ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-19680/17 от 10.08.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-19680/2017

23 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2021 года

Полный текст решения изготовлен 23 августа 2021 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Айбасова Р.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хуснутдиновой К.И., рассмотрев дело по иску Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания «Селена» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

Третьи лица: Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Правительство Республики Башкортостан

о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.12.2009 № 06 и взыскании задолженности в размере 931 094 руб. 63 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представитель, доверенность № 200 от 11.01.2021, диплом № 133 от 27.06.2005

от ответчика – ФИО2, представитель, доверенность от 02.01.2021, паспорт

от третьих лиц – не явились, извещены

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания «Селена»: о внесении изменений в договор аренды лесного участка № 06 от 21.12.2009 г. с указанием того, что вносимые изменения применяются к отношениям сторон, возникшим с 01.04.2016 г.:

- п.3.1 договора аренды изложить в следующей редакции: «3.1 Арендная плата по настоящему договору составляет 4 561 998,28 (четыре миллиона пятьсот шестьдесят одна тысяча девятьсот девяносто восемь рублей 28 коп.) рублей в год»;

- дополнить договор аренды лесного участка пунктом следующего содержания: «3.5. В соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2016 года № 409-р с 01 апреля 2016 понижающий коэффициент 0,5 при расчете арендной платы за пользование лесным участком по договору аренды № 06 от 21.12.2009 не применяется, но применяется сложившийся в Республике Башкортостан средний коэффициент превышения размера арендной платы 1,19»;

- приложение № 4 к договору аренды лесного участка изложить в следующей редакции:

«Приложение № 4

к Договору аренды лесного участка №06 от 21.12.2009 года          

СРОКИ

внесения арендной платы

Календарный
план

Арендная плата, всего

(рублей)

В том числе

В бюджет субъекта РФ (бюджет РБ)

(рублей)

В Федеральный бюджет (бюджет РФ)

(рублей)

1

2

3

4

1 квартал

1 140 499,57

182 096,57

958 403

2 квартал

1 140 499,57

182 096,57

958 403

3 квартал

1 140 499,57

182 096,57

958 403

4 квартал

1 140 499,57

182 096,57

958 403

Итого за год

4 561 998,28

728 386,28

3 833 612

КБК889 1 12 04014 02 0000 120 Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы

КБК 053 1 12 04012 01 6000 120 Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы

На 2017 и последующие годы размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы»;

о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка № 06 от 21.12.2009 за 2-4 кварталы 2016, 1-2 кварталы 2017 года в сумме 931 094,63 руб. в бюджет Республики Башкортостан.

Определением суда от 10.10.2017 произведена замена судьи Вальшиной М.Х. на судью Айбасова Р.М. для рассмотрения дела № А07-19680/2017.

Определением суда от 01.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан.

Определением суда от 30.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Правительство Республики Башкортостан.

Истец неоднократно уточнял исковые требования (заявления от 24.01.2018, от 23.09.2019), окончательно оформив их в редакции заявления от 19.03.2021, которым истец просил взыскать с ответчика задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка № 06 от 21.12.2009 г. за 2017-2020 годы в сумме 3 258 115,68 рублей в бюджет Республики Башкортостан. 

Кроме того, заявлением от 23.09.2019 истец отказался от исковых требованийв части внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.12.2009  № 06.

В ходе рассмотрения спора сторонами принимались меры по урегулированию спора мирным путем.

В судебном заседании 10.08.2021 представитель истца сообщил, что спор мирным путем урегулировать не удалось, поддержал уточненные исковые требования, сообщил, что на сегодняшний день актуальны только требования имущественного характера, с учетом ранее заявленного частичного отказа от исковых требований, частичный отказ от исковых требований поддержал.

Представитель ответчика сообщил, что уточненные исковые требования не признает, считает верным применение среднего коэффициента арендной платы – 1.14, дал пояснения.

Представитель истца считает, что для сторон заключение договора определяется датой подписания договора, сообщил, что у ответчика имеется один инвестиционный проект, вместе с тем, считает, что срок окупаемости по каждому договору нужно исчислять отдельно - с даты подписания договора, в условиях договора имеется обязанность арендатора по регистрации договора.

Представитель ответчика возражает по доводам истца, дал пояснения по началу и окончанию срока окупаемости инвестиционного проекта, полагает, что срок окупаемости исчисляется с даты государственной регистрации договора, сообщил, что в договоре обязанность именно и только арендатора по государственной регистрации договора не предусмотрена.

Представитель истца дал пояснения по сумме, обозначенной в проектах мировых соглашений, направленных ответчиком в адрес истца ранее.

Представитель ответчика сообщил, что ходатайство о назначении судебной экспертизы, поданное в суд ранее, снимает с рассмотрения, денежные средства за проведение судебной экспертизы  на депозитный счет суда не вносились.

В связи с чем, ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы, заявленное в судебном заседании 23.04.2018, снято судом с рассмотрения.

Представитель истца уточненные исковые требования поддерживал, считает, что срок окупаемости по договору исчисляется с даты подписания договора.

Представитель ответчика уточненные исковые требования не признаёт, по применению коэффициента арендной платы – 1.14 не возражает.

Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства с учетом положений ст. ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2  ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Суд, рассмотрев ходатайство истца, проверив полномочия лица, подписавшего отказ от исковых требований, считает, что отказ от иска в части внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.12.2009       № 06 подлежит принятию, так как не противоречит действующему законодательству и не нарушает интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд  по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Последствия прекращения производства по делу в части разъяснены.

Дело рассмотрено с учетом уточнения и частичного отказа от исковых требований в отсутствие третьих лиц по имеющимся материалам в порядке ст. ст. 49, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 1361-р от 01.11.2008 года и приказа Министерства промышленности и торговли РФ «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов»  № 58 от 16 февраля 2009 г. между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее Минлесхоз, министерство, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания СЕЛЕНА» (далее ООО «ЛПК «СЕЛЕНА», общество, арендатор), был заключен договор аренды лесного участка № 06 от 21.12.2009 г. (далее договор аренды).

Согласно условиям договора аренды министерство предоставило обществу «ЛПК «СЕЛЕНА» лесной участок, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Белорецкий в границах Белорецкого лесничества, номера кварталов  по участковым лесничествам:

- Серменевское участковое лесничество, кварталы №: 3, 4, 10, 13, 14, 20, 28, 30, 112, 113, 114, 172, 173, 174, 176, 177, 181, 182, 183, 184;

- Сосновское участковое лесничество, кварталы №: 3, 22, 30, 78, 80, 82, 83, 89, 94, 97, 102, 110;

- Абзаковское участковое лесничество, кварталы №: 5-9, 11, 15-18, 37, 38, 55-57;

- Журавлинское участковое лесничество, кварталы №: 35-52, 55-60, 63-67, 174, 175, 183, 185-187, 207.

На основании договора аренды арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 19 861 га, на срок до 20 декабря 2058 года, находящийся в государственной собственности, в целях заготовки древесины.

Согласно п. 3.2. договора аренды арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца. Арендатор вносит арендную плату согласно Приложению №4 и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.

В соответствии с п. 5 распоряжения Правительства Республики Башкортостан  № 1361-р от 01.11.2008 года для ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» в течение срока окупаемости инвестиционного проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, установлен коэффициент 0,5.

Согласно п.3.1. договора аренды арендная плата на момент подписания договора с применением понижающего коэффициента 0,5 составила 1 743 612 (один миллион семьсот сорок три тысячи шестьсот двенадцать) рублей в год.

Согласно п. 3.3. договора аренды размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ и в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов».

Изменение размера арендной платы осуществляется без заключения дополнительного соглашения в соответствии с нормативными актами, устанавливающими расчетные величины (ставки  платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, коэффициенты и т.д.) для изменения размера арендной платы.

Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной Регистрационной службы по Республике Башкортостан 02-04-07/045/2010-108 от 13.01.2011 г.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 409-р от 22 апреля 2016 г. приоритетный инвестиционный проект ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» в области освоения лесов «Создание производства с полным циклом переработки древесины» признан реализованным.

25 мая 2016 года к договору аренды заключено соглашение о внесении изменений в договор, согласно которому определен размер годовой арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,5, который составил 3 833 612  рублей в год. Соглашение зарегистрировано в установленном порядке за № 02-04/107-04/376/002/2016-4174/1 от 28.06.2016 г.

Проанализировав содержание условий договора аренды лесного участка № 06 от 21.12.2009 г., суд приходит к выводу о его заключенности ввиду согласовании сторонами существенных условий договора аренды.

Начиная с 01 апреля 2016 года ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» вносило арендную плату без применения понижающего коэффициента 0,5, но без учета сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, установленного п.1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310.

В связи с чем, по договору аренды лесного участка № 06 от 21.12.2009г. за ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» образовалась задолженность по арендной плате в бюджет Республики Башкортостан. 

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в адрес ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» было направлено письмо исх. № 02/1968 от 20.04.2017 г. о применении при расчете арендной платы по договору аренды сложившегося в Республике Башкортостан среднего коэффициента превышения размера арендной платы 1,19, просьбой в 30-дневный срок со дня получения письма подписать дополнительные соглашения и направить для регистрации в Управление Росреестра по РБ, а также оплатить задолженность по арендной плате за 2016-2017 гг.

Уведомление получено представителем ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» 21.04.2017 г. Однако ответа не последовало.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Ответчик, полагая исковые требования не подлежащими удовлетворению, в ходе рассмотрения спора представил в материалы дела отзыв на исковое заявление от 16.08.2017, дополнение к отзыву, представленное в судебном заседании 30.11.2017, дополнение к отзыву от 20.02.2018, дополнение к отзыву от 23.09.2019.

Истец представлял возражения на отзыв от 21.08.2017, возражения на дополнение к отзыву от 20.12.2017, письменные пояснения от 15.03.2018, от 19.03.2021.

Третье лицо - Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан представило отзывы от 30.11.2017, от 23.01.2018, от 23.04.2018, от 03.05.2018 считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Заявлением от 13.07.2018 указанное третье лицо просило рассмотреть спор без участия третьего лица.

Третье лицо – Правительство РБ представило отзыв от 14.02.2018, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Третье лицо - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представило письменные пояснения от 20.04.2018, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает иск о взыскании задолженности подлежащим удовлетворению на основании следующего. 

В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных названным кодексом.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Таким образом, в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Положениями ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

Часть 4 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статей 43, 71, 72, 73, 74, 94 Лесного кодекса РФ использование лесов является платным, что осуществляется, среди прочего, посредством внесения арендной платы, установленной нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не может устанавливаться сторонами произвольно и зависеть только от достижения сторонами соглашения. Он должен рассчитываться по цене, установленной нормативными правовыми актами органа государственной или муниципальной власти, уполномоченного управлять и распоряжаться земельными участками в соответствующем территориальном образовании.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.

В ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.

Согласно ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, размер арендной платы за использование лесного участка является регулируемой ценой, поэтому арендная плата за использование лесного участка не может быть меньше установленного законом минимального размера.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310.

Пунктом 1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5.

В соответствии с абз. 2 п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2017 № 989) по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

Материалами дела подтверждается, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 ноября 2008 года № 1361-р утверждена заявка ООО «Лесопромышленная компания «СЕЛЕНА» на реализацию инвестиционного проекта «Создание производства с полным циклом переработки древесины» и рекомендована для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Данное распоряжение Правительства Республики Башкортостан принято на основании документов, представленных ООО «Лесопромышленная компания «СЕЛЕНА» в соответствии с пунктом 8 Положения, в том числе на основании концепции инвестиционного проекта.

Согласно пункту 8 Положения концепция инвестиционного проекта помимо прочих сведений должна содержать информацию о сроке окупаемости инвестиционного проекта.

В соответствии с подпунктом «г» пунктом 11 Положения решение заинтересованного органа должно содержать, в том числе, сведения, предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения. Данный пункт Положения предусматривает нормы о сроке окупаемости инвестиционного проекта.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 16 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. № 73 (ред. от 25.12.2013) «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая  арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.

Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (п. 19 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73).

Поскольку арендная плата за пользование лесным участком, является регулируемой, порядок расчета арендной платы должен быть регламентирован приведенными выше нормативными актами.

Согласно пункту 5 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 1 ноября 2008 года № 1361-р срок окупаемости инвестиционного проекта «Создание производства с полным циклом переработки древесины» ООО «Лесопромышленная компания «СЕЛЕНА» установлен продолжительностью 7 лет, начиная с 2009 года.

Таким образом, семилетний срок окупаемости инвестиционного проекта «Создание производства с полным циклом переработки древесины» ответчика, окончен в 2016 году.

Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.

Договор аренды лесного участка № 06 заключен 21.12.2009 г.

Следовательно, срок окупаемости инвестиционного проекта для ответчика завершился 21.12.2016, и с 01.01.2017 (с 1 квартала 2017) арендная плата подлежит исчислению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

В силу ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» разъяснено, что сторона договора, не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность. Как указано в названном пункте, по смыслу ст. 164, 165, п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 651 ГК РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о долгосрочной аренде.

Впоследствии указанная позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации нашла отражение в уточняющем дополнении законодателем части 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ, согласно действующей редакции которого, государственная регистрация договора имеет значение для определения момента его заключения исключительно для третьих лиц.

Истцом  в  материалы  дела  представлены  сведения  о  доходах  лесного хозяйства и их распределению по получателям за январь-декабрь 2016 г. т.е. по состоянию на 4 квартал 2016 г., а также реестр договоров аренды лесных участком на указанную дату.

Руководствуясь  упомянутыми  нормами  лесного  и  гражданского законодательства  Российской  Федерации,  принимая во внимание  условия договора аренды лесного участка № 06 от 21.12.2009 г., суд, проверив расчет истца, произведенного на основании сведений о доходах лесного хозяйства и их распределения по получателям, путем  деления  суммарного  расчетного  размера  арендной  платы  по действующим  договорам  аренды  лесных  участков  на  суммарный  размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в Республике  Башкортостан инвестиционных  проектов, признает его верным.

Так, расчет коэффициента превышения размера арендной платы произведен на день завершения срока окупаемости инвестиционного проекта 21.12.2016 года (7 лет с даты заключения договора аренды) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года № 310 на основании сведений о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям за январь-декабрь 2016 года Республики Башкортостан:

Суммарный расчет размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков (по состоянию на 4 квартал 2016 года) – 187 861,3 тыс.руб.

Суммарный расчет размера арендной платы по действующим инвестиционным проектам (по состоянию на 4 квартал 2016 года) – 39 730,1 тыс.руб.

Таким образом, суммарный расчет размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков без учета действующих в субъекте РФ инвестиционных проектов составляет: 187 861,3 – 39 730,1=148 131,25 тыс.руб.

Суммарный расчет арендной платы, рассчитанной по ставкам платы (по состоянию на 4 квартал 2016) -170 069,6 тыс.руб.

Суммарный расчет размера арендной платы по действующим инвестиционным проектам (по состоянию на 4 квартал 2016 года) – 39 730,1 тыс.руб.

Таким образом, суммарный расчет арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте РФ инвестиционных проектов составляет: 170 069,6 – 39 730,1=130 339,5 тыс.руб.

Соответственно, средний коэффициент превышения размера арендной платы для Республики Башкортостан (Коэфф. РБ) равен 1,14 (148 131,25/130 339,5).

Таким образом, в бюджет Республики Башкортостан ежегодно подлежит оплате 14 % от размера ежегодной арендной платы по договору аренды № 06 от 21.12.2009 г.

Оценив доводы и разногласия сторон по вопросу окончания срока окупаемости в рамках инвестиционного проекта и с учетом вышеназванных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения и, исходя из количества заключенных между сторонами договоров аренды лесных участков, суд приходит к выводу о том, что поскольку инвестиционный проект «Создание производства с полным циклом переработки древесины» общества «Лесопромышленная компания «СЕЛЕНА» в действительности является одним проектом с заключением в рамках реализации этого проекта ряда договоров аренды лесных участков, то установленный 7-летний срок окупаемости относится не к договорам аренды в отдельности, а к самому проекту.

При этом суд исходит из актуальной редакции абз. 2 п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 согласно которой с даты заключения договора аренды лесного участка и до начала периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5, а также после окончания такого периода по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

Указанные изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» внесены после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта ответчика Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вместе с тем, суд считает возможным для разъяснения сторонам спорных вопросов применение именно актуальной редакции абз. 2 п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310.

При этом суд также исходит из правовой позиции судов об окончании срока окупаемости инвестиционного проекта ответчика в 4 квартале 2016 года, изложенной в судебных актах по аналогичным спорам между теми же сторонами по делам № А07-19678/2017, А07-19679/2017, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.

Довод ответчика о неправомерной индексации части арендной платы, подлежащей внесению в бюджет РБ, судом отклоняется с учетом вышеизложенных положений абз. 2 пункта 1(2) постановления Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (в ред., действующей на 01.01.2017 г.).

Исходя из буквального содержания вышеуказанной нормы, а также определения термина «коэффициент» (постоянный множитель при переменной величине) предусматривается определение размера коэффициента по отношению к минимальному размеру арендной платы, а не суммы арендной платы.

Ответчик утверждает, что истцом был применен коэффициент индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных ресурсов в отношении платежей, поступающих в бюджет субъекта РФ.

Однако расчет размера арендной платы на соответствующий год производится Истцом по формуле:

Атек = (Адог/Кгз*Ктек)*1,14,

где:

Атек – арендная плата, причитающаяся на текущий год;

Адог – арендная плата по договору на дату заключения договора;

Кгз – коэффициент индексации ставок платы на год заключения договора;

Ктек  -  коэффициент индексации ставок платы на текущий год (2017г.=1,51;  2018г.=2,17; 2019г.=2,38; 2020г.=2,62)

1,14 – рассчитанный в соответствии с постановлением № 310 средний коэффициент превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы.

В свою очередь (Адог/Кгз*Ктек) – является минимальным размером арендной платы, проиндексированным на соответствующий год на коэффициент индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных ресурсов.

Таким образом, «коэффициент индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных ресурсов» это коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ и равный в 2017г.=1,51; в 2018г.=2,17; в 2019г.=2,38; в 2020г.=2,62 и т.д.) и применяемый только в отношении платежей, поступающих в федеральный бюджет.

«Средний коэффициент превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы» - величина, установленная на основании постановления № 310, на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта (1,14).

Применение именно среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы (1,14), а не фиксированной суммы, указывает на то, что из года в год часть арендной платы, причитающаяся в бюджет Республики Башкортостан, должна составлять 14% от начисленной за год арендной платы.

Данный вопрос также исследовался при рассмотрении дел № А07-19679/2017, № А07-5547/2020 по аналогичным требованиям министерства, заявленным по другим договорам аренды, заключенным в рамках реализации одного и того же инвестиционного проекта ООО «ЛПК «Селена».

Суд приходит к выводу о том, что судебные акты по указанным дела при рассмотрении данного довода ответчика также имеет преюдициальное значение по настоящему делу, в связи с тем, что в них дана правовая оценка законности регулирования цены по договорам аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, вносимой в бюджет Республика Башкортостан.

Довод ответчика о недостоверности сведений, содержащихся в отчетности Минлесхоза РБ, судом отклоняется как необоснованный.  Указанный довод также нашел оценку судов трех инстанций при рассмотрении дел № А07-19678/2017 и №А07-19679/2017.

Исходя из положений статьи 68, 69 АПК РФ и с учетом того, что формы отчетности утверждены Приказом Минприроды России от 28.12.2015 № 565, а буквальное толкование абзаца 2 пункта 1 (2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 не позволяют применить иной порядок определения арендной платы, указанные формы отчетности являются допустимыми и достоверными  доказательствами определения арендной платы согласно изложенному механизму.

При этом определение размера арендной платы исходя из названных форм отчетности исходя из положений абзаца 2 пункта 1 (2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 осуществляется на дату окончания срока окупаемости проекта, то есть в данном случае 4 квартал 2016 года, в силу чего и содержание представленных отчетов по форме 1-ОИП и 6-ОИП определяется исходя из установленного нормами абзаца 2 пункта 1 (2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 формального порядка определения размера арендной платы по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта.

Учитывая, что законом предусмотрен механизм определения среднего коэффициента превышения размера арендной платы, не позволяющий применить иной порядок, с применением иных документов-оснований, представленные формы отчетности являются единственным допустимым доказательством определения размера арендной платы.    

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 г. № 2-П).

Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.

Доказательств внесения арендной платы в полном объеме ответчиком при рассмотрении дела не представлены.

При изложенных обстоятельствах, а также с учетом представленного ответчиком проекта мирового соглашения,  в котором обществом фактически признается правомерность расчетов министерства, исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате в размере 3 258 115 руб. 68 коп. в бюджет Республики Башкортостан подлежат удовлетворению.

В  соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом освобождения истца от уплаты государственной пошлины, расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Принять отказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от исковых требований в части внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.12.2009 № 06.

Производство по делу № А07-19680/2017 в указанной части прекратить.

Исковые требования Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в остальной части удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания «СЕЛЕНА» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) задолженность по договору аренды лесного участка № 06 от 21.12.2009 за период 2017-2020 годы в бюджет Республики Башкортостан в сумме 3 258 115 руб. 68 коп., в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме                 39 291 руб.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.l8aas.arbitr.ru.

Судья                                                       Р.М. Айбасов