ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-19683/17 от 09.12.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-19683/17

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2021

Полный текст решения изготовлен 16.12.2021

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Юсеевой И. Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Валиевой Ю. Д., рассмотрев дело по иску

         Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН: <***>,ОГРН: <***>)

 к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

третьи лица: 1) Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

2) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

3) Правительство Республики Башкортостан.            

о внесении изменений в договор аренды, взыскании долга в сумме 1406107 руб. 50 коп.

при участии в судебном заседании:

от сторон - не явились, извещены по правилам ст.ст. 121-123 АПК РФ, в том числе путем публичного размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет.

         Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан  /далее – истец, Минлесхоз РБ/  обратилось в Арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена"/далее – ответчик, ООО ЛПК "Селена"/ о внесении изменений в договор аренды, взыскании долга в сумме 1406107 руб. 50 коп. по договору № 30 от 11.09.2009 г.

         В производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан находилось дело № А07-19681/2017 по иску Минлесхоза РБ к ООО "ЛПК "Селена" о внесении изменений в договор аренды, взыскании долга в сумме 839 591 руб. 99 коп. по договору № 09 от 21.12.2009 г.

         Определением суда от 19 октября 2017 объединены дела №А07-19681/2017 и А07-19683/2017 в одно производство с присвоением номера №А07-19683/2017.

         Согласно уточнению № 04/7119 от 18.08.2021 г., принятого судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  истец просил взыскать с ответчика задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка №30 от 11.09.2009 г. за IV квартал 2016 года, 2017-2020 годы в сумме 10 612 722,84 рублей, задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка № 09 от 21.12.2009 г. за 2017-2020 годы в сумме 2 938 360,44 рублей.

От  требований в части внесения изменений в договор аренды лесного участка от 11.09.2009 № 30 заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания СЕЛЕНА» и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан об  установлении, что вносимые изменения применяются к отношениям сторон, возникшим с 01.04.2016 года;

изложения пункта 3.1 договора аренды лесного участка  в следующей редакции: «3.1. Арендная плата по настоящему договору составляет 6 857 370,24 (Шесть миллионов восемьсот пятьдесят семь тысяч триста семьдесят рублей 24 копейки)рублей в год»;

дополнения договора аренды лесного участка пунктом 3.5 следующего содержания: «3.5. В соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2016 года № 409-р с 01 апреля 2016 года понижающий коэффициент 0,5 при расчете арендной платы за пользование лесным участком по договору аренды № 30 от 11 сентября 2009 года не применяется, но применяется сложившийся в Республике Башкортостан средний коэффициент превышения размера арендной платы 1,19»;

изложения приложения № 4 к договору аренды лесного участка  в следующей редакции:

                                                          «Приложение № 4

к Договору аренды лесного участка

№ 30 от 11 сентября 2009 года

СРОКИ

внесения арендной платы

Календарный

Арендная плата, всего (рублей)

В том числе

план

В бюджет субъекта РФ

В Федеральный

(бюджет РБ)

бюджет (бюджет РФ)

(рублей)

(рублей)

1

2

3

4

1 квартал

1 714 342,56

273 718,56

1 440 624

2 квартал

1 714 342,56

273 718,56

1 440 624

3 квартал

1 714 342,56

273 718,56

1 440 624

4 квартал

1 714 342,56

273 718,56

1 440 624

Итого за год

6 857 370,24

1 094 874,24

5 762 496

КБК 889 1 12 04014 02

КБК 053 1 12 04012 01

0000 120 Плата за

6000 120 Плата за

использование лесов,

использование лесов,

расположенных на

расположенных на

землях лесного фонда, в

землях лесного фонда,

части, превышающей

в части минимального

минимальный размер

размера арендной

арендной платы

платы

На 2017 и последующие годы размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы».

в части внесения изменений в договор аренды лесного участка № 09 от 21.12.2009 г., заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания СЕЛЕНА» и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан об установлении, что вносимые изменения применяются к отношениям сторон, возникшим с 01.04.2016 года;

изложения пункт 6. раздела III договора аренды лесного участка  в следующей редакции: «6. Арендная плата по настоящему договору составляет 4 114 720,12 (четыре миллиона сто четырнадцать тысяч семьсот двадцать рублей 12 коп.) рублей в год»;

дополнения договора аренды лесного участка пунктом 6.1. следующего содержания: «6.1. В соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2016 года № 409-р с 01 апреля 2016 года понижающий коэффициент 0,5 при расчете арендной платы за пользование лесным участком по договору аренды № 09 от 21.12.2009 г., года не применяется, но применяется сложившийся в Республике Башкортостан средний коэффициент превышения размера арендной платы 1,19»;

изложения Приложения № 4 к договору аренды лесного участка  в следующей редакции:

«Приложение № 4

к Договору аренды лесного участка

№ 09 от 21 декабря 2009 года

СРОКИ

внесения арендной платы

Календарный план

Арендная плата, всего (рублей)

В том числе

В бюджет субъекта РФ

В Федеральный

(бюджет РБ)

бюджет (бюджет РФ)

(рублей)

(рублей)

1

2

3

4

1 квартал

1 028 680,03

164 243,03

864 437,00

2 квартал

1 028 680,03

164 243,03

864 437,00

3 квартал

1 028 680,03

164 243,03

864 437,00

4 квартал

1 028 680,03

164 243,03

864 437,00

Итого за год

4 114 720,12

656 972,12

3 457 748,00

КБК 889 1 12 04014 02

КБК 053 1 12 04012 01

0000 120 Плата за

6000 120 Плата за

использование лесов,

использование лесов,

расположенных на

расположенных на

землях лесного фонда, в

землях лесного фонда,

части, превышающей

в части минимального

минимальный размер

размера арендной

арендной платы

платы

На 2017 и последующие годы размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы» отказался, согласно уточнению № 04/4979 от 05.06.2019 г.

         Судом уточнения приняты в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено по уточненным исковым требованиям, производство по делу в части внесения изменений в договора аренды №30 от 11.09.2009 г., № 09 от 21.12.2009 г. прекращено определением суда от 09.12.2021 г.

         Определением суда от 08.11.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан/ третье лицо/.

         Определением суда от 13.12.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Правительство Республики Башкортостан /третьи лица/.         

            От ответчика поступил отзыв, в котором общество не согласилось  исковыми требованиями, изложило свои доводы.

         От истца поступило возражение, в котором министерство не согласилось с доводами ответчика, изложило контраргументы.

         От Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан поступили пояснения, в которых министерство изложило позицию по делу, дало пояснения.

         От Министерства промышленности и торговли Российской Федерации отзыв и дополнения к нему, в которых министерство изложило позицию по делу, дало пояснения.

         От Правительства Республики Башкортостан поступил отзыв, в котором правительство дало пояснения по существу иска, поддержало позицию истца.

         Представители сторон в судебное заседание не явились,  надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания по последнему известному суду адресу,  в силу ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте, дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Исследовав обстоятельства и материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 1361-р от 01.11.2008 года и приказа Министерства промышленности и торговли РФ «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов»  № 58 от 16 февраля 2009 г. между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее Минлесхоз, министерство, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания СЕЛЕНА» (далее ООО «ЛПК «СЕЛЕНА», общество, арендатор), был заключен договор аренды лесного участка № 30 от 11.09.2009 г.

Договор аренды № 30 от 11.09.2009 г. зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной Регистрационной службы по Республике Башкортостан за 02-04-07/039/2009-303 от 24.11.2009 г.

Согласно условиям Договора аренды № 30 от 11.09.2009 г. Минлесхоз РБ предоставил ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» лесной участок, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Белорецкий район, в границах Тирлянского лесничества, номера кварталов по участковым лесничествам:

Аршинское участковое лесничество, кварталы №: 11, 13, 15, 20, 21, 25, 36, 43, 48, 50, 51, 52, 54, 62, 67, 70, 71, 72, 73;

Тирлянское участковое лесничество, кварталы №: 10, 18, 19, 21, 22, 23, 29, 41, 44, 55, 56, 57, 62, 73, 80, 93, 98, 99, 112, 113, 114, 115, 119, 120;

Верхне-Бельское участковое лесничество, кварталы №: 76, 77, 88, 89, 95, 98.

На основании Договора аренды № 30 от 11.09.2009 г. арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 21 298 га, на срок до 10.09.2058 г., находящийся в государственной собственности, в целях заготовки древесины.

Согласно п.3.2 Договора аренды № 30 от 11.09.2009 г. арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца. Арендатор вносит арендную плату согласно Приложению №4 и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.

В       соответствии с п. 5 распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 1361-р от 01.11.2008 года для ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» в течение срока окупаемости инвестиционного проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, установлен коэффициент 0,5.

Согласно п.3.1 Договора аренды № 30 от 11.09.2009 г. арендная плата на момент подписания договора с применением понижающего коэффициента 0,5 составила 2 580 524 (два миллиона пятьсот восемьдесят тысяч пятьсот двадцать четыре) рубля в год.

9       апреля 2010 года заключено дополнительное соглашение №1 к договору аренды № 30 от 11.09.2009 г., согласно которому размер годовой арендной платы определен в размере 2 499 360 рублей. Дополнительное соглашение зарегистрировано за № 02-04-07/020/2010-334 от 12.07.2010 г.

Согласно п.3.3 Договора аренды № 30 от 11.09.2009 г. размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ и в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов».

Изменение размера арендной платы осуществляется без заключения дополнительного соглашения в соответствии с нормативными актами, устанавливающими расчетные величины (ставки  платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, коэффициенты и т.д.) для изменения размера арендной платы.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 409-р от 22 апреля 2016 г. приоритетный инвестиционный проект ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» в области освоения лесов «Создание производства с полным циклом переработки древесины» признан реализованным.

На день окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, реализуемого ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» коэффициент превышения размера арендной платы составил 1,19 (расчет прилагается).

25 мая 2016 года к договору аренды № 30 от 11.09.2009 г. заключено соглашение о внесении изменений в договор, согласно которому определен размер годовой арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,5, которая составила 5 762 496 рубля. Соглашение зарегистрировано в установленном порядке за № 02-04/107-04/376/002/2016-1539/1 от 20.06.2016 г.

На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 1361-р от 01.11.2008 года и приказа Министерства промышленности и торговли РФ «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» № 58 от 16 февраля 2009 г. между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее Минлесхоз РБ, Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания СЕЛЕНА» (далее ООО «ЛПК «СЕЛЕНА Арендатор), был заключен договор аренды лесного участка № 09 от 21.12.2009 г.

Договор аренды № 09 от 21.12.2009 г. зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной Регистрационной службы по Республике Башкортостан за № 02-04-07/045/2010-107 от 13.01.2011 г.

Согласно условиям Договора аренды № 09 от 21.12.2009 г. Минлесхоз РБ предоставил ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» лесной участок, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Белорецкий район, в границах Авзянского лесничества, номера кварталов по участковым лесничествам:

Узянское участковое лесничество, кварталы №: 45, 49-57, 71-80, 83-85, 87-94, 96-97, 113-116, 129-140, 145, 146, 156, 157, 165-180,185-191, 194-197, 213-221, 231-239, 254-262;

Кагинское участковое лесничество, кварталы №: 12, 14-21, 30-41, 54, 55, 59-64, 73, 74, 77-82, 88, 95-97, 107, 137-140, 157.

На основании Договора аренды № 09 от 21.12.2009 г. арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 27 514 га, на срок на 49 лет, находящийся в государственной собственности, в целях заготовки древесины.

Согласно п. 7 раздела III Договора аренды № 09 от 21.12.2009 г. арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца. Арендатор вносит арендную плату согласно Приложению №4 и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.

В соответствии с п. 5 распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 1361-р от 01.11.2008 года для ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» в течение срока окупаемости инвестиционного проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, установлен коэффициент 0,5.

Согласно п. 6 раздела III Договора аренды № 09 от 21.12.2009 г. арендная плата на момент подписания договора с применением понижающего коэффициента 0,5 составила 512 200 (пятьсот двенадцать тысяч двести) рублей в год.

Согласно п.8 раздела III Договора аренды № 09 от 21.12.2009 г. размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ и в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов».

Изменение размера арендной платы осуществляется без заключения дополнительного соглашения в соответствии с нормативными актами, устанавливающими расчетные величины (ставки платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, коэффициенты и т.д.) для изменения размера арендной платы.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 409-р от 22 апреля 2016 г. приоритетный инвестиционный проект ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» в области освоения лесов «Создание производства с полным циклом переработки древесины» признан реализованным, в связи с чем, с 1 апреля 2016 года понижающий коэффициент 0,5 при расчете размера арендной платы за пользование лесными участками, переданными для реализации приоритетного инвестиционного проекта, не применяется.

На день окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, реализуемого ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» коэффициент превышения размера арендной платы составил 1,19 (расчет прилагается).

08 июля 2011 года к договору аренды № 09 от 21.12.2009 г.заключено дополнительное соглашение, согласно которому определен размер годовой арендной платы с учетом понижающего коэффициента 0,5, который составил 1 451 520 рублей. Соглашение зарегистрировано в установленном порядке за № 02-04-07/015/2011-329 от 08.08.2011 г.

25 мая 2016 года к договору аренды № 09 от 21.12.2009 г.заключено соглашение о внесении изменений в договор, согласно которому определен размер годовой арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,5, который составил 3 457 748 рублей в год. Соглашение зарегистрировано в установленном порядке за № 02-04/107-04/376/002/2016-1559/1 от 24.06.2016 г.

Проанализировав содержание условий договоров аренды лесного участка № 30 от 11.09.2009 г.,№ 09 от 21.12.2009 г., суд приходит к выводу о их заключенности ввиду согласовании сторонами существенных условий договоров аренды.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Положениями ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

Часть 4 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статей 43, 71, 72, 73, 74, 94 Лесного кодекса РФ использование лесов является платным, что осуществляется, среди прочего, посредством внесения арендной платы, установленной нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.

Начиная с 01 апреля 2016 года ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» вносило арендную плату без применения понижающего коэффициента 0,5, но без учета сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы 1,19, установленного п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310.

В связи с чем, по договору аренды лесного участка № 30 от 11.09.2009 г.  за ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» образовалась задолженность по арендной плате за IV квартал 2016 года, 2017-2020 годы в сумме 10 612 722,84 рублей. 

Начиная с 01 апреля 2016 года ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» вносило арендную плату без применения понижающего коэффициента 0,5, но без учета сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы 1,19, установленного п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310.

В связи с чем, по договору аренды лесного участка № 09 от 21.12.2009 г.  за ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» образовалась задолженность по арендной плате за 2017-2020 годы в сумме 2 938 360,44 рублей.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в адрес ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» было направлено письмо исх. № 02/1968 от 20.04.2017 г. о применении при расчете арендной платы по договору аренды сложившегося в Республике Башкортостан среднего коэффициента превышения размера арендной платы 1,19, просьбой в 30-дневный срок со дня получения письма подписать дополнительные соглашения и направить для регистрации в Управление Росреестра по РБ, а также оплатить задолженность по арендной плате за 2016-2017 гг., оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Стороны, согласно ст.ст. 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пользуются равными процессуальными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе в части непредставления доказательств в обоснование своей правовой позиции.

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не может устанавливаться сторонами произвольно и зависеть только от достижения сторонами соглашения. Он должен рассчитываться по цене, установленной нормативными правовыми актами органа государственной или муниципальной власти, уполномоченного управлять и распоряжаться земельными участками в соответствующем территориальном образовании.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.

В ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.

Согласно ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, размер арендной платы за использование лесного участка является регулируемой ценой, поэтому арендная плата за использование лесного участка не может быть меньше установленного законом минимального размера.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310.

Пунктом 1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5.

В соответствии с абз. 2 п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2017 № 989) по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

Материалами дела подтверждается, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 ноября 2008 года № 1361-р утверждена заявка ООО «Лесопромышленная компания «СЕЛЕНА» на реализацию инвестиционного проекта «Создание производства с полным циклом переработки древесины» и рекомендована для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Данное распоряжение Правительства Республики Башкортостан принято на основании документов, представленных ООО «Лесопромышленная компания «СЕЛЕНА» в соответствии с пунктом 8 Положения, в том числе на основании концепции инвестиционного проекта.

Согласно пункту 8 Положения концепция инвестиционного проекта помимо прочих сведений должна содержать информацию о сроке окупаемости инвестиционного проекта.

В соответствии с подпунктом «г» пунктом 11 Положения решение заинтересованного органа должно содержать, в том числе, сведения, предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения. Данный пункт Положения предусматривает нормы о сроке окупаемости инвестиционного проекта.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 16 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. № 73 (ред. от 25.12.2013) «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая  арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.

Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (п. 19 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73).

Поскольку арендная плата за пользование лесным участком, является регулируемой, порядок расчета арендной платы должен быть регламентирован приведенными выше нормативными актами.

В соответствии с п. 5 распоряжения Правительства Республики Башкортостан  № 1361-р от 01.11.2008 года для ООО «ЛПК «СЕЛЕНА» в течение срока окупаемости инвестиционного проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, установлен коэффициент 0,5. Срок окупаемости проекта установлен при этом – 7лет, начиная с 2009 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (действовавшим до 07.03.2018 г.) срок окупаемости инвестпроекта является существенным условием договора. Соответственно, по договорам, которые были заключены в разное время, необходимо определять начало и окончание срока окупаемости (который является единым – 7 лет) по каждому договору в отдельности.

Данный довод нашел подтверждение в судебном акте по аналогичному делу– постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 г. по делу №А07-19679/2017 (оставленном в силе постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.07.2020 г.).

В постановлении суда апелляционной инстанции по делу № А07-19679/2017 указано, что довод министерства о том, что срок окупаемости исчисляется по каждому договору аренды отдельно, а не является единым по всем таким договорам, входящим в единый инвестиционный проект, является верным. 

В постановлении суда апелляционной инстанции по аналогичному делу № А07-19680/2017 суд указал, что «указание судом первой инстанции о том, что инвестиционный проект ООО ЛПК «Селена» является одним проектом с заключением в рамках его реализации ряда договоров аренды лесных участков, в связи с чем, установленный 7-летний срок окупаемости относится не к договорам аренды в отдельности, а к самому проекту – не является выводом об исчислении начала течения срока окупаемости инвестпроекта.

В рамках аналогичного дела №А07-19684/2017 рассматривался вопрос взыскания задолженности по договорам № 03 и № 05 от 21.12.2009 г. между Минлесхозом РБ и ООО «ЛПК «Селена» в рамках того же инвестпроекта, при этом суд постановил исчислять начало срока окупаемости с момента подписания договоров аренды, являвшихся предметом разбирательства.

Решение Арбитражного суда РБ от 12.10.2018 г. по делу № А07-19684/2017 постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 г. и Арбитражного суда Уральского округа от 17.05.2019 г. оставлено без изменения.

Суд в своем решении исходил из того, что договоры аренды лесного участка № 03 и № 05 заключены 21.12.2009 г., следовательно, срок окупаемости завершился 21.12.2016 г., и с 1 квартала 2017 года арендная плата подлежит исчислению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

В силу ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» разъяснено, что сторона договора, не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность. Как указано в названном пункте, по смыслу ст. 164, 165, п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 651 ГК РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о долгосрочной аренде.

Впоследствии указанная позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации нашла отражение в уточняющем дополнении законодателем части 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ, согласно действующей редакции которого, государственная регистрация договора имеет значение для определения момента его заключения исключительно для третьих лиц.

Истцом  в  материалы  дела  представлены  сведения  о  доходах  лесного хозяйства и их распределению по получателям за январь-декабрь 2016 г. т.е. по состоянию на 4 квартал 2016 г., а также реестр договоров аренды лесных участком на указанную дату.

Руководствуясь  упомянутыми  нормами  лесного  и  гражданского законодательства  Российской  Федерации,  принимая во внимание  условия договора аренды лесного участка № 30 от 11.09.2009 г., № 09 от 21.12.2009 г., суд, проверив расчет истца, произведенного на основании сведений о доходах лесного хозяйства и их распределения по получателям, путем  деления  суммарного  расчетного  размера  арендной  платы  по действующим  договорам  аренды  лесных  участков  на  суммарный  размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в Республике  Башкортостан инвестиционных  проектов, признает его верным.

         Так, расчет коэффициента превышения размера арендной платы по договору № 30 от 11.09.2009 года произведен на день завершения срока окупаемости инвестиционного проекта 11.09.2016 года (7 лет с даты заключения договора аренды) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года № 310 на основании сведений о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям за январь-сентябрь 2016 года Республики Башкортостан:

Суммарный расчет размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков (по состоянию на 3 квартал 2016 года) - 193 290,3 тыс.руб.

Суммарный расчет размера арендной платы по действующим инвестиционным проектам (по состоянию на 3 квартал 2016 года) - 39 730,1 тыс.руб.

Таким образом, суммарный расчет размера арендной платы по действующим договорам  аренды  лесных  участков  без  учета  действующих  в  субъекте РФ инвестиционных проектов составляет: 193 290,3 - 39 730,1=153 560, 2 тыс.руб.

Суммарный расчет арендной платы, рассчитанной по ставкам платы (по состоянию на 3 квартал 2016) -158 493,3 тыс.руб.

Суммарный расчет размера арендной платы по действующим инвестиционным проектам (по состоянию на 3 квартал 2016 года) - 39 730,1 тыс.руб.

Таким образом, суммарный расчет арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте РФ инвестиционных проектов составляет: 158 493,3 - 39 730,1=118 763, 2 тыс.руб.

Коэфф. РБ=153 560, 2/118 763, 2 =1,29.

Таким образом, в РБ ежегодно подлежит оплате 29 % от ежегодной арендной платы по договору аренды № 30 от 11.09.2009 года

Расчет коэффициента превышения размера арендной платы по договору № 09 от 21.12.2009 года произведен на день завершения срока окупаемости инвестиционного проекта 21.12.2016 года (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года № 310) на основании сведений о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям за январь-декабрь 20016 года Республики Башкортостан:

Суммарный расчет размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков (по состоянию на 4 квартал 2016 года) - 187 861,3

Суммарный расчет размера арендной платы по действующим инвестиционным проектам (по состоянию на 4 квартал 2016 года) - 39 730,1

Таким образом, суммарный расчет размера арендной платы по действующим договорам  аренды  лесных  участков  без  учета  действующих  в  субъекте РФ инвестиционных проектов составляет: 187 861,3 - 39 730,1=148 131,25

Суммарный расчет арендной платы, рассчитанной по ставкам платы (по состоянию на 4 квартал 2016) -170 069,6 тыс.руб.

Суммарный расчет размера арендной платы по действующим инвестиционным проектам (по состоянию на 4 квартал 2016 года) - 39 730,1

Таким образом, суммарный расчет арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте РФ инвестиционных проектов составляет: 170 069,6 -39 730,1=130 339,5

Коэфф. РБ=148 131,25/130 339,5=1,14.

Таким образом, в РБ ежегодно подлежит оплате 14 % от ежегодной арендной платы по договору аренды № 09 от 21.12.2009 года

Оценив доводы и разногласия сторон по вопросу окончания срока окупаемости в рамках инвестиционного проекта и с учетом вышеназванных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения и, исходя из количества заключенных между сторонами договоров аренды лесных участков, суд приходит к выводу о том, что поскольку инвестиционный проект «Создание производства с полным циклом переработки древесины» общества «Лесопромышленная компания «СЕЛЕНА» в действительности является одним проектом с заключением в рамках реализации этого проекта ряда договоров аренды лесных участков, то установленный 7-летний срок окупаемости относится не к договорам аренды в отдельности, а к самому проекту.

При этом суд исходит из актуальной редакции абз. 2 п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 согласно которой с даты заключения договора аренды лесного участка и до начала периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5, а также после окончания такого периода по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

Указанные изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» внесены после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта ответчика Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вместе с тем, суд считает возможным для разъяснения сторонам спорных вопросов применение именно актуальной редакции абз. 2 п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310.

Довод ответчика о неправомерной индексации части арендной платы, подлежащей внесению в бюджет РБ, судом отклоняется с учетом вышеизложенных положений абз. 2 пункта 1(2) постановления Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (в ред., действующей на 01.01.2017 г.).

Исходя из буквального содержания вышеуказанной нормы, а также определения термина «коэффициент» (постоянный множитель при переменной величине) предусматривается определение размера коэффициента по отношению к минимальному размеру арендной платы, а не суммы арендной платы.

Ответчик утверждает, что истцом был применен коэффициент индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных ресурсов в отношении платежей, поступающих в бюджет субъекта РФ.

Однако расчет размера арендной платы на соответствующий год производится Истцом по формуле:

Атек = (Адог/Кгз*Ктек)*1,14 (по договору аренды № 09 от 21.12.2009 года)/1,29 (по договору аренды № 30 от 11.09.2009 года),

где:

Атек – арендная плата, причитающаяся на текущий год;

Адог – арендная плата по договору на дату заключения договора;

Кгз – коэффициент индексации ставок платы на год заключения договора;

Ктек  -  коэффициент индексации ставок платы на текущий год (2017г.=1,51;  2018г.=2,17; 2019г.=2,38; 2020г.=2,62)

1,14 (по договору аренды № 09 от 21.12.2009 года)/1,29 (по договору аренды № 30 от 11.09.2009 года) – рассчитанный в соответствии с постановлением № 310 средний коэффициент превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы.

В свою очередь (Адог/Кгз*Ктек) – является минимальным размером арендной платы, проиндексированным на соответствующий год на коэффициент индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных ресурсов.

Таким образом, «коэффициент индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных ресурсов» это коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ и равный в 2017г.=1,51; в 2018г.=2,17; в 2019г.=2,38; в 2020г.=2,62 и т.д.) и применяемый только в отношении платежей, поступающих в федеральный бюджет.

«Средний коэффициент превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы» - величина, установленная на основании постановления № 310, на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта (1,14(по договору аренды № 09 от 21.12.2009 года)) /(1,29 (по договору аренды № 30 от 11.09.2009 года)).

Применение именно среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы (1,14(по договору аренды № 09 от 21.12.2009 года))/(1,29 (по договору аренды № 30 от 11.09.2009 года)), а не фиксированной суммы, указывает на то, что из года в год часть арендной платы, причитающаяся в бюджет Республики Башкортостан, должна составлять 14% (по договору аренды № 09 от 21.12.2009 года) / 29 %  (по договору аренды № 30 от 11.09.2009 года) от начисленной за год арендной платы.

Данный вопрос также исследовался при рассмотрении дел № А07-19679/2017, № А07-5547/2020 по аналогичным требованиям министерства, заявленным по другим договорам аренды, заключенным в рамках реализации одного и того же инвестиционного проекта ООО «ЛПК «Селена».

Довод ответчика о недостоверности сведений, содержащихся в отчетности Минлесхоза РБ, судом отклоняется как необоснованный.

Исходя из положений статьи 68, 69 АПК РФ и с учетом того, что формы отчетности утверждены Приказом Минприроды России от 28.12.2015 № 565, а буквальное толкование абзаца 2 пункта 1 (2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 не позволяют применить иной порядок определения арендной платы, указанные формы отчетности являются допустимыми и достоверными  доказательствами определения арендной платы согласно изложенному механизму.

При этом определение размера арендной платы исходя из названных форм отчетности исходя из положений абзаца 2 пункта 1 (2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 осуществляется на дату окончания срока окупаемости проекта, то есть в данном случае 4 квартал 2016 года, в силу чего и содержание представленных отчетов по форме 1-ОИП и 6-ОИП определяется исходя из установленного нормами абзаца 2 пункта 1 (2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 формального порядка определения размера арендной платы по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта.

Учитывая, что законом предусмотрен механизм определения среднего коэффициента превышения размера арендной платы, не позволяющий применить иной порядок, с применением иных документов-оснований, представленные формы отчетности являются единственным допустимым доказательством определения размера арендной платы.    

Доказательств внесения арендной платы в полном объеме ответчиком при рассмотрении дела не представлены.

При изложенных обстоятельствах, а также с учетом представленного ответчиком проекта мирового соглашения,  в котором обществом фактически признается правомерность расчетов министерства, исковые требования о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка №30 от 11.09.2009 г. за IV квартал 2016 года, 2017-2020 годы в сумме 10 612 722,84 рублей, задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка № 09 от 21.12.2009 г. за 2017-2020 годы в сумме 2 938 360,44 рублей в бюджет Республики Башкортостан подлежат удовлетворению.

В  соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом освобождения истца от уплаты государственной пошлины, расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

         Исковые требования Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН: <***>,ОГРН: <***>) удовлетворить.

         Взыскать с обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН: <***>,ОГРН: <***>)   задолженность в доход бюджет Республики Башкортостан  в размере 13 551 083 руб. 28 коп., в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 90 755 руб.

                   Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по заявлению взыскателя, в доход Федерального бюджета после вступления решения в законную силу.

                   Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 И.Р. Юсеева