ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-30013/18 от 19.06.2019 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-30013/2018

26 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 июля 2019 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Зиганшиной Ю. С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовым В.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО "УЖХ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГО Г.УФА РБ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору  (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным предписание № ЦО-18-395-092 от 27.09.2018г.,

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 24.07.18

от ответчика – ФИО2, представитель, доверенность от 09.01.19

Открытое акционерное общество "УЖХ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГО Г.УФА РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору  о признании недействительным предписания № ЦО-18-395-092 от 27.09.2018г.

Заявитель в ходе судебного заседания требования поддержал.

Комитет требования заявителя не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что на основании распоряжения заместителя председателя - главного государственного жилищного инспектора Госкомитета РБ ФИО3 от 30.08.2018г. № 3228 в отношении ОАО «УЖХ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГО Г.УФА РБ» проведена внеплановая документарная проверка по фактам, изложенным в обращении гражданина рег.№ 11644 от 02.08.2018г. по многоквартирному жилому дому по адресу: <...>.

По результатам проверки составлен акт №18-3228-395 от 27.09.2018 года и выдано предписание № ЦО-18-395-092 от 27.09.2018 года.

Оспариваемым предписанием заявителю предписано в срок до 19.10.2018 г. разместить протокол №1 от 02.04.2018 в системе ГИС ЖКХ.

Не согласившись с вынесенным предписанием, ОАО «УЖХ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГО Г.УФА РБ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если данный ненормативный акт не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 г. № 616, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.

В соответствии с п.4 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности (п. 4.24.)

Как следует из материалов дела, по обращению жителя дома № 26 по ул. Ульяновых г. Уфа проведена внеплановая проверка в отношении управляющей организации ОАО «УЖХ Калининского района ГО                   г. Уфа». В ходе проведения проверки установлено, что в многоквартирном доме 02.04.18 г. проведено общее собрание собственников помещений. Протокол общего собрания был передан в управляющую организацию и зарегистрирован в ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» за № 1241 от 23.04.18 г.

Согласно представленной ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» информации протокол №1 от 02.04.2018г. управляющей организацией ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» - не принят к исполнению, не размещен в системе ГИС ЖКХ, что подтверждается мониторингом сайта системы ГИС ЖКХ (скриншот прилагается) и информации по запросу.

В соответствии с п.п 1.1 ст.46 ЖК РФ, Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

В соответствии с п.п 6 ст. 46 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (Приложение № 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр), а именно:

п.1. Настоящий Порядок устанавливает требования к осуществлению передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее - органы государственного жилищного надзора).

п.2. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2009, № 39, ст. 4542; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724) лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - копии решений, протокола), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание.

п.3. Передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий.

Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронных образов решений, протокола в электронной форме.

п.4. Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронный образ решений, протокола находится в открытом доступе и доступен для обозрения в системе, а также при передаче копий решений, протокола иным способом, кроме размещения в системе, - в случае наличия у управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган государственного жилищного надзора.

В соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ па Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а именно:

п. 1. Утвердить прилагаемые состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Состав информации).

п.2. Установить, что:

пп.8) нормативные правовые акты и муниципальные правовые акты, предусмотренные Составом информации, размещаются в системе в виде электронных образов текстов данных актов, с указанием в структурированном виде их реквизитов (дата, номер, наименование). Иные документы, предусмотренные Составом информации, в том числе решения, программы, договоры, соглашения, уставы, протоколы, отчеты, заявления, размещаются в системе в виде электронных образов документов или электронных документов, с указанием в структурированном виде их реквизитов (дата, номер, наименование);

пп.9) при размещении в системе информации поставщиком информации о лицах, работах, услугах, объектах движимого или недвижимого имущества, нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, договорах, протоколах, иных документах размещению подлежит информация в отношении каждого лица, работы, услуги, объекта движимого или недвижимого имущества, нормативного правового акта, муниципального правового акта, договора, протокола, иного документа.

По результатам проведенного наблюдения за соблюдением ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет», а именно:

-в системе ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru), в соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной и информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Приказ №74/114/пр), в части размещения протокола №1 от 02.04.2018г. и (или) иной связанной с данным протоколом информации, выявлены нарушения ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» обязательных требований - протокол №1 от 02.04.2018г. в системе ГИС ЖКХ не размещен;

-в системе ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru), в соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (Приложение № 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр, далее — Приказ № 937/пр), в части размещения протокола №1 от 02.04.2018г. и (или) иной связанной с данным протоколом информации, выявлены нарушения ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» обязательных требований - протокол №1 от 02.04.2018г. в системе ГИС ЖКХ не размещен;

-в системе ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru), в соответствии со статьей 46 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в части размещения протокола №1 от 02.04.2018г. и (или) иной связанной с данным протоколом информации, выявлены нарушения ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» обязательных требований - протокол №1 от 02.04.2018г. в системе ГИС ЖКХ не размещен;

Таким образом, на 27.09.2018г., протокол №1 от 02.04.2018г. по многоквартирному дома №26 по ул. Ульяновых в г. Уфа, в информационной среде ГИС ЖКХ управляющей организацией ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» в нарушении вышеуказанных статей и норм не размещен, что подтверждается скриншотами сайта ГИС ЖКХ по данной управляющей организации.

В обоснование заявленных требований общество указывает, что протокол №1 от 02.04.2018г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №26 по ул. Ульяновых в г. Уфа не был размещен в информационной в ГИС ЖКХ ввиду несоответствия данного протокола требованиям действующего законодательства, поскольку отсутствовал кворум в пятьдесят процентов голосов от общего количества голосов собственников на собрании.

Пунктом  107 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу абзаца второго п. 1 ст. 181.3, ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, нарушающее требования Гражданского кодекса Российской Федерации или иного закона, по общему правилу является оспоримым, если из закона прямо не следует, что решение ничтожно.

В соответствии с п.113 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение споров о признании недействительными решений собраний участников и иных органов коммерческих организаций, ассоциаций (союзов) коммерческих организаций, иных некоммерческих организаций, объединяющих коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, являющихся в соответствии с федеральным законом саморегулируемыми организациями и объединяющими субъектов предпринимательской деятельности, а также решений собраний участников гражданско-правовых сообществ, не являющихся юридическими лицами, но объединяющих выше указанных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Споры о признании недействительными решений собраний участников иных гражданско-правовых сообществ рассматриваются судами общей юрисдикции, если иное не установлено законом, например, статьей 15 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Таким образом,  рассмотрение вопроса о действительности решений общих собраний собственников жилых помещений многоквартирного дома входит в компетенцию судов общей юрисдикции. Управляющая организация не наделена полномочиями оценивать решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома на предмет их действительности.

Как следует из материалов дела, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования по адресу: <...>, оформленное протоколом №1 от 02.04.2018г., признано недействительным решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан по делу №2-271/2019 от 29.01.2019г. (л.д.104-109)

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при  рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной процессуальной нормы законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, или в связи с возникновением обстоятельств, в соответствии с которыми действие оспариваемого ненормативного правового акта должно быть прекращено, но лишь в том случае, если указанным актом были нарушены законные права и интересы заявителя.

Доказательств признания судом недействительным протокола №1 от 02.04.2018г. на момент вынесения оспариваемого предписания, заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК Российской Федерации  в материалы дела не представлено. 

Учитывая изложенное,   в силу п.п 1.1 ст.46 ЖК РФ ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» обязано было разместить в системе ГИС ЖКХ протокол №1 от 02.04.2018г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №26 по ул. Ульяновых в г. Уфа.

 Иные доводы заявителя судом отклоняются как необоснованные и основанные на неверном толковании норм права.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания № ЦО-18-395-092 от 27.09.2018 года.

На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине возлагаются на Заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ОАО "УЖХ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГО Г.УФА РБ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Ю.С. Зиганшина