ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-24805/19 от 19.01.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-24805/2019

25 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2022

Полный текст решения изготовлен 25.02.2022

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Айбасова Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайруллиной Р.Д., рассмотрев дело по иску

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об установлении границ земельного участка

Третьи лица:

1. Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>);

2. Управление Росреестра по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

3. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РБ

4. Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан

при участии в судебном заседании: стороны, третьи лица не явились, извещены

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее истец, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером № 02:55:010618:9, по адресу: <...>, установлении границ земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9, по адресу: <...>.

Уточнением иска от 21.05.2020 истец просил:

1) установить наличие реестровой (кадастровой) ошибки в сведениях, содержащихся в ЕГРН о границах местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером № 02:55:010618:9, по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Советский район, ул. Комсомольская, д.19, корп. 1.

2) установить границы земельного участка с кадастровым                                 № 02:55:010618:9, по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Советский район, ул. Комсомольская, д.19, корп. 1, в соответствии с координатами поворотных точек:

По оси Х

По оси У

659687,70

1362001,48

659707,27

1361972,90

659723,17

1361981,05

659723,52

1361985,15

659711,48

1362017,82

В резолютивной части указать, что решение является основанием для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9 по заявлению собственника земельного участка, без согласования границ земельных участков с сособственниками либо иными правообладателями.

            Уточнение иска судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 08.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РБ.

Определением от 18.08.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика – Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на надлежащего ответчика – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Определением суда от 15.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Протокольным определением суда от 12.01.2022 в судебном заседании объявлен перерыв до 19.01.2022 до 15:30.

Судебное заседание продолжено после перерыва.

Стороны, третьи лица явку представителей после перерыва не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства с учетом положений ст. ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Ходатайство о проведении повторной экспертизы, поступившее в суд 22.10.2020, подписанное представителемУправления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, судом рассмотрено, с учетом возражений истца и представленных в материалы дела доказательств, в том числе заключения эксперта, заключения специалиста, протокольным определением в удовлетворении его отказано.

Дело рассмотрено с учетом уточнения исковых требований в отсутствие сторон, третьих лиц по имеющимся материалам в порядке ст. ст. 49, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание, количество этажей 3, общей площадью 522,6 кв.м, кадастровый номер 02:55:10618:343, по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Советский район, ул. Комсомольская, д. 19/1, на основании договора купли-продажи нежилого строения от 22.02.2017.

Указанное нежилое здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9, общей площадью 596 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: деловое управление, по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Советский район, ул. Комсомольская, д. 19/1.

Истец указывает, что в ходе выполнения кадастровых работ по проверке местоположения земельного участка с кадастровым                                       № 02:55:010618:9 кадастровым инженером было выявлено несоответствие сведений ЕГРН и их фактического местоположения. А также, что сведения о местоположении границ спорного участка имеющиеся в ЕГРН не установлены в соответствии с действующим законодательством – среднеквадратическая погрешность координат поворотных точек границ отсутствует.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 на основании договора о предоставлении земельного участка в собственность за плату              № 15 от 16.01.2018г., запись регистрации № 02:55:010618:9-02/101/2018-16 от 29.01.2018г., является собственником земельного участка с кадастровым                  № 02:55:010618:9, по адресу: <...>.

В ходе выполнения истцом кадастровых работ по проверке местоположения земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9 кадастровым инженером было выявлено несоответствие сведений ЕГРН и их фактического местоположения. А также, что сведения о местоположении границ спорного участка имеющиеся в ЕГРН не установлены в соответствии с действующим законодательством – среднеквадратическая погрешность координат поворотных точек границ отсутствует.

Истец считает, что в соответствии с ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ (в редакции от 27.06.2019г.) «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9 подлежит уточнению:

- при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан письмом  № М-8594 от 29.05.2019, рассмотрев обращение ФИО1 (вх. № М-8594 от 22.05.2019) о предоставлении ортофотоплана на земельный участок, сообщило, что запрашиваемые сведения составляют служебную тайну и относятся к информации ограниченного распространения, информация может быть представлена по запросу суда.

Истец, ссылаясь на то, что между сторонами возник спор об установлении границ земельного участка, обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что граница земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9 была сформирована согласно плана границ землепользования приусадебного участка гр. ФИО2 по ул. Железняцкая, д.37/5 от 07.10.1997г., площадь которого составила 595,9 кв.м. Согласно Постановлению № 673 от 18.02.1998г. земельный участок по адресу: <...>, площадью 595,9 кв.м. предоставлен ФИО2 в аренду для обслуживания индивидуального дома и хозяйственных построек. 02.03.1998г. заключен договор аренды земель г. Уфы № 82-98/а. Постановлением № 2720 05.07.2001г. земельный участок по адресу: <...>, площадью 595,9 кв.м. изъят у ФИО2 и предоставлен в аренду сроком на пять лет закрытому акционерному обществу «Альбея-Техпроект». 31.03.2004г. земельный участок с кадастровым № 02:55:010618:9, площадью 595,9 кв.м. поставлен на кадастровый учет. 16.01.2018г. предоставлен по договору № 15 о предоставлении земельного участка в собственность за плату ФИО1 

Третье лицо Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отзывом просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как истцом не доказано, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 не соответствуют границам земельного участка по сведениям ЕГРН.

Третье лицо - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по РБ в отзыве указало, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010618:9 имеет следующие характеристики: поставлен на ГКУ – 31.03.2004, статус – «ранее учтенный», адрес: г.Уфа, р-н Советский, ул. Комсомольская, д. 19/1, уточненная площадь – 596 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – деловое управление, права – в собственности ФИО1 дата регистрации 29.01.2018г., обременения – ипотека в пользу ФИО3 с 14.08.2019г., публичный сервитут в целях обслуживания газопровода с 01.03.2014г. На земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми №№ 02:00:000000:457, 02:00:000000:64, 02:55:010618:343. Филиал учреждения не исключает возможного наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, то есть ошибки в документах, на основании которых сведения внесены в ЕГРН. 

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает иск подлежащим удовлетворению на основании следующего. 

В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных названным кодексом.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Таким образом, в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.

Как было указано выше, из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание, количеством этажей 3, общей площадью 522,6 кв.м, кадастровый № 02:55:010618:343, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Комсомольская, д.19, корп.1, на основании договора купли-продажи нежилого строения от 22.02.2017г., серия 02АА № 3896125, удостоверенного врио нотариуса ФИО4, реестровый № 1С-144, запись регистрации права                            № 02:55:010618:343-02/101/2017-4 от 28.02.2017г.  

Указанное нежилое здание расположено в границах земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9, общей площадью 596 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: деловое управление, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Комсомольская, д.19/1.

Земельный участок с кадастровым № 02:55:010618:9 принадлежит истцу на праве собственности на основании договора о предоставлении земельного участка в собственность за плату от 16.01.2018г., № 15, запись регистрации № 02:55:010618:9-02/101/2018-16 от 29.01.2018г., имеет статус ранее учтенного земельного участка, дата постановки на кадастровый учет 31.03.2004г. 

Порядок определения и согласования местоположения границ земельных участков в период постановки 31.03.2004г. земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 регламентировался Федеральным законом от 20.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

В последующем кадастровый учет регламентировался Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ).

         Согласно части 9 статьи 38 Закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (часть 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности; пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды (часть 3 статьи 39 Закона № 221-ФЗ).

         Согласно ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).   

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Закона № 218-ФЗ). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии со сведениями из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 02:55:010618:9 имеет статус «Ранее учтенный» и поставлен на государственный кадастровый учет 31.03.2004.

Понятие «ранее учтенного земельного участка» следует из положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Ранее учтенными считаются земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», т.е. до 1 марта 2008 года.

В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

 Исходя из анализа законодательства о кадастровой деятельности формирование границ земельных участков должно происходить по межевым знакам на местности с учетом наличия капитальных строений, включая контуры зданий, сооружений либо исключая контуры зданий, сооружений, но не пересекать их.

Согласно первичной документации и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости границы поставленного на кадастровый учет 31.03.2004 г. земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9 фактически пересекают контур здания, построенного в 1956г. Доказательств  переустройства, смены местоположения, изменение конфигурации нежилого здания, материалы дела не содержат.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 31.03.2004г. по материал инвентаризации и при его постановке были неверно определены координаты характерных точек местоположения границ земельного участка, вследствие чего произошло расхождение документальной границы земельного участка с фактическими границами.

Из заключения кадастрового инженера от 18.07.2019г., имеющегося в материалах дела, следует, что сведения о местоположении границ спорного участка имеющиеся в ЕГРН не установлены в соответствии с действующим законодательством – среднеквадратическая погрешность координат поворотных точек границ отсутствует.

В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство о назначении экспертизы в целях определения на местности границ земельных участков и установления соответствия/несоответствия фактических границ земельных участков сведениям ЕГРН, которое в соответствии со ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом удовлетворено, определением от 05.11.2019 в целях определения на местности границ земельных участков и установления соответствия/несоответствия фактических границ земельных участков сведениям ЕГРН по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО МК «Бизнес-Софт».

05.02.2020 в суд поступило заключение эксперта № 040СЗЭ-12/19 от 10.12.2019.

10.09.2020 в суд поступило заявление экспертной организации о допущенной в заключении описки в указании площадей земельного участка.

Экспертным исследованием установлено, что согласно картографическим данным публичного информационного источника Google Earth (https://www.google.com/earth/) имеется спутниковый снимок от 12 мая 2004 года территории города Уфа и непосредственно исследуемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9. Идентификация требуемой территории проводилась визуально относительно местоположения объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010618:343, расположенного по адресу: <...>.

Из спутникового снимка наглядно видна конфигурация границы землепользования исследуемого земельного участка по состоянию на 12 мая 2004 года. С помощью программного инструмента публичного информационного ресурса Google Earth путем построения в плане многоугольника получен контур земельного участка площадью 870 кв.м с конфигурацией, повторяющей конфигурацию, полученную в результате геодезической съемки на местности фактических границ земельного участка кадастровым номером 02:55:010618:9 от 03.12.2019.

Экспертным исследованием установлено, что границы исследуемого земельного участка не менялись с 2004 года и существуют на местности 15 лет и более. Следовательно, исходные материалы, на основании которых проводился государственный кадастровый учет земельного участка, имели ошибочные сведения о координатах границ и площади исследуемого земельного участка. Таким образом, в сведениях ЕГРН о местоположении границ и площади исследуемого земельного участка имеют ошибочные сведения.

Экспертом установлено фактическое местоположение координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения - ограды (сооружения из металлических секций на металлических столбах с бетонным основанием) и части контура фасада нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010618:343, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Так, экспертом сделаны следующие выводы:

установлено, что фактические границы (координаты точек на местности) земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 сведениям (координатам точек), содержащимся в государственном кадастре недвижимости (ЕГРН) не соответствуют.

установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 фактически составляет 870 кв.м и не соответствует площади 596 кв.м, указанный в сведениях ЕГРН.

Установленное несоответствие фактических границ (координат точек на местности) и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости (ЕГРН), является реестровой ошибкой, выраженной в ошибке в сведениях о координатах точек границ и площади земельного участка, содержавшимся в документе направленных или представленных в орган регистрации прав органами в порядке информационного взаимодействия.

Экспертным исследованием установлено фактическое местоположение координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка по следующим координатам:

ПО ОСИ Х

ПО ОСИ Y

659687,70

1362001,48

659707,27

1361972,90

659723,17

1361981,05

659723,52

1361985,15

659711,48

1362017,82

Экспертное заключение содержит подписку эксперта ФИО5 об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 В судебном заседании 08.02.2021 экспертФИО5, предупрежденный судом об уголовной ответственности, о чем взята расписка, подтвердил свои выводы, что отражено в протоколе судебного заседания.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выяснится, что оно соответствует действительности.

 В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение экспертизы подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Поскольку экспертное заключение каких-либо противоречий не содержит, изложено последовательно и логично, соответствует требованиям ст. 86 АПК РФ, выводы эксперта понятны и мотивированны, суд считает, что экспертное заключение соответствует требованиям законодательства. Оснований не доверять выводам эксперта, имеющего необходимые специальные познания и предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, суд в данном случае не усматривает.

Таким образом, исследовав и оценив выводы эксперта, сопоставив их также с имеющимися в материалах дела доказательствами, суд приходит к выводу о возможности принятия заключения эксперта в качестве надлежащего доказательства (статьи 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности указанного заключения эксперта, а равно о необходимости назначения дополнительной или повторной экспертизы, судом не установлено.

 Судом в судебном заседании исследованы координаты точек границ земельных участков, содержащиеся в экспертном заключении. Лица, участвующие в деле возражений относительно указанных координат не высказали.

Принимая во внимание все представленные доказательства, реестровые дела, технические паспорта, технический план и выкопировки, а также заключение кадастрового инженера и судебной землеустроительной экспертизы, учитывая также доводы истца и позиции всех участников настоящего дела, суд приходит к выводу о доказанности факта несоответствия фактических границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 сведениям, имеющимся в ЕГРН, а также о наличии реестровой ошибки.

При таких обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка, а также об установлении местоположения границ и площади земельного участка в соответствии координатами поворотных точек, установленных судебной землеустроительной экспертизой.

Довод ответчика о том, что граница земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9 была сформирована согласно плана границ землепользования приусадебного участка гр. ФИО2 по                                       ул. Железняцкая, д.37/5 от 07.10.1997г., площадь которого составила 595,9 кв.м. Согласно Постановлению № 673 от 18.02.1998г. земельный участок по адресу: <...>, площадью 595,9 кв.м. предоставлен ФИО2 в аренду для обслуживания индивидуального дома и хозяйственных построек. 02.03.1998г. заключен договор аренды земель г. Уфы № 82-98/а. Постановлением № 2720 05.07.2001г. земельный участок по адресу: <...>, площадью 595,9 кв.м. изъят у ФИО2 и предоставлен в аренду сроком на пять лет закрытому акционерному обществу «Альбея-Техпроект». 31.03.2004г. земельный участок с кадастровым № 02:55:010618:9, площадью 595,9 кв.м. поставлен на кадастровый учет, опровергается следующим.

В границах земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9 распложено нежилое здание, общей площадью 522,6 кв.м., 1956 года постройки, принадлежащее истцу на праве собственности, что подтверждается Выпиской с ЕГРН на здание от 28.02.2017г., запись регистрации права № 02:55:010618:343-02/101/2017-4 от 28.02.2017г. Местоположение и конфигурация нежилого здания с 1956 года не изменялась.

При приобретении указанного нежилого здания в 2017г. границы земельного участка с кадастровым № 02:55:010618:9 были сформированы на местности и огорожены по всему периметру капитальным забором, существующим более 15 лет. Что свидетельствует о фактически сложившемся порядке пользования земельным участком с кадастровым № 02:55:010618:9 более 15 лет.

Согласно заключению специалиста № 099/22-СТЭ от 10.01.2022г., представленному истцом во исполнение определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.12.2021г., выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка). При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее - картографические материалы). Кроме того, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер в том числе может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания - генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы. В месте с тем, в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор); сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка). Кроме того, согласно пункту 21 Требований (Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков") при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы».

При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Закона № 218-ФЗ могут быть внесены в ЕГРН на основании:

имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;

представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее - ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:

общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;

общий волостной реестр (список) землепользований;

реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. № 2529 !О едином государственном учете земельного фонда СССР» с 1955 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г. № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:

земельно-кадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;

государственная земельно-кадастровая книга района (города);

государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;

государственный земельный кадастр СССР.

Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие «имущественный комплекс», а применялись такие понятия как «землепользование» - в настоящее время земельный участок и «домовладение».

Понятие «домовладение» определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. № 37 (далее - Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение - это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.

Согласно части 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН, в том числе в случае, если:

имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

Согласно представленным Администрацией ГО г. Уфа РБ документам основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 являются материалы инвентаризации земель города Уфы. Документом, на основании которого получены координаты границ земельного участка, является План границ землепользования приусадебного участка гр. ФИО2 по улице Железняцкая 37/5 Советского района г. Уфы, изготовленный Горкомземом г. Уфы от 07.10.1997. Указанный план имеет координаты местоположения границ (в местной системе координат) и площадь земельного участка 595,9 кв.м и фактически является исходным техническим документом, уникальные технические данные которого в последствии легли в основу государственного кадастрового учета исследуемого земельного участка от 31.03.2004.

На представленном плане изображена и установлена граница землепользования приусадебного участка здания. При этом необходимо учитывать, что исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ранее учтенными земельными участками являются земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.03.2008).

  Для проведения исследования экспертом изучены материалы дела, дополнительно представленные материалы и произведен осмотр объектов исследования. В ходе натурного осмотра установлено, что здание по ул. Комсомольская, 19/1 существует. На местности имеется ограждение землепользования, прилегающего к исследуемому зданию.

В распоряжении эксперта имеется карта - схема земель территории кварталов   Советского района г. Уфа 1998 года в масштабе 1:2000. ГУГК при Совете Министров СССР 25 ноября 1986 г. утверждены условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000. 1:2000 1:1000 1:500 обязательные для всех предприятий, организаций и учреждений, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы, независимо от их ведомственной принадлежности.

В данном документе, в нижеприведенных пунктах указано, что: 583 (472- 477) к ограждениям при топографической съемке относят:

- ограды каменные, железобетонные, глинобитные и металлические высотой 1 м и более и высотой менее 1 м, а также сохранившиеся стены исторического значения;  - заборы деревянные с разными фундаментами и опорами;

- ограждения проволочные различного строения;

- изгороди, плетни и трельяжи.

Все виды ограждений воспроизводят на планах с таким расчетом, чтобы выступающие детали их обозначений были ориентированы внутрь огражденной территории (исключение - когда последняя имеет большую графическую нагрузку).  Принятый порядок начертания ограждений следует сохранять по всему их данному периметру.

Разграничение ограждений по условным знакам производят при длине этих объектов в масштабе плана 0,5 см и более (вдоль фасадной линии домов - от 1 см).  При меньшей длине ограждений их передают одинаково - тонкими линиями черного цвета.

 585 (472, 473). Ограды каменные, железобетонные и глинобитные на планах масштабов 1:500 и 1:1000 могут быть воспроизведены не только по их длине, но также и ширине (большей частью). Соответственно их должны изображать двойной линией, а при наличии выступов размером в масштабе плана 0,5 мм и более – с сохранением их конфигурации.

Исторические стены (например, типа кремлевских) на данных планах, а наиболее мощные и на планах масштаба 1:2000, показывают по контуру основания, причем их внешнюю сторону, при наличии места, - утолщенной линией (как в знаке брандмауэров - зн. N 32). У обозначения исторических стен при съемках во всех масштабах дают пояснительную надпись историч.

 586 (474, 475). Металлические ограды и деревянные заборы, имеющие капитальные опоры, передают с разделением по их форме и материалу (зн. N 106-108). На планах масштабов 1:500 и 1:1000 опоры ограждений, как правило, изображают на своих местах, масштабов 1:2000 и 1:5000 - через заданные условными знаками интервалы.

 Наличие у металлических оград и деревянных заборов капитальных фундаментов фиксируют только на планах масштабов 1:500 и 1:1000. При этом ширину фундаментов ограждений показывают, согласно натуре, двумя линиями. Согласно приведенным условным обозначениям из схемы установлено, что здание, расположенные по адресу г. Уфа, ул. Комсомольская 19/1, не имело ограждение территории землепользования. Территория ограничивалась внутриквартальными автомобильными проездами. Наличие какого-либо ограждения территории, прилегающей к зданию, схемой земель территории кварталов Советского района г. Уфа 1998 года в масштабе 1:2000 не подтверждается. Из вышеизложенного следует, что План границ землепользования приусадебного участка гр. Галеева Р.Х. по улице Железняцкая 37/5 Советского района г. Уфы, изготовленного Горкомземом г. Уфы от 07.10.1997 сформирован без привязки на местности к межевым знакам в виде ограждения территории в нарушение требований Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденной Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России С.И. Сай от 17.02.2003, а также в нарушение требований Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996.

  Следовательно, все последующие документы, включая государственный кадастровый учет от 31.04.2004, содержат недостоверные (ошибочные) сведения о месторасположении координат границ и площади исследуемого земельного участка.

Согласно картографических данных публичного информационного источника Google Earth (https://www.google.com/earth/) имеется спутниковый снимок от 12.05.2004 на территории города Уфа и непосредственно исследуемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 Идентификация требуемой территории проводилась визуально относительно местоположения объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010618:343, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ реестровая ошибка – это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, в сведениях ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9, расположенного по адресу: РБ, город Уфа, Советский район, ул. Комсомольская, д 19, корп. 1, имеется реестровая ошибка. Реестровая ошибка в сведениях ЕГРН выражается в ошибочных сведениях о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9, внесенных при его постановке на государственный кадастровый учет в 2004 году вследствие нарушений при образовании земельного участка в 1997 году.

Довод о недоказанности факта существования объекта на местности более 15 лет судом отклоняется как несоответствующий материалам дела.

Суд приходит к выводу о том, что сведения указанные в плане границ землепользования от 07.10.1997г. недостоверны, свидетельствуют о наличии реестровой ошибки, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

При изложенных обстоятельствах исковые требования об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в судебной землеустроительной экспертизе  подлежат удовлетворению, а доводы ответчика, третьих лиц отклонению, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и вышеизложенным нормам права.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 4 п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости без согласования с собственниками смежных земельных участков.

Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно ч. 1. ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны

Заявлением от 11.01.2022 истец просил судебные расходы по госпошлине и по судебной экспертизе оставить за истцом.

Согласно определению суда от 05.11.2019 (резолютивная часть определения объявлена 28.10.2019) по делу № А07-24805/2019 была, как отмечено выше/, назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильная компания «Бизнес-Софт» ФИО5. Размер вознаграждения эксперта определен в размере 20 000 руб. Расходы по оплате услуг эксперта отнесены на истца.

Из материалов дела следует, что истец по чеку-ордеру от 24.10.2019 внес денежные средства в размере 20 000 руб. на депозитный счет суда.

05.02.2020 в суд поступило заключение эксперта.

Исходя из доказанности размера фактически понесенных истцом расходов, учитывая результат рассмотрения дела – удовлетворение исковых требований и заявление истца об отнесении судебных расходов на истца,  судебные расходы по экспертизе в размере 20 000 руб. и судебные расходы по уплате госпошлине в размере 6 000 руб. остаются на ИП ФИО1

Отдельным определением с депозитного счета суда денежные средства в сумме 20 000 руб. (без НДС) подлежат перечислению обществу с ограниченной ответственностью «Многопрофильная компания «Бизнес-Софт» (эксперту ФИО5).

Кроме того, отдельным определением денежные средства в размере 28 640 руб., подлежат перечислению с депозитного счета суда на счет Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о назначении повторной экспертизы.

Настоящее решение суда является основанием для внесения изменений в ЕГРН в сведения о местоположении границ земельного участка, в связи с чем исполнительный лист не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияудовлетворить.

Признать реестровой ошибкой сведения, имеющиеся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9, расположенного по адресу: <...>.

Устранить реестровую ошибку путем внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9 в части координат поворотных точек границ земельного участка.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:010618:9, расположенного по адресу: <...>, со следующими координатами поворотных (характерных) точек:

По оси Х

По оси У

659687,70

1362001,48

659707,27

1361972,90

659723,17

1361981,05

659723,52

1361985,15

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах поворотных (характерных) точек земельного участка с кадастровым номером  02:55:010618:9 без согласования границ и подачи заявлений об
учете изменений правообладателями земельных участков.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.l8aas.arbitr.ru.

Судья                                                                 Р.М. Айбасов