ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-4334/2021 от 24.02.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                         Дело № А07-4334/2021

02 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2022

Полный текст решения изготовлен 02.03.2022

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Абдуллиной Э.Р. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агзамовой Э.А. , рассмотрев дело по иску

Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ИП ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

об обязании ответчика за собственный счет демонтировать нестационарный торговый объект по адресу: РБ, <...> автобусная остановка "Автовокзал"

при участии в судебном заседании:

от сторон – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ 

Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением об обязании ответчика за собственный счет демонтировать нестационарный торговый объект по адресу: РБ, <...> автобусная остановка "Автовокзал"

От сторон заявлений и ходатайств не поступило, явку не обеспечили, истребованные судом документы не предоставили.

Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом (статьи 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебное заседание проводится в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ответчик) на территории города Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (истец) адресу: РБ, <...> автобусная остановка «Автовокзал», размещен нестационарный торговый объект (далее - НТО).

С ответчиком 17.01.2019 по результатам проведения конкурса на основании протокола от 15.01.2019 №4 был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта (киоска, павильона), (объекта по оказанию услуг) на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан. Период размещения НТО с 15.01.2019 по 15.12.2019 г.

Решением Совета муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 05.06.2020  № 540 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (далее - Положение).

Согласно п.7.1 раздела 7 Положения нестационарного торгового объекта, размещенные с нарушением требований настоящего Положения, являются незаконными и подлежат демонтажу.

В соответствии с п. 7.2 Положения нестационарного торгового объекта подлежит демонтажу субъектом торговли в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты окончания срока действия договора.

В соответствии с п. 7.3 Положения при неисполнении собственниками НТО обязанности по своевременному их демонтажу, объекты считаются самовольно установленными, а места их размещения подлежат освобождению в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке.

Согласно п. 7.5 Положения демонтаж и освобождение земельных участков производятся собственниками нестационарного торгового объекта в добровольном порядке за счет собственных средств. В случае невыполнения собственником НТО демонтажа в указанный в Уведомлении срок Администрация обращается в суд.

Администрацией муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, Истец) ответчику направлено уведомление о демонтаже нестационарного торгового объекта от 09.04.2020 №1979.

В свою очередь ответчик нестационарный торговый объект не демонтировал, место под нестационарным торговым объектом не освободил, что подтверждается актом осмотра от 18.01.2021.

На основании вышеизложенного, истец просит обязать Индивидуального предпринимателя  ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) за собственный счет демонтировать нестационарный торговый объект, размещенный по адресу: РБ, <...> автобусная остановка "Автовокзал".

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, нарушенное право на земельный участок, подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено следующее, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права.

Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В силу указанных норм права иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Согласно пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно п. 3 вышеуказанного Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил включения нестационарных торговых объектов включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Поскольку полномочия по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов, полномочия по осуществлению муниципального контроля возложены на органы местного самоуправления, требования о сносе нестационарных торговых объектов, размещенных в нарушение утвержденной схемы, входит в компетенцию органов местного самоуправления, следовательно, не относится к полномочиям Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в части распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о торговле правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности; разработке и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Закона о торговле).

Необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы даже в случае необходимости при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-О).

Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.

При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место – сохраняется бизнес» (пункт 3.2.2).

Согласно частям 1, 3 статьи 10 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения, касающиеся размещения нестационарных торговых объектах на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 ЗК РФ установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункт 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ).

Однако приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком

Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме.

Таким образом, схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не предусматривает, что такой объект в названном месте должен быть размещен именно указанным конкретным индивидуальным предпринимателем или обществом.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.

 В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения нестационарных торговых объектов: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на

использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.

Данный правовой подход к регулированию вопроса реализации права на размещение нестационарного торгового объекта отражен, в частности, в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2017 № 80-АПГ17-12, определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2020 № 302-ЭС20-11055, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.06.2020 по делу № А10-1295/2019, постановлением Арбитражного суда ВосточноСибирского округа по делу № А19-10437/2017.

Судом установлено, что 17 января 2019 года между  Индивидуальным предпринимателем  ФИО1         действующего на основании свидетельства ОГРНИП № <***> именуемое в дальнейшем «Победитель конкурса», с одной стороны, и Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан в лице ФИО2, действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Администрация», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», по результатам открытого конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (киоска, павильона), (объекта по оказанию услуг) - (далее Торговый объект) и на основании протокола о результатах конкурса № 2 от 15 января 2019 года заключен договор, в соответствии с которым п.1.1 1.1 Администрация предоставляет Победителю конкурса право разместить Торговый объект - павильон, специализация объекта - розничная торговля продовольственной и непродовольственной группой товаров, оказание услуг, площадью 57 кв.м., по адресу: РБ. <...> остановка «Автовокзал», лот №5 согласно утвержденной Схеме размещения, а Победитель конкурса обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование Торгового объекта на условиях и в порядке, предусмотренных в соответствии с настоящим договором, федеральным законодательством, законодательством Республики Башкортостан, а также муниципальными правовыми актами муниципального района Бирский район Республики Башкортостан.

В связи с тем, что срок договора истек, размещение нестационарного торгового объекта по данному адресу является неправомерным.

Место для размещения нестационарного торгового объекта по адресу: РБ, <...> автобусная остановка «Автовокзал» включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов), объектов по оказанию услуг на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2018-2032 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 11.02.2020 №115 (с изменениями от 23.06.2020 №608, от 07.10.2020 №1078) (далее - Схема размещения НТО), порядковый номер 11.

Решением Совета муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 05.06.2020 № 540 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (далее - Положение).

В силу п. 1.1. Положения право на размещение НТО приобретается по результатам Конкурса, за исключением случаев, установленных п. 4.2. настоящего положения.

Согласно п. 4.2. Положения договор на право размещения НТО Без проведения конкурса по начальной (минимальной ) цене заключается:

1.на время действия переходного периода с хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю или предоставление услуг с использованием НТО, имевшим в соответствии с Земельным Кодексом РФ действующий договор аренды земельного участка по состоянию на 1 марта 2015г. на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, на срок и месте, предусмотренным Схемой размещения НТО;

2.при отсутствии нарушений условий договора, желании хозяйствующего субъекта продолжить деятельность по истечении сроков разрешенного размещения НТО, при обращении Субъекта в Администрацию за 60 календарных дней до окончания срока действия ранее заключенного договора на основании письменного заявления;

3.при предоставлении компенсацинного места.

В случае ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом Договора, указанного в абзаце втором настоящего пункта, договор на право размещения НТО заключается по результатам конкурса. Ненадлежащим исполнением обязательств по ранее заключенному договору аренды земельного участка на размещение НТО является невнесение арендной платы за земельный участок, на котором установлен НТО более шести месяца (два платежных периода).

В соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан  (далее – положение) п. 5.7. в случае досрочного прекращения действия Договора на право размещения НТО по основаниям, предусмотренным подпунктом 5.2.6 пункта 5.2. настоящего Положения НТО подлежат переносу на свободные (компенсационные) места, предусмотренные Схемой размещения НТО, без проведения конкурса на право размещения НТО с оформлением договора на размещение НТО на срок, указанный в предыдущем Договоре на право размещения НТО. Субъект торговли уведомляется Администрацией в письменной форме не менее чем за 30 календарных дней о расторжении договора и сроке демонтажа нестационарного торгового объекта. Свободное (компенсационное) место предоставляется только для размещения НТО аналогичного вида и специализации. В случае отказа собственника, владельца, пользователя НТО от размещения НТО на свободном (компенсационном) месте, НТО подлежит демонтажу силами и за счет собственника, владельца, пользователя НТО, а Договор на право размещения НТО подлежит досрочному расторжению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, Договором на право размещения НТО.

П. 5.8. Положения функционирование НТО по истечении установленного срока считается незаконным, за что владельцы НТО несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

П. 5.9.         Положения при прекращении договора на право размещения НТО Хозяйствующие субъекты, демонтировавшие НТО, обязаны восстановить благоустройство места размещения и прилегающей территории.

Согласно п. 7.1 раздела 7 Положения нестационарного торгового объекта, размещенные с нарушением требований настоящего Положения, являются незаконными и подлежат демонтажу.

В соответствии с п. 7.2 Положения нестационарного торгового объекта подлежит демонтажу субъектом торговли в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты окончания срока действия договора.

В соответствии с п. 7.3 Положения при неисполнении собственниками НТО обязанности по своевременному их демонтажу, объекты считаются самовольно установленными, а места их размещения подлежат освобождению в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке.

Согласно п. 7.5 Положения демонтаж и освобождение земельных участков производятся собственниками нестационарного торгового объекта в добровольном порядке за счет собственных средств. В случае невыполнения собственником нестационарного торгового объекта демонтажа в указанный в Уведомлении срок Администрация обращается в суд.

В свою очередь ответчик нестационарного торгового объекта не демонтировал, место под нестационарного торгового объекта не освободил, что подтверждается актом о проведении проверки по устранению нарушений в части выявления незаконно размещенного размещения нестационарных торговых объектов от 18.01.2021 г.

В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об исполнении ответчиком обязанности по своевременному внесению арендных платежей в спорный период. При этом суд неоднократно в определениях об отложении судебного заседания и в судебных заседаниях указывал на необходимость предоставления доказательства оплаты задолженности. Однако такие документы ответчик не представил. Ответчик не представил доказательства обращения в установленные Положением сроки с заявлением о продлении договора, заключении договора (письменное заявление), указанное поведение свидетельствует о злоупотреблении ответчиком процессуальными правами; неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет для этих лиц предусмотренные указанным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации неблагоприятные последствия.

В материалах дела имеется представленное истцом уведомление о демонтаже нестационарного торгового объекта, поскольку срок Договора истек, предложил ответчику в течение 10 дней со дня получения уведомления собственными силами и средствами демонтировать размещенный нестационарный торговый объект. В случае невыполнения ответчиком требования о демонтаже неправомерно размещенного нестационарного торгового объекта в течение 10 дней со дня получения уведомления, демонтаж нестационарного торгового объекта будет произведен в принудительном порядке с присуждением расходов по демонтажу, перевозке и хранению нестационарного торгового объекта на ответчика.

Уведомление о демонтаже нестационарного торгового объекта последним оставлено без удовлетворения.

Актом осмотра от 01.06.2021 установлено, что по настоящее время нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: РБ, <...> остановка "Автовокзал" не демонтирован (л.д. 112 т.1).

Доказательства обратного на дату судебного заседания стороны в материалы дела не предоставили.

Проанализировав положения подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в их системном единстве, суд считает необходимым отметить, что у ответчика отсутствуют основания для размещения киоска в связи с его включением в схему размещения нестационарных торговых объектов, поскольку  схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не свидетельствует о наличии прав Индивидуального предпринимателя  на использование земельного участка.

Кроме того, оснований для предположения о том, что при проведении конкурса Индивидуальный предприниматель ФИО1 будет являться победителем торгов на право заключения договора на размещение НТО отсутствуют, поэтому и  правовых оснований для использования спорного земельного участка для размещения нестационарного объекта у ответчика нет.

Ответчик не предпринимал надлежащих и достаточных действий для легализации и установлению правомочий пользования спорным участком.

Таким образом, в отсутствие  действующего договора аренды земельного участка либо договора на размещение нестационарного торгового объекта у Индивидуального предпринимателя не имеется оснований занимать публичный земельный участок, поэтому он должен освободить его путем демонтажа торгового павильона и возвратить администрации.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчик в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств освобождения спорного земельного участка не представил.

Довод ответчика о не направлении письменных уведомлений и извещений о необходимости демонтажа объекта судом отклоняется на основании следующего.

Федеральным законом от 01.07.2017 № 147-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отменен обязательный досудебный порядок урегулирования спора по требованиям неимущественного характера, за исключением случаев, если такой порядок предусмотрен федеральным законом (абзацы второй и третий части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Так, согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.

Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам, делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 настоящего Кодекса).

Таким образом, действующим процессуальным законодательством определен круг требований, по которым досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора является обязательным:

- споры о взыскании денежных средств;

- споры по тем требованиям, в отношении которых досудебный (претензионный) порядок предусмотрен федеральным законом или договором.

Истцом при подаче искового заявления представлено уведомление о демонтаже нестационарного торгового объекта  №1976 от 09.04.2020.

В качестве подтверждения направления указанного уведомления представлен список почтовых отправлений от 13.04.2020, 7 пунктом указан адресат ФИО1 (почтовый идентификатор 45245543033365). Согласно Отчета об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 45245543033365 уведомление получено ответчиком 15.04.2020г.

Поскольку, ответчик не предпринял активных действий, направленных на урегулирование существующего спора во внесудебном порядке, то это доказывает суду невозможность разрешения возникшего спора во внесудебном порядке.

При оценке доводов сторон о возможности мирного урегулирования спора суд должен учитывать, что основная задача примирительных процедур состоит в том, чтобы побудить стороны самостоятельно урегулировать возникший конфликт или ликвидировать обнаружившуюся неопределенность в их отношениях. Их использование позволяет сторонам прекратить спор (полностью или в части) на основе добровольного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок (п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 № 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе").

Ответчик должен подтвердить реальность своих намерений и объективную невозможность их реализации как после получения претензии о погашении задолженности, так и до начала предварительного судебного заседания.

Подобных доказательств ответчиком не представлено, напротив, судом установлено, что ни в досудебном порядке, ни в ходе рассмотрения дела добровольно разрешить спор намерений у ответчика не было, поскольку доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Из поведения ответчика, получившего уведомление, исковое заявление и располагавшего сведениями о существе предъявленных к нему требований не усматривается его желание урегулировать возникший спор. Ответчик не подтвердил и не обосновал наличие у него намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор.

Таким образом, исковые требования законны, обоснованы, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п.7.1 договора любые споры разрешаются сторонами путем ведения переговоров, а в случае достижения несогласия передаются на рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан в установленном порядке.

При определении срока осуществления демонтажа, суд исходит из применимости регулирующего сходную ситуацию п. 7.2. Положения, которым предусмотрен демонтаж  НТО субъектом торговли в течение 10 рабочих дней с даты окончания срока действия договора. Кроме того,  а истец и в Уведомлении о демонтаже установил 10 дневный срок со дня получения уведомления.

Поскольку при подаче иска государственная пошлина не была уплачена ввиду освобождения истца от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

При изготовлении резолютивной части решения 24.02.2022 допущена опечатка: в резолютивной части во втором абзаце ошибочно судом указано слово "- отказать".

При изготовлении решения в полном объеме судом учтено определение суда от 02.03.2022 об исправлении описки.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать  Индивидуального предпринимателя  ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) за собственный счет демонтировать нестационарный торговый объект, размещенный по адресу: РБ, <...> автобусная остановка "Автовокзал".

Взыскать с Индивидуального предпринимателя  ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                    Э.Р. Абдуллина