450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г.Уфа
27 января 2022 года Дело № А07-28862/2021
Полный текст решения изготовлен 27 января 2022 года.
Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черемисовой А.В., рассмотрел дело по заявлению
ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об отмене постановления №30-37/36 по делу об административном правонарушении от 06 октября 2021 года поч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 16.08.2021 года, диплом;
от административного органа: не явились, извещены надлежащим образом, в порядке ст.123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте суда;
ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №30-37/36 от 06.10.2021 года о назначении административного наказания по ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования.
Административным органом представлен отзыв, в котором он указывает на правомерность вынесенного постановления.
Протокольным определением в удовлетворении ходатайства административного органа отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела,при проведении мероприятия по контролю (надзору) на объекте в соответствии с распоряжением Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.08.2021 № РП-284-491-рш: «О проведении выездной проверки АО «Учалинский ГОК». Комиссией Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена выездная проверка в отношении юридического лица АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» расположенного по адресу: 453700, Республика Башкортостан, <...> на предмет проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства «ОАО «Учалинский ГОК». Ново - Учалинский подземный рудник. Отработка запасов в отметках 650 (-100)м/850 (-300)м с производительностью до 1,1 млн. т/год». 1 этап строительства», расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Учалинский район, Учалинская промплощадка (далее по тексту - Объект), а также результатов таких работ, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Лицом, осуществляющим строительство на Объекте является АО «Учалинский ГОК» в соответствии с проектной документацией.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.08.2021 №30-284-491.
В ходе проведения проверки выявлено, что, в нарушение требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на Объекте капитального строительства ведутся строительно-монтажные работы с нарушением требований проектной документации, строительных норм и правил по выполнению работ, предусматривающее административную ответственность за данное административное правонарушение по части 1 статьи 9.4 «Нарушение требований проектной документации технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий)» Федерального закона от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», а именно:
При строительстве объекта капитального строительства «ОАО «Учалинский ГОК». Ново - Учалинский подземный рудник. Отработка запасов в отметках 650 (-100)м/850 (-300)м с производительностью до 1,1 млн. т/год». 1 этап строительства» Руководитель Службы управления проектом на Ново-Учалинском месторождении АО «Учалинский ГОК» ФИО2 не имеет соответствующее горнотехническое образование.
Данный объект (строительство подземного рудника) относится к особо опасным и технически сложным объектам (стр. 77 «Экспертное заключение», № в Реестре 00-1-1-2-1625-17) имеет признаки опасного производственного объекта I класса опасности (свидетельство о регистрации ОПО № А41-00088 от 26.10.2020 г.), что является нарушением требований ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), п.12.2.3.1.3, лист 62 п. 12.2.3.1.7, лист 65 проектной документации «ОАО «Учалинский ГОК». Ново-Учалинский подземный рудник. Отработка запасов в отметках 650 (-100) м/850 (-300) м с производительностью до 1,1 млн. т. в год». Раздел 12. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами Подраздел 2. Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности 1412.14.1-МПБ Том 12.2. Нарушение п.З; 29,30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утверждено приказом от 8 декабря 2020 года N 505 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Статьей 58 ГрК РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или техническим, заказником либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Статьей 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
В соответствии с ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По результатам проверки составлен акт от 27.08.2021 г. № 284-491-рш, которым установлено следующее:
- при строительстве ОКС Руководитель службы управления проектом на Ново-Учалинском месторождении АО «Учалинский ГОК» ФИО2 не имеет соответствующее горнотехническое образование, что является нарушением п. 3; 29, 30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»,утвержденных приказом от 08Л2.2020 г. № 505 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно п. 30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»,. утвержденных-приказом от 08.12.2020 г. № 505 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, техническое руководство -непосредственное управление технологическими процессами на производственных объектах должностными лицами, являющимися техническими руководителями, осуществляемое в рамках полномочий, установленных должностными инструкциями.
К техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должны допускаться лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование.
Горнотехническое образование на шахтах, рудниках, приисках, карьерах, драгах, земснарядах, разрезах и объектах разработки недр, не связанных с добычей, необходимо иметь: руководителям, техническим руководителям организаций (объектов),руководителям участков (цехов), специалистам инженерных служб и их заместителям; начальникам смен (участков), техническим руководителям и диспетчерам смены.
Согласно свидетельству о регистрации ОПО № А41-0008 от 26.10.2020 г., а также сведениям, характеризующим ОПО, полное наименование ОПО: «Учалинский подземный рудник» (далее УПР), адрес: 453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, промплощадка АО «УГОК».
В соответствии с приказом о переводе работника на другую работу от 30.05.2018 г. № 420-У, ФИО3 был переведен с должности главного инженера рудника «Узельгинский» 16 разряда на УПР в должности директора рудника 17 разряда. Согласно приказа о переводе работника на другую работу от 02.09.2019 г. № 1015-У ФИО3 переведен с должности директора УПР 17 разряда на УПР в должности начальника рудника 17 разряда.
Как следует из Должностной инструкции начальника УПР АО «Учалинский ГОК» (ДИ УГОК-05-21-01-19) Начальник УПР АО «Учалинский ГОК» относиться к категории руководителей. На должность Начальника УПР назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж, работы гпо специальности на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.
В должностные обязанности Начальника УПР помимо прочего, входит:
- руководство в соответствии с действующим законодательством производственнохозяйственной и экономической деятельностью рудника, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества рудника, а также производственно-экономические результаты его деятельности;
- обеспечение ведения горных работ (эксплуатацию месторождений) в соответствии с утвержденным проектом, законодательством о рациональном и комплексном использовании недр, а также требованиям законодательства об охране окружающей среды.
Согласно диплому о высшем образовании, ФИО3 имеет горнотехническое образование, необходимое для осуществления перечисленных обязанностей.
Таким образом, непосредственным руководителем опасного производственного объекта за регистрационным № А41-00088-0002 «Учалинский подземный рудник», осуществляющим техническое руководство работами на объектах ведения горных работ, является Г ольцов Всеволод Владимирович, имеющий высшее горнотехническое образование.
ФИО2, согласно приказам от 01.03.2021 г. № 89-У и № 127-У от 10.03.2021 г. является руководителем проекта 17 разряда Службы управления проектом по строительству на Ново-Учалинском месторождении.
В должностные обязанности, согласно должностной инструкции Руководителя проекта Службы управления проектом по строительству на Ново-Учалинском месторождении АО «Учалинский ГОК» (ДИ УГОК-45-35-01-21), помимо прочего входит общее руководство проектом, а не техническое руководство рудником.
Таким образом, проверяющий орган, вменяя нарушение ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, неверно сделал вывод о нарушении Обществом п. 3, 29, 30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом от 08.12.2020 г. № 505 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ввиду наличия горнотехнического образования у лица осуществляющего непосредственное техническое руководство опасным производственным объектом.
В силу ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст.65, 67, 68, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при осуществлении производства по делу об административном правонарушении суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях Общества как события, так и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.10.2021 о привлечении ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Постановление Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>) №30-37/36 по делу об административном правонарушении от 06 октября 2021 года по ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.
Судья Р.К.Кутлин