450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-26317/2016
06 июня 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 23.05.2017
Полный текст решения изготовлен 06.06.2017
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С. Л. ,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикбулатовой К.И., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Прокурора ЗАТО г. Межгорье в интересах Муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан (453570, <...>)
к Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 453571, <...> Победы,58)
заинтересованное лицо:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 107078,<...>; почтовый адрес: 450071, <...> СССР, д.30/5).
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета:
- Совет закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан (адрес: 453571, <...> Победы, 58),
о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» и в решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 22.04.2016 №18-6 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденное решением Совета ЗАТО Межгорье от 03.09.2014 №60-7», включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых данными Правилами, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, повлекшее нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
и об обязании Администрацию ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, предоставить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в Решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» (в редакции Решения Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 22.04.2016 №18-6 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденное решением Совета ЗАТО Межгорье от 03.09.2014 №60-7»), включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, с обязательным приложением карты (плана), подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, и отображающей в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объектов землеустройства, а также иные их характеристики",
при участии в судебном заседании:
от Прокурора ЗАТО г. Межгорье в интересах Муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан: ФИО1 заместитель прокурора ЗАТО г. Межгорья, предъявлено служебное удостоверение,
от Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан: ФИО2, доверенность от 09.01.2017, ФИО3, доверенность от 13.03.2017, предъявлен паспорт,
от Совета закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан: ФИО4, доверенность от 25.01.2017 № 1, предъявлен паспорт,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121- 123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда.
Прокурор закрытого административно-территориального образования г. Межгорье в интересах Муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан (далее – Администрация) о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» и в решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 22.04.2016 №18-6 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденное решением Совета ЗАТО Межгорье от 03.09.2014 №60-7», включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых данными Правилами, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, повлекшее нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и об обязании Администрацию ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, предоставить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в Решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» (в редакции Решения Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 22.04.2016 №18-6 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденное решением Совета ЗАТО Межгорье от 03.09.2014 №60-7»), включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, с обязательным приложением карты (плана), подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, и отображающей в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объектов землеустройства, а также иные их характеристики".
Определением от 10.01.2017 суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета Совет закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель Прокурора ЗАТО г. Межгорье заявленные требования поддержала в полном объеме.
Администрация городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан представила отзыв от 09.01.2017, уточненный отзыв от 02.02.2017, отзыв от 06.04.2017. Позиция Администрации также изложена представителем в судебных заседаниях.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан письменно изложенную позицию не представило. Позиция заинтересованного лица изложена представителем в судебном заседании 10.01.2017.
Совет закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан представил отзыв от 02.02.2017 и дополнение к отзыву от 08.02.2017.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Прокуратурой ЗАТО г. Межгорье по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения Администрацией городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территорий, в ходе которой выявлены нарушения федерального закона, препятствующие осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе проведения проверки прокуратура ЗАТО г. Межгорье обратилась с письмом в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан с просьбой представить следующую информацию:
"1)Поступали ли из органов местного самоуправления ЗАТО г.Межгорье в установленном пунктом 5 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71 (далее- Правила) порядке документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решении Совета ЗАТО г.Межгорье от 03.09.2014 №60-7 "Об утверждении Правил землепользования и застройки
городского округа закрытое административно-территориальное образование
город Межгорье Республики Башкортостан".
2)Соблюден ли при этом порядок (пункт 17 Правил) предоставления обязательного приложения к направляемым документам в виде карты (плана) соответствующего объекта землеустройства, оформленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ "О землеустройстве", Постановления Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
3)Поступали ли из органов местного самоуправления ЗАТО г.Межгорье в установленном пунктом 5 Правил порядке документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решении Совета ЗАТО г.Межгорье от 22.04.2016 №18-6 "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденное решением Совета ЗАТО Межгорье от 03.09.2014 №60-7".
4)Соблюден ли при этом порядок (пункт 17 Правил) предоставления обязательного приложения к направляемым документам (изменениям) в виде карты (плана) соответствующего объекта землеустройства, оформленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ "О землеустройстве", Постановления Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 "Об
утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению"…».
Кроме того, просил указать реквизиты всех документов (решений), поступивших из Администрации ЗАТО г.Межгорье, воспроизводящих сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принятых с 2014 года по первое полугодие 2016 года.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан письмом от 13.10.2016 исх. № 08990 сообщила в Прокуратуру ЗАТО г. Межгорье о том, что сведения о правилах землепользования и застройки ЗАТО г. Межгорье в филиал учреждения не предоставлялись.
Проведенной прокуратурой ЗАТО г. Межгорье проверкой установлено, что Администрация ЗАТО г. Межгорье, располагая необходимой информацией о территориальных зонах, видах разрешенного использования, не обеспечила представление в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости по всем территориальным зонам, и в установленный срок, то есть не обеспечила решение вопросов местного значения, под которыми, согласно ст.2 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , понимается непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Бездействие органа местного самоуправления является нарушением норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов правообладателей.
Посчитав, что со стороны Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан допущено бездействие, выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» и в решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 22.04.2016 №18-6 "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденное решением Совета ЗАТО Межгорье от 03.09.2014 №60-7", включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых данными Правилами, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, повлекшее нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Прокурор ЗАТО г. Межгорье в интересах Муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания решения незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие его действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст. 52 АПК РФ обращение в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
В соответствии с пунктом 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" прокуратуре ЗАТО г.Межгорье поручено осуществлять, в том числе, направление исков и участие в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказом ГП РФ от 24.02.1999 №10 "О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах Российской Федерации" полномочия прокуроров войсковых частей в части обращения в арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов приравнены к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22.01.2001 №3 "Об изменении организации прокурорского надзора на особо режимных объектах оборонной промышленности Российской Федерации и реформировании прокуратур войсковых частей" "прокуратура войсковой части 9346" переименована в "прокуратуру ЗАТО г.Межгорье" с сохранением ранее установленной компетенции и статуса специализированной прокуратуры.
Пунктом 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.03.2001 №17 "О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и закрытых административно-территориальных образований" установлено, что с 20.04.2001 прокуроры, осуществляющие надзор на особо режимных объектах, в закрытых административно-территориальных образованиях, закрытых и обособленных военных городках, в части продления сроков следствия и содержания под стражей, обращения в арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов, а также опротестования в кассационном порядке приговоров, решений и определений судов имеют полномочия прокуроров районов и городов. При этом, в качестве исключения из пункта 1, пунктом 2 данного Приказа определено, что прокурор ЗАТО г. Межгорье, подчиняющийся непосредственно Генеральной прокуратуре Российской Федерации, осуществляет надзор в соответствии с ранее установленной компетенцией.
Таким образом, полномочия прокуратуры ЗАТО г. Межгорье, в том числе, в части обращения с исками (заявлениями) в арбитражные суды, в соответствии с организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, - приравнены к полномочиям прокуратур субъектов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
В порядке, предусмотренном ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Частями 2 и 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений, в том числе, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, иных предусмотренных Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу ч.1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким уполномоченным органом является Кадастровая палата.
Частью 5 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ определено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
В соответствии с п. 1-5 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие изменения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В силу пункта 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими, в том числе, решения об утверждении правил землепользования и застройки.
Согласно п.26 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, п.29 ст.6 Устава ГО ЗАТО ФИО5 к вопросам местного значения городского округа отнесены:
утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ
администрацияявляетсяисполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 23 Устава ГО ЗАТО ФИО5 Администрация ЗАТО ФИО5 наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Администрация обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа.
Нормами федерального законодательства и Устава полномочия по направлению документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия органами местного самоуправления, в том числе, решения об утверждении правил землепользования и застройки, не отнесены к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления. Следовательно, обязанность, предусмотренная п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ, возложена именно на Администрацию ЗАТО Межгорье.
В силу ч.5 ст. 15 федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 №78-ФЗ, форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с указанной статьей в течении пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в ч.1 ст. 15 Федерального закона, а в случае, если в соответствии с ч.5 ст. 15 Федерального закона требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в ч. 1 ст. 15 Федерального закона решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71 утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме (далее по тексту – Правила № 71 ).
Согласно п. 5 Правил № 71 , в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
В силу п. 17 этих же Правил, обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктом 5 Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
В случае, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил, карта (план) изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению (далее Требования № 621 ).
Согласно пунктам 1, 2 Требований № 621 карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства, либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных документов , решением Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан.
Решением Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 22.04.2016 №18-6 в Правила Землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 внесены изменения, в том числе в главу 5 «Градостроительные регламенты», а также «Карта градостроительного зонирования территории городского округа ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан» была изложена в новой редакции согласно Приложению 1.
Указанными Правилами в муниципальном образование город Межгорье установлены территориальные зоны, в том числе: жилые зоны, общественно-деловые зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны рекреационного назначение и другие.
В силу ч.2 ст.31 Устава ЗАТО Межгорье, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и иной официальной информации.
Вышеуказанное решение Совета согласно п.п.2, 3 решения вступает в силу со дня его официального опубликования в общественно- политической газете «Наше время Межгорье». Решение опубликовано в газете от 29.04.2016 №18-20 (895897).
Между тем , как установлено в ходе проведения проверки и не оспаривается представителями Совета , Администрации сведения о правилах землепользования и застройки ЗАТО г.Межгорье в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республики Башкортостан не предоставлялись.
Факт бездействия Администрации ЗАТО г.Межгорье, в части предоставления сведений о правилах землепользования и застройки ЗАТО г.Межгорье в Филиал учреждения, в своем объяснении от 25.10.2016 подтвердил первый заместитель Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан ФИО6
Указанное обстоятельство также признано в ходе судебного разбирательства.
Администрация ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан согласно представленного отзыва от 06.04.2017 и в судебном заседании 23.05.2017 требования Прокурора ЗАТО Межгорье признает .
Представитель Администрации указал следующее . Решением Совета ЗАТО Межгорье от 03.09.2014 № 60-7 были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа закрытое административно - территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан».
В связи с отсутствием карты (плана) объекта землеустройства (ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан) карта градостроительного зонирования (глава 4 Правил) утверждена в Правилах с приложением схем размещения объектов ЗАТО Межгорье: Межгорье - Центральный, Межгорье - Юго-Западный.
Правила утверждены при отсутствии генерального плана.
В бюджете ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на 2017 год запланированы бюджетные ассигнования на проведение работ по землеустройству, включая кадастровые работы в целях разграничения и регистрации прав собственности на землю в сумме 3 696 тыс. руб., их них на изготовление генерального плана в размере 2 500 тыс. руб..
Постановлением Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 01 марта 2017 г. № 220 утвержден план мероприятий по подготовке проекта Генерального плана ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан. Согласно утвержденному плану срок размещения муниципального заказа на проведение работ по разработке Генерального плана до 20 апреля 2017 года.
Техническое задание на подготовку генерального плана ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, в том числе и на проведение работ по землеустройству - изготовление карты (плана) объекта землеустройства в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» разработано, срок выполнения работ будет составлять до 20 мая 2018 года.
03 апреля 2017 года в Администрацию ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан поступило письмо (исх. 14.04.2017г. № 03.04.2017г.) за подписью заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о том, что заявка Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан о выделении дополнительного финансирования для разработки документов территориального планирования ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан учтена в рамках Государственной программы «Развитие комплекса и архитектуры Республики Башкортостан».
Таким образом, изготовление документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в Правилах относятся к полномочиям Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан и по окончанию выполнения работ (май 2018 г.) по муниципальному заказу разработки проекта генерального плана, а также карты (плана) объекта землеустройства ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан будет исполнено требование прокурора ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан по направления документов в органы кадастрового учета
В судебном заседании представитель Администрации заявил ходатайство о возможности предоставления срока для направления в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости документов , воспроизводящие сведения, содержащиеся в Решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» (в редакции Решения Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 22.04.2016 №18-6) в срок до 01.01.2019.
Указанное ходатайство поставлено судом на обсуждение. Представитель Совета ЗАТО Межгорье ходатайство просит удовлетворить, учитывая порядок и сроки финансирования и проведения работ. Представитель Прокурора ЗАТО Межгорье мотивированных возражений не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом установлено , что Администрация ЗАТО г.Межгорье не обеспечила своевременно решение вопросов местного значения, предписанных действующим законодательством. Факт бездействие органа местного самоуправления доказан в ходе рассмотрения дела , признан Администрацией
Указанное бездействие нарушает права и законные интересы правообладателей, поскольку не позволяет определить соответствует ли выбранный ими вид использования земельного участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях; препятствует устойчивому развитию и функционированию социально-экономического процесса, расширению улучшению спектра коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность, и, в конечном итоге, развитию территории муниципального образования ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан.
Кроме того, данное бездействие влечет нарушение одного из основных принципов ведения государственного кадастра недвижимости, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона №221-ФЗ - единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Учитывая изложенное, заявленные Прокурором ЗАТО г. Межгорье в интересах Муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Прокурора ЗАТО г. Межгорье в интересах Муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования города Межгорье Республики Башкортостан - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления -Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» и в решении Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 22.04.2016 №18-6 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденное решением Совета ЗАТО Межгорье от 03.09.2014 №60-7».
Обязать Администрацию ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан направить ( предоставить) в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан для внесения информации (сведений) в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах, устанавливаемых Правилами землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 03.09.2014 №60-7 (в редакции Решения Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 22.04.2016 №18-6 «О внесении изменений и дополнений) , их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, с приложением карты (плана), подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, и отображающей в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объектов землеустройства, а также иные их характеристики в срок до 01.01.2019.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а также решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья С.Л.Чернышова