450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-34783/18
05 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 03.04.2019
Полный текст решения изготовлен 05.04.2019
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Пакутина А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пташко И.Н., рассмотрев дело по иску
ОМВД России по Чекмагушевскому району Республики Башкортостан (ИНН <***>)
к Администрации сельского поселения Чекмагушевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан (ИНН <***>)
третьи лица : Администрация Чекмагушевского района РБ , Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, МВД РФ по РБ, Комитет по управлению муниципальной собственностью по Чекмагушевскому району РБ
об обязании передать в федеральную собственность объекты недвижимости
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, доверенность от 01.02.2019, паспорт;
от ответчика – не явились;
от третьих лиц – не явились;
На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан передано заявление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чекмагушевскому району Республики Башкортостан к Администрации сельского поселения Чекмагушевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения, ранее переданные в безвозмездное пользование на основании договора между Администрацией сельского поселения Чекмагушевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан и Отделом МВД России по Чекмагушевскому району РБ о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование № 61 от 20.09.2016 г., а именно нежилого одноэтажного здания, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 86,9 кв.м. для размещения Отдела МВД России по Чекмагушевскому району.
Представитель истца поддержал исковые требования, просил суд удовлетворить исковые требования.
Ответчик исковое заявление не признал.
Ответчик и третьи лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда в разделе «Картотека дел», в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Других заявлений и ходатайств в судебное заседание не поступало.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд
УСТАНОВИЛ:
В безвозмездном временном пользовании Отдела МВД России по Чекмагушевскому району Республики Башкортостан для реализации задач возложенных на полицию находятся нежилые помещения, расположенные по адресу:<...>, общей площадью 86,9 кв.м.
Указанные помещения предоставлены заявителю в соответствии с заключенным с Администрацией сельского поселения Чекмагушевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан и Отделом МВД России по Чекмагушевскому району РБ договора о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование № 61 от 20.09.2016 г., а именно нежилого одноэтажного здания, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 86,9 кв. м. для размещения Отдела МВД России по Чекмагушевскому району РБ (л.д.12-14).
Между истцом и ответчиком подписан также акт приема-передачи передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование (л.д.15-16).
В адрес Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан истцом было направлено письмо № 3070 от 26.05.2018 г. о рассмотрении вопроса о передаче в федеральную собственность помещений, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, <...> (л.д.18).
Согласно ответа Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан № 1251 от
05.06.2018 г. последняя не имеет полномочий по управлению данным имуществом (л.д.21).
В адрес Администрации сельского поселения Чекмагушевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан направлено обращение Отдела МВД России по Чекмагушевскому району от 25.04.2018 № 2432 о передаче недвижимого имущества в федеральную собственность
Согласно ответа Администрации сельского поселения Чекмагушевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан от 23.05.2018 № 297 сельское поселение является дотационным субъектом и совет депутатов не согласовывает передачу имущества на безвозмездной основе (л.д.20)
Полагая, что ответчиком допущено незаконное бездействие, истец заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Администрация в отзыве возражала относительно удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу входит совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 9 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 10 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно данной норме, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если:
- нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, вышеуказанные нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, безвозмездно используются для целей обеспечения деятельности полиции и выполнения задач, возложенных действующим законодательством на органы полиции.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.18 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена, Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия Федеральной миграционной службы.
Согласно пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.18 № 156 Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Федеральной миграционной службы.
Отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по Чекмагушевскому району (далее Отдел МВД России по Чекмагушевскому району) входит в состав органов внутренних дел, подчиняется Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан (пункт 3 Положения об Отделе МВД России по Чекмагушевскому району, утвержденного приказом МВД по РБ от 19.12.2017 № 1239).
В силу пункта 13 Положения о министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, в единую централизованную систему МВД России входят органы внутренних дел, включающие полицию.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ
«О полиции» (далее Закон о полиции), полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом Отдела МВД России по Чекмагушевскому району от 15.10.2016 № 444, утверждено Положение от отделении по вопросам миграции Отдела МВД России по Чекмагушевскому району, согласно которому отделение по вопросам миграции является структурным подразделением Отдела МВД России по Чекмагушевскому району, обеспечивающим и осуществляющим в пределах компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Отделение по миграции Отдела МВД России по Чекмагушевскому району располагается по адресу: Республика Башкортостан, <...>.
Согласно ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 48 Закона о полиции).
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ и п. 2 Постановления Правительства N 374 решения о передаче имущества из муниципальной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое муниципальным образованием.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, одно лишь отсутствие волеизъявления администрации на передачу используемого имущества в федеральную собственность не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации было принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Причины непринятия такого решения собственником имущества должны устанавливаться арбитражным судом в рамках каждого конкретного дела.
Материалами дела подтверждено обращение органа полиции в Администрацию с заявлением о передаче муниципального имущества в федеральную собственность.
Решение о передаче имущества в собственность Российской Федерации Администрацией принято со ссылкой на нецелесообразность передачи занимаемых полицией помещений в федеральную собственность.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и спорные объекты недвижимого имущества используется отделом полиции для обеспечения публичных функций, руководствуясь Законом о полиции, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации по передаче имущества является необоснованным, в связи с чем спорные помещения подлежат передаче в собственность Российской Федерации в силу части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Доказательств фактической заинтересованности субъекта Российской Федерации в передаваемых объектах для решения вопросов местного значения, наличие заявления муниципального органа об освобождении помещений по мотиву необходимости их использования для муниципальных нужд, ответчиком не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чекмагушевскому району Республики Башкортостан совершить действия по передаче в федеральную собственность спорных нежилых помещений является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОМВД России по Чекмагушевскому району Республики Башкортостан (ИНН <***>) – удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Чекмагушевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан (ИНН <***>) совершить действия, предусмотренные частью 9 статьи 54 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № 3 - ФЗ «О полиции» по передаче в федеральную собственность имущества (нежилых помещений), находящихся в пользовании структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Башкортостан в лице Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чекмагушевскому району Республики Башкортостан, расположенных в нежилом одноэтажном здании по адресу: <...>, общей площадью 86,9 кв. м.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья А.В. Пакутин