ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-39095/2017 от 10.04.2018 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

7 мая 2018 года                                                 Дело № А07-39095/2017

Резолютивная часть решения оглашена 10 апреля 2018 года. Решение в полном объеме изготовлено 7 мая 2018 года.

    Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Атаевой М.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (ИНН <***>, КПП 027501001, ОГРН <***> от 15.01.2010 года, 450076, РБ, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***> от 20.01.2003 года, 450008, РБ, <...>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

общество с ограниченной ответственностью «Атом» (450074, РБ, <...>);

ассоциация «Общероссийская негосударственная организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (ИНН <***>, ОГРН <***> от 10.12.2009 года, 123242, <...>)

об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) антимонопольных органов,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность № 260 от 27.12.2017 года;

от ответчика – ФИО2, доверенность № 2 от 09.01.2018 года;

от ООО «Атом» – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ;

от ассоциации «Общероссийская негосударственная организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (ТУ Росимущества в Республике Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании решения № ВП-162/17 от 15.11.2017 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

         В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. В обоснование своего заявления ТУ Росимущества в Республике Башкортостан указывает на нарушение антимонопольным органом процедуры рассмотрения дела, а также на несоответствие выводов УФАС по РБ фактическим обстоятельствам дела.

         Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспоренное решение законным и обоснованным.

         Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, отношение к предмету спора не выражено.

  Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Доводы заявителя о ненадлежащем извещении ТУ Росимущества в Республике Башкортостан о времени и месте рассмотрения дела антимонопольным органом суд читает несостоятельными и подлежащими отклонению, поскольку они противоречат представленным доказательствам (том 1 л.д. 85-90). 

Вместе с тем, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 11.10.2017 года № 13653 поступило обращение ООО «Атом» о наличии нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной ситеме) при проведении закупки объявление № 0301100004817000079 «Текущий ремонт на 5-7 этажах в здании ТУ Росимущества в Республике Башкортостан».

По мнению ООО «Атом», заказчиком нарушен Закон о контрактной системе, а именно в документации не установлены обязательные требования к участнику закупки о предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Комиссия Башкортостанского УФАС России, изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила, что 29.09.2017 года заказчиком в ЕИС размещена закупка реестровый номер извещения 0301100004817000079, НМЦК - 5 063 180,00 рублей.

Комиссией было установлено, что заказчиком объект закупки сформулирован как текущий ремонт в здании. Установлен код ОКПД 43.39.19.190 «Выполнение работ по текущему ремонту помещений в административном здании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан.».

Согласно ведомости объемов работ указанной в техническом задании документации размещенной в ЕИС Заказчику необходимо осуществить ремонт помещений в административном здании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, а именно помещений встроенных в здание Заказчика.

Комиссией установлено, что работы установленные Заказчиком относятся к работам, указным в пункте 10 приложения № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 (далее также Правила), и являются работами, производимыми при капитальном ремонте жилищного фонда, к которым относится ремонт встроенных помещений в зданиях.

Следовательно, по мнению антимонопольного органа, работы предусмотренные документацией относятся к работам по капитальному ремонту.

В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. По мнению УФАС по РБ данное требование территориальным управлением было нарушено, в связи с чем вынесено решение № ВП-162/17 от 15.11.2017 года.

Суд приходит к выводам о необоснованности выводов антимонопольного органа.

Определения понятий «объект капитального строительства», «строительство», «реконструкция», «капитальный ремонт объекта капитального строительства» приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14). Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).

В статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (пункт 8).

Исходя из положений главы IIПравил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В приложениях № 7 и 8 к данным Правилам и нормам приведены рекомендуемые перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279 «Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» (далее - Постановление 279) дано разграничение текущего и капитального ремонтов здания.

В силу п. п. 3.4. и 3.5. Постановления 279 к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

Текущий ремонт производственных зданий и сооружений осуществляется за счет эксплуатационных расходов предприятия или организации.

В силу п. 3.11. Постановления 279 к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Как следует из документации о закупке в перечень работ (далее - Работы) включено:

1. Внутренняя отделка помещений (снятие обоев, грунтовка стен, поклейка обоев, их дальнейшая покраска, покраска батарей, покраска потолочного покрытия в двух помещениях);

2. Замена дверей (внутри помещений) без расширения дверных проемов;

3. Замена напольного покрытия (ламината) с заменой плинтусов;

4. Установка натяжного потолка в одном кабинете;

5. Замена светильников без замены электропроводки.

Предметом закупки является текущий ремонт помещений в административном здании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, расположенном по адресу: <...>.

Сопоставление вышеизложенных норм градостроительного законодательства и предмета закупки указывает на отсутствие оснований относить предмет закупки к понятию капитального ремонта.

Антимонопольным органом как в оспоренном решении, так и в судебном разбирательстве, не указано какие виды запланированных работ они считают относящимися к капитальному ремонту.

Фактически доводы ответчика сводятся к тому, что все ремонтные работы в встроенных помещениях относятся к капитальным, что не соответствует приведенной нормативной базе. 

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что антимонопольный орган при принятии решения превысил свои полномочия, совершив действия, которые не уполномочено совершать - определять относятся ли работы к текущему либо к капитальному ремонту.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Работы по ремонту помещений Территориального управления не входят в данный перечень, соответственно работы не являются капитальным ремонтом.

Территориальное управление письмом от 06.09.2017 года № 02/6023 направило в Росимущество запрос на выделение денежных средств, в том числе 5 095 055,60 рублей на текущий ремонт.

Расчетным предписанием от 11.09.2017 года Министерство финансов выделило 5 267 162,98 рублей. Код расхода по БК в данном предписании - 167 0113 3810690019 244. Последние три цифры являются видом расходов бюджета.

В соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» расход бюджета 243 - закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества, а 244 - Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Денежные средства после проверки сметы не были выделены на капитальный ремонт, а выделены на прочие нужды, к которым относится и текущий ремонт.

Таким образом, вывод антимонопольного органа в оспоренном решении о том, что государственная закупка относится к капитальному ремонту, не соответствует действительности и противоречит вышеуказанным положениям нормативно-правовых актов.

Как обосновано указано заявителем, учитывая, что работы по текущему ремонту не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые должны выполнятся только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к такому виду работ, установление заказчиком требования о наличии у участника выданного свидетельства о допуске к соответствующему виду работ привело бы к нарушению ч. 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (ИНН <***>, КПП 027501001, ОГРН <***> от 15.01.2010 года, 450076, РБ, <...>) требования удовлетворить.

Признать недействительным вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***> от 20.01.2003 года, 450008, РБ, <...>) решение № ВП-162/17 от 15.11.2017 года (исх. № 7/14699 от 20.11.2017 года).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          К.В.Валеев