АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-25206/20
10 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 03.12.2020
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2020 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Бахтияровой Х. Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абдуллиной А.Ф., рассмотрев дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственному унитарному предприятию Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены в порядке, предусмотренном АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте суда, от заявителя и ответчика ходатайства о рассмотрении в их отсутствие.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан (далее - Управление Роскомнадзора по РБ, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному унитарному предприятию Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Ответчик представил ходатайство, просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя, ответчика в порядке ст.156 АПК РФ.
В предварительном судебном заседании установлено, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения документы.
От заявителя, ответчика возражений в рассмотрении дела в их отсутствие не поступило.
В соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ и п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.
Рассмотрев представленные материалы, арбитражный суд установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Телерадиовещательная компания «Башкортостан» Республики Башкортостан (ГУП ТРК «Башкортостан» РБ) осуществляет деятельность по эфирному телевизионному вещанию на основании лицензии от 12.08.2013 серия ТВ № 24077.
ГУП ТРК «Башкортостан» РБ в соответствии с лицензией от 12.08.2013 серия ТВ № 24077 предписано осуществлять распространение в населенных пунктах, указанных в Приложении № 2/2 следующего средства массовой информации (телеканала):- «БСТ» (регистрационный номер СМИ от 04.04.2018 ЭЛ № ФС 77 - 72591) - объемом вещания 168 часов в неделю. Форма распространения массовой информации – телеканал. Способ распространения продукции средств массовой информации – универсальная (наземное эфирное вещание).
В соответствии с приложением № 1 к лицензии от 12.08.2013 серия ТВ
№ 24077 предприятию предписано осуществлять распространение телеканала «БСТ» со следующей программной концепцией вещания телеканала: № п/п Направления вещания Процентное соотношение Краткая характеристика
1. Информационно-развлекательное 68 Новости, репортаж, итоговые программы, студийные беседы, информационно-аналитические программы, социальные ролики. Концерты, музыкальные программы, игровые, юмористические программы, кулинарные программы. Утренние, дневные прямые эфиры, вечерние шоу, ток-шоу. Показ художественных кинофильмов, телевизионных сериалов, спортивные обозрения, трансляции соревнований, дневники детских и взрослых спартакиад.
2. Культурно-просветительское 24 Публицистические телеочерки, программы о здоровье, семье, программы обменного межрегионального, межгосударственного фонда, программы обо образовании и науке, исторические программы, программы о природе, передача богослужений и специальных телевизионных проповедей, теологические беседы, телеспектакли, телевикторины и игры.
3. Детское 8 Программы детской студии.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан на основании пункта 7.1.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 24, проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении Государственного унитарного предприятия Телерадиовещательная компания «Башкортостан» Республики Башкортостан.
В ходе внепланового систематического наблюдения, проведенного Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан в период с 11.09.2020 по 29.09.2020 в отношении ГУП ТРК «Башкортостан» РБ, установлено, что вещание по лицензии № 24077 осуществлялось с нарушениями лицензионных требований о территории распространения телеканала и о соблюдении программной концепции вещания телеканала, а именно:
1) Соблюдение территории распространения телеканала. В соответствии с Заключением по итогам проверки соблюдения лицензионных и обязательных требований в сфере телерадиовещания Управления по Челябинской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Уральском федеральном округе от 16.09.2020 № 025 (прилагается к акту систематического наблюдения) вещание телеканала «БСТ» осуществлялось в период с 00:00:00 по 23:59:59 14.09.2020 на частотном канале 30 ТВК в г. Магнитогорск Челябинской области, не указанном в лицензии на осуществление телевизионного вещания № 24077. Лицензионное требование о соблюдении территории распространения телеканала не соблюдается.
2) Соблюдение программной концепции вещания. В ходе систематического наблюдения установлено, что на частотном канале 8 ТВК в г. Уфа Республики Башкортостан в период с 00:00:00 14.09.2020 по 23:59:59 20.09.2020 вещание телеканала «БСТ» осуществлялось с нарушением процентных соотношений направлений вещания:
- информационно-развлекательное 72,53 % (вместо 68 % по лицензии),
- культурно-просветительское 20,75 % (вместо 24 %),
- детское 6,71 % (вместо 8 %).
По результатам проверки составлен протокол № АП-02/7/1530 от 14.10.2020 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что ГУП ТРК «Башкортостан» РБ допустило нарушение требований статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, о вещании в пределах территории распространения телеканала, указанной в лицензии, о соблюдении программной концепции вещания телеканала.
Управление Роскомнадзора по РБ на основании ст.23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГУП ТРК «Башкортостан» РБ к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч.3 ст. 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
При этом, в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126- ФЗ «О связи» (далее - Федеральный закон №126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, деятельность по оказанию услуг связи для целей эфирного вещания включена в Перечень (пункт 18).
Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (статья 31).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 2 абзаца 9 статьи 31 Закона № 2124-1 предусмотрено, что перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Перечень лицензионных требований установлен Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.12.2011 №1025 «О лицензировании телевизионного и радиовещания» (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 «Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания», утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии:
вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объемов вещания; соблюдение даты начала вещания;
вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала;
вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания;
вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;
соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания;
соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является нарушение обязательных условий, предусмотренных имеющейся у лица, привлекаемого к административной ответственности, лицензией.
Факт осуществления ГУП ТРК «Башкортостан» РБ вещания за пределами территории распространения радиоканала, указанной в лицензии, не соблюдения программной концепции вещания, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14.10.2020 № АП- 02/7/1530, актом систематического наблюдения от 29.09.2020, справкой о результатах систематического наблюдения по лицензии серии ТВ № 24077, заключением по результатам систематического наблюдения.
Указанные документы составлены уполномоченными должностными лицами в установленном порядке и являются надлежащими доказательствами по делу.
Из установленных нормативно лицензионных требований следует, что организация-вещатель не должна допускать вещания радиоканала за пределами территории распространения радиоканала, указанной в лицензии. При этом законом не предусмотрено каких-либо исключений в виде допустимости вещания канала в некоторых точках иной территории либо при определенных погодных условиях, рельефе местности.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности лишь за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 16.1 Постановления от 20.11.2008 N 60 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по недопущению нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в материалах дела отсутствуют.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, вина ГУП ТРК «Башкортостан» РБ в совершении вменяемого административного правонарушения в данном конкретном случае заключается в том, что им не приняты достаточные и необходимые меры не допущения нарушение требований статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, о вещании в пределах территории распространения телеканала, указанной в лицензии, о соблюдении программной концепции вещания телеканала.; ГУП ТРК «Башкортостан» РБ сознавало противоправный характер своих действий, сознательно допускало возможность наступления общественно вредных последствий и не предприняло достаточные и необходимые меры для соблюдения условий лицензии при осуществлении предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ). Доказательств о том, что какие-либо объективные обстоятельства или причины, не зависящие от ответчика, препятствовали соблюдению им требований действующего законодательства, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При производстве по делу об административном правонарушении административным органом нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не допущено. Срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на момент рассмотрения спора арбитражным судом не истек.
Оснований для освобождения ГУП ТРК «Башкортостан» РБ от административной ответственности и квалификации вменяемого правонарушения в качестве малозначительного в рамках ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
На основании изложенного суд считает, что имеются основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.
При назначении размера наказания суд учитывает принцип соразмерности и справедливости наказания, положения Европейской конвенции от 20.03.1952г. в части соблюдения разумного баланса публичного и частного интересов при привлечении к административной ответственности, и в соответствии со ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, считает возможным применить административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать Государственное унитарное предприятие Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить Государственному унитарному предприятию Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан административное наказание в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья Х.Р. Бахтиярова