АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-2882/2011
19 мая 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 19 мая 2011 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Юсеевой И. Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маннановой Е.А., рассмотрев дело по иску
Заместителя Прокурора Республики Башкортостан, г.Уфа
к ООО "Теплоэнерго", г.Туймазы, (ИНН <***>, ОГРН <***>), ФБУ Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 ГУФСИН по РБ, г.Октябрьский (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании частично недействительным (ничтожным) договора
При участии в судебном заседании помощника прокурора Панферовой Н.А. сл.удост. ТО №066783 от 19.02.2009г., от ответчиков не явились, извещены, уведомление о вручении определения суда от 08.04.2011г., от ФБУ МУИИ №5 ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Республики Башкортостан обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго", / далее, ответчик, ООО "Теплоэнерго", Федеральному бюджетному учреждению Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 Главного Управления Федеральной службы Исполнения наказания по РБ / далее, ответчик, ФБУ МУИИ №5 ГУФСИН по РБ / о признании недействительными (ничтожными) п.4.6, п.5.10 договора энергоснабжения (отпуска тепловой энергии) №62 от 01.01.2011г. , заключенного между ООО «Теплоэнерго» и ФБУ « Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №5 ГУФСИН по РБ» в части слов «снизить отпуск или полностью прекратить подачу тепловой энергии Потребителю».
Представитель Прокуратуры РБ Панферова Н.А. в судебном заседании иск поддержала.
Ответчики отзывы, возражения по существу иска не представили.
В судебном заседании по правилам ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 17.05.10г. 10-15, после окончания которого судебное заседание продолжено.
Как разъяснено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не обязан в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, извещать об объявленном перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва. Неизвещение судом не присутствовавших в судебном заседании лиц о перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания не является безусловным основанием для отмены судебного акта на основании ст. 8, ч. 5 ст. 163, п. 2 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если о перерыве и о продолжении судебного заседания было объявлено публично, а официально не извещенное лицо имело фактическую возможность узнать о времени и месте продолжения судебного заседания.
Информация об объявлении перерыва и изменении даты судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан, а также соответствующем информационном стенде в здании Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Принимая во внимание, что ответчики были надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, состоявшегося до объявления перерыва, а также имели фактическую возможность узнать о времени и месте продолжения судебного заседания, неявка представителей ответчиков в судебное заседание после перерыва не препятствует рассмотрению дела по существу по имеющимся материалам (ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Исследовав материалы и обстоятельства дела, выслушав представителя прокуратуры, суд установил следующее.
Между ООО «Теплоэнерго» (Энергоснабжяюшая организация) и ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 ГУФСИН по РБ» (Потребитель) заключен договор энергоснабжения (отпуска тепловой энергии) №62 от 01 января 2011 года, в соответствии с условиями которого Энергоснабжяюшая организация обязуется отпустить Потребителю тепловую энергию, а Потребитель обязуется оплатить принятую тепловую энергию.
Согласно п. 5.10 договора при превышении Потребителем среднесуточной температуры обратной сетевой воды более чем на 5% против графика Энергоснабжающей организации, при условии соблюдения среднесуточной температуры подающей сетевой воды с отклонением не более чем на 3%, Энергоснабжающая организация вправе снизить отпуск или полностью прекратить подачу тепловой энергии Потребителю, либо произвести перерасчет за отпущенную теплоэнергию по температурному графику, предусмотренному пунктом 2.1 настоящего договора.
Заместитель прокурора РБ утверждая, что пункт 5.10 договора № 62 от 01.01.2011, предусматривающий право Энергоснабжающей организации приостановить либо прекратить поставку тепловой энергии Потребителю, не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с данным иском.
Согласно статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 1173 от 23.11.1995 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее Указ) ограничение или прекращение отпуска тепловой энергии воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаны действиями, нарушающими безопасность государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О системе
государственной службы Российской Федерации» военная служба - вид
федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 Положения «О федеральной службе исполнения
наказаний», утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314,
Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно Уставу ГУ «МРУИИ № 5 ГУФСИН России по Республике Башкортостан» в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 №729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Учредителем инспекции является ФСИН России.
В соответствии Приложению к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.12.2004 №317, в Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, включена и Федеральная служба исполнения наказаний.
Таким образом, учреждение уголовно-исполнительной системы -Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 ФСИН России по РБ относится к объектам, обеспечивающим безопасность государства, и любое ограничение или прекращение обеспечения услугами теплоснабжения таких объектов согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 недопустимо.
В связи с вышеизложенным, пункт 5.10 договора в части, предусматривающей возможность ограничения либо прекращения поставки тепловой энергии уголовно-исполнительной инспекции не соответствуют действующему законодательству, и в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожным.
Кроме того, пунктом 4.6 договора энергоснабжения № 62 от 01.01.2011 предусмотрен авансовый порядок оплаты поставляемой тепловой энергии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000№294 «Об утверждении порядка расчетов за Тепловую энергию и природный газ» до10 числа текущего месяца на основании счетов и счетов-фактур.
В соответствии со ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294, установлено, что его положения не применяются в отношении государственных (муниципальных) учреждений.
ФБУ МРУ ИИ № 5 ГУФСИН по РБ в соответствии с Уставом является
федеральным бюджетным учреждением, и определение в договоре авансового порядка расчетов за поставляемую энергию такому учреждению неправомерно.
Таким образом, указанный пункт не соответствует статье 544 Гражданского кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 04.04.2000 № 294, и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.
Защита права отдельного хозяйствующего субъекта в ущерб поддержанию и готовности сил и средств обеспечения безопасности государства не отвечает принципу соразмерности способа самозащиты допущенному нарушению (ст. 14 Гражданского кодекса РФ) и требованиям Закона РФ от 05.03.1992 № 259ВК/346-1 «О безопасности».
Согласно ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В соответствии со ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в арбитражный суд с исками данной категории
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскиваются арбитражным судом со стороны, в пользу которых принят судебный акт. Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
В соответствии с пп. 1.1 ч.1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, поэтому нормы статьи 110 Арбитражного процессуального РФ применению не подлежат, в связи с чем расходы по государственной пошлине возлагаются на ООО «Теплоэнерго» в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействительными (ничтожными) п.4.6, п.5.10 в части слов: «снизить отпуск или полностью прекратить подачу тепловой энергии потребителю» договора энергоснабжения (отпуска тепловой энергии) №62 от 01.01.2011г., заключенного между ООО «Теплоэнерго» и ФБУ «Межрайонная уголовно- исполнительная инспекция №5 ГУФСИН по РБ».
Взыскать с ООО "Теплоэнерго", г.Туймазы, (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья И.Р.Юсеева