ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-31104/19 от 26.10.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-31104/2019

02 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 26.10.2021

Полный текст решения изготовлен 02.11.2021

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Вафиной Е. Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой К.Р., рассмотрев дело по иску

товарищества собственников жилья «Мой дом» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об обязании установить общедомовой прибор учета на тепловых сетях к ИТП № 1 и на тепловых сетях к ИТП № 2 многоквартирного дома по адресу: <...>,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Энергоавтоматика» (ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от истца - ФИО1, доверенность от 22.01.2019, паспорт, диплом,

от ответчика - ФИО2, доверенность №119/1-42 от 31.12.2020, паспорт, диплом,

от третьих лиц – не явились, уведомлены.

Товарищество собственников жилья «Мой дом» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" об обязании установить общедомовой прибор учета на тепловых сетях к ИТП № 1 и на тепловых сетях к ИТП №2 многоквартирного дома по адресу: <...>.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью «Энергоавтоматика».

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.04.2021 суд ходатайство ТСЖ «Мой дом» о назначении экспертизы удовлетворил, назначил по делу А07-31104/2019 судебную строительно-техническую экспертизу.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.04.2021 производство по делу приостановлено.

12.08.2021 поступило заключение эксперта.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.09.2021 производство по делу возобновлено.

От истца поступило уточнение исковых требований, приобщено к материалам дела.

Судом уточнение исковых требований принято к рассмотрению в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассматривается по уточненным исковым требованиям.

Истец исковые требования поддерживает с учетом уточнения, просит удовлетворить в полном объеме.

Ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в отзыве.

Третьи лица не явились, ходатайств и заявлений не направили, уведомлены в порядке статьи 121,123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы и обстоятельства дела, заслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из искового заявления, Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" является монополистом по поставке тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения для многоквартирных домов в границах городского округа город Стерлитамак.

С 01.09.2018 года собственники помещений многоквартирного дома, находящегося по адресу: <...>, заключили прямые договоры с теплоснабжающей организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее – ответчик, теплоснабжающая организация, БашРТС).

Управление многоквартирным домом осуществляет Товарищество собственников жилья "Мой дом" (далее – истец, ТСЖ) на основании решения собственников помещений многоквартирного дом по адресу : <...>

Согласно Устава Товарищества собственников жилья «Мой дом», ТСЖ это не коммерческая организация, которая создана и действует в интересах собственников помещений многоквартирного дом по адресу : <...> .

Тепловая энергия на многоквартирный дом поступает по тепловым сетям от источника КЦ-7 (котельная № 7 находится во владении ООО "БашРТС" и используется им в производственной деятельности, о чем свидетельствует постановления Администрации города Стерлитамак № 2794 от 27.12.2013 "О схеме теплоснабжения городского округа город Стерлитамак до 2028 года").

Как указал истец, в нарушение требований ФЗ-190 «О теплоснабжении» и ФЗ-261 «Об энергосбережении», теплоснабжающая организация ООО «БашРТС» утвердила проект установки общедомового прибора учета (ОДПУ) с нарушением требований к установке общедомовых приборов учета, а именно: прибор, согласно проекта установления до транзитной тепловой сети, которая осуществляет поставку теплоносителя на два ввода в многоквартирный дом, которые оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП № 1 и ИТП № 2).

Транзитная тепловая сеть проходит по территории земельного участка при многоквартирном доме по адресу: <...>

Тепловая сеть является наружной коммуникацией которая размещена в канале и тепловая сеть не изолирована, таким образом при транспортировке теплоносителя происходит потеря тепловой энергии и уже с потерями теплоноситель поступает в ИТП № 1 и в ИТП № 2 .

По мнению истца, потери ООО «БашРТС» при расчете стоимости услуг по отоплению и горячей воде для собственников помещений многоквартирного дом по адресу : <...> не учитывают, и таким образом, собственники помещений несут финансовую нагрузку и обязаны оплачивать «сверх нормативные потери» , так как потери для ООО «БашРТС» уже учтены в тарифе, который принят регулятором в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам.

Указанные обстоятельства стали основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных названным кодексом.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Таким образом, в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий не предоставления доказательств.

В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон

В соответствии с ч. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2010 года организации, указанные в ч. 9 данной статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в ч. 5 этой статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч. 6 названной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в ч. 5 и 6 данной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

В силу ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 и 6 названной статьи, в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии) организации, указанные в ч. 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 - 6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Таким образом, нормами Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома. Если же собственники помещений многоквартирного дома в установленный срок не выполнили указанную обязанность, то оснащение коллективным прибором учета выполняется независимо от воли и за счет средств собственников такого дома.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 (далее – Приказ), изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.04.2012, регистрационный N 23933, официально опубликован в "Российской газете" 16.05.2012.

Пунктом 2 Приказа определено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Результаты обследования указываются в акте, форма и порядок заполнения которого также регламентированы упомянутым Приказом.

Согласно п. 4 данного Приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

Судом установлено, что МКД по ул. Гоголя, 130а оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, который был установлен и введен в эксплуатацию в 2014г. с соблюдением всех требований, действующих Правил учета тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013г.

Граница балансовой принадлежности тепловых сетей между ООО «БашРТС» и ООО «Ясавеев» по зданию АБК завода, находящегося на реконструкции под жилой дом была определена договором теплоснабжения № 5918 от 01.09.2012 г. и проходила по наружней стене тепловой камеры ТК 1101. Трасса, проходящая от стены тепловой камеры до ввода в МКД, а также трасса за выносом через наружние тепловые сети до вводов каждого из БИТП (БИТП №1 и БИТП №2) находилась на балансовой и эксплуатационной ответственности ООО «Ясавеев». В последствии данные сети были признаны бесхозяйными.

В соответствии с п.41 Правил учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013 - теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течении 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.

Также теплоснабжающая организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил (содержание проекта: договор теплоснабжения, акт границ балансовой принадлежности и т.п.).

Таким образом, доводы истца о том, что ООО «БашРТС» согласовало проект на установку узла учета тепловой энергии с нарушениями законодательства является не обоснованным. Данные обстоятельства подтверждаются копией титульного листа проекта установки коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя, копия письма №292-1042 от 09.04.2014г., копия письма № 292-973 от 03.04.2019, копия Приложения №2 к договору № 5918 от 01.09.2012г., копии актов ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии за отопительный период с 2016г. по 2020г.

В связи с выбором МКД по ул. Гоголя, 130а способа управления ТСЖ, между ООО «БашРТС» и ТСЖ «Мой дом» был заключен договор теплоснабжения №51300/РТС от 01.09.2016г.

В связи с переходом жителей на прямые договоры с ООО « БашРТС» Истцу был направлен договор содержания общедомового имущества №51 ЗОО/СОИ от 01.09.2018г. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. (в редакции от 13.07.2019г.) границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за подписью должностных лиц определена наружняя стена здания МКД.

В соответствии с п. 3.1.4. и п. 3.1.5 договор теплоснабжения №51300/РТС от 01.09.2016г., организация и ведение коммерческого учета тепловой энергии, обеспечение сохранности и работоспособности приборов учета тепловой энергии является обязанностью Истца.

В соответствии с п. 5.2.3. договор содержания общедомового имущества №51 ЗОО/СОИ от 01.09.2018г. Истец обязан обеспечить безопасность эксплуатации и исправности ресурсопотребляющих установок и тепловых сетей МКД, их соответствие установленным техническим требованием, выданным техническим условиям и проектной документации.

В соответствии с требованиями Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006г., а также ст. 161,162 Жилищного кодекса РФ ответственность за организацию коммерческого учета потребляемого ресурса и техническое состояние общедомового прибора учета тепловой энергии ложится на собственников помещений МКД и лиц ответственных за содержание общедомового имущества, в зависимости от выбранного способа управления МКД.

В адрес Ответчика не поступало обращений от лиц, ответственных за содержание МКД ул. Гоголя, д. 130А по выдаче технических условий на установку теплосчетчиков на каждом вводе в БИТП.

В ходе рассмотрения дела ответчиком указано на отсутствие технической возможности установки приборов учета на ИТП №1 и ИТП №2, что подтверждается актами от 08.10.2020г. и 09.10.2020г.(л.д.10-11,т.3)

Ответчиком приводятся доводы об отсутствии технической возможности установки в спорном многоквартирном доме приборов учета на ИТП № 1 и ИТП № 2.

В соответствии со ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Согласно положениям части 4 статьи 82, части 2 статьи 107 АПК РФ в определении о назначении экспертизы должны быть решены, в том числе, вопросы о сроке ее проведения, о размере вознаграждения эксперту (экспертному учреждению, организации), определяемом судом по согласованию с участвующими в деле лицами и экспертом (экспертным учреждением, организацией), указаны фамилия, имя, отчество эксперта.

В ходе судебного разбирательства представитель Товарищества собственников жилья «Мой дом» заявил ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы для определения технической возможности установки узла учета тепловой энергии на тепловых сетях ИТП № 1 и ИТП № 2.

Проведение экспертизы истец просил поручить эксперту ФИО3 эксперту экспертной организации общество с ограниченной ответственностью «ФЕМИДА».

Ответчик представил отзыв, в котором просил назначить судебную строительно-техническую экспертизу и поручить ее проведение общество с ограниченной ответственностью «Республиканский центр независимой потребительской экспертизы».

С целью проверки доводов сторон, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.04.2021, судом ходатайство истца о назначении экспертизы удовлетворено, по делу назначено проведение строительно-технической экспертизы, производство которой поручено эксперту ООО «ФЕМИДА» (ИНН/КПП <***>/026601001, 453250, РБ, <...>) ФИО3.

На разрешение эксперта судом поставлены следующие вопросы:

1. Имеется ли техническая возможность на тепловых сетях ИТП № 1 и ИТП № 2 установить узел учета тепловой энергии?

2. Имеется ли техническая возможность установки общедомовых приборов учета тепловой энергии в ИТП № 1 и ИТП № 2 , расположенных по адресу: <...> без проведения реконструкции внутридомовой системы отопления в соответствии с действующим законодательством.

3. Будет ли установка общедомовых приборов учета тепловой энергии в ИТП № 1 и ИТП № 2, расположенных по адресу: <...> без проведения реконструкции внутридомовой системы отопления соответствовать СП41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», Постановлению Правительства РФ от 18.11.2013г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.25014г. № 99/пр., Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №485/ПР от 28.08.2020г. « Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

4. При установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в ИТП № 1 и ИТП № 2, расположенных по адресу: <...> без проведения реконструкции внутридомовой системы отопления будет ли учитываться поставляемый коммунальный ресурс в полном объеме, в том числе масса и объем теплоносителя израсходованного на подпитку сетевой воды внутреннего контура системы отопления каждого ИТП.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.04.2021 производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта.

12.08.2021 поступило заключение эксперта № 17/08-2021С от 05.08.2021 г.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.09.2021 производство по делу возобновлено.

Согласно выводам эксперта относительно первого вопроса, на тепловых сетях ИТП № 1 и ИТП № 2, расположенных но адресу <...>, имеется техническая возможность установки узла учета тепловой энергии, с проведением комплекса сварочно-монтажных работ и установкой средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.

Относительно второго поставленного вопроса, экспертом установлено, что реконструкция внутридомовой системы теплоснабжения включает в себя: модернизацию системы, создание автоматизированной системы контроля и учета энергии, в том числе контроля и учета потребления тепловой энергии, создания новых внутридомовых инженерных систем.

Для установки общедомовых узлов учета тепловой энергии на ИТП №1 и ИТП №2, расположенных по адресу <...>, требуется провести комплекс сварочно-монтажных работ с установкой средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя. Выполнить устройство системы подпитки на ИТП № 1 и ИТП № 2, произвести демонтаж врезки системы подпитки ИТП № 2 во внутренний контур ИТП № 1. Следовательно, провести реконструкцию внутридомовой системы теплоснабжения.

Таким образом, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии в ИТП № 1 и ИТП № 2, без проведения реконструкции (комплекс сварочно-монтажных работ) внутридомовой системы теплоснабжения невозможна в соответствии с действующим законодательством.

Давая ответ на третий поставленный судом вопрос, эксперт в своем заключении указал, что для установки общедомовых узлов учета тепловой энергии на ИТП № 1 и ИТП № 2, расположенных по адресу <...>, требуется провести комплекс сварочно-монтажных работ с установкой средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя. Выполнить устройство системы подпитки на ИТП № 1 и ИТП № 2, произвести демонтаж врезки системы подпитки ИТП № 2 во внутренний контур ИТП № 1. Следовательно, провести реконструкцию внутридомовой системы теплоснабжения.

В связи с этим, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии в ИТП № 1 и ИТП № 2, расположенных по адресу <...> без проведения реконструкции внутридомовой системы отопления не будет соответствовать:

- СП41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов»;

- Постановлению Правительства РФ от 18.11.2013 г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»;

- Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014г № 99/пр.;

- Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 485/ПР от 28.08.2020г «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета».

Относительно четвертого поставленного судом вопроса, эксперт указал, что при установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в ИТП №1 и ИТП №2, расположенных по адресу <...> без проведения реконструкции внутридомовой системы отопления, не будет учитываться поставляемый коммунальный ресурс израсходованный на подпитку внутреннего контура системы отопления ИТП №1 и ИТП № 2.

Следовательно, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии в ИТП № 1 и ИТП № 2, расположенных по адресу <...> без проведения реконструкции внутридомовой системы отопления, будет учитывать поставляемый коммунальный ресурс в не полном объеме.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные с соблюдением положений АПК РФ и других федеральных законов сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются, в частности, письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов. Таким образом, доказательства по делу, в том числе и заключение экспертизы, должны соответствовать требованиям АПК РФ и иных федеральных законов.

Процедура назначения и проведения экспертизы соблюдена.

При подготовке заключения использованы все необходимые данные, а именно, произведено ознакомление с объектом исследования, проанализированы представленные судом материалы дела, проведена обработка и анализ результатов исследования в сопоставлении с действующими нормативами и правилами в области строительства; ответы на поставленные вопросы изложены четко и однозначно. Заключение эксперта составлено в результате объективного и полноценного исследования работ на объекте в присутствии представителей обеих сторон, объем и содержание заключения соответствует требованиям, предъявленным ст. ст. 85, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Содержание заключения оглашено в судебном заседании, исследовано судом наряду с другими доказательствами по делу.

Оснований сомневаться в обоснованности выводов эксперта и правильности произведенного экспертами расчета объема и стоимости, а также выводов относительно качества фактически выполненных работ у суда не имеется.

Заключение эксперта истцом в установленном законом порядке не оспорено. О проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявлено.

В связи с изложенным, заключение принимается в качестве надлежащего доказательства на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признается судом достоверным, поскольку в результате его проверки и исследования выяснилось, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Как сказано выше, пунктом 4 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 предусмотрено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

Таким образом, наличие соответствующей технической возможности предполагается, если не доказано обратное.

В рассматриваемой ситуации заключением судебной экспертизы установлено отсутствие технической возможности установки узлов учета тепловой энергии на тепловых сетях ИТП № 1 и ИТП № 2 без проведения реконструкции внутридомовой системы отопления.

Частью 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п.5). В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п.6).

Таким образом, являясь управляющей организацией спорного многоквартирного дома, именно истец несет бремя проведения реконструкции внутридомовой системы отопления.

На день вынесения настоящего решения реконструкция внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, находящегося по адресу: <...>, истцом не произведена.

Доводы истца о том, что собственники МКД по ул. Гоголя, 130А несут финансовую нагрузку и оплачивают потери, возникающие в транзитном трубопроводе необоснованны. «БашРТС-Стерлитамак» совместно со Стерлитамакским центром сбыта, согласно предоставленных ведомостей потребления тепловой энергии с общедомового прибора учета, производят корректировку платы потребленной тепловой энергии за минусом потерь тепловой трассы, находящейся на обслуживании ООО «БашРТС».

Данные доводы подтверждаются копией корректировочных счетов и накладных за период с февраля по август 2018г. по договору теплоснабжения №51300/РТС от 01.09.2016г.

При переходе на прямые договоры данные корректировки производят собственникам МКД непосредственно.

Таким образом, прибор учета тепловой энергии установлен, введен в эксплуатацию, соответствует техническим условиям и проекту.

При указанных обстоятельствах, требования истца об обязании ответчика установить общедомовой прибор учета на тепловых сетях к ИТП № 1 и на тепловых сетях к ИТП № 2 многоквартирного дома по адресу: <...>, не подлежат удовлетворению.

Иные доводы, приведенные истцом в обоснование заявленных требований, не нашедшие отражения в настоящем решении, также проверены судом в полном объеме, между тем, отклоняются поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами и не влекут принятия судом иного решения.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истца судом отказано, то понесенные истцом судебные расходы, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на истца, как на проигравшую сторону и взысканию с ответчика не подлежат.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства истцом было заявлено ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы, в связи с чем им были внесены денежные средства на депозит Арбитражного суда Республики Башкортостан в размере 15 000 руб., причитающиеся эксперту, что подтверждается платежным поручением № 378 от 25.11.2020 г.

Исходя из объема проведения экспертизы, экспертным учреждением определена ее стоимость в размере 20 000 руб.

Поскольку настоящее решение суда принято в пользу ответчика, то расходы на проведение судебной экспертизы подлежат возмещению за счет истца.

Поскольку на депозитном счета арбитражного суда имеются денежные средства в размере 15 000 руб., то указанная сумма подлежит перечислению на расчетный счет экспертной организации - общества с ограниченной ответственностью «Фемида» (ИНН <***>), оставшаяся часть денежных средств в размере 5 000 руб. (20 000 – 15 000) подлежит взысканию с истца в пользу экспертной организации.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований товарищества собственников жилья «Мой дом» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) отказать.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Мой дом» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу общество с ограниченной ответственностью «Фемида» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы на проведение экспертизы в размере 5000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Е.Т. Вафина