ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-294/17 от 04.04.2017 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Октябрьской революции, 63а, г.Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

11 апреля 2017 года                                                   Дело № А07-294/2017

     Резолютивная часть решения оглашена 4 апреля 2017 года. Решение в полном объеме изготовлено 11 апреля 2017 года.

    Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Максютовым Т.Р., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН <***>, ОГРН <***> от 27.12.2002 года, 450008, РБ, <...>)

к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам (ИНН <***>, ОГРН <***> от 20.10.2001 года, 450008, РБ, <...>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерство финансов Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***> от 18.03.2003 года, 450101, <...>);

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450008, РБ, <...>)

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам энергоснабжения,

от истца – ФИО1, доверенность № 737 от 24.03.2017 года, ФИО2, доверенность № 136 от 24.01.2017 года;

от ответчика – ФИО3, доверенность № 3-ОЮ от 12.01.2017 года, ФИО4, доверенность № 12-ОЮ от 01.03.2017 года;

от Министерства финансов Республики Башкортостан – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ,;

от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, ходатайство о рассмотрение дела без участия представителя.

ГУП РБ «УАЗ» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о взыскании неосновательного обогащения в виде платы за техническое и эксплуатационное обслуживание в размере 674 340,22 рублей и возмещении расходов по уплате государственной пошлины.

Заявлением № 626 от 10.03.2017 года истец уточнил заявленные требования и просит взыскать с ответчика за счет средств бюджета Республики Башкортостан неосновательное обогащение в виде платы за техническое и эксплуатационное обслуживание в размере 312 370 рублей, возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 247 рублей и выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 7 240 рублей.

Судом на основании статьи 49 АПК РФ уточнения приняты, дело рассматривается с учетом уточненных требований.

В судебном заседании представители истца требования подержали с учетом уточнений.

Представители ответчика признали требования в уточненном размере по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил, что в государственной собственности Республики Башкортостан находится административное здание, расположенное по адресу: <...> полномочия собственника которого осуществляет Министерство финансов Республики Башкортостан.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.06.2008 года № 210 «О техническом обслуживании административных зданий» на ГУП РБ «УАЗ» возложено осуществление технического обслуживания, эксплуатации и обеспечение коммунальными услугами административных зданий, являющихся государственной собственностью Республики Башкортостан и расположенных по адресам: <...>

Пунктом 2 названного распоряжения установлено, что финансирование расходов ГУП РБ «УАЗ» на эксплуатацию и обеспечение коммунальными услугами указанных зданий производится за счет средств пользователей нежилых помещений в указанных зданиях.

Пользователями помещений административного здания по адресу: <...> являются федеральные и республиканские органы государственной власти.

31 декабря 2013 года между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (Арендодатель) и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (далее - ГКТ РБ) - (Арендатор) заключен договор о передаче объектов государственного нежилого фонда, являющихся имуществом казны, в аренду без права выкупа № 10643.В.

В соответствии с названным договором аренды арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты государственного нежилого фонда: нежилые помещения 5 этажа № 2, 4, 11, 13-17, 2 этажа № 2-1, 6-9, 13-23, подвала № 23, 24, 24а, 246, 24в, 24г, 24д (лит. А1), расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина, 95, общей площадью 619,3 кв.м.

Фактическая передача недвижимого имущества в аренду подтверждается актом приема-передачи от 21.12.2013 года.

Согласно п. 1.2 срок действия договора аренды установлен с 21.12.2013 года по 16.12.2014 года.

В соответствии с п. 2.2.9 договора аренды № 10643.в от 31.12.2013 года в обязанности арендатора входило заключить в течение десяти дней с момента вступления в силу настоящего договора, договор с арендодателем либо при наличии фактической возможности с иными организациями на обслуживание арендуемого объекта и снабжение его энергетическими и другими ресурсами.

Данную обязанность Арендатор не исполнил.

Так, ГУП РБ «УАЗ» письмом от 26.12.2013 года № 1573 для подписания направлены в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам проекты государственных контрактов на коммунальные услуги, на эксплуатационные услуги и техническое обслуживание нежилых помещений. Указанное письмо доставлено Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам нарочно, что подтверждается входящим штампом от 27.12.2013 года.

Письмом от 10.02.2014 года № 158 ГУП РБ «УАЗ» повторно направлены в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам проекты государственных контрактов для подписания.

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам вернул в ГУП РБ «УАЗ» только подписанный государственный контракт на оказание коммунальных услуг № 16-03/2014 от 24.03.2014 года, условия которого распространялись на взаимоотношения сторон возникшие с 01.01.2014 года и действующие по 31.12.2014 года. Подписание направленного государственного контракта на эксплуатационные услуги и техническое обслуживание нежилых помещений Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам не обеспечил.

31 июля 2014 года между ГУП РБ «УАЗ» и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам заключен государственный контракт на эксплуатационные услуги и техническое обслуживание нежилых помещений, условия которого распространяются на взаимоотношения сторон возникшие с 01.07.2014 года и действующие по 31.07.2014 года. По указанному государственному контракту предоставленные ГУП РБ «УАЗ» услуги оплачены ответчиком в полном объеме.

Аналогичные государственные контракты на эксплуатационные услуги и техническое облуживание нежилых помещений заключены 25.08.2014 года (условия которого распространяются на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.08.2014 года и действующие по 31.08.2014 года) и 09.10.2014 года (условия которого распространяются на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.09.2014 года и действующие по 30.09.2014 года). По указанным государственным контрактам ответчиком оплата произведена в полном объеме.

Между тем, государственный контракт на эксплуатационные услуги и техническое обслуживание нежилых помещений за период с 01.01.2014 года по 30.06.2014 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам не подписан. Оказанные ГУП РБ «УАЗ» услуги ответчиком не оплачены.

21 октября 2014 года соглашением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (Арендодатель) и Государственным комитет Республики Башкортостан по тарифам (Арендатор) договор аренды нежилого помещения № 10643.В от 31.12.2013 расторгнут с 01.10.2014 года.

Стоимость услуг по техническому обслуживанию и содержанию нежилых помещений за период с 01.01.2014 года по 30.06.2014 года составила 674 340,22 рублей. Стоимость данных услуг складывается из затрат на оплату труда обслуживающего персонала, отчислений из фонда оплаты труда в ПФР (22% от ФОТ), ФСС (2,9% от ФОТ – отчисления на случай временной нетрудоспособности, 0,2% от ФОТ - страхование от несчастных случаев), ФФОМС (5,1% от ФОТ), затрат на материалы, услуг сторонних организаций по очистке кровли, по техническому обслуживанию средств тревожной сигнализации, системы охранно-пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, контроля доступа, обслуживанию башенных часов, услуг охраны, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО.

Расчеты затрат за услуги по техническому обслуживанию и содержанию нежилых помещений приведены в приложении к исковому заявлению.

Согласно данному расчету сумма затрат, приходящихся на долю Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, рассчитывается делением всех затрат по содержанию ул. Пушкина, 95на занимаемую полезную площадь всех организаций, которые располагаются в административном здании, и умножается на полезную площадь Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам.

В связи с этим в расчетах используются также полезная площадь. Полезная площадь Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам составляет 501,5 кв.м. Расчет затрат на полезную площадь производится по аналогии с расчетом платы за содержание в многоквартирных домах (МКД), когда затраты делятся на жилую площадь (площадь квартиры).

При этом согласно п. 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД участвует в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле (по площади квартиры) в праве общей собственности на это имущество.

При этом учитывается то, что некоторые организации не пользуются определенными видами услуг, соответственно площадь этих организации при распределении затрат не участвует. Этим объясняется разные значения площади распределения в разных услугах.

Ежемесячные затраты по обслуживанию подтверждаются актами оказанных услуг сторонними организациями.

Собственные затраты ГУП РБ «УАЗ» по материалам подтверждаются накладными и актами на списание материалов. Затраты на заработную плату обслуживающего персонала подтверждается справкой бухгалтерии по фонду оплаты труда.

2 июля 2014 года ГУП РБ «УАЗ» направило в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам письмо № 1136/1 об изыскании возможности возмещения затрат ГУП РБ «УАЗ» на эксплуатацию, содержание и техническое обслуживание занимаемых ответчиком. Указанное письмо оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» возможно размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случаях:

- когда проведение предусмотренных законом конкурсных процедур было нецелесообразно в силу значительных временных затрат;

- закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6);

- оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) (пункт 8);

- заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (пункт 23).

На основании этой нормы обстоятельствами, свидетельствующими о невозможности в конкретной ситуации заключить государственный или муниципальный контракт в установленном порядке, также являются случаи, в которых поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг является обязательным для соответствующего исполнителя вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения, в связи с чем он не мог отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного или муниципального контракта или истечения срока его действия.

При наличии указанных обстоятельств у исполнителя возникает право требования вознаграждения, которое может быть взыскано в судебном порядке в виде неосновательного обогащения.

В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 20.06.2008 года № 210 ГУП РБ «УАЗ» выступает единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В административном здании, расположенном по адресу: <...>, помимо Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, также размещались и размещаются в настоящее время:

Минтруд РБ, Агентство по туризму РБ, которое 29.12.2014 года преобразовано в Госкомитет РБ по предпринимательству и туризму, ТУ Росфиннадзора в РБ, Аппарат по обеспечению деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ, Аппарат по обеспечению деятельности уполномоченного по правам человека в РБ, Аппарат по обеспечению деятельности уполномоченного по правам ребенка в РБ, Башкортостанское УФАС России и другие, что подтверждается в том числе сведениями ЕГРЮЛ.

Для обеспечения деятельности органов государственной власти по указанному адресу, ГУП РБ «УАЗ» осуществляет техническое обслуживание и эксплуатацию здания, обеспечение коммунальными услугами.

Отказ ГУП РБ «УАЗ», которое является абонентом энергетических ресурсов, от обслуживания и эксплуатации здания и его инженерных сетей приведет к нарушению функционирования системы органов исполнительной власти.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 05.09.2013 года № 404 (далее - Положение), Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции регулирование цен на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением.

Нежилое помещение площадью 619,3 кв.м., которое находилось в арендном пользовании Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, отдельно стоящим, обособленным объектом недвижимости не является, а входит в состав 5 этажного здания (лит. А1, Б) общей площадью 10 388,20 кв.м., в соответствии с техническим паспортом № 2358. В связи с чем, ввести режим ограничения потребления энергетических и других ресурсов (энерго-, тепло-, и водоснабжению, водоотведению и прочее) только для данного арендатора и прекратить обслуживание технически невозможно.

Оказанные ГУП РБ «УАЗ» услуги являлись и социально значимыми, и необходимыми, так как служили для надлежащего обеспечения деятельности Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам как республиканского органа исполнительной власти и были направлены на защиту интересов публично-правового образования - Республики Башкортостан.

Претензий со стороны ответчика относительно объема и качества оказанных услуг не было.

В соответствии с п. 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательное обогащение.

В силу статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.

Фактическое оказание услуг для государственных нужд без госконтракта, если отношения между заказчиком и исполнителем носят длящийся и регулярный характер, работы не терпят отлагательства, деятельность исполнителя направлена на защиту охраняемого публичного интереса (для государственных или муниципальных нужд), нет претензий со стороны заказчика относительно объема и качества оказанных услуг, влечет взыскание неосновательного обогащения с госзаказчика.

В действиях ГУП РБ «УАЗ» при оказании услуг в интересах органа государственной власти и Республики Башкортостан намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления отсутствуют.

Услуги оказывались только необходимые и строго в рамках существующих потребностей. Затраты на аналогичные услуги возмещают ГУП РБ «УАЗ» пропорционально занимаемых помещений все органы государственной власти, которые размещаются в административном здании по адресу: <...>. Данное обстоятельство подтверждает сам факт их оказания, в том числе в интересах ответчика. Ответчику необоснованные услуги не предъявляются.

Ответчик же со своей стороны не обеспечил надлежащего исполнения обязательств по договорам аренды в части заключения с ГУП РБ «УАЗ» государственного контракта на возмещение эксплуатационных услуг и техническое обслуживание арендуемых помещений.

Ответчик знал о том, что пользуется эксплуатационными услугами и техническим обслуживанием нежилых помещений, однако не предпринял действий по заключению государственного контракта. Таким образом, бездействие ответчика, который под различными предлогами не осуществил необходимые процедуры в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ и не заключил контракт с ГУП РБ «УАЗ», не может являться основанием для отказа в оплате услуг, поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.

Претензия ГУП РБ «УАЗ» № 2670 от 21.11.2016 года о добровольном погашении задолженности осталась без удовлетворения.

Для Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам со стороны ГУП РБ «УАЗ» были созданы все необходимые условия для обеспечения его нормальной деятельности как государственного органа субъекта РФ.

ГУП РБ «УАЗ» было вынуждено за свой счет нести эксплуатационные расходы. Не возмещая расходы ГУП РБ «УАЗ», Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам неосновательно обогатился за его счет.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

По общему правилу, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 В силу требований статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.

Требования истца ответчик признал, доказательств оплаты оказанных услуг не представил.

Учитывая изложенное, требование истца о взыскании долга является обоснованным и подлежит удовлетворению в сумме 312 370 рублей.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

         Исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН <***>, ОГРН <***> от 27.12.2002 года, 450008, РБ, <...>) удовлетворить.

         Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (ИНН <***>, ОГРН <***> от 20.10.2001 года, 450008, РБ, <...>) в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН <***>, ОГРН <***> от 27.12.2002 года, 450008, РБ, <...>) за счет бюджетных средств неосновательное обогащение в виде платы за техническое и эксплуатационное обслуживание в размере 312 370 рублей (триста двенадцать тысяч триста семьдесят рублей), судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 247 рублей (девять тысяч двести сорок семь рублей).

         Выдать государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН <***>, ОГРН <***> от 27.12.2002 года, 450008, РБ, <...>) справку на возврат государственной пошлины в размере 7 240 рублей (семь тысяч двести сорок рублей), оплаченную по платежному поручению № 3072 от 29.12.2016 года.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение одного месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          К.В.Валеев