450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г.Уфа
14 октября 2020 года Дело № А07-20501/2020
Полный текст решения изготовлен 14 октября 2020 года.
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Латыповым В.Р., рассмотрел дело по заявлению
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
арбитражному управляющему ФИО1 (ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности № 268 от 27.12.2019 года, диплом;
от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, извещен надлежащим образом, в порядке ст.123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте суда.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая, что ФИО1 в период осуществления функций конкурсного управляющего не выполнил правила, применяемые в период конкурсного производства, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы заявления и просил привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности в виде дисквалификации.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
По результатам административного расследования 24 августа2020 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в отношении арбитражного управляющего ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - невыполнении правил, применяемых в период конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2016 в отношении КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ» введена процедура наблюдения, временным управляющим КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ» утвержден арбитражный управляющий ФИО3.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2017 (резолютивная часть) КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ» несостоятельным (банкротом), в отношении КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ» открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ» утвержден арбитражный управляющий ФИО3.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан 26.09.2017
ФИО3 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего КПК «Ареал-Кредит».
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан 23.10.2017 конкурсным управляющим КПК «Ареал-Кредит» утверждена арбитражный управляющий ФИО4.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.01.2018 ФИО4 освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ».
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2018 конкурсным управляющим КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ» утвержден арбитражный управляющий ФИО1.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2020 (резолютивная часть объявлена 23.01.2020) арбитражный управляющий ФИО1 освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ».
На основании п.4 ст.20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим (п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве).
Согласно п.1 ст.17 Закона о банкротстве комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В силу п.1 ст.129 Закона о банкротстве, п.42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» трехмесячный срок для проведения собрания кредиторов должника необходимо исчислять с даты объявления резолютивной части решения.
Конкурсные кредиторы вправе осуществлять контроль за деятельностью конкурсного управляющего посредством регулярного представления последним собранию кредиторов отчетов о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, которые должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
В силу п.3 ст.17 Закона о банкротстве комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:
требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
принимать решения о созыве собрания кредиторов;
принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;
принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Решениями собрания кредиторов должника 03.03.2017, в том числе:
- образован комитет кредиторов;
- определен состав комитета кредиторов в количестве пяти членов комитета;
- избраны члены комитета кредиторов: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9;
- определены полномочия комитета кредиторов:
1. Требовать от арбитражного управляющего предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедуры в деле о банкротстве;
2. Принимать решение о созыве собрания кредиторов;
3. Принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей;
4. Утверждать «Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества Кредитного потребительского кооператива «АРЕАЛ-КРЕДИТ», дополнения и изменения к нему;
5. Давать согласие арбитражному управляющему приступать к уступке прав требования должника путем их продажи;
6. Принимать другие решения, а также совершать иные действия кроме решений, которые относятся к исключительной компетенции собрания кредиторов.
- установлен срок (периодичность) проведения собрания кредиторов, комитета кредиторов один раз в месяц.
Резолютивная часть решения Арбитражного суда Республики Башкортостан о признании должника несостоятельным (банкротом), открытии конкурсного производства объявлена 17.03.2017.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2018 конкурсным управляющим КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ» утвержден арбитражный управляющий ФИО1.
Согласно сведениям, размещённым в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве арбитражным управляющим ФИО1 собрания, комитеты кредиторов КПК «Ареал-Кредит» с предоставлением отчетов конкурсного управляющего в соответствии с решением собрания кредиторов от 03.03.2017 (ежемесячно), в том числе, в периоды с 17.01.2018 по 17.02.2018, с 18.02.2019 по 17.03.2018 не созывались и не проводились, что свидетельствует о неисполнении обязанностей арбитражного управляющего, установленных п.4 ст.20.3, п.1 ст.12, п.1 ст.17, п.1 ст.143 Федерального закона.
Периоды совершения административного правонарушения: с 17.01.2018 по 17.02.2018, с 18.02.2019 по 17.03.2018.
Место совершения административного правонарушения: Республика Башкортостан, Буздякский район, с. Буздяк.
Заседанием комитета кредиторов 30.03.2018 установлен срок (периодичность) проведения заседаний комитета кредиторов: один раз в три месяца.
Согласно сведениям, размещенным на ЕФРСБ, за время исполнения обязанностей конкурсного управляющего арбитражным управляющим ФИО1 представлены комитету кредитов отчёты конкурсного управляющего КПК «АРЕАЛ-КРЕДИТ» за следующие периоды:
Дата проведения заседания комитета кредиторов | Период, за который представляется отчет | Повестка | Решения заседания комитета кредиторов |
30.03.2018 | с 18.03.2018 по 17.06.2018 | 1. Принять к сведению отчет конкурсного управляющего о своей деятельности за период с 25.01.2018 г. по 28.03.2018 года. 2. Об установлении срока (периодичности) проведения заседаний комитета кредиторов | 1. Принять к сведению отчет конкурсного управляющего о своей деятельности за период с 25.01.2018 г. по 28.03.2018 года. |
06.11.2018 | с 18.09.2018 по 17.12.2018 | 1. Принять к сведению отчет конкурсного управляющего о своей деятельности за период с 25.01.2018 г. по 25.10.2018 г. | Информация о решениях, принятых на заседании комитета кредиторов от его председателя конкурсному управляющему не поступила. |
Доказательства созыва и проведения конкурсным управляющим ФИО1 собраний, комитетов кредиторов КПК «Ареал-Кредит» с предоставлением отчетов конкурсного управляющего в соответствии с решением комитета кредиторов от 30.03.2018 (один раз в три месяца), в том числе, в периоды:
- с 18.06.2018 по 17.09.2018;
- с 18.12.2018 по 17.03.2019;
- с 18.03.2019 по 17.06.2019;
- с 18.06.2019 по 17.09.2019;
- с 18.09.2019 по 17.12.2019,
отсутствуют, что свидетельствует о неисполнении обязанностей арбитражного управляющего, предусмотренных п.4 ст.20.3, п.1 ст.12, п.1 ст.17, п.1 ст.143 Федерального закона.
Периоды совершения административного правонарушения: с 18.06.2018 по 17.09.2018; с 18.12.2018 по 17.03.2019; с 18.03.2019 по 17.06.2019; с 18.06.2019 по 17.09.2019; с 18.09.2019 по 17.12.2019.
Место совершения административного правонарушения: Республика Башкортостан, Буздякский район, с. Буздяк.
Целью процедуры конкурсного производства является соразмерный расчет с кредиторами (ст.2 Закона о банкротстве).
Согласно п.2 ст.129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания, привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом
В соответствии с п.3 ст. 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
В соответствии с п.1.1 ст. 139 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника.
В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.
В соответствии с п.2 ст.124, ст. 131, п.1.1, п.3 ст. 139 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев, то есть к указанному сроку конкурсный управляющий должен провести все необходимые мероприятия по выявлению имущества должника, проведению инвентаризации, оценки и реализации имущества в порядке, утвержденном собранием кредиторов, либо в судебном порядке.
Согласно сведениям, размещенным в ЕФРСБ 15.06.2017, предыдущим арбитражным управляющим ФИО3 включены сведения о результатах инвентаризации имущества должника от 15.06.2017, проведенной на основании данных программы 1С:Предприятие, с прикреплением следующих инвентаризационных описей:
акт инвентаризации наличных денежных средств №1 (0 руб.),
акт инвентаризации расчетов за ТМЦ, находящиеся в пути №2 (не выявлено),
акт инвентаризации ТМЦ отгруженных №3(не выявлено),
акт инвентаризации финансовых вложений (кроме ценных бумаг, хранящихся в кассе организации) (в отношении 200 контрагентов),
инвентаризационная опись нематериальных активов №5 (не выявлено),
инвентаризационная опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение №6 (не выявлено),
инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности №7 (не выявлено),
инвентаризационная ведомость по основным средствам №8 (транспортное средство 2010 г.в., с заводским номером Z8T4C5FWCAM003052, находящееся на ответственном хранении ООО «АвтоТаймс»),
сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ №9 (50 позиций – мебель, оргтехника),
акт инвентаризации безналичных денежных средств №10 (о наличии денежных средств на 3 расчетных счетах должника).
Согласно сведениям, размещенным в ЕФРСБ, в период исполнения арбитражным управляющим ФИО10 обязанностей конкурсного управлявшего КПК «Ареал-кредит», а именно с 25.01.2018 по 23.01.2020:
- собрания, комитеты кредиторов с вопросами повестки дня: утверждения порядка реализации выявленного имущества должника не проведено, утверждения порядка продажи имущества должника, балансовая стоимость которого, на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства, составляет менее ста тысяч рублей, не назначались и не проводились,
- меры по реализации имущества должника в целях расчётов с кредиторами не принимались,
что свидетельствует о затягивании мероприятий конкурного производства в целях расчёта с кредиторами, недостижении цели конкурсного производства, нарушении положений ст.2, п.4 ст.20.3, п.2 ст. 129, ст. 139, 134, 142 Федерального закона.
Периоды совершения административного правонарушения: с 25.01.2018 по 23.01.2020.
Место совершения административного правонарушения: Республика Башкортостан, Буздякский район, с. Буздяк.
Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что арбитражным управляющим не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о банкротстве, поэтому в силу статьи 2.2 КоАП РФ суд считает установленной вину ФИО1 в совершении правонарушения.
При этом вина арбитражного управляющего в данном случае выражается в том, что он при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей мог выявить нарушения законодательства о банкротстве, предпринять своевременные меры по их устранению, но не сделал этого.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у арбитражного управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для арбитражного управляющего препятствиями.
Неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.14.13 КоАП РФ; повторное неисполнение указанных обязанностей - состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3.1 ст.14.13 КоАП РФ.
Согласно части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Таким образом, ФИО1, осуществляя деятельность в качестве арбитражного управляющего, ненадлежащим образом исполняет вмененные ему обязанности, то есть не выполнил правила, применяемые в период конкурного производства, совершил тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.
Судом не усматривается оснований для признания совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении предпринимателя конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, применяемых в период конкурсного производства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Одной из ключевых фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедуры банкротства должника, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.
Конституционный Суд РФ в Определении от 21.04.2005 года № 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Допущенное арбитражным управляющим правонарушение, установленное судом, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота, в Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для применения к возникшим правоотношениям лиц, участвующих в деле, статьи 2.9 КоАП РФ.
С учетом приведенных выше обстоятельств, учитывая, что арбитражный управляющий ФИО1 ранее привлекался к административной ответственности по ч. 3 и по ч.3.1 ст.14.13 КоАП РФ, принимая во внимание количество допущенных нарушений, отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств, суд избирает наказание арбитражному управляющему по ч.3.1 ст.14.13 КоАП в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450071, г.Уфа, ул.50 лет СССР, д.30/5) удовлетворить.
Привлечь арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить арбитражному управляющемуФИО1(ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>; зарегистрирован: <...>; ИНН <***>) административное взыскание в виде дисквалификации на срок шесть месяцев.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aac.arbitr.ru.
Судья Р.К.Кутлин