ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-24267/18 от 14.01.2019 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело №А07-24267/2018

21 января 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2019года

Полный текст решения изготовлен 21 января 2019года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе

судьи Кузнецова Д.П.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Гиниятуллиной Э.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "УРАЛ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 3 085 052руб.76коп.

при участии в судебном заседании после перерыва:

от истца: ФИО1, доверенность № ИФ-26-62 от 10.01.2019 г.

от ответчика: ФИО2, доверенность от 17.04.2017 г., ФИО3 в порядке передоверия по устному ходатайству.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.01.2019 г. был объявлен перерыв для подтверждения полномочий представителя на представление интересов Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "УРАЛ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств по субсидиям на 1 литр реализованного товарного молока в размере 800 132руб.76коп.; по субсидиям из бюджета Республики Башкортостан на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуации природного характера, за счет средств, выделенных Республике Башкортостан из федерального бюджета для предоставления пострадавшим сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере 2 284 920руб.

15.10.2018 г. от ответчика поступил отзыв на исковое заявление с приложением документов в обоснование доводов, изложенных в отзыве (т.1 л.д. 75-158).

28.11.2018 г. от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, ответчик с требованиями, изложенными в заявлении, не согласен в части взыскания денежных средств, полученных кооперативом в счет возвещения ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуации природного характера (т.1 л.д. 174-181).

19.12.2018 г. истец представил возражения на отзыв ответчика, истец исковые требования поддерживает в полном объеме (т.2 л.д. 1-4).

14.01.2019 г. истец представил письменные пояснения к иску.

14.01.2019 г. ответчик представил ходатайство об истребовании у Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан копии документов, представленных в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера и дальнейшего определения размера дотаций, необходимых для перечисления в бюджет субъекта для возмещения ущерба, в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26 марта 2015г. №113 "Об утверждении порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера".

В соответствии со ст.66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта.

В соответствии со п.4 ст.66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и его нахождения.

В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В рассматриваемом случае, заявляя ходатайство об истребовании дополнительных доказательств, Сельскохозяйственный производственный кооператив "УРАЛ" не представил доказательства невозможности самостоятельного получения соответствующих документов (запросы, письма с доказательствами их направления и вручения, ответы об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и т.п.), а также судом не установлена относимость истребуемых доказательств к предмету спора, в связи, с чем оснований для применения судом статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству ответчика не имеется.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления по основаниям, в нем изложенным.

Представитель Сельскохозяйственного производственного кооператива "УРАЛ" требования не признал, представил отзыв, с требованиями не согласен в полном объеме.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Башкортостана от 12.03.2013 г. №78 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (Порядок предоставления субсидий) (т.2 л.д. 111-118).

19.04.2016 г. между Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан (истец) и Сельскохозяйственным производственным кооперативом "УРАЛ" (ответчик) заключено Соглашение №б/н о предоставлении субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (т. 1 л.д. 24-76), предметом которого является предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. Согласно п.2.1.2. соглашения Министерство перечисляет субсидию на расчетный счет получателя в размере 1 594 822руб.44 коп., из них:

-из федерального бюджета 1 355 326руб.92 коп.;

-из бюджета Республики Башкортостан 239 495руб.52коп.

В соответствии с п.2.2. - п.2.2.6. соглашения получатель представляет в Министерство документы в соответствии с п.6 Порядка в
установленные сроки; представляет квартальную и годовую отчетность о финансово- экономическом состоянии Получателя по формам и в сроки, установленные нормативными правовыми документами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства; обеспечивает сохранение объема производства молока в текущем году по
сравнению с объемом производства молока в предыдущем году согласно
приложению к соглашению; представляет в установленные сроки отчет о достижении значения показателя эффективности предоставления субсидии согласно приложению к соглашению; дает согласие на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий; в случае образования у сельскохозяйственного товаропроизводителя неиспользованного остатка субсидии, полученной в отчетном финансовом году, сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан в течение 7 рабочих дней в письменной форме уведомить об этом Министерство. В случаях, предусмотренных настоящим Соглашением о предоставлении субсидии, неиспользованный остаток субсидии в течение 14 календарных дней со дня получения письменного уведомления о необходимости возврата неиспользованного остатка субсидии подлежит перечислению на лицевой счет Министерства. Согласно п.3.2. соглашения в случае недостижения показателей эффективности предоставления субсидии, представленных в приложении, получатель обязан обеспечить возврат субсидии из расчета 1% размера полученной субсидии за каждый процент снижения показателя эффективности и предоставления субсидии.

Министерство выполнило принятые на себя по Соглашению №б/н от 19.04.2016 г. обязательства, перечислив на счет кооператива денежные средства в размере 1 355 326руб.92 коп., что подтверждается платежными поручениями №54494 от 21.04.2016 г. на сумму 140 105руб.68коп., №56140 от 25.04.2016 г. на сумму 99 389уб.84коп., №140904 от 22.04.2016 г. на сумму 792 870руб.78коп., №141151 от 22.04.2016 г. на сумму 562 456руб.14коп. (т.2 л.д. 78-81).

В соответствии с п.п. "б", "г" п. 6 Порядка предоставления субсидий для получения субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, в том числе справку-расчет по форме и сроки, которые установлены Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, копии сведений о состоянии животноводства по форме федерального статистического наблюдения №24-СХ за предыдущий год с отметкой территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан о принятии отчета (если сельскохозяйственный товаропроизводитель является юридическим лицом (за исключением субъекта малого предпринимательства), заверенные сельскохозяйственными товаропроизводителями (в случае непредставления сельскохозяйственными товаропроизводителями таких документов Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан запрашивает их самостоятельно).

Сельскохозяйственный производственный кооператив "УРАЛ" при получении субсидии на 1 литр реализованного товарного молока предоставил Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан необходимые документы, предусмотренные Порядком, в том числе Приложение №3 соглашения (справка-расчет на предоставление субсидий), исходя от продуктивности коров от 4001 до 6000кг (т.1 л.д. 27), а также копию отчета, заполненного от руки, согласно которому продуктивность коров за 2015 год составила 4 005кг (т.2 л.д. 127-134).

11.04.2018 г. Министерством была организована выездная проверка, на основании чего составлен акт выездной проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий в СПК "Урал" МР Татышлинский район Республики Башкортостан за 2016-2017 г.г. (т.1 л.д. 34-37).

В ходе проведенной проверки установлено, что СПК "Урал" неправомерно получены субсидии на 1 кг реализованного молока за январь - март 2016 г. в размере 800 132руб.76коп.

Кроме того, 12.12.2017 г. между Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и Сельскохозяйственным производственным кооперативом "УРАЛ" заключено Соглашение № б/н о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работа, оказанием услуг, предметом которого является предоставление Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан в 2017 году получателю из бюджета Республики Башкортостан в 2017 году субсидии в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера: "Засуха" в летний период 2016 года (т.2 л.д. 18-24). Согласно п.2.1. соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Республики Башкортостан, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I соглашения, в размере 2 284 920руб. Согласно п. 4.2.6 соглашения получатель гранта обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство в соответствии соглашением.

Постановлением Правительства Республики Башкортостана от 12.12.2015 г. №525 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (т.2 л.д. 63-71).

Во исполнение условий соглашения и в соответствии с Порядком предоставления субсидий от 12.12.2015 г. №525, ответчик предоставил Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан необходимые документы, предусмотренные Порядком, в том числе справку №23891 от 11.12.2017 г. об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (т.2 л.д. 9).

Министерство выполнило принятые на себя по Соглашению №б/н от 12.12.2017 г. обязательства, перечислив на счет кооператива денежные средства в размере 2 284 920руб., что подтверждается платежным поручением №244068 от 14.12.2017 г. (т.2 л.д. 82).

16.03.2018г. в ходе проверки Министерством через автоматизированную информационную систему межведомственных запросов и оказания государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан в Федеральную налоговую службу России был направлен запрос "Сведения о наличии задолженности по уплате налогов сборов и штрафов" в отношении ответчика по состоянию на 08.12.2017 г., получен ответ, что кооператив по состоянию на 08.12.2017 г. имеет задолженность (т.2 л.д.8).

На запрос Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан №РН-16-1456 от 19.03.2018 г. (т.2 л.д.7) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан подтвердило, что по состоянию на 08.12.2017 г. у Сельскохозяйственного производственного кооператива "УРАЛ" имелась задолженность в общей сумме 3 934 222руб.17коп., также управление уведомило, что от кооператива запросы на выдачу справок в инспекцию в декабре 2017 г. не поступали (т.2 л.д. 10).

17.04.2018 г. истец обратился к ответчику с претензией №ИФ-16-2153 с просьбой возвратить неправомерно полученные суммы субсидии на 1 литр реализованного товарного молока в размере 800 132руб.76коп., субсидии из бюджета Республики Башкортостан на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуации природного характера, за счет средств, выделенных Республике Башкортостан из федерального бюджета для предоставления пострадавшим сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере 2 284 920руб. (т.1 л.д.38-39). Претензия получена ответчиком 20.04.2018 г., о чем свидетельствует уведомление о вручении (т.1 л.д.40), но оставлена без ответа и удовлетворения.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, поскольку в досудебном порядке возникший спор о возвращении субсидированных денежных средств не был урегулирован.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Статьями 3 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, между Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан (истец) и Сельскохозяйственным производственным кооперативом "УРАЛ" (ответчик) заключено Соглашение №б/н о предоставлении субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока от 19.04.2016 г. и Соглашение № б/н о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работа, оказанием услуг от 12.12.2017 г.

В части требования о взыскании денежных средств по субсидиям на 1 литр реализованного товарного молока в размере 800 132руб.76коп. суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. "б", "г" п. 6 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостана от 12.03.2013 г. №78, для получения субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, в том числе справку-расчет по форме и сроки, которые установлены Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, а также копии сведений о состоянии животноводства по форме федерального статистического наблюдения №24-СХ за предыдущий год с отметкой территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан о принятии отчета (если сельскохозяйственный товаропроизводитель является юридическим лицом (за исключением субъекта малого предпринимательства), заверенные сельскохозяйственными товаропроизводителями (в случае непредставления сельскохозяйственными товаропроизводителями таких документов Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан запрашивает их самостоятельно).

Согласно п.16 Порядка предоставления субсидий ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, и подлинность представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка документов несут сельскохозяйственные товаропроизводители.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Сельскохозяйственный производственный кооператив "УРАЛ" во исполнение условий соглашения от 19.04.2016 г. при получении субсидии на 1 литр реализованного товарного молока предоставил Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан необходимые документы, предусмотренные Порядком, в том числе Приложение №3 соглашения (справка-расчет на предоставление субсидий), исходя от продуктивности коров от 4001 до 6000кг, а также копию отчета по форме №24-СХ "Сведения о состоянии животноводства в 2015 году", заполненного от руки, согласно которому продуктивность коров за 2015 год составила 4 005кг. (15 020 центнеров - количество надоенного молока / 375 голов - количество коров молочного стада = 4 005 кг - количество среднего надоя молока от одной коровы, продуктивность)(т.2 л.д. 127-134).

11.04.2018 г. Министерством была организована выездная проверка, на основании чего составлен акт выездной проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий в СПК "Урал" МР Татышлинский район Республики Башкортостан за 2016-2017 г.г.

В ходе проверки ответчиком Министерству был предоставлен отчет по форме №24-СХ "Сведения о состоянии животноводства в 2015 году", согласно которому продуктивность коров за 2015 год составила 3 755кг (15 020 центнеров - количество надоенного молока / 400 голов - количество коров молочного стада = 3 755 кг - количество среднего надоя молока от одной коровы, продуктивность) (т.2 л.д. 135-142).

Согласно ставкам субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за январь – март 2016 года (Приложение №1 к Приказу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан №119 от 22.04.2013 г.) при продуктивности коров за 2015 год до 4 000кг ставки субсидии за счет средств федерального бюджета составляет 2,48, за счет средств бюджета Республики Башкортостан – 0,44; при продуктивности коров за 2015 год от 4 001 до 6 000кг ставки субсидии за счет средств федерального бюджета составляет 4,98, за счет средств бюджета Республики Башкортостан – 0,88.

В письменном объяснении главный бухгалтер кооператива ФИО2 пояснила следующее: "Продуктивность коров за 2015 год из бюллетеня о продуктивности и реализации продукции животноводства, отчет по животноводству составляет бухгалтер по животноводству ФИО4, допустила арифметическую ошибку при составлении отчета. При расчете на представление субсидий на 1 кг реализованного молока осталась продуктивность выше не исправленной, я не проконтролировала и сдали отчет" (т.1 л.д. 32).

При изначальном расчете субсидий, Сельскохозяйственный производственный кооператив "УРАЛ" должен был применить ставку при продуктивности коров за 2015 год до 4 000 кг (ставка субсидий - 2, 48 (РФ) и 044 (РБ)), однако при расчете субсидий кооператив применил ставку при продуктивности коров от 4001 кг до 6000 (ставка субсидий 4,98 (РФ) и 0, 88 (РБ).

Таким образом, Сельскохозяйственным производственным кооперативом "УРАЛ" неправомерно получены субсидии на 1 кг реализованного молока за январь - март 2016 года в размере 800 132руб.коп., в том числе за счет средств федерального бюджета – 680 385 руб. (272 154 кг* 4,98) - (272 154кг* 0,88), за счет средств бюджета Республики Башкортостан 119 747руб.76 коп. (272 154кг* 0,88) - (272 154кг* 0,44).

Согласно п. 14 Порядка возврат субсидии в случаях нарушения сельскохозяйственными товаропроизводителями условий, установленных при ее предоставлении, и представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидии, осуществляется в следующем порядке.

В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств сельскохозяйственному товаропроизводителю направляется соответствующее письменное уведомление. Сельскохозяйственный товаропроизводитель в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан указанную сумму средств.

При отказе сельскохозяйственного товаропроизводителя от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.

В части требования о взыскании полученной субсидии из бюджета Республики Башкортостан на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуации природного характера, за счет средств, выделенных Республике Башкортостан из федерального бюджета для предоставления пострадавшим сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере 2 284 920руб. суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. "г" п. 7 Порядка, условием предоставления субсидии является соответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя на любую дату месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, или на любую дату месяца, в котором планируется заключение соглашения, требованиям подпункта "е" пункта 4 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 (с последующими изменениями), а именно отсутствие у сельскохозяйственного товаропроизводителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Сельскохозяйственный производственный кооператив "УРАЛ" при получении субсидии из бюджета Республики Башкортостан во исполнение условий соглашения от 12.12.2017 г. предоставил Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан необходимые документы, предусмотренные Порядком, в том числе справку №23891 от 11.12.2017 г. об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Между тем, как следует из письма Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, по состоянию на 08.12.2017 г. у Сельскохозяйственного производственного кооператива "УРАЛ" имелась задолженность в общей сумме 3 934 222руб.17коп., от кооператива запросы на выдачу справок в инспекцию в декабре 2017 г. не поступали.

В письменном объяснении от 10.04.2018 г. главный бухгалтер Сельскохозяйственного производственного кооператива "УРАЛ" ФИО2 пояснила, что "По оформлению (субсидий) на получение субсидий работала бухгалтер ФИО5, справку об отсутствии задолженности не знаю. Документы на оформление на получение субсидий подписала" (т.1 л.д. 33).

Таким образом, ответчиком при предоставлении документов в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан на получение субсидий предоставлена недостоверная справка от 11.12.2017 г. №23891 об отсутствии у сельскохозяйственного товаропроизводителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Согласно п. 16. Порядка, возврат субсидии в случаях нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий, установленных при ее предоставлении, и представления недостоверных сведений, которые были выявлены по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, и повлекли необоснованное получение субсидии, осуществляется в следующем порядке.

В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств сельскохозяйственному товаропроизводителю направляется соответствующее письменное уведомление. Сельскохозяйственный товаропроизводитель в течение 14 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств. При отказе сельскохозяйственного товаропроизводителя от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования.

В соответствии с частью 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

При изложенных обстоятельствах сумма полученной субсидии на 1 литр реализованного товарного молока в размере 800 132руб.76коп.; сумма полученной субсидии из бюджета Республики Башкортостан на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуации природного характера, за счет средств, выделенных Республике Башкортостан из федерального бюджета для предоставления пострадавшим сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере 2 284 920руб. получена ответчиком без правовых оснований и с нарушением установленных бюджетным законодательством принципов предоставлении финансовой поддержки, в силу чего подлежит возврату, а требования истца подлежат удовлетворению.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

По пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации в сумме 38 425 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан удовлетворить.

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива "УРАЛ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) сумму полученной субсидии на 1 литр реализованного товарного молока в размере 800 132руб.76коп.; сумму полученной субсидии из бюджета Республики Башкортостан на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуации природного характера, за счет средств, выделенных Республике Башкортостан из федерального бюджета для предоставления пострадавшим сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере 2 284 920руб.

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива "УРАЛ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 38 425 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья Д.П.Кузнецов

____________________________

Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет по веб-адресу: http//www.ufa.arbitr.ru/