ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-39219/19 от 01.10.2020 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                              Дело № А07-39219/19

30 октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2020 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Воронковой Е. Г. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рябцевой О.Л., рассмотрев дело по иску

 ООО "КОМПЛЕКССТРОЙПРОЕКТ" (ОГРН: <***>)

к ) ГК РБ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ (ОГРН 1180280059761),

   2) Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (ОГРН<***>)

третье лицо - ООО «БПК» (ОГРН <***>)

о признании требования п.19.2 закупочной документации недействительными, об отмене протоклов проведения итогов аукционов в электронной форме от 06.11.2019, от 08.11.2019

при участии в судебном заседании:

от ответчика -  от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан – ФИО1 представителя по доверенности от 12.11.2019г.

Истец, ответчик (1) и третьего лица извещен  надлежащим образом в силу ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещения направляются арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Определениями суда сторонам разъяснена возможность проведения судебного онлайн-заседания с использованием системы веб-конференции.

Такие ходатайства от истца, ответчика (1) и третьего лица не поступили.

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, ответчика (1) и третьего лица.

         Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан просил в удовлетворении иска отказать.

Исследовав представленные доказательства,  суд

УСТАНОВИЛ:

            На сайте www.zakupki.gov.ruГосударственным комитетом Республики Башкортостан по мониторингу социально-экономического развития  были опубликованы извещения о проведении аукционов: 

Извещение 1)      № 0101500000319001796    от      21.10.2019г.        Выполнение         проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство централизованной системы водоотведения с очистными сооружениями канализации в с. Верхние Киги Кигинского района Республики Башкортостан»

Дата опубликования извещения о проведении закупки: 21.10.2019г.

Дата и время окончания подачи заявок:             30.10.2019г.

Дата проведения аукциона:                                 01.11.2019г.

Извещение   2) №0101500000319001829 от  23.10.2019                    

Выполнение проектно­-изыскательских работ по объекту «Строительство очистных сооружений и канализационных сетей в с. Малояз МР Салаватский район Республики Башкортостан»

Дата опубликования извещения о проведении закупки 23.10.2019г.

Дата и время окончания подачи заявок              01.11.2019г.

Дата проведения аукциона                                  05.11.2019г.

Как указал истец в исковом заявлении, 30 октября 2019 года ООО "КОМПЛЕКССТРОЙПРОЕКТ"  подало заявку на участие в электронном аукционе № 0101500000319001796 за один час до окончания подачи заявок

Заявка была зарегистрирована на Национальной электронной площадке под порядковым номером 10.

В ходе аукциона 01.11.2019 ООО "КОМПЛЕКССТРОЙПРОЕКТ" занял первое место с ценовым предложением 6266251 руб. при начальной цене 14 241 481,74 руб.

30 октября 2019 года ООО "КОМПЛЕКССТРОЙПРОЕКТ" подало заявку на участие в электронном аукционе 0101500000319001829 за один день до окончания подачи заявок.

Заявка была зарегистрирована на национальной электронной площадке под порядковым номером 5

В ходе аукциона 05.11.2019г ООО "КОМПЛЕКССТРОЙПРОЕКТ" занял первое место с ценовым предложением 4 293 097,64 .руб. при начальной цене 14 915 824,29 руб.

08.11.2019г. в 18:06:51 были опубликованы в ЕИС протоколы подведения итогов, в которых вторые части заявок ООО "КОМПЛЕКССТРОЙПРОЕКТ" были признаны не соответствующими требованиям закупочной документации из-за отсутствия у организации выписки из реестра членов СРО на право выполнения инженерных изысканий.

Как указал истец, 29 октября 2019г., перед подачей заявки, по этому вопросу истец связывался по телефону с ответственным исполнителем Заказчика ФИО4 (п.2.1 Общих сведений закупочной документации- тел.218-00-22). После совещания со своими коллегами ФИО4 ответила, что Заказчик в курсе требований Федеральной антимонопольной службы РФ по этому вопросу и заверила, что участвовать в торгах можно, при условии привлечения впоследствии к выполнению инженерных изысканий субподрядчика, состоящего членом СРО в области инженерных изысканий.

Жалобы на положения закупочной документации в Федеральную антимонопольную службу по Республике Башкортостан по обеим закупкам были отклонены без рассмотрения на основании поступления жалоб по истечении срока, предусмотренного ст. 105 44-ФЗ.

По мнению истца, установленные Заказчиком требования пункта 19.2 раздела 2 «Общие сведения» закупочных документаций о членстве проектной организации в СРО в области инженерных изысканий являются избыточными, не дают проектным организациям, являющимися членами СРО в области архитектурно - строительного проектирования, реализовать право на выполнение проектных работ, предусмотренное частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, нарушают наши права и законные интересы и ведут к необоснованному ограничению числа участников торгов, что является нарушением требований части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе 44-ФЗ.

Кроме того, пунктом 1.2 проекта контракта закупочных документаций предусмотрена возможность привлеченияпобедителем аукциона субподрядных организаций.

Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, необходимы для выполнения проектных работ лишь в качестве исходных данных. В соответствии с требованиями пункта 5.2 Градостроительного Кодекса РФ, привлекая на условиях субподряда изыскательскую организацию, Генеральный проектировщик несет ответственность за соответствие изыскательской организации требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе наличия у нее свидетельства СРО в области инженерных изысканий, несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Данные условия закреплены в частях 5.2, 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. Проектная организация несет ответственность перед Заказчиком за выполненные проектные работы и в том числе за качество выполненных инженерных изысканий на условиях субподряда.

Кроме того, по условиям закупки на проектно-изыскательские работы обязаны получить положительное заключение Государственной экспертизы. Статья 49 Градостроительного Кодекса, в которой определяются правила проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, не требует наличия у проектной организации свидетельства СРО на выполнение инженерных изысканий, допуская привлечение изыскательской организации, имеющей свидетельство СРО на инженерные изыскания, на условиях субподряда.

По мнению истца, требования о наличии у проектной организации свидетельства СРО в области инженерных изысканий приводит к резкому снижению количества участников закупки, ограничивают доступ проектных организаций к участию в торгах и противоречат принципам равной конкуренции, содержат признаки нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Как видно из протоколов подведения итогов из-за вышеуказанных требований были отклонены более 50% заявок участников этих двух аукционов.

Требование наличия у проектной организации членства в СРО в области инженерных изысканий вынуждает проектные организации вступать в СРО инженерных изыскателей,( а для этого необходимы дополнительные значительные средства), и увеличивать доходы СРО в области инженерных изысканий, которые являются коммерческими организациями.

Истец считает, что необоснованные требования пунктов 19.2 Общих сведений закупочных документаций №0101500000319001829 от 23.102019г. , №01015000001796 от 21.10.2019г. не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе 44-ФЗ: части 2 статьи 8 «Принцип обеспечения конкуренции», части 6 статьи 31 «Требования к участникам закупки», создают препятствия для осуществления проектными организациями предпринимательской деятельности в виде ограничения доступа к участию в торгах, нарушают права и законные интересы проектных организаций в сфере предпринимательской деятельности.

Истец, полагая требования пунктов 19.2 Общих сведений закупочных документаций №0101500000319001829 от 23.102019г. , №01015000001796 от 21.10.2019г., незаконными, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению,  основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям данного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

По смыслу данной статьи основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь оказавшее существенное влияние на результат торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

           Согласно документации об Аукционе, предметом закупки является:

- Выполнение      проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство централизованной системы водоотведения с очистными сооружениями канализации в с. Верхние Киги Кигинского района Республики Башкортостан» (электронный аукцион № 0101500000319001796);

- Выполнение проектно­-изыскательских работ по объекту «Строительство очистных сооружений и канализационных сетей в с. Малояз МР Салаватский район Республики Башкортостан» (электронный аукцион № 0101500000319001829).

В соответствии с пунктом 19.2 Раздела № 2 «Общие сведения» документации об электронном аукционе с извещением № 0101500000319001796 участники закупки должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ):

«Соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ):

членство участника закупки в саморегулируемых организациях (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), подтвержденное действующей выпиской из реестра членов по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86.

Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Кроме того:

-  СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

-    совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Не требуется членство организаций в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ».

Аналогичные требования к участникам закупки установлены по электронному аукциону с извещением № 0101500000319001829.

Предметом закупок с извещениями № 0101500000319001796, № 0101500000319001829 являются работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, которые функционально и технологически взаимосвязаны.

В силу статьи 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются самостоятельнымивидами саморегулируемых организаций.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Согласно части 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).

С учетом изложенного, исходя из действующего градостроительного законодательства Российской Федерации, следует, что в случае, если предметом договора является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух саморегулируемых организаций - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.

Поскольку представленное заказчиком описание объекта закупки предусматривает выполнение инженерных изысканий и работы по подготовке проектной документации, в документации об электронных аукционах установлено требование о членстве участников закупки в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования в отношении объектов капитального строительства.

       В соответствии с частью 5 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации при определении числа членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

Часть 6 статьи 55.5 ГрК РФ устанавливает, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации (далее - СРО), не могут быть ниже чем минимально установленные в части 6 указанной статьи, в том числе устанавливается требование к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 ГрК РФ (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Согласно пункту 3 Положения о выполнении инженерных изыскании для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 20, инженерные изыскания и (или) отдельные их виды могут выполняться физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, выполняющим инженерные изыскания (далее - исполнители).

Согласно пункту 4.12 «СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные

изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция

СНиП 11-02-96» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя Россииот 30 декабря 2016 года № 1033/пр) (далее - СП 47.13330.2016) основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации договор подряда (далее - договор) или государственный (муниципальный) контракт (далее - контракт) между заказчиком и исполнителем инженерных изысканий (далее - исполнитель). К договору (контракту) прилагается задание на выполнение инженерных изысканий (далее - задание), материалы и документы, необходимые для выполнения работ (далее — исходные данные).

В соответствии с пунктом 4.18 СП 47.13330.2016 в соответствии с заданием заказчика исполнителем разрабатывается программа инженерных изысканий.

Программа является основным организационно-руководящим, техническим и методическим документом при выполнении инженерных изысканий, согласовывается заказчиком и утверждается исполнителем.

Пунктом 4.10 СП 47.13330.2016 также установлено, что внешний контроль качества выполнения инженерных изысканий осуществляется застройщиком, техническим заказчиком (далее - заказчик). Заказчик осуществляет контроль качества инженерных изысканий собственными силами или с привлечением независимых организаций. Задача контроля качества со стороны заказчика - проверка соответствия выполненных или выполняемых исполнителем работ и их результатов, требованиям задания, программы, НТД.

Заявитель ссылается на возможность привлечения им субподрядчика для выполнения инженерных изысканий, однако заказчик в лице ФИО5 не может знать заранее, воспользуется ли участник закупки правом на привлечение к выполнению работ по договору субподрядных организаций.

В случае заключения договора субподряда генеральный подрядчик будет выступать заказчиком, а непосредственный субподрядчик исполнителем инженерных изысканий.

Следовательно, участник закупки должен быть членом СРО как в области архитектурно-строительного проектирования, так и в области инженерных изысканий, поскольку для соблюдения приведенных выше норм действующего градостроительного законодательства Российской Федерации участник закупки, выступающий в субподрядных отношениях в роли заказчика, должен согласовать программу инженерных изысканий, а также осуществлять внешние контроль качества выполнения инженерных изысканий.

Указанное также подтверждается письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2019 года № 09-01-04/9392 о членстве в саморегулируемой организации при выполнении проектно-изыскательских работ.

            Количество участников, чьи заявки признаны соответствующими по двум закупочным процедурам, свидетельствуют о наличии конкуренции.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» («Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года).

Таким образом, довод Заявителя об ограничении конкуренции не соответствует фактическим обстоятельствам дела

Заявитель ссылается на часть 5.2 статьи 48 ГрК РФ, предусматривающую, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Однако, указанная норма не содержит положений относительно того, что физическое или юридическое лицо не должно быть членом СРО в области инженерных изысканий, на основании чего довод ООО «Комплексстройпроект» о том «...Проектная организация несет ответственность перед заказчиком за выполненные проектные работы и в том числе за качество выполненных инженерных изысканий на условиях субподряда», носит субъективный характер и не основан на действующем градостроительном законодательстве Российской Федерации.

Возмещение вреда и ущерба, причиненного вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, осуществляется в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, членом которой является такой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в порядке, установленном положениями статей 60 и 60.1 ГрК РФ.

Следовательно, установление в документации об электронных аукционах требования о членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий направлено на минимизацию рисков со стороны заказчика при выполнении подрядчиком инженерных изысканий ненадлежащим образом.

В свою очередь, установление в документации об электронных аукционах требования о членстве участника закупки только в СРО в области архитектурно-строительного проектирования автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика, связанных с выполнением инженерных изысканий.

Таким образом, в случае выполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом работ по подготовке проектной документации (включая выполнение инженерных изысканий) по единому договору подряда на указанные работы такое лицо должно являться членом СРО в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования соответственно.

Указанная позиция также нашла отражение в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2019 года №09-01-04/9392.

Как следует из заявления ООО «Комплексстройпроект», поскольку в проекте контракта по закупочным процедурам с извещениями № 0101500000319001796, № 0101500000319001829 имеется условие о возможности привлечения победителем аукциона субподрядных организаций, в документации об электронных аукционах неправомерно установлено требование о членстве участника закупки в СРО в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования.

Проекты контракта, представленные Заказчиком в составе заявок на закупку, содержат пункты 1.2:

«Генеральный проектировщик» вправе привлечь к выполнению Работы других лиц (субподрядчиков)».

Таким образом, данное условие контракта указывает на право (возможность)привлечения субподрядчиков и не является обязанностьюгенерального подрядчика.

Следовательно, участник закупки, ставший победителем электронного аукциона, может выполнять работы самостоятельно, без привлечения субподрядчиков, в связи с чем в документации об электронных аукционах правомерно установлено требование о членстве такого участника закупки в СРО в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования.

        Заявитель указывает, что «... требования о наличии у проектной организации свидетельства СРО в области инженерных изысканий приводит к резкому снижению количества участников закупки, ограничивают доступ проектных организаций к участию в торгах и противоречат принципам равной конкуренции...», что не соответствует фактическим обстоятельствам.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона с извещением № 0101500000319001796 от 6 ноября 2019 года заявки четырехучастников закупки признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона с извещением № 0101500000319001829 от 8 ноября 2019 года заявки пятерых участников закупки признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.

Таким образом, указанные участники закупки представили все документы, требуемые в соответствии с условиями документации об электронном аукционе, в том числе выписки СРО в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования.

Следовательно, количество участников, чьи заявки признаны соответствующими по двум закупочным процедурам, свидетельствуют о наличии конкуренции.

      По результатам аукциона от 06.11.2019 и 08.11.2019 победителем признано ООО «БПК» (ОГРН <***>).

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан заключены контракты №10/19-П, №11/19-П от 22.11.2019 по итогам подведения итогов электронных аукционов с извещениями № 0101500000319001796, № 0101500000319001829   с победителем электронных аукционов ООО «БПК» (ОГРН <***>), информация о чем размещена на сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

Согласно представленной ООО «БПК» справке о проценте выполнения работ:

         Объект:   «Строительство   централизованной   системы   водоотведения   с   очистными сооружениями канализации в с. Верхние Киги Кигинского района Республики Башкортостан» Заказчик:Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ Проектная организация: ООО «Башкирская Проектная Компания» Процент выполнения работ:

1.Предпроектная проработка выполнена на 100 %;

2.Комплекс инженерных изысканий на 50 %;

3.Проектно-сметная документация на 45 %

     Объект: «Строительство очистных сооружений и канализационных сетей в с. Малояз муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан» Заказчик:Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ Проектная организация: ООО «Башкирская Проектная Компания» Процент выполнения работ:

1.Предпроектная проработка выполнена на 100%;

2.Комплекс инженерных изысканий на 95%;

3.Проектно-сметная документация на 80 %

Признание недействительным аукциона должно привести к восстановлению нарушенных прав и интересов лица, предъявившего соответствующий иск (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11).

Признание  требования п.19.2 закупочной документации недействительным и  отмена протоколов проведения итогов аукционов в электронной форме от 06.11.2019, от 08.11.2019, не приведет восстановлению нарушенных прав и интересов лица обратившегося с иском, поскольку по их результатам заключены государственные контракты, который в большей части исполнены.

Государственный контракт не может быть повторно заключен после исполнения его победителем торгов.

Удовлетворение требований в условиях исполнения контрагентами заключенного на торгах договора, не приведет к восстановлению в правах участника аукциона, соответствующий судебный акт будет неисполненным и его принятием может быть нарушен принцип правовой определенности.

На основании вышеизложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на истца в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

       В удовлетворении иска отказать.

       Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

           Судья                                                               Е.Г. Воронкова