450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-19921/2020
18 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 7 декабря 2020 года. Решение в полном объеме изготовлено 18 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сагидуллиной Ю.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, адрес: 450098, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***> от 20.01.2003 года, 450008, РБ, <...>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: МКУ «Центр организации и проведения конкурсных процедур» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (450006, <...>).
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) антимонопольных органов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 22.10.2020 года, диплом;
от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ;
от третьего лица - ФИО2, доверенность от 09.01.2020года, диплом;
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ без участия представителей ответчика.
Управление капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу № ТО002/06/99-1832/2020 от 27.05.2020 года о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системы в сфере закупок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МКУ «Центр организации и проведения конкурсных процедур» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (450006, <...>).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель МКУ «Центр организации и проведения конкурсных процедур» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (450006, <...>) требования считает подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,
оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 20.04.2020 с изменениями от 21.04.2020 года МКУ «Центр организации и проведения конкурсных процедур» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (Уполномоченное учреждение) в Единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке АО «ЕЭТП» опубликовано извещение и документация о проведении электронного аукциона №0301300247620000357 Выполнение работ по объекту: «Благоустройство сквера перед БГПУ с памятником М. Акмулле, сквера БГПУ «Студенческий», сквера перед музыкальной школой №1, сквера на Советской площади в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» с начальной (максимальной) ценой контракта 292 940 756,00 рублей.
В порядке п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) УФАС по РБ проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком (Управление капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан) и уполномоченным учреждением положений Закона о контрактной системе, по итогам которой вынесено решение от 27.05.2020 года по делу № ТО002/06/99-1832/2020, пунктом 1 которого заказчик признан нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В обоснование данного вывода антимонопольным органом указано на то, что в соответствии с п.2 ст.42, ч.5 ст.63, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
Комиссией УФАС по РБ установлено, что описание объекта закупки приведено в разделе II «Техническое задание» документации об электронном аукционе. Как следует из анализа приведенного описания, объем, содержание работ определён проектной документацией (стадия «Рабочая документация») шифр № 399.2, на которую получено Экспертное заключение ГАУ Управление государственной экспертизы РБ от 28.02.2020 года № С-0252/20.
Виды выполняемых работ в соответствии со сметой: демонтажные работы, вырубка деревьев, установка малых архитектурных форм (МАФ), устройство тротуаров, дорожек, площадок, земляные работы, наружное освещение, пусконаладочные работы, кабельные линии, устройство водоотводных лотков, устройство монолитной плиты под памятник, озеленение.
В соответствии с проектом (заказ №399.2), состав проекта включает в себя следующие разделы:
- схема планировочной организации земельного участка (том №1):
- конструктивные решения (том №2);
- наружное освещение. Часть 2 (том №3);
- наружное освещение. Часть 3, Фонтан (том №4);
- архитектурные решения (том №5);
- конструкции железобетонные (том №6);
- вентиляция (том №7);
- технологические решения (том №8);
- силовое электрооборудование (том №9);
- сети связи. Акустические (системы (том №10);
- проект организации строительства (том №11);
- сметная документация (том № 12).
Согласно проекту организации строительства основными работами второго этапа работ являются:
- земляные работы по устройству котлована для возведения фундаментов и заглубленных частей фонтана (насосная), установка оборудования;
- переустройство кабельной линии Уфанет;
- устройство монолитных подпорных стен, лестниц;
- прокладка и подключение внутриплощадочных инженерных сетей к городским и внутридомовым сетям;
- устройство котлована и фундаментальной плиты под памятник;
- мощение тротуаров; установка остановочных павильонов;
- устройство лотков;
- устройство малых архитектурных форм;
- устройство озеленения; (посадка деревьев и кустарника, газон);
- устройство опор наружного освещения.
Как указано в оспоренном решении, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 13 cт.l Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений, (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Из пп.23 п.2 пп.6 п.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2003 №04-03-11/91 к строительно-монтажным работам относят работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты
основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.
Разделом 3.1 Официальной статистической методологии по разработке показателей по виду деятельности «Строительство» на региональном и федеральном уровне (утв. Приказом Росстата от 25.12.2015 N 654) предусмотрено, что к строительно-монтажным работам относятся такие виды работ, как:
- строительные работы по возведению, реконструкции, расширению,
техническому перевооружению постоянных и временных зданий и
сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных,
металлических, деревянных и других строительных конструкций;
- работы по сооружению внешних и внутренних сетей водоснабжения, канализации, тепло- и газификации; энергоснабжения, возведению установок (сооружений) по охране окружающей среды от загрязнения;
- работы по установке санитарно-технического оборудования и др.
Таким образом, по мнению Комиссии УФАС по РБ, исходя из вышеуказанных положений документации и законодательства, можно сделать вывод, что работы по данному объекту (земляные работы по устройству котлована для возведения фундаментов и заглубленных частей фонтана (насосная), установка оборудования; переустройство кабельной линии Уфанет; устройство монолитных подпорных стен, лестниц; прокладка и подключение внутриплощадочных инженерных сетей к городским и внутридомовым сетям; устройство котлована и фундаментальной плиты под памятник) относятся к строительным работам, как следствие, объектом закупки является выполнение строительных работ, а не благоустройство территории.
На основании изложенного, антимонопольным органом сделаны выводы о том, что в нарушение п.2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не установлено требование к участнику аукциона о наличии членства в соответствующей саморегулируемой организации, в связи чем вынесено оспоренное решение, пунктом 1 которого заказчик признан нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе, пунктом 3 установлены основания для передачи материалов для принятия мер административного реагирования.
Не согласившись с пунктами 1 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу № ТО002/06/99-1832/2020 от 27.05.2020 года о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системы в сфере закупок Управление капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан оспорило их в судебном порядке.
В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п.36 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно п.38 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В силу п. 1.3 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 № 711/пр (далее - Методические рекомендации), к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе:
- детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;
- площадки для выгула и дрессировки собак;
- площадки автостоянок;
- улицы (в том числе пешеходные) и дороги;
- парки, скверы, иные зеленые зоны;
- площади, набережные и другие территории;
- технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;
- контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
В силу п. 1.4 Методических рекомендаций к элементам благоустройства относят, в том числе:
- элементы озеленения;
- покрытия;
- ограждения (заборы);
- водные устройства;
- уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование;
- игровое и спортивное оборудование;
- элементы освещения;
- средства размещения информации и рекламные конструкции;
- малые архитектурные формы и городская мебель;
- некапитальные нестационарные сооружения;
- элементы объектов капитального строительства.
Согласно п.2.1 Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 2 июля 2009 года № 17/7 (далее - Правила благоустройства г.Уфа) благоустройство территории - комплекс работ, направленных на улучшение экологического, санитарно-гигиенического, эстетического состояния территории в целом. Благоустройство осуществляется в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального использования по назначению, созданию здоровых, удобных и комфортных условий жизни населения и включает в себя работы и мероприятия по:
-инженерной подготовке территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружение водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.;
- улучшению микроклимата, созданию комфортной среды проживания, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы, санитарной очистке территорий, снижению шума и др.
Согласно п.2.17 Правил благоустройства г.Уфа, объекты благоустройства - обособленные территории, земельные участки, объекты недвижимости расположенные в городском округе, предназначенные для осуществления благоустройства, внешнего оформления и санитарного содержания.
Согласно п.2.41 Правил благоустройства г.Уфа, элемент благоустройства - составляющая часть объекта благоустройства, в том числе проезжие части улиц, тротуары, малые архитектурные формы и др., имеющие определенные нормативные параметры и требования к их размещению.
Согласно ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения» сквер - это озелененная территория общего пользования небольшого размера, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для кратковременного отдыха и пешеходного транзитного движения.
Согласно п.3.2 своду правил 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
В соответствии с Поз.1 Приложения №1 к Разделу 2 Техническое задание (описание объекта закупки) документации об аукционе и п.8.2 Проекта контракта работы требовалось выполнить в соответствии с вышеуказанным сводом правил 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75».
Объем, содержание работ определён проектной документацией (стадия «Рабочая документация») шифр № 399.2, на которую получено Экспертное заключение ГАУ Управление государственной экспертизы РБ от 28.02.2020 года № С-0252/20.
Виды выполняемых работ в соответствии со сметой:
- демонтажные работы
- вырубка деревьев
- установка малых архитектурных форм (МАФ)
- устройство тротуаров, дорожек, площадок
- земляные работы
- наружное освещение
- пусконаладочные работы
- кабельные линии
- устройство водоотводных лотков
- устройство монолитной плиты под памятник
- озеленение
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений, работы, являющиеся предметом закупки, относятся не к строительным работам, а к благоустройству территории.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Учитывая, что работы, являющиеся предметом закупки, относятся не к строительным работам, а к благоустройству территории:
- заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в извещении и документации об аукционе;
- участник закупки не обязан быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и иметь в наличии выписку из реестра членов саморегулируемой организации для выполнения работ по благоустройству территории;
- работы по благоустройству территории вправе выполнять участник закупки не являющийся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч.1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом, характеристики закупаемого товара (работы, услуги) должны удовлетворять потребностям заказчика. Именно в связи с этим в документации о закупке должна содержаться информация о требованиях, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В настоящем случае спор между сторонами возник по вопросу отнесения запланированных работ либо к работам по благоустройству территории либо к работам по осуществлению капитального строительства.
В обоснование своей позиции заявителем и третьим лицом в материалы дела в полном объеме представлена документация об аукционе, в состав которой входит проектная документация, на которую получено экспертное заключение ГАУ «Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан» от 28.02.2020 года № С-0252/20.
Ответчиком, в нарушении ч. 5 ст. 200 АПК РФ, в обоснование своих выводов не представлено компетентных заключений органов и лиц, уполномоченных на осуществления контроля и (или) надзора в области строительства, или осуществляющих профессиональную и (или) экспертную деятельность в области строительства, и опровергающих документы, составленные лицами, обладающими специальными познаниями в сфере строительства.
Решение, в оспоренной части, ведет к установлению дополнительного требования к участнику закупки, не обусловленному потребностями заказчика, и не имеющего доказанного фактического основания, что противоречит как принципам Закона о контрактной системе, так и принципам Федерального закона 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с изложенным суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные Управлением капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, адрес: 450098, <...>) требования удовлетворить.
Признать недействительными пункты 1 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу № ТО002/06/99-1832/2020 от 27.05.2020 года о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья К.В. Валеев