450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-37270/21
04 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 03.03.2022 года.
Полный текст решения изготовлен 04.03.2022 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Азаматова А. Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гумеровой Л.Ф.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
АО "Институт нефтехимпереработки" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Контрольно-счетной палате Республики Башкортостан (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 10.06.2022;
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 12.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
АО "Институт нефтехимпереработки" (далее – заявитель, АО "ИНХП") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан по включению в отчет следующей информации:
«8.2.15. При наличии в собственности АО «ИНХП» в исправном состоянии 3-х автотранспортных средств (Газ 2217-288 (Соболь) с госномером В484ВН, Ниссан X-Trail с госномером М030УС, Ниссан X-Trail с госномером М102ОА) заключены договоры аренды личного автотранспорта с 4 сотрудниками, что привело к неэффективным затратам за период с 2018 по 2020 гг. в сумме 994,3 тыс. руб.»;
«8.3.1. Проверкой расходов на оплату труда установлено... заключение договоров возмездных услуг при полной укомплектованности бухгалтерской службы, что привело к неэффективному расходованию средств за проверяемый период ...»;
«8.4.1. Руководством Общества не приняты надлежащие меры к системной организации конкурентных закупок, обеспечивающих эффективное расходование денежных средств;
8.4.2. При осуществлении закупок установлены признаки ограничения конкуренции на торгах, дробление закупок в целях ухода от конкурентных способов закупок. Закупки на общую сумму не менее 37,7 млн руб. осуществлены с нарушениями требований законодательства и не обеспечили экономность и эффективность расходования средств общества;
8.4.3. Выборочный анализ результатов проведения конкурентных способов по закупке сырья, материалов, химреактивов в 2018 году показал возможность экономии средств за счет мониторинга цен в общей сумме 1,4 млн руб.»;
«8.5.6. По результатам проверки установлено, что не используется в производственной деятельности Обществом переданное Минпромом РБ высокотехнологичное оборудование общей стоимостью 431,1 млн руб. (с НДС) из них неработающее оборудование - 151,5 млн руб., 80% производственных площадей пустуют.
Наличие не эксплуатируемого и не работающего оборудования привело к неэффективному использованию имущества АО «ИНХП».
В судебном заседании представитель АО "ИНХП" требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении и в дополнении к заявлению.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования по основаниям, указанным в отзыве, и, ссылаясь на то, что оспариваемый отчёт не является нормативным правовым актом, просил прекратить производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
В обоснование заявленных требований АО «ИНХП» отмечает следующее.
В отчет Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан включена в том числе следующая информация:
1) По цели 2 (Анализ финансово-хозяйственной деятельности Общества)
«8.2.15. При наличии в собственности АО «ИНХП» в исправном состоянии 3-х автотранспортных средств (Газ 2217-288 (Соболь) с госномером В484ВН, Ниссан X-Trail с госномером М030УС, Ниссан X-Trail с госномером МЮ2ОА) заключены договоры аренды личного автотранспорта с 4 сотрудниками, что привело к неэффективным затратам за период с 2018 по 2020 гт. в сумме 994,3 тыс. руб.».
По мнению заявителя, выводы Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан не соответствуют действительности.
Расходы на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, а также на поддержание его в исправном значительно превышают расходы по аренде автомобилей. В связи с этим с 2018 году планомерно снижались расходы по транспортной группе: сокращение штата водителей - расходы по оплате труда и страховым взносам; количества автотранспорта - расходы на ГСМ, запасные части, страхование, ремонт, техобслуживание.
По цели 3 (Проверка кадровой политики, соблюдения трудового законодательства и штатной дисциплины)
«8.3.1. Проверкой расходов на оплату труда установлено... заключение договоров возмездных услуг при полной укомплектованности бухгалтерской службы, что привело к неэффективному расходованию средств за проверяемый период ...».
При этом, 01.02.2019 между АО «ИНХП» (заказчик) и ФИО3 (исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг по выполнению аудита учета горючесмазочных материалов АО «ИНХП» (копия договора прилагается). Данный договор заключался единственный раз, вопреки включенным Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан в отчет сведениям о заключении «договоров возмездных услуг». Предмет договора не дублируется с должностными обязанностями финансовой («бухгалтерской») службы института. Заключение названного договора было необходимо, отвечало своим целям, не являлось и не является нарушением требований трудового или иного законодательства.
По цели 4 (Анализ закупок)
«8.4.1. Руководством Общества не приняты надлежащие меры к системной организации конкурентных закупок, обеспечивающих эффективное расходование денежных средств;
8.4.2.При осуществлении закупок установлены признаки ограничения конкуренции на торгах, дробление закупок в целях ухода от конкурентных способов закупок. Закупки на общую сумму не менее 37,7 млн руб. осуществлены с нарушениями требований законодательства и не обеспечили экономность и эффективность расходования средств общества;
8.4.3.Выборочный анализ результатов проведения конкурентных способов по закупке сырья, материалов, химреактивов в 2018 году показал возможность экономии средств за счет мониторинга цен в общей сумме 1,4 млн руб.».
Между тем, что Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ИНХП» не содержат ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг за определенный период. Выводы Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан о том, что имеются «признаки ограничения конкуренции на торгах, дробление закупок в целях ухода от конкурентных способов закупок» не соответствует положениям Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ИНХП».
Вывод о том, что «выборочный анализ результатов проведения конкурентных способов по закупке сырья, материалов, химреактивов в 2018 году показал возможность экономии средств за счет мониторинга цен в общей сумме 1,4 млн руб.» так же не соответствует действительности, является субъективным. К настоящему заявлению прилагается пояснительная записка, отражающую действительную ценовую картину за проверяемый период.
По цели 5 (Проверка эффективности управления и использования государственного имущества Республики Башкортостан)
«8.5.6. По результатам проверки установлено, что не используется в производственной деятельности Обществом переданное Минпромом РБ высокотехнологичное оборудование общей стоимостью 431,1 млн руб. (с НДС) из них неработающее оборудование - 151,5 млн руб., 80% производственных площадей пустуют.
Наличие не эксплуатируемого и не работающего оборудования привело к неэффективному использованию имущества АО «ИНХП».».
При этом, речь идет об оборудовании, которое на момент проверки, осуществленной Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан, было передано Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан АО «ИНХП» по договору ответственного хранения № 94-ОХ от 21.07.2020. Пунктом 2.4 договора ответственного хранения предусмотрено, что хранитель имеет право на пользование имуществом для осуществления хозяйственной деятельности только при условии согласования с поклажедателем. Между тем, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан согласование на использование оборудования дано не было.
Таким образом, на момент проверки, проведенной заинтересованным лицом, АО «ИНХП» не имело права на использование оборудования.
Тогда как, Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан сделан вывод о «неэффективном использовании имущества АО «ИНХП» и данный вывод стал основанием для опубликования заинтересованным лицом на его официальном сайте следующей информации: «В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения законодательства РФ на общую сумму более 600 млн руб.», «в сфере использования имущества - более 500 млн. рублей», «приобретено высокотехнологическое оборудование, невовлеченное в хозяйственный оборот и др.».
АО "ИНХП также указывает, что отчет Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан заявителю не направлялся, был приобщен заинтересованным лицом в материалы дела № А07-8013/2021. Тогда как, в нарушение ч. 3 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан перед заявителем, как лицом участвующим в деле, данное доказательство не раскрывала. АО «ИНХП» смогло ознакомиться с названным отчетом лишь 17.11.2021, когда АО «ИНХП» был предоставлен доступ к материалам дела № А07-8013/2021 (скриншот прилагается).
Впоследствии указанная информация из отчета Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан была опубликована на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан (https://ksprb.bashkortostan.ru/presscenter/news/353998/) со следующим содержанием:
«Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан проведена «Проверка законности и результативности исполнения полномочий по осуществлению соблюдения законных интересов Республики Башкортостан в управлении АО «Институт нефтехимпереработки» за 2018 год - текущий период 2020 года и отдельных вопросов по иным периодам».
Непокрытые убытки института за проверяемый период возросли с 378 млн руб. до 63 I млн руб.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения законодательства РФ на общую сумму более 600 млн руб., в том числе:
1.в сфере бухгалтерского учета - 75,1 млн. рублей
-уплата штрафных санкций за нарушение договорных обязательств,
-недостоверное отражение показателей в бухгалтерской отчетности,
-экономически неоправданные и документально неподтвержденные затраты.
2.по оплате труда - 31,4 млн. рублей
-установлены надбавки, доплаты без заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам и оценки критериев сложности и напряженности выполняемых работ.
3.в сфере закупок - 48,2 млн. рублей
-закупки, осуществленные с нарушениями требований законодательства,
-приняты объемы работ, непредусмотренные сметными расчетами по договору,
-не исполнены обязательства по капитальному ремонту корпуса № 1
4.в сфере использования государственного имущества - более 500 млн. рублей
-приобретено высокотехнологическое оборудование, невовлеченное в хозяйственный оборот и др.».
Кроме того, указанная информации была распространена СМИ, в том числе в ленте новостей ООО «РБК-Уфа» в сети Интернет была размещена статья автора ФИО4 под заголовком «В уфимском «Институте нефтехимпереработки» нашли нарушения на 600 млн.» (https://ufa.rbc.ru/ufa/23/03/2021/6059f97f9a7947f29b4053af).
Заявитель считает, что Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан в отчет по результатам проведенной проверки была включена не соответствующая действительности информация, субъективные выводы, не имеющие обоснования. Включение Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан вышеизложенной информации в отчет стало также причиной распространения не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию АО «ИНХП». Действия Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан по включению вышеизложенной информации в отчет, составленный по результатам проверки, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В дополнении к заявлению АО «ИНХП» указывает, что наличие не эксплуатируемого и не работающего оборудования привело к неэффективному использованию имущества АО «ИНХП».
Согласно ст. 16 Закона Республики Башкортостан от 13.03.2012 № 520-3 «О Контрольно-счетной палате Республики Башкортостан» Контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в государственные органы Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Республике Башкортостан или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Пунктом 9.2 отчета Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан предусмотрено: Направить представление Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан в адрес АО «Институт нефтехим переработки» для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, соблюдению норм действующего законодательства в целях эффективного использования государственных ресурсов, а также по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
Представление Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан в адрес заявителя не направлялось.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 № б-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» акты, составленные контрольно-счетными органами при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в срок, установленный законами субъекта Российской Федерации, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом I статьи 18 Закона Республики Башкортостан от 13.03.2012 № 520-з «О Контрольно-счетной палате Республики Башкортостан» акты, составленные Контрольно-счетной палатой при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.
Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в трехдневный срок, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.
Кроме того, согласно пункту 10.7 Регламента Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан акты по отдельным вопросам контрольного мероприятия подписываются в срок, установленный рабочим планом, сотрудниками Контрольно-счетной палаты, руководителем и (или) уполномоченными должностными лицами проверяемого объекта.
Аудитор совместно с председателем комиссии контрольного мероприятия организует ознакомление с указанным актом (актами) объекта контроля.
Ознакомление с актом (актами) и их подписание должностными лицами объекта контроля производится в присутствии аудитора, ответственного за проведение контрольного мероприятия, председателя и членов комиссии контрольного мероприятия. О месте, дате и времени ознакомления с актами объекты контроля предварительно уведомляются.
Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в трехдневный срок, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.
При этом 26.02.2021 АО «ИНХП» были представлены пояснительные записки, составленные после ознакомления с актами Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан (копии прилагаются).
В нарушение пункта 10.7 Регламента Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, пункта 1 статьи 18 Закона Республики Башкортостан от 13.03.2012 № 520-з «О Контрольно-счетной палате Республики Башкортостан» пояснительные записки не приложены к актам Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан.
Председателем комиссии контрольного мероприятия совместно с членами комиссии готовится заключение на поступившие пояснения и замечания по актам в течение трех рабочих дней с момента их поступления, которое представляется для согласования аудитору, ответственному за проведение контрольного мероприятия, а также в экспертно-правовой отдел в целях осуществления правовой оценки, проводимой в течение трех рабочих дней. Заключение учитывается при подготовке проекта отчета (пункт 10.8 Регламента Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан).
Вместе с тем, в нарушение пункта 10.8 Регламента Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан заключение на поступившие пояснения было подготовлено лишь по одной пояснительной записке.
Таким образом, при осуществлении проверки деятельности АО «ИНХП» Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан были допущены нарушения положений Регламента Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, Закона Республики Башкортостан от 13.03.2012 № 520-з «О Контрольно-счетной палате Республики Башкортостан», Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В соответствии со статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно статье 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
В статье 3 БК РФ определены нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, к которым относятся указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
На основании пункта 2 статьи 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
В абзаце седьмом пункта I статьи 266.1 БК РФ установлено, что к объектам государственного (муниципального) финансового контроля отнесены, в том числе, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
В силу пункта I статьи 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (пункт 2 статьи 267.1 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).
В пункте 3 статьи 268.1 БК РФ установлено, что порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее также - контрольно-счетные органы) установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Согласно части I статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06.10.1999 № 1 84-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу части I статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № б-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (статья 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»).
Основные полномочия контрольно-счетных органов определены в части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», среди которых, в том числе: организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4); контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию (пункт 5); иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (пункт 12).
В части 4 статьи 9 Федерального закона от 07.02.201 1 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:
1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»).
Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»).
На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.201 I № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Аналогичные положения закреплены в Законе Республики Башкортостан от 13.03.2012 № 520-з «О Контрольно-счетной палате Республики Башкортостан»).
При этом, единственным акционером заявителя является Республика Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. Следовательно, заявитель в соответствии с частью I статьи 266.1 БК РФ является объектом государственного финансового контроля.
Однако отчет, составленный по результатам проверки, осуществленной Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан, содержит положения о нарушениях заявителем трудового, бухгалтерского законодательства, законодательства в сфере закупок. При этом связь обозначенных нарушений с бюджетными правоотношениями и предметом проведенной в отношении Общества проверки Контрольно-счетной палатой не подтверждена, как и не приведено фактов непосредственно нарушений бюджетного законодательства.
Контроль за соблюдением норм законодательства в сфере закупок, осуществляемых на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», трудового, бухгалтерского законодательства, в том числе регулирующих вопросы премирования работников, порядка оформления (составления) соответствующей бухгалтерской документации, не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов.
Заявитель полагает, что Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан осуществила проверку деятельности заявителя за пределами своих полномочий, вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность организации. Действиями Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан нарушены права и законные интересы заявителя на осуществление обществом нормальной хозяйственной деятельности.
Следовательно, выводы, сделанные в ходе проверки, осуществленной с нарушениями законодательства, так же не могут считаться законными и обоснованными.
Более того, по мнению заявителя, незаконные и необоснованные выводы проверки влекут для АО «ИНХП» негативные последствия, поскольку были опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для всеобщего доступа, направлены для принятия соответствующих мер в Министерство промышленности энергетики и инноваций Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО «ИНХП» в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Отчет о результатах контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия представляет собой итоговый документ Контрольно-счетной палаты, который содержит основные результаты контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия, выводы и предложения в соответствии с целями, поставленными программой, наличия выявленных нарушений, полученные в ходе контрольного мероприятия.
Детальное содержание отчета по результатам контрольного мероприятия определено в п. 7 Стандартов внешнего государственного финансового контроля СВГФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия». Согласно указанного Стандарта, проект отчета о результатах контрольного мероприятия представляет собой документ Контрольно-счетной палаты, который содержит основные результаты контрольного мероприятия, выводы и предложения (рекомендации) в соответствии с поставленными целями (п.п. 7.9 Стандартов).
Исходя из изложенного, отчет является итоговым документом по результатам контрольного мероприятия, которым не предусмотрено возложение на проверяемых лиц или на третьих лиц каких-либо обязанностей, и им не создаются препятствия для осуществления деятельности и не могут нарушаться права объекта проверки.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 года в рамках дела №А07-8013/2021 установлено, что оспариваемые сведения на сайте https://ksprb.bashkortostaN.ru/ размещены в порядке реализации полномочий государственного органа, предусмотренных законом и представляют собой доведение до сведения неограниченного круга лиц информации о деятельности органа, в том числе, о проведенных контрольных мероприятий, к каковым относились результаты проведенной проверки в отношении АО "ИНХП".
Оспариваемые сведения подтверждаются документацией, собранной в ходе проведения Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан проверки, отраженной в соответствующих актах проверки и отчете по ее итогам, утвержденном коллегией Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан в установленном порядке.
Поскольку факты, изложенные в сведениях, размещенных Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан имели место в объективной действительности, соответствуют действительности на момент распространения сведений, не содержат высказываний оскорбительного либо порочащего характера, ввиду чего не могут быть признаны нарушающими неимущественных прав истца, защищаемые в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По настоящему спору суд считает, что оспоренные действия в части включения в отчет по итогам Приказ АО «ИНХП» за период 2018 год – текущий период 2020 года отдельных выводов (информации), не носят какого-либо распорядительного характера, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований АО "Институт нефтехимпереработки" (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья А.Д. Азаматов