АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07 -35/2016
19 августа 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 19 августа 2016 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе
судьи Сакаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Перфильевой Д.К.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Министерства экономического развития РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации городского округа город Салават РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: 1) ООО "ПИРАМИДА ПЛЮС", 2) Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан
о взыскании 1.446.806,20 рублей
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, дов. № 49 от 29.07.2016г., паспорт.
От Администрации: ФИО2, дов. № 02-Г-272 от 19.02.2016г., паспорт.
От ООО «Пирамида Плюс»: ФИО3, удостоверение адвоката № 1653
От Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РБ: не явились, извещены надлежащим образом путем направления по зарегистрированному в ЕГРЮЛ адресу копии определения о времени и месте судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о времени и месте судебного заседания. Третье лицо считается извещенным надлежащим образом в силу ст. ст. 121-123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Министерство экономического развития РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Салават РБ о взыскании 1 446 806 руб. 20 коп.
От истца поступило уточнение исковых требований – просит взыскать с ответчика 1 446 806 руб. 20 коп. путем перечисления указанной суммы на лицевой счет Министерства экономического развития РБ.
В уточненном заявлении заявитель дополнил основания заявленных требований.
Уточнение судом принято.
От ответчика поступил отзыв – просит в иске отказать.
От Территориального управления в Республике Башкортостан поступил отзыв – просит заявленные требования удовлетворить.
От ООО «Пирамида плюс» поступил отзыв – просит в иске отказать.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела арбитражный суд установил следующее.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в частности, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с вышеизложенным, в период с 24 ноября по 19 декабря 2014 года в Республике Башкортостан действовала государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 года № 249 (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 487), нормами которой были установлены условия и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан, в частности, финансовой поддержки в виде предоставления субсидий монопрофильным муниципальным образованиям Республики Башкортостан (моногородам) на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 5.2.6 раздела 5 Программы).
На основании подпункта 5.2.6.11 раздела 5 Программы решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) данного вида финансовой поддержки участникам конкурса принимаются Министерством на основании решений конкурсной комиссии по предоставлению субсидий муниципальным образованиям Республики Башкортостан и моногородам для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом Министерства.
Распределение субсидий по муниципальным образованиям Республики Башкортостан и моногородам утверждается решением Правительства Республики Башкортостан.
В соответствии с приведенными выше нормами Администрация обратилась в Министерство для получения финансовой поддержки в виде предоставления субсидий моногородам на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставив необходимый пакет документов, установленный Программой.
По результатам рассмотрения представленных документов в связи с соответствием требованиям и условиям, установленным Федеральным законом № 209-ФЗ и Программой, комиссией было принято решение о предоставлении Администрации субсидии моногороду на реализацию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 14 033 000 руб. 00 коп., в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 2 806 000 руб. 00 коп., за счет средств бюджета Российской Федерации - 11 227 000 руб. 00 коп. (протокол заседания комиссии от 24 ноября 2014 года № 1).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 года № 1297-р было утверждено распределение субсидий по муниципальным образованиям Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
На основании вышеназванных решения комиссии и распоряжения между Министерством и Администрацией был заключен Договор о предоставлении субсидии монопрофильному муниципальному образованию Республики Башкортостан (моногороду) на реализацию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства от 19 декабря 2014 года № 62.
В соответствии с подпунктом 2.1.1 Договора Министерством в установленном порядке 22 декабря и 30 декабря 2014 года было исполнено обязательство по перечислению соответствующей субсидии на расчетный счет Администрации (платежные поручения от 22 декабря 2014 года № 327162 и от 30 декабря 2014 года № 245269).
Согласно подпункту 5.2.6.1 раздела 5 Программы предоставление субсидий моногородам осуществляется на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - муниципальные программы).
В соответствии с подпунктами 5.2.6.4 и 5.2.6.5 раздела 5 Программы субсидии для реализации муниципальных программ предоставляются, в том числе, на мероприятия по субсидированию части лизинговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно подпунктам 5.2.5.5 и 5.2.6.5 раздела 5 Программы субсидирование моногородами части лизинговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными подпунктом 5.2.3.9 раздела 5 Программы, за исключением абзаца восьмого подпункта 5.2.3.9.1 раздела 5 Программы.
Подпунктами 5.2.3.9.1 и 5.2.3.5.1 раздела 5 Программы, в свою очередь, предусмотрено, что субсидирование части лизинговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется по лизинговым договорам, назначение и использование предмета которых связано с осуществлением приоритетных видов экономической деятельности, установленных подпунктом 5.2.3.5 раздела 5 Программы, к которым, в частности, относится вид экономической деятельности, предусмотренный кодом 45.11 «Разборка и снос зданий; производство земляных работ; расчистка строительных участков» раздела Р «Строительство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).
В соответствии с приведенными выше положениями постановлением Администрации от 11 ноября 2013 года № 2172-п утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан»; постановлением Администрации от 23 октября 2014 года № 2192-п утвержден порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Из материалов дела следует, что между Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Пирамида плюс» заключен договор о субсидировании части лизинговых платежей по договорам лизинга от 25 декабря 2014 года № 37.
На основании Договора № 37 Администрация платежным поручением от 31 декабря 2014 года № 258467 предоставила субсидию из федерального бюджета на возмещение части лизинговых платежей по договорам лизинга путем возмещения затрат по уплате субъектом малого и среднего предпринимательства первого (первоначального, авансового) взноса по договору лизинга ООО «Пирамида плюс» в сумме 1 494 500 руб. 00 коп.
Предметом договора лизинга от 4 июня 2014 года № 1020, заключенного между ООО «Пирамида плюс» и общества с ограниченной ответственностью «Уралпромлизинг» является экскаватор-погрузчик HYUNDAY Н940S.
Во исполнение подпунктов 5.2.3.5, 5.2.3.9.1, 5.2.5.5 и 5.2.6.5 раздела 5 Программы Договором № 37 (пункты 2.3.1-2.3.2) установлено, что ООО «Пирамида плюс» обязуется:
использовать полученные бюджетные средства на осуществление приоритетного вида экономической деятельности, на развитие которого предоставлена субсидия - согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности по виду 45.11 «Разборка и снос зданий; производство земляных участков; расчистка строительных участков»;
ежеквартально представлять в Администрацию отчет о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест, в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Заявитель указывает, что в Министерство экономического развития Республики Башкортостан из Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора поступило письмо от 23 июля 2015 года № 01-01-06/216, согласно которому Управлением в июне 2015 года в Администрации проведена проверка использования средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2014 год.
В соответствии с вышеназванным письмом и актом выездной проверки Администрации от 30 июня 2015 года № 128-15 в ходе проверки установлен факт нецелевого расходования Администрацией денежных средств на сумму 1 446 806 руб. 20 коп.
Так, согласно Отчету о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест за 1 квартал 2015 года, представленному ООО «Пирамида плюс» в Администрацию, субсидия, выделенная из федерального бюджета, перечислена обществу с ограниченной ответственностью «Юнион» за мебель согласно счету от 16 июля 2014 года № 69175/50 в общей сумме 1 446 806 руб. 20 коп. по платежным поручениям от 19 января 2015 года № 19 в сумме 723 403 руб. 10 коп., 27 января 2015 года № 24 в сумме 723 403 руб. 10 коп.
В соответствии со счетом-фактурой от 29 мая 2015 года № 2238 и товарно-транспортной накладной от 29 мая 2015 года № 00245 ООО «Пирамида плюс» приобретены у общества с ограниченной ответственностью «Юнион» столешницы в количестве 28 штук, подстолье в количестве 31 штуки, диваны «Ливерпуль», «Самарканд» и «Честер» в количестве 22 штук, кресло «Флорида», «Шарлотт» и «Хилтон» в количестве 68 штук на общую сумму 1 446 806 (один миллион четыреста сорок шесть тысяч восемьсот шесть) рублей 20 копеек.
Основным видом деятельности ООО «Пирамида плюс» является «Деятельность ресторанов и кафе» (код по ОКВЭД-55.30), дополнительным видом деятельности - «Разборка и снос зданий; производство земляных работ» (код по ОКВЭД-45.11).
Заявитель указывает, что таким образом, в нарушение подпункта 5.2.3.9.1 раздела 5 Программы и пункта 2.3.1 Договора № 37 субсидия из федерального бюджета ООО «Пирамида плюс» в размере 1 446 806 руб. 20 коп. использована на приобретение мебели вместо расходов на осуществление приоритетного вида экономической деятельности по виду 45.11 «Разборка и снов зданий; производство земляных работ; расчистка строительных участков».
Заявитель указывает, что кроме того, согласно объяснениям представителей ООО «Пирамида плюс», экскаватор-погрузчик HYUNDAY Н940S (предмет Договора лизинга, на субсидирование части лизинговых платежей по которому ООО «Пирамида плюс» предоставлялась субсидия) в настоящее время передан ООО «Пирамида плюс» в аренду (сублизинг) иному лицу.
Вместе с тем во исполнение подпунктов 5.2.3.5, 5.2.3.9.1, 5.2.5.5 и 5.2.6.5 раздела 5 Программы и пунктов 2.3.1-2.3.2 Договора № 37 ООО «Пирамида плюс» обязуется использовать полученные бюджетные средства на осуществление приоритетного вида экономической деятельности, на развитие которого предоставлена субсидия - согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности по виду 45.11 «Разборка и снос зданий; производство земляных участков; расчистка строительных участков».
В соответствии с подпунктами 5.2.6.5 и 5.2.5.5 раздела 5 Программы субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства производится по договорам лизинга (сублизинга), назначение и использование предмета которых связано с осуществлением приоритетных видов экономической деятельности, установленных муниципальной программой.
Согласно пунктам 1.1, 1.4, 2.2, подпунктам 5.9.1, 5.10.1, пунктами 7.1, 8.3 Договора лизинга предметом договора является предоставление лизингодателем за плату во временное владение и пользование в лизинг лизингополучателю (ООО «Пирамида плюс») имущества (экскаватора-погрузчика HYUNDAY Н940S).
Лизингополучатель обязуется использовать имущество исключительно для целей предпринимательской деятельности.
Лизингополучатель не имеет право продавать, передавать, сдавать внаем, закладывать, передавать в аренду, субаренду, сублизинг, прокат имущество, делить его с кем-либо, а также производить иные виды отчуждения имущества. Лизингополучатель обязан предпринять все возможные и необходимые действия для недопущения удержания имущества третьими лицами, наложения ареста на имущество.
Лизингодатель обязан передать имущество лизингополучателю для предпринимательских целей, во временное владение и пользование на условиях и на срок, определенный в Договоре лизинга.
Договор лизинга вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 11 июня 2018 года.
Лизингодатель вправе по своему выбору либо расторгнуть Договор лизинга в одностороннем порядке, без обращения в суд, без возмещения лизингополучателю любых затрат и изъять имущество, либо потребовать от лизингополучателя досрочного внесения всех текущих и последующих лизинговых платежей, а также выкупной цены имущества, в том числе, в случае нарушения лизингополучателем пункта 5.9 Договора лизинга.
Целевое использование полученной субсидии заключается, в том числе в целевом использовании предмета лизинга. Передача его в аренду или сублизинг таковым не является.
Как указывает заявитель, экскаватор-погрузчик HYUNDAY Н940S фактически передан ООО «Пирамида плюс» иному лицу, которое своими силами осуществляет коммерческую эксплуатацию и управление техникой.
Заявитель считает, что со стороны ООО «Пирамида плюс» имело место нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании полученного в лизинг экскаватора-погрузчика HYUNDAY Н940S путем передачи его в пользование третьим лицам.
Заявитель также указывает, что у Администрации отсутствовали правовые основания для принятия представленных ООО «Пирамида плюс» уточненных отчетов о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест по следующим основаниям.
Во исполнение подпунктов 5.2.3.5, 5.2.3.9.1, 5.2.5.5 и 5.2.6.5 раздела 5 Программы, пункта 1.17 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации от 23 октября 2014 года № 2192-п и пункта 2.3.2 Договора № 37 ООО «Пирамида плюс» обязуется ежеквартально представлять в Администрацию отчет о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест, в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Уточнённый отчёт, в свою очередь, предоставлен ООО «Пирамида плюс» в нарушение сроков, установленных указанными нормами, и фактически представлен после завершения проведения Управлением выездной проверки Администрации и вынесения Управлением постановления от 13 августа 2015 года о привлечении директора ООО «Пирамида плюс» к административной ответственности.
Заявитель считает, что факт представления ООО «Пирамида плюс» уточненного отчета за 1 квартал 2015 года только в 3 квартале 2015 года дополнительно подтверждается необоснованным включением ООО «Пирамида плюс» в уточненный отчет о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест за 1 квартал 2015 года данных о количестве сохраняемых и вновь создаваемых им рабочих мест во 2 квартале 2015 года.
Также заявитель указывает, что данные о количестве сохраняемых и вновь создаваемых ООО «Пирамида плюс» рабочих мест во 2 квартале 2015 года, указанные в представленных ООО «Пирамида плюс» отчетах о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест за 1, 2 и 3 кварталы 2015 года различны (8 и 0 соответственно в отчете за 1 квартал 2015 года и 7 и 1 соответственно в отчетах за 2 и 3 кварталы 2015 года), что подтверждает недостоверный характер сведений, изложенных ООО «Пирамида плюс» в одном из представленных отчетов в нарушение пунктов 5.1 и 5.2 Договора.
Также в отчетах отсутствует дата их составления, несмотря на то, что формой данных отчетов, являющейся приложением к Договору № 37, предусмотрен данный реквизит.
При этом «ошибки» в отчетах не могли носить технический характер, поскольку в данном случае внесенные ООО «Пирамида плюс» исправления касаются изменений характера и объема фактического использования полученных бюджетных средств - существенных показателей, влияющих на существо и характер хозяйственных операций.
Согласно пункту 3 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.
Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля информации, документов и материалов, указанных в абзаце первом вышеназванного пункта, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Договора Администрация несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в отчетных документах, представляемых в Министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1 Договора № 37 ООО «Пирамида плюс» несет ответственность за достоверность представляемых в Администрацию сведений и документов, за соблюдение условий и порядка предоставления субсидий, предусмотренных муниципальной программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации от 11 ноября 2013 года № 2172-п, и Договором № 37.
В соответствии с пунктом 5.2.6.18 раздела 5 Программы контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Министерство.
На основании пункта 5.2.6.19 раздела 5 Программы моногорода представляют в Министерство отчет о фактическом использовании полученных бюджетных средств не позднее 15 января года, следующего за отчетным.
Согласно пунктам 5.3-5.4 Договора Администрация несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование выделенных средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Администрацией обязательств, в том числе нецелевого и неэффективного использования субсидии, непредставления или представления с нарушением установленных сроков документов в соответствии с пунктами 2.2.4, 2.2.5 Договора или нарушения других условий выделения и использования субсидии, Министерство имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке или уменьшить размер субсидии на сумму средств, использованных с нарушением (нарушениями), а также потребовать возврата субсидии полностью или частично.
В соответствии с пунктами 5.1.24, 5.2.6.20 раздела 5 Программы, пунктом 5.5 Договора возврат субсидии в случае нарушения условий ее предоставления осуществляется в следующем порядке:
в течение 7 рабочих дней со дня издания приказа Министерства о необходимости возврата выделенных бюджетных средств моногороду направляется соответствующее письменное уведомление;
моногород в течение 30 календарных дней со дня получения такого письменного уведомления обязано перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств;
при отказе моногорода от добровольного возврата указанных средств в установленные сроки эти средства взыскиваются в судебном порядке.
После принятия приказа Министерства от 18 августа 2015 года № 149 «О возврате субсидии» Министерством в адрес Администрации было направлено соответствующее письменное уведомление о необходимости возврата части выделенных бюджетных средств от 24 августа 2015 года № 33-4221 в размере 1 446 806 (один миллион четыреста сорок шесть тысяч восемьсот шесть) рублей 20 копеек, которое было получено Администрацией 25 августа 2015 года, что подтверждается уведомлением о вручении.
Заявитель указывает, что до настоящего времени от Администрации денежные средства в адрес Министерства не поступали.
Проверив обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет нецелевое использование бюджетных средств как направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации)
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 названного Кодекса).
Как следует из материалов дела, на основании решения конкурсной комиссии Администрацией городского округа г. Салават с ООО «Пирамида плюс» был заключен договор субсидирования части лизинговых платежей по договору лизинга от 25.12.2014г. № 37.
Основанием предоставления субсидии по лизингу является осуществление расходов субъектом малого или среднего предпринимательства в связи с уплатой первоначального взноса по договору лизинга. С этой целью в перечень документов, необходимых для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включен лизинговый договор и документы, подтверждающие факт оплаты первого взноса по нему.
Субсидия из федерального бюджета на возмещение затрат по уплате первого (первоначального, авансового) взноса по договору лизинга ООО «Пирамида плюс» перечислена платежным поручением от 31.12.2014г. в сумме 1494500 руб.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в частности, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Республике Башкортостан действует государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2012г. №249.
Руководствуясь действующим законодательством, Администрация обратилась в Министерство для получения финансовой поддержки в виде предоставления субсидий моногородам на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставив необходимый пакет документов, установленный Программой.
По результатам рассмотрения представленных документов комиссией было принято решение о предоставлении Администрации субсидии моногороду на реализацию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 14 033 000 рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 2 806 000 рублей, за счет бюджета Российской Федерации - 11 227 000 рублей.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26.11.2014г. №1297-р было утверждено распределение субсидий по муниципальным образованиям Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
На основании принятых решений между Министерством и Администрацией был заключен Договор от 19.12.2014г. №62 о предоставлении субсидии монопрофильному муниципальному образованию Республики Башкортостан (моногороду) на реализацию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с подпунктом 2.1.1 Договора Министерством в установленном порядке 22 декабря и 30 декабря 2014 года было исполнено обязательство по перечислению соответствующей субсидии на расчетный счет Администрации (платежные поручения от 22 декабря 2014 года № 327162 и от 30 декабря 2014 года № 245269).
Согласно подпункту 5.2.6.1 раздела 5 Программы предоставление субсидий моногородам осуществляется на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - муниципальные программы).
В соответствии с подпунктами 5.2.6.4 и 5.2.6.5 раздела 5 Программы субсидии для реализации муниципальных программ предоставляются, в том числе, на мероприятия по субсидированию части лизинговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно подпунктам 5.2.5.5 и 5.2.6.5 раздела 5 Программы субсидирование моногородами части лизинговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными подпунктом 5.2.3.9 раздела 5 Программы, за исключением абзаца восьмого подпункта 5.2.3.9.1 раздела 5 Программы.
Подпунктами 5.2.3.9.1 и 5.2.3.5.1 раздела 5 Программы, в свою очередь, предусмотрено, что субсидирование части лизинговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется по лизинговым договорам, назначение и использование предмета которых связано с осуществлением приоритетных видов экономической деятельности, установленных подпунктом 5.2.3.5 раздела 5 Программы, к которым, в частности, относится вид экономической деятельности, предусмотренный кодом 45.11 «Разборка и снос зданий; производство земляных работ; расчистка строительных участков» раздела Р «Строительство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).
В соответствии с приведенными выше положениями постановлением Администрации от 11.11.2013 года № 2172-п утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан». Постановлением Администрации от 23.10.2014 №2192-п утвержден Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Между Администрацией и ООО «Пирамида плюс» заключен договор о субсидировании части лизинговых платежей по договорам лизинга от 25.12.2014г. №37 (далее - Договор №37).
На основании Договора №37 Администрация платежным поручением от 31.12.2004г. №258467 предоставила субсидию из федерального бюджета на возмещение части лизинговых платежей по договорам лизинга путем возмещения затрат по уплате субъектом малого и среднего предпринимательства первого (первоначального, авансового) взноса по договору лизинга ООО «Пирамида плюс» в сумме 1 494 500 рублей.
Предметом договора лизинга от 04.06.2014г. №1020, заключенного между ООО «Пирамида плюс» и ООО «Уралпромлизинг», является экскаватор-погрузчик HYUNDAY Н940S.
Как следует из материалов дела, на момент подачи документов на получение финансовой поддержки ООО «Пирамида плюс» был внесен первоначальный (авансовый) взнос по договору лизинга в размере 1 494 500,00 рублей, а также уплачены лизинговые платежи в размере 326 744,47 рублей.
Субсидия из федерального бюджета обществу «Пирамида» была предоставлена именно на возмещение части лизинговых платежей по договорам лизинга путем возмещения затрат по уплате субъектом малого и среднего предпринимательства первого (первоначального, авансового) взноса.
В рассматриваемом случае, на момент предоставления субсидии первоначальный (авансовый) взнос уже был внесен обществом «Пирамида» лизингодателю, субсидия была предоставления на возмещение затрат по уплате первоначального (авансового) взноса.
Условиями выделения субсидии не предусматривается невозможность дальнейшего использования хозяйствующим субъектом денежных средств, полученных в качестве субсидии, на ведение обычной хозяйственной деятельности.
Согласно порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 23.10.2014 года № 2192-п, предоставление субсидии по лизинговым договорам производится в счет покрытия уже понесенных затрат субъектами малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, условия предоставления финансовой поддержки ООО «Пирамида плюс» были соблюдены.
Из материалов дела следует, что ООО «Пирамида плюс» в представленном отчете, действительно неверно было указано о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест, представленный за 1 квартал 2015 года в Администрацию, в котором указано, что выделенная субсидия была использована на следующие статьи расходов, а именно:
- перечислен лизинговый платеж за январь 2015 года ООО «Уралпромлизинг» по платежному поручению от 12.01.2015г. №1 в сумме 61 082, 02 рублей,
- перечислено ООО «Юнион» за мебель в общей сумме 1 446 806,20 рублей по платежным поручениям от 19.01.2015г. №19 в сумме 723 403,10 рублей, 27.01.2015 №24 в сумме 723 403,1 рублей.
Между тем, само по себе ошибочное предоставление отчета с указанием того, что денежные средства были использованы на приобретение мебели не может расцениваться как нецелевое использование полученной субсидии.
Как следует из материалов дела, в последующем ООО «Пирамида» были представлены уточненные отчеты, в которых отражено использование полученной субсидии для погашения первоначального и последующих лизинговых платежей.
Доводы заявителя о том, что уточнённый отчёт был предоставлен ООО «Пирамида плюс» в нарушение установленных сроков и после завершения проведения выездной проверки, судом отклоняются, поскольку само по себе нарушение сроков представления отчетности также не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Следовательно, было приложено платежное поручение первого (первоначального, авансового) платежа на сумму 1 494 500 рублей по договору лизинга от 25.12.2014 года №37.
В составе заявки общества ООО "Пирамида плюс" указанные документы предоставлены, при этом платежное поручение на сумму 1 494 500 руб., подтверждающие оплату первого взноса по лизинговому договору, заверено печатью банка, проводившего платеж.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Нарушение порядка осуществления кассовых расходов средств федерального бюджета не подпадает под понятие нецелевое использование, если производится в пределах доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной также на соответствующий финансовый год.
Установление финансового объема потребностей конкретного получателя по соответствующей статье в пределах соответствующего года позволяет ему использовать и распоряжаться определенным ему объемом бюджетных средств на нужды и цели соответствующего бюджетного учреждения в течение соответствующего финансового года.
При этом анализ только кассовых расходов, показывающих сумму средств, полученных учреждением из бюджета и характеризующих движение денежных средств, выделенных учреждению без анализа фактических расходов, то есть начисленных расходов получателя, подтвержденных соответствующими первичными документами, характеризующих полноту их использования, в их совокупности с отчетом об исполнении сметы не может повлечь вывод о нецелевом расходовании средств.
Как следует из материалов дела, экскаватор-погрузчик, приобретенный по договору лизинга, зарегистрирован за ООО "Пирамида Плюс" и используется в соответствии с условиями Программы.
В подтверждение факт использования предприятием экскаватора представлены договор подряда, акты выполненных работ, платежные поручения, справки от ООО ЭкоСтройГарант", ООО "ИнвестКапитал" о том, что по договорам №3 от 12.01.2015 года, №63 от 12.01.2015 на аренду спецтехники и оборудования от 12.01.2015 года экскаватор - погрузчик HYUNDAY Н940S по акту приема передачи ООО "Пирамида плюс" не передавался и работы не выполнялись.
Заявителем не представлены доказательства нецелевого использования бюджетных денежных средств.
Факт нецелевого использования техники в ходе поверки не проверялся.
ООО «Пирамида плюс» представила документы, подтверждающие что им используется экскаватор - погрузчик HYUNDAY Н940S по договору подряда.
На судебном заседании представитель ООО «Пирамида» пояснил, что ранее представленные договоры аренды фактически не были заключены, не исполнялись.
Доказательств обратного заявителем не представлены.
Постановлением Территориального управления Росфиннадзора в Республике Башкортостан от 13.08.2015 года директор ООО "Пирамида плюс" ФИО4 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ.
Доказательств нарушения директором ООО "Пирамида плюс", повлекшего нецелевое использование средств федерального бюджета, материалы дела не содержат, а именно:
Решением Салаватского городского суда РБ от 27.11.2015 года отменено Постановление Территориального управления Росфиннадзора в Республике Башкортостан от 13.08.2015 года по делу об административном правонарушении по сг.15.14 КоАП РФ в отношении ФИО4.
На основании изложенного в удовлетворении требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью АГРОФИРМА "САЛАВАТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) суммы субсидии в размере 14 988 514 руб. отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия, если не подана апелляционная жалоба согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Л.А. Сакаева