ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-37482/18 от 08.05.2019 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-37482/2018

22 мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 мая 2019 года

Полный текст решения изготовлен 22 мая 2019 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Айбасова Р. М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайруллиной Р.Д., рассмотрев дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными отказов в предоставлении в собственность за плату земельных участков

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность № 27 от 11.12.2018 (до объявления перерыва)

от заинтересованного лица – ФИО2, представитель, доверенность                   № ОП-07/4371 от 04.04.2019 (до объявления перерыва)

Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» (далее – заявитель, ООО Агрофирма «Николаевская») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконными отказов, выраженных в письмах №№ ИА-21/14621 от 14.11.2018, ИА-21/14622 от 14.11.2018,  ИА-21/14623 от 14.11.2018, ИА-21/14624 от 14.11.2018, ИА-21/14625 от 14.11.2018 в предоставлении в собственность за плату земельных участков. 

ОбществоАгрофирма «Николаевская» уточняло исковые требования заявлением от 25.05.2019, впоследствии уточнив заявлением от 28.03.2019 (принято определением суда от 03.04.2019), заявитель просил подпункты со 2 по 11 просительной части заявления читать:

2. Признать незаконным выраженный в письме № ИА-21/14621 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

3. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

4. Признать незаконным выраженный в письме № ИА-21/14622 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

5. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

6. Признать незаконным выраженный в письме № ИА-21/14623 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

7. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

8. Признать незаконным выраженный в письме № ИА-21/14624 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

9. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

10. Признать незаконным выраженный в письме № ИА-21/14625 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

11. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

В судебном заседании 08.05.2019 представитель заявителя представил письменные пояснения, уточненные требования поддержал с учетом доводов, изложенных в возражении на отзыв, письменных пояснениях.

Представитель заинтересованного лица представил письменные объяснения, требование не признал с учетом доводов, изложенных в отзыве и письменных объяснениях.

В судебном заседании объявлен перерыв в течение дня - 08.05.2019 до 14.30.

Судебное заседание продолжено после перерыва.

Стороны явку представителей после перерыва не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства с учетом положений ст. ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.

Дело рассмотрено с учетом уточнения заявленных требований в отсутствие сторон по имеющимся материалам в порядке ст. ст. 49, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, на основании договора  аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 394-ДМ от 19.01.2007 (т. 1 л.д. 17-20) общество Агрофирма «Николаевская» является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:47:000000:265, находящегося по адресу Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с ФИО3, имеющим вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.

Общая площадь земельного участка согласно дополнительному соглашению № 3 от 22.10.2018 к договору аренды № 394-ДМ от 19.01.2007 т.1 л.д. 26) составляет 102 172 042 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером 02:47:00000:265 из земель сельскохозяйственного назначения изначально был предоставлен ГУСП совхоз-завод «ФИО3» по договору аренды № 394-ДМ от 19.01.2007, запись о государственной регистрации права аренды внесена в Единый реестр прав на недвижимость и сделок с ним 01.03.2007 (т. 1 л.д. 21, оборотная сторона).

По договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18.10.2007 (т. 1 л.д. 22) права и обязанности арендатора по договору аренды № 394-ДМ от 19.01.2007 земельного участка 02:47:00000:265 были переданы ООО «ФИО3», запись о государственной регистрации права аренды внесена в Единый реестр прав на недвижимость и сделок с ним 13.11.2007.

По договору № 87 от 06.06.2011 уступки прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка (т. 1 л.д. 23) права и обязанности по договору аренды № 394-ДМ от 19.01.2007 земельного участка 02:47:00000:265 были переданы ООО Агрофирма «Николаевская». В Единый реестр недвижимости внесена запись за № 02-04/101-04/201/052/2015-2440/1 от 17.09.2015, что также следует из выписки из ЕГРН № 99/2018/221603519 от 28.11.2018.

Срок аренды земельного участка договором аренды № 394-ДМ от 19.01.2007 установлен с 19 декабря 2006 по 18 декабря 2031 года.

Арендодателем выступает Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

В соответствии с п. 3.8. Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014             № 35 (ред. от 31.07.2018), Министерство осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан, в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Башкортостан.

Согласно п.3.9. указанного Положения Министерство также принимает решения об образовании земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан.

Письмом № 281 от 28.07.2017 (т. 1 л.д. 31) общество обратилось в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения пяти земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265: земельного участка с условным номером 02:47:000000:265:ЗУ1 площадью 824448 кв.м, земельного участка с условным номером 02:47:000000:265:ЗУ2 площадью 2094430 кв.м, земельного участка с условным номером 02:47:000000:265:ЗУ3 площадью 2864439 кв.м, земельного участка с условным номером 02:47:000000:265:ЗУ4 площадью 1277265 кв.м, земельного участка с условным номером 02:47:000000:265:ЗУ5 площадью 1440513 кв.м.

Приказом Министерства № 1018 от 18.08.2017 (т. 1 л.д. 32-33) утверждена предложенная обществом схема расположения земельных участков 02:47:000000:265:ЗУ1, 02:47:000000:265:ЗУ2, 02:47:000000:265:ЗУ3, 02:47:000000:265:ЗУ4, 02:47:000000:265:ЗУ5 на кадастровом плане территории.

Приняты характеристики земельного участка 02:47:000000:265:ЗУ1 площадью 824448 кв.м, земельного участка 02:47:000000:265:ЗУ2 площадью 2094430 кв.м, земельного участка 02:47:000000:265:ЗУ3 площадью 2864439 кв.м, земельного участка 02:47:000000:265:ЗУ4 площадью 1277265 кв.м, земельного участка 02:47:000000:265:ЗУ5 площадью 1440513 кв.м.

Приняты характеристики для каждого участка: местоположение: Республика Башкортостан, Уфимский район, ФИО3 сельсовет; кадастровый номер земельного участка, из которого предусмотрено образование земельного участка: 02:47:000000:265; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Решено земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:265 сохранить в измененных границах.

На основании указанного приказа поставлены на государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан на земельные участки:

1. Земельный участок 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, сведения о земельном участке содержатся в выписке из ЕГРН № 99/2018/221604605 от 28.11.2018 (т. 1 л.д. 41-45);

2. Земельный участок 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, сведения о земельном участке содержатся в выписке из ЕГРН № 99/2018/221604823 от 28.11.2018 (т. 1 л.д. 46-49);

3. Земельный участок 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, сведения о земельном участке содержатся в выписке из ЕГРН № 99/2018/221605669 от 28.11.2018 (т. 1 л.д. 50-52);

4. Земельный участок 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, сведения о земельном участке содержатся в выписке из ЕГРН № 99/2018/221605759 от 28.11.2018 (т. 1 л.д. 53-55);

5. Земельный участок 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, сведения о земельном участке содержатся в выписке из ЕГРН № 99/2018/221606038 от 28.11.2018 (т. 1 л.д. 56-60).

Между Министерством и Обществом на основании пункта 4 статьи 11.8 и подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов заключены договоры аренды вновь образованных земельных участков:

1. Договор аренды № РБ9-18 от 07.02.2018 (т. 1 л.д. 61-65) земельного участка 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м, сроком аренды до 18.12.2031, запись в ЕГРН о государственной регистрации обременения в виде аренды  № 02:47:000000:11204-02/101/2018-3 от 15.02.2018;

2. Договор аренды № РБ10-18 от 07.02.2018 (т. 1 л.д. 66-70) земельного участка 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м, сроком аренды до 18.12.2031, запись в ЕГРН о государственной регистрации обременения в виде аренды № 02:47:040901:228-02/101/2018-3  от 14.02.2018;

3. Договор аренды № РБ6-18 от 07.02.2018 (т. 1 л.д. 71-75) земельного участка 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м, сроком аренды до 18.12.2031, запись в ЕГРН о государственной регистрации обременения в виде аренды № 02:47:041001:317-02/101/2018-3  от 16.02.2018;

4. Договор аренды № РБ8-18 от 07.02.2018 (т. 1 л.д. 76-80) земельного участка 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м, сроком аренды до 18.12.2031, запись в ЕГРН о государственной регистрации обременения в виде аренды      № 02:47:041601:409-02/101/2018-3  от 15.02.2018;

5. Договор аренды № РБ5-18 от 07.02.2018 (т. 1 л.д. 81-85) земельного участка 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м, сроком аренды до 18.12.2031, запись в ЕГРН о государственной регистрации обременения в виде аренды      № 02:47:041201:322-02/101/2018-3  от 15.02.2018.

Впоследствии Общество обратилось в Министерство с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов находящихся в государственной собственности земельных участков:

1. Заявление № 409 от 17.09.2018 (вх.№ 23505 от 18.09.2018) о предоставлении земельного участка 02:47:000000:11204 (т. 1 л.д. 86);

2. Заявление № 410 от 17.09.2018 (вх.№ 23506 от 18.09.2018) о предоставлении земельного участка 02:47:040901:228 (т. 1 л.д. 87);

3. Заявление № 411 от 17.09.2018 (вх.№ 23507 от 18.09.2018) о предоставлении земельного участка 02:47:041001:317 (т. 1 л.д. 88);

4. Заявление № 412 от 17.09.2018 (вх.№ 23508 от 18.09.2018) о предоставлении земельного участка 02:47:041601:409 (т. 1 л.д. 89);

5. Заявление № 413 от 17.09.2018 (вх.№ 23509 от 18.09.2018) о предоставлении земельного участка 02:47:041201:322 (т. 1 л.д. 90).

Письмом № ИА-21/13299 от 17.10.2018 (т. 1 л.д. 91) Министерство сообщило о продлении срока рассмотрения заявлений в связи с дополнительной проработкой.

Письмом № ИА-21/14621 от 14.11.2018 (т. 1 л.д. 92) Министерство отказало в предоставлении в собственность земельного участка 02:47:000000:11204.

Письмом № ИА-21/14622 от 14.11.2018 (т. 1 л.д. 93) Министерство отказало в предоставлении в собственность земельного участка 02:47:040901:228.

Письмом № ИА-21/14623 от 14.11.2018 (т. 1 л.д. 94) Министерство отказало в предоставлении в собственность земельного участка 02:47:041001:317.

Письмом № ИА-21/14624 от 14.11.2018 (т.1 л.д. 95) Министерство отказало в предоставлении в собственность земельного участка 02:47:041601:409.

Письмом № ИА-21/14625 от 14.11.2018 (1.1 л.д. 96) Министерство отказало в предоставлении в собственность земельного участка 02:47:041201:322.

В указанных письмах отказ мотивирован тем, что на испрашиваемые земельные участки между Министерством и Обществом заключены новые договоры аренды и не истек трехлетний срок с момента заключения этих договоров.

Заявитель, считая данный отказ незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением. 

Заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в отзыве от 28.01.2019, письменных объяснениях от 05.03.2019, от 06.05.2019.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего. 

В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных названным кодексом.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Таким образом, в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа приведенных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

По общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации - далее ЗК РФ).

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (далее – Закон № 101-ФЗ) и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 03.07.2016 № 336-ФЗ).

Из содержания подпункта 9 пункта 2  статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона № 101-ФЗ следует, что возможность предоставления земельного участка в собственность ставится в зависимость от наличия трех одновременных условий: истечение трех лет с момента заключения договора аренды, отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды этого земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 336-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации слова «надлежащего использования» заменены словами «отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании». Тем самым с арендаторов при подаче заявления о продаже им арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения снята обязанность по доказыванию факта надлежащего использования такого земельного участка.

В соответствии с п.1 ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

Согласно пункта 3 этой же статьи предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальными органами (пункт 2 названного Положения).

Исходя из взаимосвязи пунктов 3, 4, 5 Положения о государственном земельном надзоре, а также административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591, государственная функция по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» осуществляется Россельхознадзором и его территориальными органами.

Таким образом, орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения и находящимися в государственной собственности, при рассмотрении заявления о продаже такого земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях установления информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемого земельного участка, запрашивает указанную информацию в территориальном органе Россельхознадзора.

Письмом Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан № ЮП-05/676 от 15.02.2019 (т. 1 л.д. 133-134) Министерством получена информация о том, что на едином землепользовании с кадастровым номером 02:47:000000:265 были выявлены следующие нарушения:

1. Самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 163228 кв.м на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в 6,7 км северо-западнее д.Волково Уфимского района с кадастровым номером 02:47:040601:14 в составе единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:265, находящегося на праве аренды у ООО Агрофирма «Николаевская» Уфимского района РБ. К административной ответственности привлечено юридическое лицо – ООО Агрофирма «Николаевская» (постановление № 05-03 от 19.01.2016) и должностное лицо – директор ООО Агрофирма «Николаевская» ФИО4 (постановление № 05-06 от 04.02.2016).

2. Факт выявления несанкционированной свалки ТБО на общей площади 0,5 га на земельном участке с кадастровым номером 02:47:041001:35 в составе единого землепользования 02:47:000000:265, расположенном в 1 км юго-западнее д. Подымалово Дмитриевского сельсовета Уфимского района РБ и находящегося в аренде у ООО Агрофирма «Николаевская» Уфимского района РБ. К административной ответственности привлечено юридическое лицо – ООО Агрофирма «Николаевская» (постановление № 05-78 от 20.07.2016).

По ходатайству Министерства у Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан истребованы материалы административного дела о привлечении к ответственности ООО Агрофирма «Николаевская» (постановление № 05-03 от 19.01.2016 и постановление № 05-78 от 20.07.2016) и должностного лица – директора ООО Агрофирма «Николаевская» (постановление № 05-06 от 04.02.2016), а также информация об устранении выявленных административных нарушений с документальным подтверждением.

Истребованные документы представлены в материалы дела, из которых следует, что Постановлением Управления Россельхознадзора по РБ № 05-78 от 20.07.2016 (т. 2 л.д. 10-11) ООО Агрофирма «Николаевская» привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ по факту выявления несанкционированной свалки ТБО на общей площади 0,5 га на земельном участке с кадастровым номером 02:47:041001:35, входящем в состав единого землепользования 02:47:000000:265, в 1 км юго-западнее д.Подымалово Дмитриевского сельсовета Уфимского района РБ.

Согласно сведениям, предоставленным Администрацией сельского поселения ФИО3 сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в письме № 220 от 27.03.2019 (т. 2 л.д. 19) в границах земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:35, в 1 км юго-западнее д.Подымалово, несанкционированная свалка отсутствует.

Кроме того, из мотивировочной части решения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 17.05.2017 по делу № 12-73/2017, представленного заявителем (т. 2 л.д. 15-17), рассматривавшем жалобу ООО «Стройресурсы» на постановление Управления Россельхознадзора по РБ № 05-85 от 26.07.2016, вынесенному по факту выявления этой же свалки ТБО, также усматривается, что свалка закрыта, проведена рекультивация земель. 

Таким образом, материалами дела подтверждается, что нарушение законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, выразившееся в допущении несанкционированной свалки ТБО на общей площади 0,5 га на земельном участке с кадастровым номером 02:47:041001:35, входящем в состав единого землепользования 02:47:000000:265, в 1 км юго-западнее д.Подымалово Дмитриевского сельсовета Уфимского района РБ, устранено.

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 25.04.2016 (т. 2 л.д. 24) постановление Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан № 05-06 от 04.02.2016 в отношении директора ООО Агрофирма «Николаевская» ФИО4 отменено.

Постановлением Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан № 05-03 от 19.01.2016 (т. 2 л.д. 20-21) ООО Агрофирма «Николаевская» привлечено к административной ответственности по по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 163228 кв.м на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в 6,7 км сесеро-западнее д.Волково Уфимского района с кадастровым номером 02:47:040601:14 в составе единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:265.

Администрация МР Уфимский район РБ в ответ на запрос ООО Агрофирма «Николаевская» письмом № 2330 от 19.03.2019 (т. 2 л.д. 31) предоставило данные о расположении карьера в границах земельного участка с кадастровым номером 02:47:040601:47 в виде аэрофотосъемки 2008 года и данных googl maps 2018 года (т. 2 л.д. 32-33).

Земельный участок с кадастровым номером 02:47:040601:47 поставлен на кадастровый учет 23.09.2016 на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений РБ № 1402 от 20.09.2016.

Согласно кадастровому паспорту № 02/16/1-678168 от 23.09.2016 земельного участка с кадастровым номером 02:47:040601:47 (т. 2 л.д. 38-39) земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 23.09.2016, образован из земельного участка 02:47:000000:265, сведения о земельном участке имеют статус временные, дата истечения временного характера сведений – 24.09.2021.

Письмом № 61 от 12.03.2019 (вх.№ 6458 от 12.03.2019) (т. 2 л.д. 40) ООО Агрофирма «Николаевская» обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:47:040601:47 на основании пп.5 п.2 ст.39.6 и п.4 ст.11.8 Земельного кодекса РФ, на условиях, установленных договором № 394-ДМ от 19.01.2007.

Как следует из письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан № 02445 от 28.03.2019 (т. 2 л.д. 41-42) сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:47:040601:47 переведены в статус «аннулированный» 20.03.2019 на основании заявления Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 15.03.2019.

На момент рассмотрения настоящего дела действия по исключению земельного участка с кадастровым номером 02:47:040601:47 из сведений Государственного кадастра недвижимости не оспорены.

Из пояснений бывшего заместителя директора совхоза «ФИО3» и ООО «ФИО3» ФИО5 от 02.02.2017 (т. 2 л.д. 45), служебной записки управляющего подразделением ФИО3 ООО Агрофирма «Николаевская» ФИО6 от 14.03.2019 и письма ООО «ФИО3» № 7 от 06.02.2017 (т.2 л.д. 44), следует, что добыча песка и гравия на карьере была начата совхозом «ФИО3» в начале 1980-х годов.

Таким образом, из представленных документов следует, что карьер в 6,7 км северо-западнее д. Волково Уфимского района РБ был образован в период до заключения договора аренды № 394-ДМ от 19.01.2007 земельного участка 02:47:000000:265.

В соответствии со статьей 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Как видно из схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 (т. 2 л.д. 26) карьер расположен вблизи северо-западной границы земельного участка 02:47:000000:265, вне границ испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322.

Таким образом, с учетом того, что, карьер не относится к земельным участкам 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322, а также того, что разработка карьера начата до предоставления исходного земельного участка в аренду, факт нахождения карьера на исходном земельном участке не может безусловно лишить ООО Агрофирма «Николаевская» права на приватизацию вновь образованных земельных участков.

Письмом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (Минэкологии РБ) № 16/4233 от 26.03.2019 (т. 2 л.д. 58-59) Министерством земельных и имущественных отношений РБ получена информация о том, что на земельном участке с кадастровым номером 02:47:000000:265 было выявлено нарушение, совершенное ООО Агрофирма «Николаевская». А именно 23.09.2014 Уфимским территориальным управлением Минэкологии РБ совместно с отделом МВД России по Уфимскому району выявлена незаконная добыча песчано-гравийной смеси на карьере в 7 км северо-западнее д.Волково предприятием ООО Агрофирма «Николаевская».

По ходатайству Минземимущества РБ у Минэкологии РБ истребованы материалы административного дела – постановление о назначении административных наказаний по ч.1 ст.7.3. КоАП РФ в отношении должностного лица директора ООО Агрофирма «Николаевская» ФИО4 на сумму 30 000 рублей и юридического лица ООО Агрофирма «Николаевская» на сумму 800 000 рублей и информацию об устранении выявленных административных нарушений с документальным подтверждением.

Постановлениями Уфимского ТУ Минэкологии РБ № 460 от 07.11.2014 (т. 2 л.д. 121-126) и № 461 от 07.11.2014 (т. 2 л.д. 127-132) соответственно юридическое лицо ООО Агрофирма «Николаевская» и должностное лицо директор ООО Агрофирма «Николаевская» ФИО4 привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.7.3. КоАП РФ за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Как было  отмечено ранее, согласно с п.п.9 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Требование, предусматривающие право на продажу земельного участка без проведения торгов, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, включено в п.п.9 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ Федеральным законом № 336-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Исходя из данной формулировки следует, что для целей установления права на покупку земельного участка имеет значение наличие информации о нарушениях, во-первых, выявленных в рамках государственного земельного надзора; во-вторых, допущенных при использовании такого земельного участка; и в-третьих неустраненных на момент обращения с заявлением о продаже земельного участка.

Данное толкование сделано, в том числе исходя из анализа намерений законодателя при разработке и принятии указанной нормы. Так, в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (Интернет-страница https://regulation.gov.ru/projects#npa=39276), указано следующее.

В целях упрощения процедуры предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность или аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Закона об обороте.

В соответствии с подготовленным Минсельхозом России проектом федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – законопроект) при принятии решения о предоставлении арендаторам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду без проведения торгов предлагается исходить из отсутствия или наличия в отношении таких арендаторов информации о выявленных и не устраненных нарушениях земельного законодательства при использовании арендуемых земельных участков.

Предполагается, что информация об отсутствии или наличии совершенных арендатором нарушений земельного законодательства при использовании находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения будет предоставляться территориальными управлениями Россельхознадзора по запросам органов, уполномоченных на распоряжение такими земельными участками.

Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальными органами (пункт 2 названного Положения).

Таким образом, Министерство природопользования и экологии по Республике Башкортостан органом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, не является.

Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно преамбуле ФЗ «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра. Предметом правонарушения выступают недра, представляющие собой часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Объективная сторона представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии.

ООО Агрофирма «Николаевская» привлечено к ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ. Данное правонарушение выявлено органом, не уполномоченным на государственный земельный надзор. Правоотношения возникли в области недропользования, а не землепользования. Соответственно данное нарушение, по мнению суда, не относится к государственному земельному надзору и нарушениям законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.

Указание Минэкологии РБ в сопроводительном письме № 01-15/546 от 23.04.2019, что нарушение не устранено, так как добыча на карьере производилась и ранее, и не только ООО Агрофирма «Николаевская», документально не подтверждено. Сведения о направлении предписаний в адрес ООО Агрофирма «Николаевская» об устранении указанного нарушения в материалы дела также не представлено. При данных обстоятельствах суд полагает необходимым признать правомерным довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае выявление нарушения и наложение наказания повлекло пресечение и прекращение противоправного поведения. Соответственно отнести данное нарушение к неустраненным оснований не имеется.

Таким образом, привлечение ООО Агрофирма «Николаевская» к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, не относится к выявленным в рамках государственного земельного надзора и неустраненным нарушениям законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка, соответственно не может служить основанием для отказа в предоставлении Заявителю спорных земельных участков.

При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у заявителя прав на получение земельных участков в собственность путем их продажи без проведения торгов.

Доводы заинтересованного лица о том, что в момент обращения заявителя в Министерство с просьбой выкупа спорных земельных участков не истекли три года с момента заключения договоров аренды, подлежат отклонению судом по следующим основаниям.

Согласно пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Министерство не отрицают того обстоятельства, что спорные земельные участки образованы в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, предоставленного Заявителю в аренду по договору аренды № 394-ДМ от 19.01.2007 находящегося в государственной собственности земельного участка.

Земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, в его границах, о чем имеется запись в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выписками из ЕГРН о спорных земельных участках, поэтому они следуют судьбе и целевому использованию исходного земельного участка. Соответственно, на них распространяются права и обязанности арендатора, существующие в отношении исходного земельного участка, в том числе право арендатора на приобретение в собственность земельного участка, предусмотренное подпунктом 9 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации. Право Заявителя на приобретение в собственность спорных земельных участков основано на договоре аренды земельного участка № 394-ДМ от 19.01.2007. Право аренды земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 приобретено Заявителем по договору уступки № 87 от 06.06.2011 прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка и зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 17.09.2015. Таким образом, Заявитель на момент обращения в Министерство с заявлениями о выкупе спорных земельных участков владел земельными участками на праве аренды более трех лет. Срок аренды, установленный договором аренды по 18 декабря 2031 года, не истек, соответственно заявления о заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов поданы до дня истечения срока договора аренды земельного участка. Информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 у Министерства отсутствует, суду не представлена.

Заявления о продаже земельных участков без проведения торгов поданы заявителем в Министерство в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

На основании ч. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Как разъяснено в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 № 73, по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 182 АПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу. В ч. 2 ст. 182 АПК РФ предусмотрено, что решения суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению. Аналогичное положение содержится в ч. 7             ст. 201 АПК РФ.

Исходя из изложенного суд в качестве способа восстановления нарушенного права считает необходимым обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проектов договоров купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409 и 02:47:041201:322, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, сельское поселение ФИО3 сельсовет, имеющих вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, и направить проекты указанных договоров купли-продажи обществу Агрофирма «Николаевская».

В  соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заинтересованное лицо в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным, ввиду несоответствия подп. 9 п. 2 ст. 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации, отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в письме № ИА-21/14621 от 14.11.2018 в предоставлении в собственность Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участкас кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м, расположенного по адресу: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

Признать недействительным, ввиду несоответствия подп. 9 п. 2 ст. 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации, отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в письме № ИА-21/14622 от 14.11.2018 в предоставлении в собственность Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» земельного участка с кадастровым номером 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м, расположенного по адресу: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

Признать недействительным, ввиду несоответствия подп. 9 п. 2 ст. 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации, отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в письме № ИА-21/14623 от 14.11.2018 в предоставлении в собственность Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м, расположенного по адресу: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

Признать недействительным, ввиду несоответствия подп. 9 п. 2 ст. 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации, отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в письме № ИА-21/14624 от 14.11.2018 в предоставлении в собственность Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» земельного участка с кадастровым номером 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м, расположенного по адресу: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

Признать недействительным, ввиду несоответствия подп. 9 п. 2 ст. 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации, отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в письме № ИА-21/14625 от 14.11.2018 в предоставлении в собственность Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» земельного участка с кадастровым номером 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м, расположенного по адресу: РБ, Уфимский р-н, с/с ФИО3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская».

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 15 000 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                       Р.М. Айбасов