АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-21584/2017
20 июня 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2018
Полный текст решения изготовлен 20.06.2018
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Абдуллиной Э.Р. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сахаповой А.Р. , рассмотрев дело по иску
ОАО "РЖД" в лице филиала Куйбышевская железная дорога (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: ООО «Северо-Западный научно-исследовательский центр горюче-смазочных материалов», ООО "Промэкология, ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" ,ООО «Газпром Экспорт», Башкортостанская Таможня
о взыскании 1 014 835 руб.
при участии в судебном заседании:
От истца: ФИО1, доверенность от 28.12.2016 г., паспорт.
От ответчика: ФИО2, доверенность от 10.01.2018 г., паспорт.
От третьих лиц:
ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" : ФИО3, доверенность от 01.10.2016 г., паспорт.
ООО «Газпром Экспорт»: ФИО4, доверенность от 09.08.2017 г., паспорт.
От иных третьих лиц: не явились, извещены в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" о взыскании 1 014 835 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены ООО «Северо-Западный научно-исследовательский центр горюче-смазочных материалов», ООО "Промэкология, ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ", ООО «Газпром Экспорт», Башкортостанская Таможня.
Ходатайство ООО «Газпром Экспорт» о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, организации, которая вносит изменения в паспорт безопасности , судом отклонено в связи с тем, что права данной организации при рассмотрении дела не затрагиваются.
В ходе судебного разбирательства ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" заявило ходатайство о фальсификации доказательств в отношении сертификата качества №22001.
Определением от 24.01.2018г. с учетом согласия истца суд исключил сертификат качества №22001 из числа доказательств по делу.
В ходе судебного разбирательства ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" заявило ходатайство об исключении из числа доказательств заключение от 29.09.2016 (т.1 л.д. 19-20).
Суд отклонил ходатайство, указав, что позиция суда будет представлена при вынесении судебного акта (определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2018)
Представитель истца исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признает. Представитель третьего лица ООО «Газпром Экспорт» поддерживает позицию ответчика.
Представитель третьего лица ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" поддерживает позицию ответчика.
Башкортостанская Таможня в ходе судебного разбирательства просила вынести законное и обоснованное решение, просила об исключении учреждения из числа третьих лиц.
Суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства Башкортостанской таможни.
Прочие третьи лица не явились, возражений, ходатайств от третьих лиц не поступало.
Представитель ответчика поддержал ранее заявленное ходатайство о назначении экспертизы.
ООО «Газпром Экспорт» так же заявляло ходатайство о назначении экспертизы, поддерживает позицию о назначении судебной экспертизы.
Представитель третьего лица ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" поддерживает ходатайство о назначении экспертизы.
Представитель истца возразил против назначения экспертизы, мотивируя тем, что поставленные сторонами вопросы, ввиду отсутствия в настоящее время самого объекта исследования (отобранной пробы), не могут повлиять на заявленные требовния.
Из представленных документов следует, что на рассмотрение эксперта предложены следующие вопросы:
- Является ли перевезенный груз (продукт нефтехимического производства), исходя из его физико – химических свойств, легковоспламеняющейся жидкостью?
- Может ли перевезенный груз (продукт нефтехимического производства), исходя из его физико – химических свойств иметь наименование «Топливо нефтяное»?
Оценив представленные документы, суд пришел к следующим выводам:
В Технических условиях ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" от 28.08.2014 (т. 3 л.д. 36), Технических условиях ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" от 14.11.2014 (т. 3 л.д.33) и паспорте безопасности химической продукции РПБ 05766875-02-37070 (т.2 л.д.165) физико – химические свойства «Топлива нефтяного АВТ» разнятся.
ГОСТ «топливо нефтяное» в настоящее время отсутствует, следовательно присвоение такого наименования производимому продукту не обусловлено физико – химическими свойствами и производится по усмотрению производителя продукции.
Груз, в отношении которого возник спор, перевезен к месту назначения, грузополучателем получен. Доказательств тому, что спорный груз до сих пор не использован, и этот груз возможно исследовать, у суда нет.
Таким образом, провести экспертизу по заявленным сторонами вопросам невозможно.
Суд так же учитывает, что вопрос приоритета между Техническими условиями ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" от 28.08.2014 (т. 3 л.д. 36), Техническими условиями ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" от 14.11.2014 (т. 3 л.д.33) и паспортом безопасности химической продукции РПБ 05766875-02-37070 подлежит правовой оценке.
Исход из вышеизложенного, суд отклонил ходатайство о назначении экспертизы по поставленным сторонами вопросам.
Проверив материалы и обстоятельства дела, заслушав представителя стороны, суд
УСТАНОВИЛ:
22.04.2016 со ст. Аллагуват Куйбышевской железной дороги до ст. Резекне Латвийской железной дороги по накладной №21420644 принята к перевозке от ООО «ППЖТ» группа из 20 вагонов, в том числе и вагон № 50925536. (т. 1 л.д.23-39)
Согласно транспортной железнодорожной накладной №21420644, оформленной ООО «ППЖТ», в вагонах находилось вещество жидкое, опасное для окружающей среды Н.У.К (топливо нефтяное).
В соответствии со ст. 27 УЖТ РФ произведен комиссионный отбор проб груза из указанного вагона на предмет соответствия наименования груза с данными, указанными в железнодорожной накладной и сертификате качества, согласно которым в вагон погружено вещество жидкое, опасное для окружающей среды Н.У.К (топливо нефтяное).
При приемке груза к перевозке в рамках ст. 27 УЖТ РФ, перевозчиком совместно с грузоотправителем, начальником станции Аллагуват ФИО5, приемосдатчиком станции Аллагуват ФИО6, представителем грузоотправителя начальника станции Заводская ООО «ППЖТ», ФИО7, представителем грузоотправителя приемосдатчика ООО «ППЖТ», ФИО8, АФТОМ-4 ОАО «РЖД» ФИО9, проведена проверка на соответствие наименования перевозимого груза «Топливо нефтяное» (код груза ЕТСНГ 221136), путем отбора пробы из вагона №21420644, для лабораторного анализа. Указанное обстоятельство подтверждается подтверждается актом общей формы №158 от 22.04.2016 (т. 1 л.д. 16).
В результате испытаний проведенных ООО «Промэкология», отобранных проб из вагона №21420644 и зафиксированных в аналитическом отчёте №097/2016 от 07.07.2016. (т. 1 л.д. 20), установлено, что жидкость, представленная на исследование, имеет следующие характеристики:
Наименование показателей
Метод испытаний
Фактически
Плотность при 20°С , кг/м3
ГОСТ 3900
901,0
Температура застывания, °С
ГОСТ 20284
40
Массовая доля воды, %
ГОСТ 2477
Следы
Массовая доля серы
ГОСТ Р 51947
1,80
Зольность, %
ГОСТ 1464
0,040
Вязкость кинематическая:
ГОСТ 33
При температуре 50 ° С, мм2/с (сСт)
81,12
При температуре 80 ° С, мм2/с (сСт)
22,21
При температуре 100 ° С, мм2/с (сСт)
12,10
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С
ГОСТ 6356
236
Температура вспышки в открытом тигле, ° С
ГОСТ 4333
249
Теплота сгорания (расчетный метод), кДж/кг
ASTM D 4868
Общая/Чистая
44323/41749
На основании данного аналитического отчета было дано заключение №107/1 от 29.09.2016г. (т.1 л.д.19-20) о том, что данный груз не соответствует представленному грузоотправителем сертификату качества.
Результаты исследований отражены в коммерческом акте №КБШ1601753/233 от 10.11.2016г. (т. 1 л.д. 14-15), акте общей формы №2579 от 10.11.2016(т.1 л.д. 17).
Уведомлением № 703 от 13.12.2016 (т.1 л.д.11) истец известил ответчика о начислении штрафа, получение уведомления подтверждается подписью представителя ответчика.
Добровольную оплату суммы штрафа ответчик не произвел. Возразил против удовлетворения претензии письмом от 20.12.2016 (т.1 л.д.66).
В связи с неоплатой ответчиком указанного штрафа ОАО «РЖД» обратилось в суд с настоящим иском о взыскании штрафа за искажение сведений о грузе в накладной, предусмотренную ст. 98 УЖТ РФ.
Требования истца являются обоснованными исходя из следующего. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами,Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом накладную.
СМГС - международное межведомственное соглашение, заключенное в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.07.1995г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», министерствами, ведающими железнодорожным сообщением, в следующих странах: Азербайджан, Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Россия, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония.
Соглашение разработано Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД) при непосредственном участии национальных железнодорожных администраций.
Межправительственная организация, созданная в 1956 г. В ОСЖД участвуют 28 стран, включая Россию и Латвию.
Одним из направлений деятельности является выработка единообразных унифицированных правовых норм и правил для организации и осуществления международных грузовых и пассажирских сообщений.
Согласно разделу 2 п. 7.1., 7.2. СМГС, перевозка груза оформляется накладной единого образца по установленной форме. Накладная составляется отправителем и предъявляется договорному перевозчику. Графы накладной заполняются отправителем и перевозчиком в соответствии с предписаниями вышеуказанных Правил.
Согласно разделу 2 п. 8 СМГС, в графе «Наименование груза», накладной проставляются наименование и 8-значный код каждого груза в соответствии с гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ). Указываются нанесенные на груз знаки, марки и номера. При перевозке опасного груза также указываются наименование груза и информация в соответствии с Приложением 2 «Правила перевозок опасных грузов» к СМГС.
Гармонизированная номенклатура грузов (далее - ГНГ) служит для описания и кодирования грузов в международном грузовом сообщении стран - членов ОСЖД, участвующих в СМГС или применяющих положения СМГС.
ГНГ создана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - ГС) и соответствует Гармонизированной номенклатуре грузов Международного союза железных дорог (№HM). Наименования разделов, глав и позиций соответствуют тексту ГС с дополнениями для глав 27 и 99, обусловленными железнодорожной спецификой.
Согласно решениям, утвержденным на XXII заседании Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД (23-27 апреля 2007 г., г. Тбилиси, Грузия), ГНГ обязательна для каждой железной дороги стран - членов ОСЖД, участвующих в СМГСили применяющих положения СМГС.
ГНГ содержит:
- перечень позиций, состоящий из 22 разделов, 99 глав;
- аналитический список грузов;
- алфавитный список грузов.
Для обозначения грузов используется восьмизначный код.
Первые шесть знаков соответствуют ГС, из них:
- первые четыре цифры идентифицируют позицию, из которых первая и вторая цифры обозначают соответствующую главу, а третья и четвертая цифры обозначают порядковый номер позиции в данной главе;
- пятая и шестая цифры идентифицируют субпозицию груза в пределах позиции.
Седьмой и восьмой знаки применяются для достижения особой точности описания груза.
В случае невозможности внесения в графу «Наименование груза» накладной СМГС полного наименования груза по ГНГ, допускается указание сокращенного наименования груза, не искажающего характеристик груза с обязательным проставлением кода ГНГ, соответствующего полному наименованию данного груза.
В п. 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 № 39, предусмотрено, что графа «Наименование груза» в транспортной железнодорожной накладной заполняется в соответствии с тарифным руководством, с указанием наименования груза и его код.
Согласно Приложения 2 к СМГС, п. 3.1.2.8 обобщенные или «не указанные конкретно» (Н.У.К.) наименования и «не указанные конкретно» надлежащие наименования веществ, для которых в колонке 6 таблицы А главы 3.2 указано специальное положение 274 или 318, должны дополняться техническим наименованием груза, если только национальное законодательство или какая-либо международная конвенция не запрещают его открытого упоминания в случае, когда речь идет о контролируемом веществе. Технические наименования должны указываться в скобках сразу же после надлежащего наименования груза. При необходимости могут также употребляться такие определения, как «содержит» или «содержащий» или другие определяющие слова, например «смесь», «раствор» и т.д., а также указываться процентное содержание технического компонента. Например: «UN 1993 ЖИДКОСТЬ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯСЯ, Н.У.К. (содержит ксилол и бензол), 3, II».
Согласно ст. 30 пар. 1 СМГС провозная плата за перевозку грузов исчисляются по тарифам, применяемым перевозчиками осуществляющими перевозку.
Согласно ст. 31 СМГС пар. 5 размер неустойки (штрафов) исчисляется и уплачивается перевозчику в порядке предусмотренным национальным законодательством государства, в котором производится оплата.
Исходя из выше указанного, код ГНГ должен соответствовать коду ЕТСНГ, определяющего и влияющего на тариф перевозки.
Согласно ГНГ (редакция 2007 г.), при указании в накладной СМГС наименования опасного груза согласно Алфавитному указателю опасных грузов Правил перевозки опасных грузов, (Приложение 2 к СМГС) или аналогичным алфавитным указателям, применяемым для перевозок опасных грузов на основе двух- и многосторонних соглашений, заключенных между железными дорогами, в случае отсутствия данного наименования в ГНГ, отправитель обязан проставить код ГНГ, соответствующий наименованию, наиболее подходящему по химическому составу, свойствам и характеристикам груза.
Согласно перевозочного документа, грузоотправитель определил груз, по Алфавитному указателю опасных грузовПравил перевозки опасных грузов, как «вещество жидкое, опасное для окружающей среды, Н.У.К». В судебном заседании под аудио запись, представитель ответчика неоднократно заявлял, что данное наименование определено грузоотправителем, учитывая свойства груза.
Выбирая наименование «вещество жидкое, опасное для окружающей среды, Н.У.К», грузоотправитель подтвердил, что именно это наименование подходит по химическому составу, свойствам и характеристикам перевозимому грузу.
Представитель производителя данного груза указал, что данный продукт является остатками прочими от переработки нефти и нефтепродуктов для прочих целей и является темным нефтепродуктом.
В соответствии с п. 2.2.1 Прейскуранта № 10-01 наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) (приложение № 2 Прейскуранта № 10-01), с указанием отличительных признаков груза. При перевозке грузов в указанных случаях в перевозочных документах дополнительно указывается наименование груза и его код в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ), издаваемой отдельно, если эта информация оказывает влияние на порядок определения тарифа.
При этом, поскольку код присваивается одному и тому же грузу, то код ЕТСНГ должен соответствовать коду ГНГ.
Согласно п. 3 ст. 182. Таможенного кодекса Таможенного союза, в таможенной декларации указывается код товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешне экономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков.
Согласно таможенной декларации № 10006120/180316/0001016 (т.1 л.д. 131, т.2 л.д.60), №10006120/280616/0002698 (т.1 л.д. 137, т.2 л.д.66) грузу, перевозимому в спорном вагоне, присвоены коды ТН ВЭД:
- 2710195101 которому соответствует наименование «мазуты для специфических процессов переработки»;
- 2710195109, которому соответствует наименование «ПРОЧИЕ»
В данных наименованиях товар «топливо нефтяное» отсутствует.
Исходя из позиции ООО «Газпром нефтехим Салават», «Топливо нефтяное АВТ» относится к остаткам прочим от переработки нефти и нефтепродуктов для прочих целей и является темным нефтепродуктом, и не относится к мазутам.
ООО «Газпром нефтехим Салават» указано, что вся техническая документация на груз была представлена ответчику.
При заполнении декларации присвоены коды ГНГ и ТНВЭТ соответствующие наименованиям «прочие нефтепродукты».
Плата за перевозку грузов, не поименованных в алфавитном списке Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, определяется:
а) если они могут быть отнесены к какой-либо позиции данной группы - по тарифному классу, установленному для этой позиции;
б) если они подходят под какую-либо группу, но не могут быть отнесены к определенной позиции этой группы - по высшему из тарифных классов, имеющихся в этой группе (п. 2.2.2 Прейскуранта № 10-01).
Перечень позиций наименований груза представлен в приложении 2 данного Тарифного руководства, в котором так же указаны отличительные признаки груза в любых его состояниях (твердом, жидком), любых его видах (в свежим или охлажденном) и другие сведения и свойства груза, если эти признаки, свойства, состояния оказывают влияние на уровень тарифа, (редакция ФСТ России от 27.11.2012 г. №303-т/3).
При невозможности отнесения груза к одной из позиций, представленных в перечне, решение об отнесении груза к соответствующему коду принимает орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при предъявлении грузоотправителем соответствующей документации на груз.
Из примечания к п. 2.2.1 Тарифного руководства №1 (Прейскурант 10-01) следует, при отсутствии такого наименования в алфавитном списке, запрещается указывать наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ, и груз должен обозначаться под тем наименованием под которым он указан в соответствующей документации на груз с указанием кода такого груза, поименованного в алфавитном списке, к которому груз можно отнести по его свойствам или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием «не поименованном в алфавите».
Согласно приложения 2 к СМГС, 3.1.2.8.1.1 Техническое наименование должно быть признанным химическим, биологическим или другим наименованием, употребляемым в настоящее время в научно-технических справочниках, периодических изданиях и публикациях. Для этой цели не должны применяться коммерческие наименования.
Наименование «топливо нефтяное АВТ» не имеет статуса государственного стандарта. Исходя из позиции ООО «Газпром нефтехим Салават»., наименование «Топливо нефтяное АВТ» дано продукту исходя из способа производства из названия установки на которой получают данный продукт.
В соответствии с пп. б п. 2.2.2 Тарифного руководства №1 (Прейскурант 10-01) если груз подходит под какую - либо группу, но не может быть отнесен к определенной позиции этой группы, то плата за перевозку грузов не поименованных в алфавите, определяется по высшему из тарифных классов имеющихся в этой группе.
Согласно Приложению № 2 к разделу 2 Прейскуранта 10-01:
- первые две цифры кода груза - это номер группы, к которой он относится;
- третья цифра это номер позиции;
- четвертая и пятая - порядковый номер наименования груза в этой позиции:
- шестая - контрольная.
Код ЕТСНГ 221136 (2-ой тарифный класс) присвоенный грузу «Вещество жидкое, опасное для окружающей среды, Н.У.К.» и внесенный в перевозочный документ, относится к разделу 4 «Продукция топливно-энергетической промышленности»; 22-ой позиции «Нефтепродукты темные, газы энергетические»; 1-ой группе «Мазут нефтяной и каменноугольный». (таблица № 1 приложения № 2 прейскуранта 10-01).
Из пояснений специалиста следует, что Топливо нефтяное АВТ не является мазутом, следовательно, по мнению суда, присвоение грузу кода ЕТСНГ 221136 является не правомерным.
Согласно техническим условиям и пояснениям специалиста производителя, груз, фактически погруженный в вагон №21420644 относится к «Остаткам прочим от переработки нефти или нефтепродуктов для прочих целей», что соответствует коду ГНГ 27139090, указанному в накладной и относящийся к коду ЕТСНГ 225137 «Нефтепродукты тёмные, н.п.», соответствующие 3-му тарифному классу (на момент отправки груза).
Из вышеуказанного следует, что ответчиком одному и тому же грузу присвоены два разных, не соответствующих друг другу кода: ЕТСНГ – 2-й тарифный класс и ГНГ - 3-ой тарифный класс, при этом как было установлено на судебном заседании, код ГНГ соответствует коду ТН ВЭД.
Согласно деталям расчета провозной платы по накладной 21420644 на вагон № 50925536, плата рассчитана по формуле:
432.7 * 0.98 * 1.061 * 1.134 * 1.412 * 3.861 * 60 = 166889 руб.
Где:
432.7 – тарифная ставка;
0.98 – Дополнительный коэффициент по особым условиям
1.061 - Коэффициент по классу груза (табл. 4 прил. 3 к разделу 2)
1.134 - Коэффициент по тарифным коридорам
1.412 – дополнительный индекс по виду груза (мазут), утверждённый приказом ФАС России от 10.12.2015 № 1226/15 (приложение № 5).
3.861 - Индекс к ставкам Прейскуранта № 10-01, утверждённый приказом ФАС России от 10.12.2015 № 1226/15 (приложение № 1).
Согласно представленным истцом деталям расчета провозной платы по накладной на вагон № 50925536, с учётом тарифного класса, плата должна рассчитываться по формуле:
(432.7 + 11.33) * 1.74 * 1.134 * 3.861 * 60 = 202967 руб.
Где:
432.7 – тарифная ставка
11.33 – дельта коробки базовой ставки
1.74 - Коэффициент по классу груза
1.134 - Коэффициент по тарифным коридорам
3.861 - Индекс к ставкам Прейскуранта № 10-01, утверждённый приказом ФАС России от 10.12.2015 г. № 1226/15 (приложение № 1).
Из представленных расчетов видно, что из-за занижения ответчиком коэффициента по тарифному классу груза (указан 1.061, вместо 1.74), произошло снижение стоимости перевозки.
Из чего следует, что это стоимость перевозки посчитана ответчиком по более низкому классу, что привело к занижению тарифа за перевозку грузов, что является основанием для привлечения к ответственности предусмотренной ст. 98 УЖТ РФ.
Согласно представленных производителем продукта Технических условий, данный груз отнесён по ГОСТ 19433 к третьему классу транспортной опасности с классификационным шифром 3313.
Согласно правилам перевозок грузов, классификационным шифром считается номер ООН.
В соответствии с Правилами перевозок опасных грузов к номеру ООН 3313 относится пигменты органические самонагревающиеся. В ж.д. накладной указан иной номер ООН 3082 (в перечне с данным номером отсутствует такой груз как топливо нефтяное АВТ, как равно и просто топливо нефтяное).
Верное указание класса опасности и аварийной карточки обусловлено обеспечением безопасности перевозок грузов и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в случае их возникновения.
В спорной накладной ответчиком указан 9 класс опасности. Указание ответчиком более низкого класса опасности, чем установлено техническими условиями, создало угрозу безопасности движения, что является самостоятельным основанием для привлечения к ответственности предусмотренной ст. 98 УЖТ РФ.
При перевозке группы вагонов с грузом, относящимся к 3 классу опасности, ответчиком оплачена плата, рассчитанная по 9 классу опасности. Разница между тарифами, рассчитанными истцом и ответчиком в зависимости от класса опасности составляет 1082490 руб.
Таким образом, ответчиком при оформлении перевозочного документа было допущено сразу два нарушения, влекущие создание угрозы безопасности движения и снижение стоимости перевозки.
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную ст. 98 УЖТ РФ.
В соответствии со ст. 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт, на основании которых начисляется сумма штрафа в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (п. 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 43).
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п. 28 постановления Пленума от 06.10.2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного ст. 98 УЖТ РФ, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки. Возмещение перевозчику понесенных убытков не может служить основанием освобождения от взыскания данного штрафа.
Рассматривая споры, связанные с взысканием штрафа, предусмотренного ст. 98 Устава, следует иметь в виду, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений, повлекших занижение стоимости перевозок грузов, штраф определяется исходя из размера платы за перевозку фактически перевозимого груза (в частности, веса или наименования груза). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера платы за перевозку груза за все тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В п. 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 43 (далее - Правила №43), указано, что начисление суммы штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, производится на основании составленных перевозчиком акта общей формы и коммерческого акта.
Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В силу ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. В ч. 2 данной статьи предусмотрено, что коммерческий акт составляется для удостоверения несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе.
В абз. 4 п. 2.10 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом установлено, что коммерческий акт и акт общей формы, подписываются уполномоченными представителями перевозчика и грузополучателя, если он участвует в проверке груза. В данном случае представитель грузополучателя при составлении коммерческого акта не присутствовал.
Доказательства, опровергающие коммерческий акт и акт общей формы, ответчиком в дело не представлены.
Из материалов дела следует, что истцом в подтверждение факта искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования груза в материалы дела представлены Акт №097/2016 от 07.07.2016, заключение №107/1 от 29.09.2016г., акт №КБШ1601753/233 от 10.11.2016г.
Согласно п. 8 Заключения по проведению экспертизы поставленной продукции по результатам химико-аналитических исследований №107/1 от 29.09.2016г, химико-аналитическое исследование отобранных проб, проведено ООО «Северо – Западный центр сертификации». К данному заключению приложен Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) (т.1 л.д.21, 22).
Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) никем не оспорен, не признан недействительным. Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) действовал в период проведения исследований по спорной пробе.
В область аккредитации, указанной выше лаборатории входит: бензины автомобильные, топливо, мазут, нефть, альтернативные виды топлива, бензанолы, бензины–растворители, бензины для химической промышленности, бензины прочие, нафта, керосин, фракции керосиногазойлевые, вакуумные газойли, конденсаты газовые, нефтепродукты смесевые технологические, бензины газоконденсатные технологические, в том числе на соответствие требованиям технического регламента, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 118., с 17.12.2013 г. ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»: Конденсаты газовые, Топлива газоконденсатные, Топливо дизельное, Топливо моторное, Мазут и продукты на его основе, Топливо нефтяное, Бензины газоконденсатные технологические, Нефть, Газойли, Нафта, Нефтепродукты смесевые технологические, Топливо судовое, Керосины, Альтернативные виды топлива, Этанольное моторное топливо с содержанием этанола свыше 5% по объему для дизельных двигателей, Бензины, Топливо этанольное, Фракции керосино-газойлевые, Топливо технологическое экспортное.
Все сведения об аккредитации размещены на официальном сайте «Росаккредитация».
В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
Согласно положениям указанного Федерального закона, а также в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 г. № 194 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц» в случае соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации Росаккредитация принимает решение об аккредитации (расширении области аккредитации).
При этом, учитывая, что приказом Росаккредитации об аккредитации (расширении области аккредитации) также утверждается область аккредитации заявителя, датой утверждения области аккредитации является дата издания приказа Росаккредитации об аккредитации (расширении области аккредитации).
В течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа об аккредитации (расширении области аккредитации) обеспечивается внесение соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц и вручение (направление) заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росаккредитации, копии указанного приказа Росаккредитации.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитованное лицо вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе.
Таким образом, после принятия Росаккредитацией решения об аккредитации аккредитованное лицо может получить аттестат аккредитации на бумажном носителе в любое время.
Согласно форме аттестата аккредитации, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 г. № 295 «Об утверждении формы аттестата аккредитации», на бланке аттестата аккредитации на бумажном носителе указывается дата выдачи аттестата аккредитации, при этом указанная дата является датой подписания руководителем (заместителем руководителя) Росаккредитации бланка аттестата аккредитации.
Таким образом, дата выдачи аттестата аккредитации на бумажном носителе не совпадает с датой утверждения области аккредитации.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», аттестат аккредитации является бессрочным.
Согласно аналитического отчета составленного по результатам химико-аналитических исследований, проведенных ООО «Промэкология», установлено, что жидкость, представленная на исследование, имеет характеристики, отличные от тех которые указаны в сертификате качества № 20791, представленного ООО «Газпром нефтехим Салават». То есть, к перевозке предъявлен иной груз, чем указан в сертификате качества № 20791. Данный факт сторонами не оспаривается.
При этом суд отмечает, что пробы из указанной железнодорожной цистерны отобраны в присутствии представителей истца и ответчика, что подтверждается актом общей формы №158 от 22.04.2016
С учетом того, что в указанном акте общей формы №158 от 22.04.2016 имеется сведение о номере вагона, из которого были отобраны пробы, представленные на исследование, совпадающий с номером вагона, в отношении которого составлен аналитический отчёт и заключение; у суда отсутствуют основания для их непринятия данных документов в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт искажения ответчиком в спорных накладных наименования перевозимого груза.
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в случае спора составленный перевозчиком в одностороннем порядке коммерческий акт оценивается арбитражным судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя (п. 4 ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что перед специалистами ООО «Промэкология» не ставилась задача определения соответствия отобранных проб техническим условиям товара, указанного в транспортной железнодорожной накладной, не опровергает выводов по результатам проведенного исследования о том, что представленные образцы не соответствуют представленным производителям товара сертификату качества.
При указанных обстоятельствах, истец верно начислил штраф в сумме 1014835руб.
На основании вышеизложенного, требования истца подлежат удовлетворению в полом объеме.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ОАО "РЖД" в лице филиала Куйбышевская железная дорога (ИНН <***>, ОГРН <***>) штраф в размере 1014835 руб., судебные расходы по госпошлине в размере 23 148 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Э.Р. Абдуллина