АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа
17 марта 2011 года Дело № А07-2655/2011
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе: судьи Валеева К.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Атаевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Отдела Внутренних дел по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли Республики Башкортостан
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ; ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя;
от ответчика – ФИО1, паспорт <...> выдан Бураевским РОВД РБ 08.06.2005 года, ФИО2, доверенность от 15.03.2011 года.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ без участия представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась ОВД по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли Республики Башкортостан с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Ответчик указывает на то, что он уже был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 43.1 Закона Республики Башкортостан от 04.06.2004 года № 84-з «Об административных правонарушениях», и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей, в связи с чем удовлетворение заявленного требования будет свидетельствовать о повторном привлечении его к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Также санкция предусмотренная ч. 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья не может быть применена в отношении него, так как изъятые игровые автоматы находятся у него в аренде.
Как следует из материалов дела, 24.12.2010 года сотрудниками ОВД по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли Республики Башкортостан по обращению и сообщению граждан о пресечении незаконной деятельности игорных заведений на территории муниципального района проведена проверка по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации», Федерального закона от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях».
В ходе проверки установлено, что в помещении игрового клуба по адресу РБ, <...>, осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования без специального разрешения в игорном заведении, открытом вне игорной зоны, в нарушение Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Проверка проводилась в присутствии администратора клуба ФИО3
В ходе проверки в присутствии двух понятых проведен осмотр помещения игрового клуба, расположенного по адресу: РБ, <...> индивидуального предпринимателя ФИО1, результаты которого отражены в протоколе осмотра места происшествия от 24.12.2010 года.
31.12.2010 года оперуполномоченным отделения по борьбе с экономическими преступлениями ОВД по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли Республики Башкортостан в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 306 УК РФ, за отсутствием состава преступления.
11.01.2011 года страшим инспектором ГБППРИАЗ ОВД по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении АП 043 № 4141 по ч. 2 статьи 14.1. КоАП РФ.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, на момент проверки, в помещении игрового клуба, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1 по адресу: РБ, <...>, установлено и находилось в рабочем состоянии 11 единиц электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (статья 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается без ограничения срока действия и действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны. В разрешении на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне должна быть указана дата, с которой организатор азартных игр имеет право приступить к осуществлению соответствующей деятельности, а также наименование игорной зоны, в которой такая деятельность может осуществляться.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (статья 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Для решения вопроса о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьей 14.1 КоАП РФ, необходимо определить, является ли фактически проводимая обществом деятельность азартной игрой, для осуществления которой законодателем установлено обязательное требование - наличие специального разрешения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон «О лотереях»), лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно ч.ч. 2, 3, 6 статьи 3 Закона «О лотереях», лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на: тиражную, бестиражную и комбинированную.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.
Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую: 1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша (при этом указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи); 2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.
В соответствии с п. 16 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, любые устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, признаются игровым оборудованием. Поэтому само по себе неиспользование при осуществлении такой деятельности специально предназначенного для этого оборудования (в том числе именно игровых аппаратов), а использование другого оборудования, не будет свидетельствовать о том, что обществом осуществляется проведение лотереи, а не организация азартных игр.
Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Из протокола осмотра от 24.12.2010 года, объяснений администратора ФИО3, понятых ФИО5 и ФИО6, фототаблиц приложенных к протоколу, следует, что обнаруженное при проверке электронное оборудование по внешним признакам идентично игровым автоматам, а именно имеют клавиатуру в виде кнопок, с помощью которых проводятся игровые комбинации в мониторе. В каждое игровое оборудование заложена игровая программа. Принцип работы (электронного) игрового оборудования аналогичен принципу работы игрового автомата с денежным выигрышем. На вышеперечисленном оборудовании отсутствует устройство для выдачи лотерейных билетов, или считывания штрих кодов для выдачи лотерейных билетов, лотерейное (игровое) оборудование специальными программами не оснащено.
С помощью лотерейного оборудования участник лотереи набирает определенное количество призовых очков. В случае выигрыша в стимулирующей лотерее, участник получает денежный эквивалент призовых очков у оператора.
Материальный выигрыш, определяется случайным образом устройством находящимся внутри корпуса игрового оборудования, путем совпадения знаков, символов, отображаемых на экране. Сумма выигрыша определяется устройством находящимся внутри корпуса оборудования.
При этом фактически возможность стать участником игры обусловлена внесением наличных денежных средств, посетитель заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.
Как следует из письма Минфина РФ от 07.04.2008 года № 05-03-08/19, основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем, следовательно, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, является игровым автоматом.
Из объяснений игрока ФИО7 следует, что 24.12.2010 она пришла поиграть в игровой клуб по адресу: РБ, <...>, с целью поиграть на игровых автоматах; передала денежные средства оператору клуба, попросила включить игровые автоматы и начала играть. Какие-либо чеки, лотерейные билеты за переданные денежные средства кассир-оператор не выдавала.
Материалами дела подтверждается, что основной целью посетителей принадлежащего обществу лотерейного клуба являлось осуществление азартных игр.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом осмотра места происшествия от 24.12.2012, объяснениями понятых, администратора, протоколом АП 043 № 4141 от 11.01.2011 года об административном правонарушении, другими доказательствами.
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Федерального закона № 244-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 4, пункту 3 статьи 5 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Из статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ следует, что азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
В силу пунктов 5, 10, 16 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; участник азартной игры - это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
Так как осуществление указанной деятельности проводится индивидуальным предпринимателем в отсутствие специального разрешения, суд пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьей 14.1 КоАП.
Учитывая, что вмененное в вину индивидуальному предпринимателю ФИО1 правонарушение характеризуется активными действиями этого лица, и доказательств наличия объективных препятствий для неосуществления таких действий в материалы дела не представлено, суд считает доказанной вину общества в совершении этого правонарушения (ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Кроме того, фактические обстоятельства дела подтверждаются также вступившим в силу постановлением о назначении административного наказания ФИО1 за совершение административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 43.1 Закона Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях». При этом доводы ответчика о повторности привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение суд отклоняет.
Частью 1 ст. 43.1 Закона Республики Башкортостан от 04.04.2004 года № 84-з установлена административная ответственность за нарушение законодательства Республики Башкортостан о запрете на территории Республики Башкортостан деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.
Таким образом, объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена вышеназванной нормой Закона Республики Башкортостан, являются правовые отношения, связанные с реализацией норм законодательства Республики Башкортостан в сфере охраны общественного порядка.
Вопросы выдачи специального разрешения на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса законодательством Республики Башкортостан не регулируются. Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, являются правовые отношения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом указанные смежные составы различаются по объекту правонарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение.
Из материалов административного дела следует, что при производстве по делу об административном правонарушении права индивидуального предпринимателя ФИО1 были соблюдены в полном объеме.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности факта осуществления предпринимателем без выданного в установленном порядке специального разрешения предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.КоАП РФ.
Санкция ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает, что в качестве административного наказания может быть назначена конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Согласно ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
На основании ч. 1 ст. 243 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).
Таким образом, конфискация может быть обращена только на собственность правонарушителя.
Ответчиком представлен договор аренды от 01.10.2010 года № 5, согласно приложению № 1 к которому изъятые по протоколу изъятия от 24.12.2010 года электронные устройства (л.д. 23) были взяты ИП ФИО1 в аренду у ФИО8, в связи с чем в настоящем случае административная ответственность в виде конфискации применена быть не может.
Учитывая обстоятельства совершения правонарушения, а именно наличие решения Бураевского районного суда Республики Башкортостан от 08.07.2009 года по делу № 2-416/2010, согласно которому по иску прокурора Дюртюлинского межрайонного прокурора было удовлетворено требование к ИП ФИО1 о прекращении деятельности компьютерного клуба, расположенного по адресу Республики Башкортостан, <...>. 4А, в части организации и проведении азартных игр с использованием электронного оборудования, суд назначает административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования ОВД по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, РБ, <...>) административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Электронное оборудование в количестве одиннадцать штук, изъятое согласно акту изъятия от 24.12.2010 года, вернуть законному владельцу.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан (ОВД по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли РБ)
ИНН <***>
Номер счета 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ по РБ Банка России г. Уфы
БИК 048073001
КБК 188 1169 005 005 0000 140.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья К.В.Валеев