АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-3608/2008 - А-ААР/ВКВ
14 января 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2009 года. Решение в полном объеме изготовлено 14 января 2009 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Валеевым К.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Строительная компания «Альбион»
к Министерству культуры и национальной политики РБ
3-и лица без самостоятельных требований:
ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ»;
ОАО «Инвестиционный фонд жилищного строительства»;
ООО «Инженерное бюро «Регион – проект»
о признании действий незаконными
с участием в судебном заседании:
представителя заявителя: не явились, извещены в порядке ст. 123 АПК РФ, а также путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда РБ, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству
представителя ответчика: ФИО1, дов. № 02-19/1403 от 30.04.08 года
представителей третьих лиц:
ОАО «Инвестиционный фонд жилищного строительства» - ФИО2, дов. № 3 от 11.01.2009 года;
ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ» - не явились, извещены в порядке ст. 123 АПК РФ, а также путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда РБ, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству;
ООО «Инженерное бюро «Регион – проект» - не явились, извещены в порядке ст. 123 АПК РФ, а также путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда РБ, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ без участия представителей заявителя, третьих лиц.
Выслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Строительная компания «Альбион» обратилась в Арбитражный суд РБ с заявлением к Министерству культуры и национальной политики РБ о признании незаконными действий ответчика по согласованию сноса памятника истории и культуры, расположенного по адресу: <...>; обязывании ответчика устранить допущенное нарушение действующего законодательства путем подтверждения статуса памятника истории и культуры для здания, расположенного по адресу: <...>; возложению расходов по уплате государственной пошлины на ответчика. К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ»; ОАО «Инвестиционный фонд жилищного строительства»; ООО «Инженерное бюро «Регион – проект».
В обоснование своей позиции заявитель указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества № П-4554 от 27.12.2007 года ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ» приобрело у ООО «Стройзаказчик» для передачи в лизинг ООО «Строительная компания «Альбион» недвижимое имущество нежилое строение, расположенное по адресу: <...>. По договору о финансовой аренде (лизинге) недвижимого имущества от 27.12.2007 года № Л-4554 указанный объект передан во временное владение и пользование заявителю.
Письмом от 11 июля 2007 года № 11-05/264 Министерство культуры и национальной политики РБ (далее ФИО3) сообщило ОАО «Инвестиционному фонду жилищного строительства» о согласовании сноса ряда объектов недвижимости, в том числе, находящегося по адресу <...>. Заявитель считает эти действия министерства незаконными и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности в связи с тем, что ранее ФИО3 было выдано ООО «Стройзаказчик» охранное обязательство от 04.04.2007 года № 0/140 на объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>. Заявитель полагает, что действие данного охранного обязательства распространяется и на него, действия ответчика противоречат ст. 3, 4, 6, 9.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», со ссылкой на ст. 301-305 Гражданского кодекса РФ считает, что действия ответчика нарушает его права по владению и пользованию объектом недвижимости.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Ответчик указывает на то, что действие охранного обязательства распространялось только на прежнего владельца здания ООО «Стройзаказчик». В установленном порядке решения о включении спорного объекта в реестр объектов культурного наследия не принималось, следовательно действия ответчика прав и законных интересов заявителя нарушать не могут.
Представитель третьего лица ОАО «Инвестиционный фонд жилищного строительства» считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям изложенным в отзыве, аналогичным основаниям ответчика.
Суд, выслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанной нормы права, а также ст. 13 Гражданского кодекса РФ следует, что для признания действий государственного, иного органа или их должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий, это не соответствие таких действий закону и нарушение ими прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр определяется ст. 18, 19 Федерального закона. Согласно ст. 21 Федерального закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, оформляется паспорт объекта культурного наследия, а согласно п. 4 ст. 48 Федерального закона при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 9 ст. 18, ст. 19 Федерального закона объект культурного наследия федерального значения включается в реестр на основании акта Правительства РФ, в соответствии с абзацем четвертым п. 9 ст. 18 Федерального закона, п.п. 5 п. 1 ст. 11, абзацу третьему п. 2 ст. 12 Закона Республики Башкортостан «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан» решение о включении в реестр объекта культурного наследия республиканского и местного значения принимается Правительством Республики Башкортостан.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что уполномоченными органами власти решений о включении объекта, расположенного по адресу <...>. 28/1, в реестр не принималось, паспорт объекта культурного наследия не оформлялся, здание именуется в представленных документах как «исторически ценный средовой объект», понятия которого законодательством не дается. Так как, здание, расположенное по адресу <...>, в установленном порядке объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) не признавалось, а ФИО3 не является органом осуществляющем правовое регулирование в области градостроительной деятельности, то согласование (не согласование) сноса здания для владельца такого здания правового значения не имеет, следовательно прав и законных интересов такого лица не нарушает.
Кроме того, охранное свидетельство было выдано прежнему собственнику ООО «Стройзаказчик», согласно п. 3 данного свидетельства оно распространяет свое действие на время нахождения здания у ООО «Стройзаказчик». Письмо от 11.07.2007 года № 11-05/264 по согласованию сноса подготовлено ответчиком до заключения договора купли-продажи и договора лизинга от 27.12.2007 года. Каких-либо доказательств того, что действия ответчика нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено.
В части требований заявителя об обязывании ответчика устранить допущенное нарушение действующего законодательства путем подтверждения статуса памятника истории и культуры для здания, расположенного по адресу: <...>, то в материалах дела имеется отказ от заявленных требований, подписанный уполномоченным лицом (л.д. 48, 110). Производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан по согласованию сноса памятника истории и культуры, расположенного по адресу: <...>, возложению расходов по уплате государственной пошлины на ответчика заявителю отказать.
В остальной части производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья К. В. Валеев