угловых точек контура горного отвода, указанные в лицензии, не совпадают с координатами места составления акта. Доказательств, что место составления акта находится в зоне лицензированного участка недр, суду не представлено, материалы деа не содержат.

Поскольку заявление было подано в суд общей юрисдикции, затем передано на рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан, у заявителя было достаточно времени для представления документов в обоснование заявленных требований.

Таким образом, документального подтверждения допущенных обществом нарушений порядка добычи ПГС, содержащегося лицензионном соглашении, заявителем  не представлены, а судом не выявлены.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать.

В  соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на истца в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

 Вопрос о возвращении государственной пошлины оплаченной при подаче иска в суд общей юрисдикции, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

 Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Башкирского регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" (ИНН 0277938710, ОГРН 1180280080045) к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН 0278151669, ОГРН 1080278007897)  о признании незаконным приказа  Министерства природопользования и экологии  №426п от 22.05.2019, обязании Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в установленном законом порядке путем вынесения приказа о приостановлении права пользования недрами ООО «Пласт» по лицензии на право пользования недрами Уфа 03252 ТЭ от 07.11.2017 на геологическое изучение, разведку и добычу ПГС на участке реки Изяк в русле р. Уфа – отказать.

Взыскать с Башкирского регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" (ИНН 0277938710, ОГРН 1180280080045) в федеральный бюджет Российской Федерации 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                              Г.Р. Мигранова