ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-18892/15 от 01.12.2015 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                      Дело № А07-18892/2015

21 декабря 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2015 года

Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2015 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Воронковой Е.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рябцевой О.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО "Проспектъ+" (ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ  (ОГРН 1040203924485)

Третье лицо: Администрация ГО г. Нефтекамск

о признании незаконными отказов в государственной регистрации права от 29.05.2015 исх. №04/313/003/2015-4308 и исх. №04/313/003/2015-4310

при участии в судебном заседании:

от ответчика – ФИО1 представителя по доверенности №164 от 01.10.2015г.,

Заявитель, третье лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в силу ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещения направляются арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Заявитель ходатайствовал о рассмотрении заявления в его отсутствие.

Дело рассматривается в отсутствие заявителя и третьего лица по правилам ст.156  АПК РФ.

             Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ  в удовлетворении заявлении отказать.

Исследовав представленные доказательства, суд

УСТАНОВИЛ:

В Межмуниципальный отдел по Калтасинскому, Краснокамскому районам и городам Нефтекамск и Агидель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Отдел) на государственную регистрацию права собственности 16.04.2015 г. представлены документы на объекты недвижимого имущества - объекты незавершенного строительства, кадастровые номера 02:66:010612:690,  02:66:010612:691 (далее - Объект 690, Объект 691), расположенные по адресу: <...>.

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее УФСГРКиК по РБ) от 29.05.2015 года исх.№ 04/313/003/2015-4308 и от 29.05.2015 года исх.№ 04/313/003/2015-4310. Обществу с ограниченной ответственностью «ПРОСПЕКТЪ+» (далее ООО «ПРОСПЕКТЪ+») отказано в государственной регистрации права на объекты незавершенного строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым № 02:66:010612:574. по адресу: <...> с кадастровыми номерами 02:66:010612:690 и 02:66:010612:691.

           Причинами отказа, согласно Сообщению об отказе, явились:

- абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее ФЗ «О гос.регистрации..») - «не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя»;

- п.1.2. ст. 20 ФЗ «О гос.регистрации..» - «не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом»;

-  абз.12 п.1 ст.20 ФЗ «О гос.регистрации..» - «осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 настоящей статьи,
пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 ФЗ «О гос. регистрации..».

         Основания отказа для каждого из объектов являются идентичными.

Решения об отказах, по мнению заявителя, являются незаконными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, по следующим основаниям:

Заявитель считает, что абз.10 п.1 ст.20 ФЗ «О гос.регистрации...» не был нарушен заявителем, поскольку ООО «ПРОСПЕКТЪ+» были представлены все документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом.

        Перечень таких документов определен в п.2 ст.25 ФЗ «О гос.регистрации..»: Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

 Как видно из текста указанной статьи закона о государственной регистрации, необходимо лишь предоставление заявителем разрешения на строительство, а также отвод земельного участка и кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», перечень является исчерпывающим.

Все указанные документы были представлены на регистрацию ООО «ПРОСПЕКТЪ+». Даже если бы разрешение на строительство не было представлено, исходя из текста вышеприведенной статьи, оно должно было быть запрошено регистрирующим органом.

Вместе с тем, как указал заявитель, при приостановлении гос.регистрации (Уведомление о приостановлении от 30.04.2015 года исх.№ 04/313/003/2015-4310 и от 30.04.2015 года № 04/313/003/2015-4310), УФСГРКиК по РБ был направлен запрос в Администрацию городского округа город Нефтекамск согласно п.1 ст. 16 ФЗ «О гос.регистрации..», в связи «с возникновением у государственного регистратора сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений».

Результатом запроса был ответ Администрации ГО г.Нефтекамск №51/12-3823 от 14.05.2015 года, которым была подтверждена действительность разрешений на строительство, выданных ООО «ПРОСПЕКТЪ+», с указанием на документацию, сопутствовавшую выдаче указанных разрешений.

Согласно п.2 ст. 17 ФЗ «О гос.регистрации..» «Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации».

Тем не менее, ни в Уведомлениях о приостановлении гос.регистрации от 30.04.2015 года, ни в сообщениях об отказе в гос.регистрации от 29.05.2015 года не указаны документы, которые должны быть дополнительно представлены заявителем - ООО «ПРОСПЕКТЪ+».

Еще одним основанием для отказа, по мнению регистрационного органа, является нарушение п. 1.2. ст. 20 ФЗ «О гос.регистрации..» - «не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».

Как указал заявитель, им был направлен запрос в ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Башкортостан, которым было произведено обследование указанных объектов и осуществлен их кадастровый учет (ответ № Ф-02/01-242 от 15.07.2015 года).

Ссылка УФСГРКиК по РБ на положения ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ «Единый недвижимый комплекс», согласно которой «Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь», не может рассматриваться как основание отсутствия постановки на кадастровый учет объектов незавершенного строительства, поскольку разрешения на строительство № RU 03303000-26 от 18.03.2015 года и № RU 03303000-35 от 03.04.2015 года, выданные Администрацией городского округа город Нефтекамск, разрешают строительство отдельно стоящих, самостоятельных зданий, не связанных между собой физически или технологически, имеющих очередность строительства (1 и 2 очередь);

-     использование каждого из указанных объектов возможно без связи друг с другом;

-целью строительства ООО «ПРОСПЕКТЪ+», согласно генерального плана, проекта строительства, не является создание единого недвижимого комплекса;

-    кадастровый учет заявленных на регистрацию объектов незавершенного строительства не содержат ни наименования, ни назначения объекта.

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом Администрации городского округа город Нефтекамск № 51/12-3823 от 14.05.2015 года, направленным УФСГРКиК по РБ в ответ на запрос о подтверждении подлинности выданных разрешений на строительство.

Исходя из указанных выше обстоятельств, по мнению заявителя, выводы УФСГРКиК по РБ о существовании единого недвижимого комплекса, являются ошибочными, отсутствие кадастрового учета такого объекта не планировалось и не осуществлялось, соответственно и ссылка на ст.222 Гражданского кодекса РФ о том, что указанные объекты незавершенного строительства - самовольная постройка, не соответствуют представленным на государственную регистрацию документам.

Не согласившись с указанными отказами Управления Росреестра, считая их необоснованными, не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Управление Росреестра по РБ  в отзывах и дополнениях к нему заявило свои возражения.

          Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

В ходе правовой экспертизы, предусмотренной п.1 ст. 13 Закона о регистрации установлено следующее.

Пунктом 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрено, что к заявлению   о   государственной   регистрации   должны   быть   приложены   документы, необходимые для ее проведения; подтверждающие наличие, возникновение, переход прав.Непредставление необходимых документов в соответствии со статьей 20 названного закона является основанием для отказа в государственной регистрации права.

Согласно статье 25 Закона о регистрации, право собственности на вновь созданное имущество регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Документами, подтверждающими факт создания объекта недвижимости в соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются: разрешение на строительство; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; документы, подтверждающие права на земельный участок.

В соответствии с п.1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

На государственную регистрацию истцом представлены заявления № 04/313/003/2015-4310, 04/313/003/2015-4308 от 16.04.2015 г. о государственной регистрации права собственности на Объект 690 и Объект 691, расположенные на земельном участке с кадастровым № 02:66:010612:574.

В дела правоустанавливающих документов истцом представлены два разрешения на строительство:

-разрешение на строительство № RU 03303000-35 от 03.04.2015г. на гостиничный комплекс II очередь, площадью застройки 267,2 кв.м. общая площадь здания 386.2 кв.м. согласно проекту №АФ-2014/07 ООО «Афтограф» (далее - Разрешение на строительство 35);

-разрешение на строительство № RU 03303000-26 от 18.03.2015г. на гостиничный комплекс,    площадью   застройки   267.2    кв.м.,   общая    площадь   здания   386.2    кв.м., расположенногопо     адресу:<...>, согласно проекту №АФ-2014/07 ООО «Афтограф»  (далее -Разрешение на строительство 26).

           Вместе с тем, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее -ГКН), объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 02:66:010612:690 и 02:66:010612:691 поставлены на государственный кадастровый учет 06.03.2013 на основании разрешения на строительство № RU 03303000-50 от 21.06.2012 №исх. 48/12-4951 (далее - Разрешение на строительство 50).

            Разрешение на строительство 50 по данным ГКН выдано на строительство одного объекта - гостиничного комплекса, площадью застройки 302 кв.м, общая площадь здания 200,3 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан. <...>.

            Разрешение на строительство 50 выдано на основе проекта АФ-2012/03-5/03 ООО «Автограф».

           Постановка объектов на кадастровый учет произошла до составления проектной документации  2014   г.   и   выдачи   Разрешения   на  строительство  35   и  Разрешения   на строительство 26.

           В то же время, согласно данным ЕГРП ранее 03.04.2013 истцом были представлены документы на государственную регистрацию права собственности ООО «ПРОСПЕКТЪ+» на объекты незавершенного строительства по адресу: <...> А.

            Государственная регистрация права по представленным 03.04.2013 документам была приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Закона о регистрации. В Управление архитектуры и градостроительства администрации ГО г. Нефтекамск государственным регистратором был направлен межведомственный запрос о предоставлении разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010612:574.

              В результате получен ответ  исх.51/12-2807 от 16.04.2013 г., согласно которому выдавалось одно разрешение на строительство № RU 03303000-50 от 21.06.2012 №исх. 48/12-4951, выданное на основе проекта АФ-2012/03-5/03 ООО «Автограф», с приложением копии разрешения на строительство.

           Указанное разрешение на строительство, приложенное в виде копии к ответу №исх.51/12-2807 от 16.04.2013 г., выдано на гостиничный комплекс площадью застройки 267,8 кв.м, общая площадь здания 386.2 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

          При этом, как видно из приложенных к отзыву в качестве доказательств документов, реквизиты этого разрешения на строительство аналогичны реквизитам Разрешения на строительство 50.

            После окончания срока приостановления государственная регистрация права по документам, представленным истцом 03.04.2013. была прекращена на основании заявления истца в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона о регистрации.

            16.04.2015. Общество с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТЪ+" в лице директора ФИО2 подало заявление о регистрации права собственности:

1.На Объект-1 заявление № 04/313/003/2015- 4310 на основании разрешения на строительство № RU 03303000-35 от 03.04.2015г.

2.На Объект-2 заявление № 04/313/003/2015- 4308 на основании разрешения на строительство № RU 03303000-26 от 18.03.2015г.

           30.04.2015. Государственная регистрация приостановлена по решению государственного регистратора ФИО3, о чем составлены уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности №04/313/003/2015-4308, 4310 по причине несоответствия разрешенного использования земельного участка и Объектов-1,2, а также сомнений в законности представленных разрешений на строительство.  Уведомления получены заявителем на руки 30.04.2015 г. Дополнительно уведомления направлены почтой.

            05.05.2015. Государственный регистратор ФИО3 направила запрос №исх.01021/313-18 главе Администрации ГО г.Нефтекамска РБ, Управлению архитектуры и градостроительства ГО г.Нефтекамск РБ, Отделу капитального строительства администрации ГО г.Нефтекамск РБ, с просьбой проверить подлинность и законность разрешения на строительство № RU 03303000-35 от 03.04.2015г., разрешения на строительство № RU 03303000-26 от 18.03.2015г., было ли отменено разрешение на строительство № RU 03303000-50 от 21.06.2012, соответствуют ли созданные объекты незавершенного строительства проектной документации.

              06.05.2015. Заявитель ФИО2 обратился в Управление Росреестра по РБ в г.Уфа с заявлением о незаконности приостановления регистрации Объекта. Просил принять меры по устранению нарушений его прав, обязать Управление Росреестра провести государственную регистрацию права собственности на Объект, усматривает в необоснованной приостановке коррупционную составляющую.

            13.05.2015. Управление архитектуры и градостроительства ГО г.Нефтекамск РБ представило ответ №исх.458 от 12.05.2015 г., согласно которому администрация ГО г.Нефтекамск РБ не располагает сведениями о соответствии созданных объектов незавершенного строительства проектной документации.

             18.05.2015. Государственный регистратор ФИО4 вынесла уведомления об исправлении допущенной технической ошибки, которыми уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности №04/313/003/2015-4308, 4310 в части номера исходящего номера уведомлений и их даты, а также срока приостановления: вместо «приостанавливается на срок до 29.05.2014, начиная с 30.04.2014» следует читать «приостанавливается на срок до 29.05.2015 г., начиная с 30.04.2015 г.»

изложены в исправленном виде. Уведомления получено заявителем на руки 18.05.2015 г. Дополнительно уведомления направлены почтой.

               22.05.2015. Управление Росреестра по РБ г.Уфа направило заявителю ФИО2 письмо о рассмотрении обращения №исх.ОГ-07732/212 от 22.05.2015г. В письме нашли подтверждение доводы государственного регистратора ФИО3, по мнению Управления принятым решением о приостановлении государственной регистрации права заявителя ФИО2 не нарушены, государственный регистратор действовал в пределах полномочий, представленных действующим законодательством. Доводы о наличии коррупционной составляющей рассмотрены на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Управления и урегулированию конфликта интересов. Доводы не нашли своего подтверждения. Заявителю разъяснено его право на обжалование решений регистратора в суд, арбитражный суд.

              25.05.2015. Получен ответ от администрации ГО г.Нефтекамск РБ №исх.51/12-3823 от 14.05.2015 г. В ответе администрация ГО г.Нефтекамск РБ подтвердила выдачу всех трех ранее указанных разрешений, не представив сведения об отмене или изменении разрешения на строительство RU 03303000-50 от 21.06.2012г., сообщив также, что существует четвертое здание гостиничного комплекса, на которое не выдавалось разрешение на строительство.

            28.05.2015. Государственный регистратор ФИО5 направил запрос в прокуратуру г.Нефтекамска с просьбой проверить законность вынесенных документов: разрешения на строительство № RU 03303000-35 от 03.04.2015 г., разрешения на строительство № RU 03303000-26 от 18.03.2015 г., разрешения на строительство № RU 03303000-50 от 21.06.2012 г., так как на практике оказалось по два разрешения на строительство на каждый объект.

             29.05.2015. Государственный регистратор ФИО5 вынес решение об отказе в государственной регистрации, о чем подготовлено соответствующее сообщение № 04/313/003/2015-4308,4310 по причине по причине несоответствия разрешенного использования земельного участка и Объектов-1,2, а также сомнений в законности представленных разрешений на строительство, а также по причине отсутствия постановки на учет Объектов как единого недвижимого комплекса и отсутствия поданного заявления по регистрации права собственности на единый недвижимый комплекс. Уведомления получено заявителем на руки 04.06.2015 г. Дополнительно уведомление направлено почтой.

             02.06.2015. Поступила служебная записка от отдела правового обеспечения №СЗ-00209/213-16 о том, что замечания и предложения к проекту сообщения отсутствуют, изложенные государственным регистратором основания для отказа в государственной регистрации не противоречат действующему законодательству.

                 06.07.2015. Получен ответ от прокуратуры г.Нефтекамск №исх.13д-2015 от 26.06.2015 г., согласно которому гостиничный комплекс в соответствии с генеральным планом представляет собой объект, состоящий из 4-х отдельно стоящих двухэтажных кирпичных коттеджей, имеющих одинаковую планировку и площади, общая площадь каждого коттеджа 386,2 кв.м.

           02.11.2015. Направлен запрос в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан.

          02.11.2015. Направлен запрос в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.

             06.11.2015. Получен ответ от ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан №исх.08530 от 06.11.2015 г., в котором разъяснен порядок постановки Объектов на кадастровый учет, сообщено, что в качестве правоустанавливающих документов приложено разрешение на строительство № RU 03303000-50 от 21.06.2012. Дополнительно сообщается, что в соответствии с совместным приказом Управления и ФКП от 27.12.2010 г. №03/018 ДСП «О допуске к обработке информации конфиденциального характера в Автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости» (далее - Приказ) некоторые сотрудники Управления имеют возможность просматривать содержащиеся сведения (в том числе образы предоставленных на учет документов) содержащиеся в АИС ГКН.

          12.11.2015 г. Получен ответ от Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору №исх.35740 от       12.11.2015 г., согласно которому Комитетом запрошена исходно-разрешительная документация на строительство, документы представлены.

19.11.2015 г. Администрацией ГО г.Нефтекамск представлены копии страниц 176-177 от 21.06.2012 г. журнала выдачи разрешений на строительство.

             23.11.2015 г. Направлен запрос в Администрацию ГО г.Нефтекамск РБ с просьбой подтвердить выдачу разрешения на строительство № RU 03303000-50 от 21.06.2012 №исх. 48/12-4951, выданного для строительства гостиничного комплекса по адресу: <...>, о чем на страницах 176-177 журнала выдачи разрешений на строительство Администрации ГО г.Нефтекамск РБ сделана соответствующая запись.

           24.11.2015 г. Получен ответ Администрации ГО г.Нефтекамск РБ с подтверждением выдачи разрешения на строительство № КИ 03303000-50 от                  

21.06.2012 №исх. 48/12-4951, выданного для строительства гостиничного комплекса по адресу: <...>.

              24.11.2015 г. Получен ответ от Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору №исх.36632 от 19.11.2015 г., направленный в дополнение к ответу №исх.35740 от 12.11.2015 г., после получения разрешительной документации. Комитет подтверждает, что Разрешение 50 и Разрешение 50 «А» имеют одинаковые номера и выданы одной датой, но в них указаны разные технико-экономические показатели и адреса объекта капитального строительства. Подтверждается, что каждый гостиничный двухэтажный таунхаус является частью объекта капитального строительства «Гостиничный комплекс». Также сообщается, что Комитет считает необходимым получить от Администрации ГО г.Нефтекамск РБ разъяснения в части подготовки разрешений на строительство.

С учётом изложенного суд установил, что заявителю была предоставлен земельный участок под строительство гостиничного комплекса.

         В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, является единый недвижимый комплекс – совокупность объединённых единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на  совокупность учазанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Как следует из статьи 133.1 ГК РФ, для отнесения недвижимой вещи, участвующей в обороте как единый объект, к единому недвижимому комплексу необходимо наличие одного из следующих критериев:

неразрывная физическая или технологическая связь объединённых единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, в том числе линейных объектов железной дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие);

 расположение на одном земельном участке объединённых единым назначением зданий, сооружений и иных вещей.

Объект 690 и объект 691 расположены на одном земельном участке с кадастровым номером 02:66:010612:574. Указанные объекты имеют единое назначение – они составляют гостиничный комплекс.

Разрешения на строительство 50,35,26 выданы на строительство гостиничного комплекса.

         Если объект недвижимого имущества генеральным планом строительства включен в состав комплекса и данные действия согласованы с главным архитектором муниципального образования, то комплекс в который входят соответствующие объекты, является единым(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2009 № А38-843/2008-1-78).

         Как указано выше и подтверждено материалами дела, администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан письмом № исх. 51/12-3823 от 14.05.2015 г. подтверждает, что в соответствии с  генеральным планом АФ-2012/03-5/03ГП.Т, разработанным ООО «Автограф» в марте 2013 года, гостиничный комплекс представляет собой объект, состоящий из 4-х отдельно стоящих 2-х этажных кирпичных коттеджей, имеющих одинаковую планировку и соответственно, одинаковые площади помещений.

         Заявитель не представил доказательств того, что данный объект поставлен на кадастровый учёт.   

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о государственной регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Статья 133.1 ГК РФ напрямую связывает признание недвижимой вещи единым недвижимым комплексом  факт регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Заявитель не обращался в установленном законом порядке за регистрацией права собственности на гостиничный комплекс.

Ответчик обоснованно полагает, что гостиничный комплекс является единым недвижимым комплексом и к нему должны применяться правила о неделимых вещах.

Земельный участок, предоставленный под строительство гостиничного комплекса сформирован как единое землепользование, он поставлен на кадастровый учёт в качестве единого объекта недвижимости с присвоением одного кадастрового номера – 02:66:010612:574.

Таким образом, объекты, за регистрацией права собственности на которые обратился заявитель не являются самостоятельными объектами недвижимости, а являются частью сложной вещи.  

Регистрация права собственности на часть сложной вещи как на самостоятельный объект  приведёт к последующему возникновению прав на земельный участок под частью сложной вещи. Вместе с тем из смысла положений ст. 36 ЗК РФ не следует возможность приобретения прав на земельные участки под частями объекта недвижимости, в частности под частями сложной вещи.

Доказательств того, что заявителю предоставлялись земельные участки под строительство   самостоятельных объектов недвижимости,  не представлено.

Ввиду указанного в настоящем случае заявитель не доказал наличие оснований для признания незаконными оспариваемые отказы в государственной регистрации права собственности на спорные объекты.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Е.Г.Воронкова