450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-32917/18
09 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2019 года
Полный текст решения изготовлен 09.04.2019 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сафиуллиной Р. Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бикаевой Л.Х., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Бирского межрайонного прокурора А.А. Фадеева (452450, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Ленина, 40)
к индивидуальному предпринимателю Кузьмину Сергею Петровичу (ИНН 025700310112, ОГРНИП 304025715200015; г. Бирск, ул. Комарова, д.38, кв.9),
третье лицо: ГБУ Бирская районная и городская ветеринарная станция Республики Башкортостан (452451, РБ, г. Бирск, ул. Павлова, 2),
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Арсланова А.И., служебное удостоверение, Романенко А.В., служебное удостоверение,
от ответчика: Кузьмин С.П., паспорт, Якина Л.А., доверенность от 09.01.2019 года,
от Управления ветеринарии: Мухипова И.А., паспорт, приказ №116-п от 06.07.2018 года,
от государственного ветеринарного надзора РФ: Хакимьянов Р.Ф., служебное удостоверение.
Бирский межрайонный прокурор А.А. Фадеев обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кузьмина Сергея Петровича (далее - предприниматель) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В рамках п. 1 статьи 51 АПК РФк участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, привлечена ГБУ Бирская районная и городская ветеринарная станция Республики Башкортостан.
В судебном заседании представители заявителя изложенные в заявлении и возражениях на отзывы требования поддержали.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен по мотивам, изложенным в отзывах.
Третье лицо поддерживает позицию заявителя.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Бирской межрайонной прокуратурой на основании решения о проведении проверки №137 от 11.09.2018 года (л.д.20) с привлечением в качестве специалиста начальника Бирского ТО Государственного ветеринарного надзора Управления ветеринарии РБ Хакимьянова Р.Ф. с участием предпринимателя в период времени с 26.09.2018 по 28.09.2018 проведена проверка соблюдения законодательства при изготовлении и последующей реализации мясной продукции индивидуальным предпринимателем Кузьминым Сергеем Петровичем, в ходе которой выявлены нарушения предпринимателем требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного ТР ТС 021/2011.
Результаты проверки зафиксированы в акте обследования объекта от 28.09.2018 года с фототаблицей (л.д.23-34), акте проверки от 10.10.2018 (л.д.21-22), подписанными предпринимателем без возражений и замечаний.
В связи с выявленными нарушениями требований технических регламентов 26.10.2018 года Бирским межрайонным прокурором А.А. Фадеевым в присутствии ИП Кузьмина С.П. вынесено постановление о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, что послужило заявителю основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
На основании части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с примечанием к ст. 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Состав правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ является формальным, не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О техническом регулировании» технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) со дня вступления в силу технического регламента Союза на территориях государств-членов соответствующие обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные законодательством государств-членов или актами Комиссии, действуют только в части, определенной переходными положениями, и с даты завершения действия переходных положений, определенных техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 принят Технический регламент ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции".
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продуктов убоя и мясной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 1 ТР ТС 034/2013).
Согласно п. 21 ТР ТС 034/2013 производственные объекты, на которых осуществляются процессы убоя продуктивных животных, переработка (обработка) продуктов убоя и производство мясной продукции, подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент ТР ТС 021/2011"О безопасности пищевой продукции".
Указанный технический регламент устанавливает:
1) объекты технического регулирования;
2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования;
3) правила идентификации объектов технического регулирования;
4) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента (часть 1 статьи 1).
Статьей 2 ТР ТС 021/2011 установлено, что целями принятия настоящего технического регламента являются:
1) защита жизни и (или) здоровья человека;
2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей);
3) защита окружающей среды.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются:
1) пищевая продукция;
2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (статья 3).
В соответствии со ст. 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного ТР ТС 021/2011 государственная регистрация производственных объектов, осуществляющих деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения (далее - государственная регистрация производственных объектов) - осуществление допуска юридического лица или индивидуального предпринимателя к деятельности по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения.
Согласно ч.1 ст. 31 ТР ТС 021/2011 участник хозяйственной деятельности имеет право осуществлять процессы производства (изготовления) пищевой продукции, указанные в статье 32 настоящего технического регламента, на таможенной территории Таможенного союза только после государственной регистрации производственных объектов, на которых осуществляются данные процессы производства (изготовления).
Статьей 32 ТР ТС 021/2011 установлено, что государственной регистрации подлежат производственные объекты, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, а именно следующие процессы производства (изготовления) пищевой продукции:
а) убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка) продуктов убоя продуктивных животных и птицы для производства (изготовления) пищевой продукции;
б) прием сырого молока, сырых сливок и сырого обезжиренного молока и (или) их переработка (обработка) при производстве (изготовлении) молочной продукции;
в) производство (изготовление) и переработка (обработка) яиц сельскохозяйственной птицы и продуктов их переработки;
г) производство (изготовление) и переработка (обработка) продукции аквакультуры и улова водных биологических ресурсов (нерыбные объекты промысла), за исключением продукции растительного происхождения.
Планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря (п. 1 ч. 1 ст. 14 ТР ТС 021/2011).
Согласно п. 6.1 СП 3238-85 производственные помещения должны обеспечивать возможность проведения технологических операций в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, а их планировка - исключать пересечение потоков сырья и готовой продукции.
Согласно ч.2, 3, 4 ст. 14 ТР ТС 021/2011 производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы, в том числе, туалетами, двери которых не должны выходить в производственные помещения и должны быть оборудованы вешалками для рабочей одежды перед входом в тамбур, оснащенный умывальниками с устройствами для мытья рук. В производственных помещениях не допускается хранение личной и производственной (специальной) одежды и обуви персонала. В производственных помещениях не допускается хранение любых веществ и материалов, не использующихся при производстве (изготовлении) пищевой продукции, в том числе моющих и дезинфицирующих средств, за исключением моющих и дезинфицирующих средств, необходимых для обеспечения текущей мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования.
Согласно п.п. 93, 95 ТР ТС 034/2013 в холодильных камерах продукция размещается в штабелях на стеллажах или поддонах, высота которых должна быть не менее 8 - 10 см от пола. От стен и приборов охлаждения продукция располагается на расстоянии не менее 30 см. Между штабелями должны быть проходы, обеспечивающие беспрепятственный доступ к продукции. Продукты убоя в процессе хранения группируются по видам, назначению (реализация или переработка (обработка)) и термическому состоянию (охлажденное, замороженное).
Судом установлено, что Кузьмин Сергей Петрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ОГРИП 304025715200015 от 31.05.2004, ИНН 025700310112). К видам деятельности хозяйствующего субъекта отнесено производство макаронных изделий, производство мяса в охлажденном виде, производство пищевых субпродуктов в охлажденном виде, производство мяса и пищевых субпродуктов в замороженном виде (выписка из ЕГРИП - л.д.35-38).
Хозяйствующий субъект включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного в сети Интернет по адресу: https://rmsp.nalog.ru/search.html (микропредприятие).
На момент проверки индивидуальный предприниматель Кузьмин С.П. осуществляет деятельность по адресу: г.Бирск, ул. 8 Марта, д. 1 Г. Нежилое помещение общей площадью 543,8 кв.м, инвентарный номер 4497 лит. М, кадастровый номер 02:64:010702:1719 предоставлено на основании договора аренды нежилых помещений № 05 от 01.12.2015 собственником - индивидуальным предпринимателем Ахметьяновым Р.Г. сроком до 01.12.2025 года (л.д.43-53).
На момент проверки в холодильных камерах хранилось:
1. мясо говядины и свинины в брикетах в количестве 200 кг.;
2. готовая к реализации продукция - пельмени в 532 картонных упаковках по 3 кг. каждая упаковка, итого 1596 кг.;
3. готовая к реализации продукция - вареники в количестве 42 мешков по 10 кг каждый мешок, итого 420 кг.;
4. готовая к упаковыванию продукция - в камере для быстрой заморозки 330 подносов с пельменями.
В ходе проверки в цехе по производству мясных полуфабрикатов по адресу: г. Бирск, ул. 8 Марта, д. 1 Г, индивидуальным предпринимателем Кузьминым С.П. осуществляется переработка продукции убоя продуктивных животных, в том числе изготовление пельменей, котлет и другой продукции.
В рамках проверки произведен отбор проб готовой продукции. Согласно протоколу № 31-гз-м от 15.10.2018 Государственного бюджетного учреждения Башкирская научно-производственная ветеринарная лаборатория Испытательный центр отклонения в микробиологических показателях не обнаружено (л.д.54).
Материалами дела подтверждается и ответчиком не опровергнуто, что
- пельменный цех не обследован и не прошел государственную регистрацию, что является нарушением п. 21 ТР ТС 034/2013, ст. 4 ТР ТС 021/2011, ч.1 ст. 31 ТР ТС 021/2011,
- в процессе изготовления мясных полуфабрикатов индивидуальным предпринимателем Кузьминым С.П. допускается встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья (мяса убоя животных, мучной и сельскохозяйственной продукции и готовых пищевых мясных полуфабрикатов, что является нарушением п.1 ч.1 ст. 14 ТР ТС 021/2011,
- справа от входа в производственное помещение для изготовления мясных полуфабрикатов индивидуальным предпринимателем Кузьминым С.П. организован слесарный цех, в котором осуществляется складирование горюче-смазочных материалов и запасных частей для транспортных средств. В правом дальнем углу производственного цеха по изготовлению мясных полуфабрикатов индивидуальным предпринимателем Кузьминым С.П. организован санузел (туалет), двери которого открываются в производственное помещение. Туалет не отгорожен тамбуром для хранения производственной одежды с установкой умывальника для мытья рук. В левом дальнем углу производственного цеха индивидуальным предпринимателем Кузьминым С.П. организована гардеробная для хранения персоналом личной и производственной одежды, обуви, что является нарушением ч.2, 3, 4 ст. 14 ТР ТС 021/2011,
- в холодильных камерах в производственном цехе индивидуального предпринимателя Кузьмина С.П. отсутствуют стеллажи или поддоны, продукция сложена к стенкам камеры и под приборами охлаждения, готовая продукция хранится совместно с сырьем и отходами, что является нарушением п.п. 93, 95 ТР ТС 034/2013.
Таким образом, ИП Кузьминым С.П. при осуществлении деятельности нарушены требования технических регламентов, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В данном случае вина предпринимателя Кузьмина С.П. заключается в том, что им не были предприняты достаточные меры, направленные на соблюдение действующего законодательства.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у предпринимателя реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для предпринимателя препятствиями.
В связи с изложенным, суд считает требования заявителя обоснованными, а состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ установленным, так как доводы заявителя подтверждаются представленными доказательствами.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании, установленный ст.4.5 КоАП РФ и составляющий 1 год, на дату рассмотрения заявления не истёк.
Процессуальных нарушений, влекущих отказ в удовлетворении заявленных требований, из материалов дела не усматривается.
Повесткой №40а-2018 от 25.10.2018 года, врученной ИП Кузьмину С.П. 25.10.2018 года, предприниматель уведомлен о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.10.2018 года по ч.1ст.14.43 КоАП РФ (л.д.17).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.10.2018 года вынесено в присутствии предпринимателя, права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, положения ст.51 Конституции РФ ему разъяснены, о чем имеется подпись предпринимателя.
Согласно ч.3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
С решением о проведении проверки №137 от 11.09.2018 годаКузьмин С.П. был ознакомлен 26.09.2018 года, что подтверждается подписью предпринимателя на решении (л.д.20).
Основанием для проведения проверки явилось поручение Президента РФ Президента Российской Федерации № пр-1603 от 15.08.2017 и изданными на его основании задание прокуратуры Республики Башкортостан об организации проверочных мероприятий организаций торговли и общественного питания, в том числе реализующих свою продукцию на ярмарках выходного дня и объектах придорожного сервиса, в целях выявления и пресечения фактов реализации мясной продукции без документов, подтверждающих её происхождение, качество и безопасность.
Соответствующее поручение Президента Российской Федерации, которое является нормативно-правовым актом, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации по адресу: http://www.kremlin.ru/ , является открытым и общедоступным.
При этом, Закон о прокуратуре или иные нормативные акты не содержат требований об ознакомлении проверяемого лица с иными документами.
Письмом Бирского межрайонного прокурора А.А.Фадеева от 23.11.2018 года на обращение ИП Кузьмина С.П. об ознакомлении с поручением Президента РФ и изданными на его основании документами предпринимателю разъяснено, что согласно ч.3 ст. 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» при запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети "Интернет", в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
Остальные документы в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» относятся к информации ограниченного доступа.
Согласно п. 1.9 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2011 № 450, документы и содержащиеся в них сведения не подлежат разглашению. С этими документами могут знакомиться только работники, имеющие к ним непосредственное отношение.
При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Кузьминым С.П. заявлены виды деятельности: торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах, производство мяса в охлажденном виде, производство пищевых субпродуктов в охлажденном виде, производство мяса и пищевых субпродуктов в замороженном виде. В этой связи соответствующие основания для организации и проведения проверочных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя Кузьмина С.П. имелись, в том числе без вынесения решения о расширении предмета проверки, поскольку в ходе ее проведения иные сферы законодательства не исследовались.
При этом, согласно ч.5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. Ответственность за достоверность сведений, представляемых для включения в вышеуказанный государственный реестр, несут заявители (ст. 25 вышеназванного Закона).
Таким образом, основанием для изменения или дополнения вида экономической деятельности «производство мясных и мясосодержащих полуфабрикатов» является только заявление хозяйствующего субъекта.
На основании изложенного, доводы ответчика в части нарушения порядка организации проверочных мероприятий судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Не указание в акте проверки на факт производства пельменей, вареников, котлет, голубцов, а также не уточнение Кузьминым С.П. видов экономической деятельности не влияет на правовую сущность допущенного нарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 №1140 утверждены Правил создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии для обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров.
Согласно п. 6, 12 Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме Приложения № 2 к приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589, индивидуальные предприниматели регистрируются путем направления заявки в письменной форме по почте в адрес одного из территориальных управлений оператора ФГИС или представления им лично заявки в одно из территориальных управлений оператора ФГИС, либо в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на адрес электронной почты оператора ФГИС: info@svfk.mcx.ru.
Заявка, направленная в форме электронного документа, подписывается индивидуальным предпринимателем простой электронной подписью. Заявка должна содержать: фамилию, имя, отчество (при наличии); гражданство; сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес электронной почты, а в случае ее отсутствия - почтовый адрес; номер телефона (по желанию регистрируемого). Регистрация производится автоматически.
В настоящее время для таких целей создана автоматизированная информационная система «Цербер».
В качестве переработчика мясной продукции индивидуальный предприниматель зарегистрирован в указанной системе 13.10.2017.
Согласно ч.1 ст. 31 ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, участник хозяйственной деятельности имеет право осуществлять процессы производства (изготовления) пищевой продукции, указанные в статье 32 настоящего технического регламента, на таможенной территории Таможенного союза только после государственной регистрации производственных объектов, на которых осуществляются данные процессы производства (изготовления).
Положения о государственной регистрации производственных объектов установлены статьями 31-34 Технического регламента на пищевую продукцию. Государственная регистрация осуществляется уполномоченным государством - членом Таможенного союза органом, который обязан провести проверку соответствия регистрируемых производственных объектов требованиям к процессу производства, установленным в указанном техническом регламенте и (или) технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
С заявлением о проведении ветеринарно-санитарного обследования цеха по адресу: г. Бирск, ул. 8 Марта, д. 1 Г, ИП Кузьмин С.П. в адрес Управления ветеринарии Республики Башкортостан обратился только 26.11.2018 (л.д.97), т.е. после возбуждения административного производства. Соответствующее обследование цеха проведено 11.12.2018 (акт ветеринарно-санитарного обследования предприятия по хранению, переработке и реализации мяса и мясосырья импортного и отечественного производства – л.д.99-101).
В этой связи сам факт регистрации Кузьмина С.П. в автоматизированной информационной системе «Цербер» в качестве хозяйствующего субъекта, осуществляющего переработку мясной продукции, не предоставлял ему право для начала осуществления деятельности.
Остальные доводы ответчика судом отклоняются как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм права.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, по указанным нормам права замена штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности следующих условий:
- отнесение заявителя к субъектам малого предпринимательства;
- совершение правонарушения впервые;
- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части таких критериев как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
В отсутствие совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным и для освобождения ответчика от административной ответственности в соответствии с нормами статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд, оценив изложенные обстоятельства дела в соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пунктах 18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не усматривает в связи с отсутствием исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Дифференцированный размер санкции части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет суду избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
При этом суд учитывает принцип соразмерности и справедливости при назначении административного наказания, положения Европейской конвенции от 20.03.1952 г. в части соблюдения разумного баланса публичного и частного интересов при привлечении к административной ответственности, и в соответствии со ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, считает возможным назначить административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Бирского межрайонного прокурора А.А. Фадеева (452450, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Ленина, 40) - удовлетворить.
Привлечь Индивидуального предпринимателя Кузьмина Сергея Петровича (25.05.1962 года рождения, место рождения – г.Бирск, ИНН 025700310112, ОГРНИП 304025715200015; г. Бирск, ул. Комарова, д.38, кв.9) к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Назначить Индивидуальному предпринимателю Кузьмину Сергею Петровичу (25.05.1962 года рождения, место рождения – г.Бирск, ИНН 025700310112, ОГРНИП 304025715200015; г. Бирск, ул. Комарова, д.38, кв.9) административное наказание в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Прокуратура РБ)
л/с 04011305470
ИНН получателя: 0274038937
КПП получателя: 027401001
ОКТМО 80613101
р/с 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ по Республике Башкортостан Банка России г.Уфа
БИК 048073001
Код бюджетной классификации: 415 1169 002 002 6000 140
Копия квитанции об уплате штрафа подлежит направлению в Арбитражный суд Республики Башкортостан с обязательным указанием номера дела.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Р.Н. Сафиуллина