450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-33268/17
06 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2018
Полный текст решения изготовлен 06.12.2018
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Фазлыевой З.Г. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Ибрагимовой А.Г., рассмотрев дело по иску
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ООО "АКХ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «ПРОЕКТ+»
о взыскании 293 233 руб. 61 коп. убытков (по последним уточнениям).
истец, ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены по правилам ст.ст. 121-123 АПК РФ, в том числе путем публичного размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет,
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО "АКХ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 190092 руб. убытков (реальный ущерб).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.07.2018 дело №А07-33268/2017 было приостановлено до получения экспертного заключения.
27.08.2018 от экспертного объединения «Экспертиза и оценка» (<...>) в суд поступило заключение эксперта №344/1408/2018 от 17.08.2018г. по делу №А07-33268/2017.
Истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 293 233 руб. основного долга, 28 000 руб. в возмещение расходов по проведению судебной экспертизы. Уточнение иска судом принято в порядке ст.49 АПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, суд
УСТАНОВИЛ:
Предметом иска истцом определены требования о взыскании (с учетом уточнения) 293 233 руб. сумму основного долга, 28 000 руб. в возмещение расходов по проведению судебной экспертизы.
В обоснование иска истцом приведены следующие обстоятельства.
Между Администрацией муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (Заказчик) и ООО«Акъярское коммунальное хозяйство» (Подрядчик) 11.09.2015г. в соответствии с результатами электронного аукциона были заключены 3 (три) муниципальных контракта (далее - муниципальные контракты) на выполнение следующих работ:
- муниципальный контракт № 332 по капитальному ремонту (обустройству) скотомогильника (биотермической ямы) д.Верхнеидрисово Баймакского района Республики Башкортостан. Стоимость контракта 257626 (двести пятьдесят семь тысяч шестьсот двадцать шесть) рублей 25 коп.;
- муниципальный контракт № 331 по капитальному ремонту (обустройству) скотомогильника (биотермической ямы) д.Верхнемамбетово Баймакского района Республики Башкортостан. Стоимость контракта 260 570 (двести шестьдесят тысяч пятьсот семьдесят) рублей 55 коп.;
- муниципальный контракт №330 по капитальному ремонту (обустройству) скотомогильника (биотермической ямы) д.Исянбетово Баймакского района Республики Башкортостан. Стоимость контракта 275 292 (двести семьдесят пять тысяч двести девяносто два) рубля 05 коп.
Согласно данным муниципальным контрактам Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить в установленные контрактами сроки в соответствии со сметной документацией вышеуказанные указанные работы (далее - Работы) и на условиях, установленных в контрактах.
Срок выполнения работ по муниципальным контрактам установлен до 30.10.2015г.
Согласно сметной документации Подрядчик обязан выполнить работы на трех скотомогильниках - устройство колодцев канализационных прямоугольных кирпичных площадью до 3 кв.м, в сухих грунтах (ТЕР23-03-004-01) - по 18,9 куб.м, каждый скотомогильник.
30 июня 2015г. между Администрацией муниципального района Баймакский район РБ (Муниципальный Заказчик) и ООО «Передвижная механизированная колонна - Баймак» (Заказчик-застройщик) заключены3 (три) муниципальных контракта, согласно которым муниципальный заказчик передает, а заказчик-застройщик принимает на себя обязательства
по осуществлению функций заказчика-застройщика и проведению строительного контроля при выполнении строигельно-монтажвы х работ по объектам:
муниципальный контракт №183 по капитальному ремонту (обустройству) скотомогильника (биотермической ямы) д.Верхнеидрисово Баймакского района Республики Башкортостан. Стоимость контракта составила 8 880.00 рублей.
- муниципальный контракт №185 по капитальному ремонту (обустройству) скотомогильника (биотермической ямы) д.Верхнемамбетово Баймакского района Республики Башкортостан. Стоимость контракта составила 8 880,00 рублей.
- муниципальный контракт №191 по капитальному ремонту (обустройству) скотомогильника (биотермической ямы) д.Исянбетово Баймакского района Республики Башкортостан. Стоимость контракта составила 8 880,00 рублей.
По данным контрактам Администрация муниципального района Баймакский район произвела оплаты в полном объеме.
12.05.2017г. ООО «Передвижная механизированная колонка - Баймак» было переименовано в ООО «Проект+» (ИНН <***>).
Акты приема-передачи выполненных работ (форма КС-2) и акты приема-передачи законченного строительством объектов подписаны 29.10.2015г. (по трем контрактам).
В данных актах приема-передачи не указано о замене кирпичных колодцев на железобетонные плиты, а указанно, что проведены работы - устройство колодцев канализационных прямоугольных кирпичных площадью до 3 кв.м, в сухих грунтах (ТЕР23-03-004-01)-по 18.9куб.м (каждый скотомогильник).
Заказчик осуществил оплату работ по актам приема-передачи в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 09.12,2015г. №12151 (по скотомогильнику д.Верхнемамбетово), от 24.12.2015г. №13035 (по скотомогильнику д.Верхнеидрисово) и от 28.12.2015г. №13219 (по скотомогильнику д.Исянбетово).
Фактически устройство скотомогильника (биотермической ямы) д.Исянбетово выполнено из железобетонных плит, а устройство скотомогильников д.Верхнемамбетово и Верхнеидрисово - из стальных резервуаров. И при этом не применены необходимые материалы и не выполнены некоторые виды работ, предусмотренных сметной
документацией.
Подрядчик ООО «Акъярское коммунальное хозяйство» фактически выполнил работы с отступлениями от условий сметной документации и муниципальных контрактов, не применил необходимые материалы и не
выполнил некоторые виды работ, предусмотренных сметной документацией, чем причинил ущерб Заказчику в размере 190 092 руб.
Данные нарушения были выявлены при капитальном осмотре скотомогильников (биотермических ям) с участием представителей Белорецкого управления Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, о чем составлены акты:
- акт контрольных замеров работ, выполненных ООО «Акъярское коммунальное хозяйство» по капитальному ремонту (обустройству) скотомогильника (биотермической ямы) д.Исянбетово Баймакского района РБ от 02.08.2016г.
- акт контрольных замеров работ, выполненных ООО «Акъярское
коммунальное хозяйство» по капитальному ремонту (обустройству) скотомогильника (биотермической ямы)д.Верхнемамбетово Баймакского района РБ от 02.08.2016г.:
- акт контрольных замеров работ, выполненных ООО «Акъярское
коммунальное хозяйство» по капитальному ремонту (обустройству) скотомогильника (биотермической ямы) д.Верхнеидрисово Баймакского района РБ от03.08.2016г.
Представитель ООО «Акъярское коммунальное хозяйство» на контрольные замеры не явился.
Ответчику неоднократно были направлены письма с целью урегулирования данного вопроса. Последнее письмо с требованием оплаты суммы ущерба в размере 190 092 руб. и направления представителя для осмотра скотомогильников было направлено 17.08.2017г., иск №1198.
Согласно уведомлению о вручении данное письмо получено 22.08.2017г. По сегодняшний день со стороны Ответчика не приняты никакие меры по содействию в урегулировании данного вопроса.
В результате 01.09.2017г. Истцом, с участием представителей ветеринарной станции Баймакского района и г.Сибай РБ, был осуществлен осмотр скотомогильников и составлены акты о выявленных недостатках работ.
Согласно данным актам в ходе эксплуатации скотомогильников выявлены следующие дефекты и отступления от технической (сметной) документации:
1. по скотомогильнику д.Верхнемамбетово
- яма вместо кирпичной кладки устроена из металлической емкости (цистерна);
- не выполнен монтаж каркасов вытяжных, вентиляционных и дымовых труб;
- глубина и ширина траншеи менее 0-8-1.4 и 1,5 м;
- навес не обшит досками;
- металлические поверхности конструкций не покрашены эмалью.
2. по скотомогильнику д.Исянбетово
- яма вместо кирпичной кладки устроена из плит железобетонной марки 1 П-35-28-10;
-не выполнен монтаж каркасов вытяжных, вентиляционных и дымовых труб;
- не выполнен монтаж коробчатого сечения навеса, вследствие чего навес прогнулся;
- металлические поверхности конструкций не покрашены эмалью.
3.по скотомогильнику д.Верхнеидрисово
- яма вместо кирпичной кладки устроена из металлической емкости (цистерна);
- не выполнен монтаж каркасов вытяжных, вентиляционных и дымовых труб;
- не выполнен монтаж коробчатого сечения навеса, вследствие чего навес прогнулся;
- металлические поверхности конструкций не покрашены эмалью.
В последующем Истец направил Ответчику претензионное письмо (исх.№1370) от 19.09.2017г. с требованием устранить указанные в актах о выявленных недостатках результата работ от 01.09.2017г. дефекты и отступления от сметной (технической) документации в срок до 20.10.2017г. Данное письмо получено Ответчиком 21.09.2017г. Но по сегодняшний день данные работы не выполнены.
Данные дефекты и отступления от сметной (технической) документации являются существенными и не отвечают требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденного Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995N13-7-2/469.
В результате Администрации муниципального района Баймакский район причинен убыток (реальный ущерб) на сумму 190 092 руб. Данная сумма подтверждается минусовыми актами приемки выполненных работ от 19.08.2016г. по каждому скотомогильнику, в которых указывается стоимость не выполненных работ и не примененных материалов.
Согласно п.6.5 муниципальных контрактов, если отступления в работах от условий Контракта или иные недостатки результата Работ в установленный Заказчиком срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, Заказчик вправе отказаться от исполнения работ и потребовать возмещения причиненных убытков.
Акт приема-передачи выполненных работ (форма КС-2) и акт приема-передачи законченного строительством объекта подписаны 29.10.2015г.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному иди муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный
заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было
нарушено (упущенная выгода)
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со ст.74 Гражданского кодекса Российской Федерации
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии со ст. 754 Гражданского кодекса Российской Федерации
Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.
По смыслу статей 724 и 756 Гражданского кодекса Российской Федерации требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работ, предъявляются Заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота.
При изложенных обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 293 233 руб. долга.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст.106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН <***>, ОГРН <***>) по делу №А07-33268/2017 за проведение судебной экспертизы, выполненной экспертным объединением «Экспертиза и оценка» (<...>), перечислила на депозитный счет Арбитражного суда Республики Башкортостан 28 000 руб., что подтверждается платежным поручением №6195 от 09.06.2018. Указанные расходы являются судебными издержками истца.
Поскольку решение суда принято в пользу истца, расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 28 000 руб., в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат возмещению ответчиком в пользу истца.
В силу п.п. 1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины,
таким образом расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Взыскать с ООО "АКХ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН <***>, ОГРН <***>) 293 233 руб. сумму основного долга, 28 000 руб. в возмещение расходов по проведению судебной экспертизы.
Взыскать с ООО "АКХ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 8 865 руб. сумму государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья З.Г. Фазлыева