АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-18563/2013
11 декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2013 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Азаматова А. Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салиховой З.З.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
главы КФХ "Мирас" индивидуального предпринимателя ФИО1
к Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными действий
третье лицо: Министерство финансов Республики Башкортостан, ООО «Агрохимсервис»
при участии в судебном заседании:
с участием в судебном заседании:
от заявителя: глава КФХ «Мирас» ИП ФИО1, ФИО2, доверенность от 18.10.2013г. №1;
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 31.10.2012г. № НК-26-2060;
от третьи лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан поступило заявление Главы КФХ «Мирас» ИП ФИО1 к Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконными действий по не предоставлению субсидий на возмещение затрат за проведенные агрохимические работы в сумме 1 896 131, 26 руб. и 553670,330 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами; устранении допущенных нарушений путем предоставления КФХ «Мирас» субсидий, признаний права КФХ «Мирас» на получение субсидий; о взыскании с Республики Башкортостан в лице Министерства финансов Республики Башкортостан за счет средств казны убытков в сумме 2 449801 руб., причиненных КФХ «Мирас» (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части требования о взыскании с Республики Башкортостан в лице Министерства финансов Республики Башкортостан за счет средств казны убытков в сумме 2 449801 руб., причиненных КФХ «Мирас» судом изменение не принято, поскольку заявитель в нарушение статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поменял одновременно и предмет и основание иска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Башкортостан, ООО «Агрохимсервис».
Заявитель поддерживает заявленные требования.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан с заявленными требованиями не согласен, в удовлетворении требований просит отказать.
От Министерства финансов Республики Башкортостан поступил отзыв об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО «Агрохимсервис» своего представителя для участия в судебном заседании не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Копия определения от 21.11.2013 г. о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица была направлена в адрес ООО «Агрохимсервис» заказным письмом и получена адресатом 27.11.2013 г., что подтверждается уведомлением с отметкой о вручении.
Следовательно, третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 123 АПК РФ. Дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных представителей третьих лиц.
Как следует из материалов дела, глава КФХ «Мирас» ИП ФИО1 письмом от 01.08.2013г. № 17 обратился в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан на возмещение затрат за проведенные подрядчиком ООО «Агрохимсервис» агрохимические работы в сумме 1 896 131 руб. 26 коп. и 553 670 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан письмом от 06.08.2013г. № РА-26-3186 отказал в предоставлении КФХ «Мирас» субсидии на возмещение затрат за проведенные подрядчиком ООО «Агрохимсервис» агрохимические работы в сумме 1 896 131 руб. 26 коп. и 553 670 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заявитель указывает, что в рамках Республиканской Программы от 11.07.2006г. № 198 между подрядчиком ООО «Агрохимсервис» и заказчиком КФХ «Мирас» был заключен договор на выполнение агрохимических работ № 7 от 28.08.2008г. Во исполнение условий договора, в период с 16 октября 2008 года по 26 октября 2008 года подрядчик ООО «Агрохимсервис» оказал заказчику КФХ «Мирас» услуги по известкованию кислых почв общей площадью 742 га на общую сумму 1 896 131 руб. 26 коп., что подтверждается актами приемки выполненных работ, подписанных членами приемочной комиссии, созданной Минсельхозом РБ:
№ 43 от 16.10.2008г. на сумму 270038,43 руб. - 91 га;
№ 44 от 17.10.2008г. на сумму 17569,16 руб. -11 га;
№ 45 от 19.10.2008г. на сумму 488253,94 руб.- 184 га;
№ 46 от 20.10.2008г. на сумму 117417,16 руб. - 47 га;
№ 47 от 22.10.2008г. на сумму 393679,18 руб. – 155 га;
№ 48 от 24.10.2008г. на сумму 152708,88 руб. – 62 га;
№ 49 от 26.10.2008г. на сумму 317761,38 руб. – 136 га;
№ 50 от 26.10.208г. на сумму 138703,13 руб. – 56 га.
Заявитель указывает, что ООО «Агрохимсервис» для получения субсидии представил в Минсельхоз РБ документы в порядке и сроки, предусмотренные п.п. 3,5 Порядка предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв: договор на выполнение работ; акты приемки выполненных работ; справки-расчеты по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и подписанных членами приемочной комиссии, созданной Минсельхозом РБ; документы, подтверждающие фактическое приобретение и использование средств химизации. Заявитель считает, что в нарушение п. 6 Порядка, Минсельхоз РБ проверив указанные документы, не направил заявителю в получении субсидий письменное уведомление об отказе в его принятии с указанием причины отказа. Не выполнило указание по составлению сводной справки на получение субсидии, а также заявки на соответствующее финансирование, не представило в Минфин Республики Башкортостан заявку на финансирование, справки-расчеты в разрезе получателей субсидий, сводные реестры поручений на оплату расходов.
Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов производится в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаны организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Из правового анализа вышеуказанных норм следует, что право на субсидию имеется у сельскохозяйственного производителя при условии, что в его доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008г. № 99 основанием для расчета и выплаты субсидий являются представленные в Минсельхоз РБ акты приемки выполненных работ по расценкам, утвержденным Минсельхозом РБ. Акты выполненных работ представляются по выполненным за период с начала 2008 года работам не позднее 1 июля 2008 года, по выполненным после 1 июля 2008 года работам – не позднее 15 ноября 2008 года.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства РБ от 01.04.2008г. № 99 для получения субсидий получатели субсидий представляют в Минсельхоз РБ договоры на выполнение работ, акты приемки выполненных работ, справки-расчеты по формам, установленным Минсельхозом РБ.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства РБ от 01.04.2008г. № 99 срок для выплаты субсидий установлен до 10 декабря 2008 года в пределах выделенных средств бюджета Республики Башкортостан.
Заявитель просит произвести выплаты субсидий за проведенные агрохимические работы в сумме 1 896 131 руб. 26 коп., однако, в установленные постановлением Правительства РБ от 01.04.2008г. № 99 сроки заявитель в Минсельхоз РБ не обращался, решение по этой сумме Минсельхозом РБ не принималось.
При этом такое обращение к Минсельхозу РБ не влечет безусловной обязанности Минсельхоза РБ выделить такому лицу истребуемую им сумму субсидий, так как распределительные субсидии – это бюджетное право государства и органов исполнительной власти, а не обязанность органа исполнительной власти.
В связи с тем, что Постановление в силу своего публичного характера не содержит волеизъявления на принятие Минсельхозом РБ на себя обязательств по предоставлению субсидий конкретному субъекту, КФХ «Мирас» не может требовать с Минсельхоза РБ их возмещения.
Заявитель требует с Минсельхоза РБ взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие неправомерного их удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
Учитывая наименование рассматриваемой санкции, следует иметь в виду, что она применяется исключительно в случаях нарушения (неисполнения или просрочки исполнения) денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по своей правовой природе являются специальной мерой гражданско-правовой ответственности.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, статьей 3 ГК РФ, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из Гражданского кодека РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов, других законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правовых актов министерств и иных федеральных органов власти.
Следовательно, правовые нормы, регулирующие гражданские правоотношения могут содержаться только в актах федерального уровня.
Таким образом, исходя из основных начал гражданского законодательства, нормативно-правовой акт Правительства Республики Башкортостан – постановление Правительства РБ от 01.04.2008г. № 99 не входит в структуру гражданского законодательства, которое может устанавливать обязательные для сторон правила об их правах и обязанностях, в связи с этим не стал основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, и не может рассматриваться как акт, являющийся обязательством между Заявителем и Минсельхозом РБ.
Постановление Правительства РБ от 01.04.2008г. № 99 является нормативно-правовым актом, принятым уполномоченным органом (а не Минсельхозом РБ), которое обращено к неограниченному кругу лиц в целях урегулирования отношений в сфере предоставления субсидий, сумма которых ограничена объемом денежных средств, выделенных на эти цели Республикой Башкортостан. Согласно пункту 2 Порядка финансирование субсидий являются исполнимыми Минсельхозом РБ только в пределах лимитов выделенных денежных средств.
Постановление Правительства РБ от 01.04.2008г. № 99 в силу своего публичного характера не выражает и не содержит волеизъявления Минсельхоза РБ на принятие на себя обязательств по предоставлению субсидий конкретному субъекту, у Минсельхоза РБ не возникли какие-либо гражданско-правовые обязательства перед Заявителем, тем самым Заявитель не может требовать с Минсельхоза РБ проценты за пользование чужими денежными средствами, которые являются институтом гражданско-правовых отношений, и применяются при ненадлежащем исполнении (неисполнении) обязательств.
На основании ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ Минсельхоз РБ является главным распорядителем бюджетных средств, имеет право соответственно распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств; формировать и изменять лимиты бюджетных обязательств и изменять сводную бюджетную роспись.
Согласно абз.2 п. 4 ст. 214 ГК РФ средства бюджета Республики Башкортостан находятся в казне республики и являются ее собственностью. Таким образом, аккумуляция необходимых финансовых ресурсов для их перераспределения осуществлялась уполномоченным органом в соответствии с их значимостью для республики в конкретный момент времени в соответствии с законной компетенцией.
Правомерность поведения Минсельхоза РБ подтверждается абзацем 3 пункта 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23, который установил, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскивать в 2013 году субсидию, которая подлежала выдаче в 2008 году.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст.167,170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований главе КФХ "Мирас" индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья А.Д.Азаматов