АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-25990/20
27 января 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 20.01.2021
Полный текст решения изготовлен 27.01.2021
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Бахтияровой Х. Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черемисовой А.В., рассмотрев дело по заявлению
Прокуратуры Благоварского района РБ (адрес: 452740, <...>)
к ИП ФИО1 (ИНН <***> ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, удостоверение №047256,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
Прокурор Благоварского района РБ обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В предварительном судебном заседании установлено, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения документы.
Заявитель против перехода к судебному разбирательству и рассмотрению дела в этот же день не возражает; от ответчика возражений против перехода к судебному разбирательству также не поступило.
В соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ и п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил, что 22.07.2020 с 10.00 по 11.00 прокуратурой Благоварского района на основании приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», приказа прокурора республики от 19.04.2019 №88 «Об организации аналитической работы в сфере надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», обращения ФИО3 от 17.07.2020 проведена проверка в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 в части исполнения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, их психического и нравственного развития при обороте детских игрушек, по адресу: РБ, <...>.
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 допущены к реализации детские игрушки в ассортименте в нарушение требований п. 3 ст. 3, п.п. 5, 6 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 (далее - ТР ТС 008/2011), ст.ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Так, в указанном магазине в торговом зале для реализации покупателям предлагались следующие товары:
1) Детская игрушка «Animal park» (конструктор), в количестве 1 упаковки по цене 180 руб., страна производитель Китай, на маркировке которой отсутствует информация, предусмотренная п. 3 ст. 3 Технического регламента: не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза; п. 5 ст. 4 Технического регламента: наименование и местонахождение изготовителя, импортера; информация для связи с ним; даты изготовления, срока службы или срока годности (при их установлении); п. 6 ст. 4 Технического регламента: маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, не выполнены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.
2) Детская игрушка «Cities» (конструктор), в количестве 1 упаковки по цене 160 руб., страна производитель Китай, на маркировке которой отсутствует информация, предусмотренная п. 3 ст. 3 Технического регламента: не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза; п. 5 ст. 4 Технического регламента: наименование и местонахождение изготовителя, импортера; информация для связи с ним; даты изготовления, срока службы или срока годности (при их установлении); п. 6 ст. 4 Технического регламента: маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, не выполнены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.
3) Детская игрушка «Му world» (конструктор), в количестве 1 упаковки по цене 140 руб., страна производитель Китай, на маркировке которой отсутствует информация, предусмотренная п. 3 ст. 3 Технического регламента: не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза; п. 5 ст. 4 Технического регламента: наименование и местонахождение изготовителя, импортера; информация для связи с ним; даты изготовления, срока службы или срока годности (при их установлении); п. 6 ст. 4 Технического регламента: маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, не выполнены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.
4) Детская игрушка «Ninja» (конструктор), в количестве 1 упаковки по цене 390 руб., страна производитель Китай, на маркировке которой отсутствует информация, предусмотренная п. 3 ст. 3 Технического регламента: не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза; п. 5 ст. 4 Технического регламента: наименование и местонахождение изготовителя, импортера; информация для связи с ним; даты изготовления, срока службы или срока годности (при их установлении); п. 6 ст. 4 Технического регламента: маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, не выполнены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.
5) Детская игрушка «Genius» (конструктор), в количестве 1 упаковки по цене 100 руб., страна производитель Китай, на маркировке которой отсутствует информация, предусмотренная п. 3 ст. 3 Технического регламента: не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза; п. 5 ст. 4 Технического регламента: наименование и местонахождение изготовителя, импортера; информация для связи с ним; даты изготовления, срока службы или срока годности (при их установлении); п. 6 ст. 4 Технического регламента: маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, не выполнены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.
Указанные обстоятельства зафиксированы в справке по результатам проверки от 22.07.2020, на основании которого в отношении ИП ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ от 23.07.2020.
Заявитель в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Ответчик отзыв на заявление в порядке ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ и (или) обоснованных возражений суду не представил, в связи с чем несет риск неисполнения им данного процессуального действия (ст. 9 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными исходя из следующего.
В соответствии с п.5 ст.4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно п.1 ст.7 названного Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Целью принятия технического регламента является, в частности, защита жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Решением Комиссии таможенного союза от 23.09.2011 № 798 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (далее - Технический регламент) (ТР ТС 008/2011), который 01.07.2012 вступил в законную силу.
Технический регламент разработан с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности. В соответствии с п. 1 ст. 1 Технического регламента его действие распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.
Частью 3 ст. 1 Технического регламента устанавливаются обязательные требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Технического регламента игрушки, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.
Статьей 4 Технического регламента установлены обязательные требования к маркировке продукции.
Так, согласно п. 5 ст. 4 Технического регламента маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации. Маркировка наносится изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером. Место и способ нанесения маркировки определяется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером. Маркировка должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).
В соответствии с п. 6 ст. 4 Технического регламента маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.
В силу п. 15 Правил продажи № 55 информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, что ИП ФИО1 допущены к реализации детские игрушки в ассортименте в нарушение требований п. 3 ст. 3, п.п. 5, 6 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798, ст.ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов продавец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
Ответчик отзыв на заявление в порядке ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ и (или) обоснованных возражений суду не представил, в связи с чем несет риск неисполнения им данного процессуального действия (ст. 9 АПК РФ).
В силу ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, действия ИП ФИО1 по реализации детских игрушек на маркировке которых отсутствует информация, предусмотренная ст. 3 п. 3 Технического регламента: не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, наименование и местонахождение изготовителя, импортера, информация для связи с ним; даты изготовления, срока службы или срока годности (при их установлении); маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, не выполнены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае вина ИП ФИО1 заключается в том, что им не приняты достаточные и необходимые меры по соблюдению положений Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ТР ТС 008/2011,причины или обстоятельства непреодолимого характера которые препятствовали соблюдению установленных законодателем положений при реализации ответчиком продукции, материалы дела не содержат.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а также не оспаривается ответчиком.
При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений административным органом не допущено.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные заявителем доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд считает, что имеются основания для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Оснований для квалификации вменяемого правонарушения в качестве малозначительного в рамках ст.2.9 КоАП РФ арбитражный суд не усматривает.
Санкция части 1 статьи 14.43 КоАП РФ не предусматривает такую меру административного наказания как предупреждение, напротив санкция за такого рода правонарушения предусматривает наложение административного штрафа.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, действующей с 04.07.2016, субъектам малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В связи с этим в статью 1.4 КоАП РФ (принцип равенства перед законом) внесены соответствующие изменения в целях соблюдения части обеспечения особых условий применения к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства меры ответственности в виде предупреждения.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи.
ИП ФИО1 является субъектом малого предпринимательства.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, принимая во внимание, что заинтересованное лицо ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось (доказательств обратного суду не представлено), отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствия имущественного ущерба, пришел к выводу, что цель административного наказания в виде предотвращения совершения новых правонарушений в данном конкретном случае может быть достигнута путем вынесения предупреждения.
Частью 2 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании изложенного, принимая во внимание обстоятельства дела, а также принципы соразмерности и справедливости при назначении административного наказания, положения Европейской конвенции от 20.03.1952г. в части соблюдения разумного баланса публичного и частного интересов при привлечении к административной ответственности, и в соответствии со ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, арбитражный суд считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Прокуратуры Благоварского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН <***>, ОГРНИП <***>, зарегистрированную по адресу: РБ, <...>, проживающую по адресу: РБ, <...>) к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании настоящего судебного акта.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Х.Р. Бахтиярова