ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-5099/2016
26 июля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 19.07.2016
Полный текст решения изготовлен 26.07.2016
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой А.А.,
рассмотрел дело по заявлению
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГРУППА КОМПАНИЙ СУ-10"
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450065, <...>)
к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450098, <...>)
о признании незаконными действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Жилой дом литер 5" от 08.02.2016 № 02-RU03308000-723Ж-2016, выраженные в письме от 20.02.2016 № 465/06/ОГК,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
ФИО1,
ФИО2,
ФИО3
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО4, доверенность от 09.03.2016, предъявлен паспорт, ФИО5, доверенность от09.03.2016,
от Администрации: ФИО6, доверенность от 31.03.2016, предъявлен паспорт,
от 3-х лиц:
от ФИО1: ФИО7, ФИО8, нотариальная доверенность от 12.03.2016,
от ФИО2: ФИО7, ФИО8, нотариальная доверенность от 26.03.2016, ФИО2, предъявлен паспорт.
ФИО3 не явился, явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121- 123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан заявленные требования не признает, по доводам, изложенным в отзыве от 06.05.2016 и поддержанными представителем в судебном заседании.
Представитель третьих лиц заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" требования считает необоснованными, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев представленные доказательства по делу, заслушав представителей сторон, представителей третьих лиц, суд установил:
На основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 06.07.2010 № 27/10 "Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства жилых домов напротив дома № 64 по улице Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Протокола № 2 заседания аукционной (конкурсной) комиссии о признании претендентов участниками торгов от 06.8.2010, договора № 60Т выполнения условий продажи права на заключение договора аренды земельного участка для строительства жилых домов напротив дома № 64 по улице Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.08.2010, между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 1323/т-10 от 17.08.2010. По условиям данного договора Арендатору передан в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020115:69, расположенный по адресу: Октябрьский район городского округа <...> напротив дома № 64 (далее – Участок) для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов, в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) Участка, общей площадью 14 177 кв.м. Кадастровый паспорт (план) Участка является неотъемлемой частью договора № 1323/т-10 от 17.08.2010. Срок аренды установлен с 09.08.2010 до 09.02.2012.
На основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 351 от 17.02.2012 между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Арендодатель) и ООО "Группа компаний СУ-10" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020115:69, расположенный по адресу: Октябрьский район городского округа <...> напротив дома № 64 (далее – Участок) для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов, в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) Участка, общей площадью 14 177 кв.м., от 06.07.2012 № 452-12. Кадастровый паспорт (план) Участка является неотъемлемой частью договора № 452-12 от 06.07.2012. Срок аренды установлен с 17.02.2012 до 17.02.2015.
ООО "ГК СУ-10" выданы разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020115:69 по адресу, Октябрьский район городского округа <...> напротив дома № 64:
12 мая 2011 года № RU03308000-393-Ж на строительство объекта капитального строительства – жилого дома № 1А в составе объекта "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Р. Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
14 июля 2011 года № RU03308000-404-Ж на строительство объекта капитального строительства – жилого дома № 1Б в составе объекта "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Р. Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
16 сентября 2011 года № RU03308000-411-Ж на строительство объекта капитального строительства – жилого дома № 4 в составе объекта "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Р. Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
31 декабря 2015 года ООО "ГК СУ-10" выданы разрешение на ввод указанных объектов в эксплуатацию:
№ 02-RU03308000-393Ж-2011 – "Многоэтажный жилой дом № 1 А" – I этап – жилая часть, расположенного по адресу: Октябрьский район городского округа <...>. Общая площадь объекта – 12 207,8 кв.м., количество этажей (в том числе подземных) – 22, количество квартир – 95;
№ 02-RU03308000-404Ж-2011 – "Многоэтажный жилой дом № 1 Б" – I этап – жилая часть, расположенного по адресу: Октябрьский район городского округа <...>. Общая площадь объекта – 10 948,5 кв.м., количество этажей (в том числе подземных) – 22, количество квартир – 95;
№ 02-RU03308000-411Ж-2011 – "Многоэтажный жилой дом № 4" – I этап – жилая часть, расположенного по адресу: Октябрьский район городского округа <...> дом № 63, корпус 4. Общая площадь объекта – 10 953,3 кв.м., количество этажей (в том числе подземных) – 22, количество квартир – 95.
Письмом от 04.02.2015 исх. № О-15 общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" обратилось к главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой выдать разрешение на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Р.Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Жилой дом литер 5 со встроенным детским садом", расположенном на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020115:69, с приложением документов , перечень которых указан в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации", в том числе , положительное заключение экспертизы № 4-1-1-0129-15 от 28.12.2015.
Данное письмо зарегистрировано отделом делопроизводства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 05.02.2016 вх. № 01-02-03089/11.
По результатам рассмотрения обращения ООО "ГК СУ-10" Администрацией 08.02.2016 выдано разрешение на строительство № 02-RU03308000-723Ж-2016 объекта "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Жилой дом литер 5".
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом от 20 февраля 2016 года исх. № 465/06/ОГК сообщила ООО "ГК СУ-10" о том, что разрешение на строительство № 02-RU03308000-723Ж-2016 от 08.02.2016 отменяется и не подлежит дальнейшему применению.
Основанием для отмены выданного разрешения на строительство Администрацией указано следующее:
"… В связи с поступлением большого количества обращений жителей в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан была проведена дополнительная проверка проектной документации "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Р.Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Жилой дом литер 5". Исходя из информации Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан документация по планировке территории на данном земельном участке отсутствует, публичные слушания не проводились. Кроме того, в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 № 7/4, указанный объект располагается на едином земельном участке, на котором расположены построенные многоэтажные жилые дома №63/4, 63/5,63/6 по ул. Р.Зорге и подземный гараж и разделение его невозможно. Использование указанного земельного участка для строительства жилого дома литер 5, повлечет уменьшение площади придомовой территории построенных жилых домов.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципах участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечении свободы такого участия, а также на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. Наличие указанных выше жалоб и обращений о недопустимости строительства объекта указывает на несоблюдение данных принципов."
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10", посчитав действия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Жилой дом литер 5" от 08.02.2016 № 02-RU03308000-723Ж-2016, выраженные в письме от 20.02.2016 № 465/06/ОГК,
незаконными и нарушающими права и законные интересы общества, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований ООО "ГК СУ-10" указывает на то, что обратившись в Администрацию с заявлением на выдачу разрешения на строительство представило все необходимые документы, в частности: договор аренды земельного участка № 452-12 от 06.07.2012, градостроительный план земельного участка № RU 03308000-15-1430 от 22.12.2015, положительное заключение негосударственной экспертизы № 4-1-1-0129-15 от 28.12.2015, проектную документацию, на основании которых и было выдано разрешение на строительство от 08.02.2016 № 02-RU03308000-723Ж-2016. Администрация, выдав разрешение на строительство фактически признала наличие необходимого пакета документов для получения разрешения на строительство. Ссылаясь на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ заявитель указывает, что перечень оснований для прекращения действия (отмене) разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. По мнению заявителя, в письме Администрации от 20.02.2013 № 465/06/ОГК не содержится конкретных оснований для прекращения разрешения на строительство от 08.02.2016 № 02-RU03308000-723Ж-2016, предусмотренных ч. 21.1 ст. 51.1 ГрК РФ. Заявитель указывает, что отсутствие обоснования отмены разрешения на строительство, предоставляющего заявителю право на возведение объекта капитального строительства, само по себе нарушает права общества, поскольку препятствует реализации права на защиту.
Администрация изложила правовую позицию в представленном отзыве, заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Администрация указывает на то, что поскольку разрешение на строительство было выдано с нарушением градостроительного законодательства Российской Федерации, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с правилами ст. 71 АПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующего:
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания решения незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие его действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) под муниципальным правовым актом понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, ГрК РФ) регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 Кодекса строительство объектов осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, разрешение на строительство отвечает признакам муниципального правового акта, приведенным в указанной выше статье Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Указанной статьей регламентирован перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
В силу ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
При этом, установленная п. 1 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ обязанность органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, проводить проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, включает в себя не только проверку их наличия в приложенном к заявлению о выдаче разрешения на строительство пакете документов, но и оценку их содержания в совокупности и взаимосвязи.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" на праве аренды предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020115:69, расположенный по адресу: Октябрьский район городского округа <...> напротив дома № 64 для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов, в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) Участка, общей площадью 14 177 кв.м.
Как указано выше , на предоставленном в аренду ООО "ГК СУ-10" земельном участке с кадастровым номером 02:55:020115:69, построено 3 многоэтажных жилых дома .
Письмом от 04.02.2015 исх. № О-15 общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" обратилось с просьбой выдать разрешение на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Р.Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Жилой дом литер 5 со встроенным детским садом", расположенном на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020115:69. По результатам рассмотрения обращения ООО "ГК СУ-10" Администрацией 08.02.2016 выдано разрешение на строительство № 02-RU03308000-723Ж-2016 объекта "Многоэтажные жилые дома напротив дома № 64 по ул. Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Жилой дом литер 5".
С началом строительства указанного объекта в Администрацию ГО г.Уфа РБ стало поступать большое количество обращений жителей города ( в частности членов ЖСК , приобретших квартиры в трех уже построенных домах на указанном земельном участке ) , в связи с чем была проведена дополнительная проверка проектной документации "Многоэтажные жилые дома напротив дома №64 по ул. Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа горд Уфа Республики Башкортостан. Жилой литер 5".
В ходе проведения проверки Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ была представлена информация о том, что документация по планировке территории на указанном земельном участке отсутствует, публичные слушания не проводились.
В соответствии с положениями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации основными принципами законодательства о градостроительной деятельности являются , в том числе :
- обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
- обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
- осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
- участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В силу статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Принимаемые муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности не должны противоречить настоящему Кодексу.
Советом городского округа г. Уфа РБ принято решение от 22.08.2008 N 7/4 (ред. от 20.03.2013, с изм. от 31.05.2016) "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" ( далее по тексту Правила землепользования № 7/4).
Согласно статье 3 указанных Правил решения по землепользованию и застройке принимаются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, включая Генеральный план городского округа, документации по планировке территории и на основании установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки и объекты капитального строительства независимо от форм собственности.
Порядок использования земель городского округа определяется в соответствии с зонированием его территории.
Для каждой из территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории настоящими Правилами установлен градостроительный регламент по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Для каждого земельного участка или объекта капитального строительства, расположенного на территории городского округа, разрешенным считается такое использование, которое соответствует:
- градостроительным регламентам;
- ограничениям по условиям охраны объектов культурного наследия (в случаях, когда земельный участок или объект капитального строительства расположен в зоне охраны объектов культурного наследия);
- ограничениям по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям (в случаях, когда земельный участок или объект капитального строительства расположен в зонах действия соответствующих ограничений);
- иным документально зафиксированным ограничениям на использование земельных участков и объектов капитального строительства (включая нормативные правовые акты об установлении публичных сервитутов, договоры об установлении частных сервитутов, иные предусмотренные законодательством документы).
Градостроительные регламенты в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительного изменения объектов капитального строительства могут включать:
- предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
- минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
- максимальный процент застройки участка в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена ко всей площади земельного участка;
- максимальное значение коэффициента строительного использования земельных участков (отношение суммарной площади всех построек существующих и тех, которые могут быть построены дополнительно к площади земельного участка).
Сочетание указанных параметров и их предельные значения устанавливаются настоящими Правилами применительно к каждой территориальной зоне, выделенной на карте градостроительного зонирования территории городского округа.
Статьи 6, 7 Правил землепользования № 7/4 определяют , что земельные участки и объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до введения в действие настоящих Правил или до внесения изменений в настоящие Правила, являются несоответствующими настоящим Правилам в части видов функционального использования, установленных градостроительным регламентом, в случаях, когда эти объекты:
имеют параметры меньше (площадь и линейные размеры земельных участков, отступы построек от границ участка) или больше (плотность застройки - высота/этажность построек, процент застройки, коэффициент использования земельного участка) значений, установленных главой 14 настоящих Правил применительно к соответствующим территориальным зонам.
Все изменения не соответствующих настоящим Правилам объектов капитального строительства, осуществляемые путем изменения видов и интенсивности их использования, строительных параметров, могут производиться только в направлении приведения их в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительными регламентами и настоящими Правилами.
Не допускается увеличивать площадь и строительный объем объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1, 2 части 3 статьи 6 настоящих Правил. На этих объектах не допускается увеличивать объемы и интенсивность производственной деятельности без приведения используемой технологии в соответствие с требованиями безопасности: экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иными требованиями безопасности, устанавливаемыми техническими регламентами (до их вступления в установленном порядке в силу - нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации).
В силу ст. 5 ГрК РФ и статьи 1 Правил планировка территории городского округа осуществляется посредством разработки документации по планировке территории, в том числе градостроительных планов земельных участков.
В градостроительных планах земельных участков указываются:
- границы земельных участков с обозначением координат поворотных точек, которые определяются при подготовке проектов межевания или отображаются из кадастровых планов земельных участков (в случаях, когда градостроительные планы земельных участков подготавливаются по заявлениям их правообладателей);
- границы зон действия публичных сервитутов, установление которых обусловлено наличием инженерно-технических коммуникаций, необходимостью обеспечения проезда, прохода, установления иных ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства неограниченным кругом лиц;
- минимальные отступы от границ земельных участков, обозначающие места, за пределами которых запрещается возводить здания, строения, сооружения;
- информация о градостроительных регламентах, представляемая в виде изложения отдельных фрагментов текста настоящих Правил и (или) в виде указания на соответствующие статьи, части статей настоящих Правил;
- информация о наличии расположенных в границах земельного участка объектов капитального строительства, объектов культурного наследия действие градостроительного регламента на которые не распространяется;
- определение допустимости или недопустимости разделения земельного участка на несколько земельных участков меньшего размера;
- границы зон охраны культурного наследия;
- утвержденные в составе документации по планировке территории границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, в том числе зон или схем планируемого резервирования земель, зон планируемого изъятия земельных участков, их частей для государственных и муниципальных нужд ( ст. 44 ГрК РФ, ст. 12 Правил землепользования № 7/4 ).
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2009 N 22/6 (ред. от 19.03.2014) утверждены Нормативы градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан , которые разработаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.05.2008 N 153 "Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан" , "Положением о местных нормативах градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан", утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.11.2008 N 9/8, с учетом территориальных, природных, исторических, социально-экономических и иных особенностей городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах его границ и обязательны для соблюдения на всей территории городского округа для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа, независимо от их организационно-правовой формы и применяются при: - подготовке проекта Генерального плана города Уфы, либо внесении в него изменений;
- подготовке Правил землепользования и застройки и внесении изменений в них;
- подготовке исходно-разрешительной и проектной документации по планировке территории городского округа, в том числе, в целях развития застроенных территорий;
- подготовке исходно-разрешительной и проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, благоустройства территории, в соответствии с действующим законодательством;
- рассмотрении и согласовании документации по планировке территории, проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, благоустройства территории, проведении государственной экспертизы, в соответствии с действующим законодательством;
- для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора, правоохранительными органами Республики Башкортостан, в том числе, о вводе объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, благоустройства территории в эксплуатацию, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно положений п.п. 2.1.1, 2.1.4, 2.16 Нормативов № 22/6 планировочная структура селитебной территории формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных производственных и коммунальных объектов IV, V класса вредности, требующих устройства санитарно-защитных зон в соответствии с санитарными правилами и нормами, установления территории общего пользования - улично-дорожной сети, озеленения, для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям.
При определении соотношения типов нового жилищного строительства необходимо исходить из положений Генерального плана, Правил землепользования и застройки, а также из учета конкретных возможностей развития городского округа, наличия территориальных ресурсов, градостроительных и историко-архитектурных особенностей, существующей строительной базы.
Жилые зоны в составе селитебной территории предназначены для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям. При проектировании жилой застройки на территории жилых районов, микрорайонов, кварталов обосновывается тип застройки, отвечающий предпочтительным условиям развития данной территории, в соответствии с положениями Генерального плана.
При проектировании объекта необходимо руководствоваться Законами Российской Федерации "Об охране окружающей среды", "О недрах", "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об экологической экспертизе", Водным, Земельным, Воздушным и Лесным кодексами Российской Федерации, законодательством Республики Башкортостан об охране окружающей среды и другими нормативными правовыми актами, согласно которым одним из основных направлений градостроительной деятельности является рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, защита территорий от опасных природных явлений и техногенных процессов ( п. 10.1.2).
Согласно п. 2.1.10 в зоне общественно-деловой ( ОД), в которой и расположен спорный земельный участок (зона ОД-2)) при соответствующем градостроительном обосновании может формироваться жилая застройка в виде земельного участка для комплекса жилых зданий, образующего единый архитектурный ансамбль с объектами капитального строительства иного назначения, размещение которых не противоречит градостроительным регламентам для соответствующей зоны.
При этом как указано в п. 2.3.2 площадь и конфигурация земельных участков для проектирования многоквартирных жилых домов в границах планировочного элемента обосновывается возможностью обеспечения дворовым благоустройством (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятия физкультурой, хозяйственных целей и выгула собак, стоянки автомобилей и озеленения) в соответствии с требованиями настоящих Нормативов и устанавливается документацией по планировке территории. Не допускается размещение указанных площадок за пределами красных линий.
Комплекс жилых зданий может размещаться на земельном участке размером от 0,5 до 10 га с населением, обеспеченным объектами повседневного обслуживания в пределах элемента планировочной структуры, а объектами периодического обслуживания - в пределах нормативной доступности.
Границы земельных участков объектов недвижимости, в том числе жилых комплексов в составе общественно-деловых центров, устанавливаются по красным линиям улично-дорожной сети и (либо) по границам землепользований существующих в случае развития застроенных территорий или планируемых, устанавливаемых проектом межевания.
Расстояние между жилыми, общественными, а также коммунальными и производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции и освещенности, приведенными в разделе "Охрана окружающей среды" настоящих нормативов, а также в соответствии с требованиями, приведенными в разделе "Требования пожарной безопасности" ( п. 2.1.14).
Этажность жилой застройки определяется на основе технико-экономических расчетов с учетом инженерно-геологических условий, архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной базы и уровня инженерного обеспечения.
Проектирование и строительство высотных зданий регламентируются техническими регламентами, а до их введения - действующими строительными нормами и правилами.
Обеспеченность площадками дворового благоустройства (состав, количество и размеры), размещаемыми в микрорайонах и кварталах жилых зон, устанавливается в соответствии с настоящими Нормативами, с учетом демографического состава населения (2.2.1.6).
При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояние от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в таблице 2.3 Нормативов ( 2.2.1.7), а именно : расстояния от площадок до окон жилых и общественных зданий для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста не менее 12метров, для отдыха взрослого населения - 10метров , для занятий физкультурой от 10 до 40 метров , для хозяйственных целей не мене 20 метров , для выгула собак -40 метров, для стоянки автомашин ( в зависимости от количества и условий размещения) от 10-до 50 метров
Согласно п. 2.3.3 , п. 2.3.4 в случае размещения жилого многоквартирного дома на земельном участке в составе территории жилого микрорайона (квартала) со сложившейся застройкой расчетные показатели количества и размеров придомовых площадок различного назначения в границах земельного участка, предоставленного для эксплуатации такого дома, принимаются исходя из его параметров, конфигурации с учетом обеспеченности элементами дворового благоустройства в границах жилого микрорайона (квартала) жителей каждого существующего сохраняемого многоквартирного жилого дома, границы земельных участков которых должны быть определены проектами планировки и межевания в соответствии с действующим законодательством и настоящими Нормативами.
Границы существующих многоквартирных жилых домов и планируемых земельных участков в целях размещения жилого многоквартирного дома определяются на основании проектов межевания микрорайонов (кварталов). После утверждения документации в установленном порядке земельный участок подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
При этом как указывают положения данных Нормативов общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, спорта, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного, условно-разрешенного и вспомогательного использований в общественно-деловых зонах принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые здания, гостиницы, подземные или многоэтажные автостоянки. При этом при подготовке документации по планировке территории определяется баланс территории существующей и проектируемой застройки.
Как следует из анализа представленных документов , спорный объект строительства предполагается к размещению и строительству на едином земельном участке, на котором расположены построенные многоэтажные жилые дома №63/4, 63/5, 63/6 по ул. Рихарда Зорге и подземный гараж.
С учетом приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации , Правил землепользования №7/4 , Нормативов , утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа от 23.12.2009 № 22/6 Ю, суд приходит к выводу о том , что решение Администрации городского округа г. Уфа от 20.02.2016 об отмене выданного ранее разрешения на строительство от 08.02.2016, соответствует требованиям законодательства и принято в порядке самоконтроля в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем правовых оснований для признания недействительным оспариваемого решения Администрации не имеется.
В данном случае указание Администрацией на отсутствие проведения публичных слушаний суд находит несостоятельным в силу ст. ст. 5, 44 , 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Между тем , указанный вывод, означенный в решении Администрации от 20.02.2016, не привел к принятию незаконного решения .
При названных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" требований, не имеется
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "ГРУППА КОМПАНИЙ СУ-10" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а также решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья С.Л.Чернышова