АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-5280/2009
20 апреля 2009г.
Резолютивная часть решения объявлена 16.04.2009г.
Полный текст решения изготовлен 20.04.2009г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Хайдарова И. М. при ведении протокола судебного заседания судьей Хайдаровым И.М. рассмотрел дело по заявлению
ФБУ Исправительная колония № 2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан
(заявитель)
к Салаватскому комитету Минэкологии Республики Башкортостан
(заинтересованное лицо)
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан
(заинтересованное лицо)
об оспаривании постановлений
при участии представителей сторон:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица (Салаватский комитет): ФИО1 – представитель по доверенности б/н от 31.03.2009г..
от заинтересованного лица ( МПиЭ РБ): ФИО2 – представитель по доверенности б/н от 29.08.2008г.
Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония № 2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Салаватскому комитету Минэкологии Республики Башкортостан об оспаривании постановлений №№ 7, 8 от 12 марта 2009 года о назначении административного наказания.
Заявитель в судебное заседание не явился.
Заинтересованным лицом отзыв представлен (Салаватским комитетом Минэкологии Республики Башкортостан), с заявленными требованиями не согласен.
Заинтересованным лицом отзыв представлен (Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан Башкортостан), с заявленными требованиями не согласен, представлены письменные возражения.
О дате, времени и месте рассмотрения дела заявитель извещен надлежащим образом, уведомление имеется.
Дело рассматривается в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя по делу.
Выслушав представителей заинтересованных лиц, рассмотрев материалы дела, суд установил, что в соответствии с распоряжением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 79 от 06.02.2009г. Салаватским комитетом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан совместно с прокуратурой Республики Башкортостан с 12 по 18 февраля 2009 года проведена проверка ФБУ ИК-2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан, расположенного по адресу: г.Салават-6, по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлен акт проверки № 1 от 12-18.02.2009г., в котором зафиксировано, что предприятием не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ч.1,3 ст. 16, 24,39,51 ФЗ от 10.01.2002г. № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст.11,18 ч.3 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
По выявленным проверкой фактам Башкирским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан ФИО3 19.02.2009г. вынесены постановления о возбуждении в отношении ФБУ ИК-2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан дел об административном правонарушении, предусмотренном статьями 8.2 и 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации .
На основании материалов проверки Салаватским комитетом Министерства природопользования и экологии РБ вынесены постановление № 7 от 12.03.2009г. о привлечении ФБУ ИК-2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2.КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб. и постановление № 8 от 12.03.2009г. о привлечении ФБУ ИК-2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.
ФБУ ИК-2 ГУФСИН России по Республике Башкортостанпросит отменить постановления № 7 и 8 от 12.03.2009г., считая их необоснованными и неправомерными по основаниям, что при производстве по делу об административном правонарушении административным органом были допущены грубые процессуальные нарушения, а именно: данные постановления вынесены с нарушением сроков, установленных ст.28.5 КоАП Российской Федерации, не указаны дата и время совершения правонарушения, не взято объяснение участия законного представителя юридического лица, не соблюдены сроки рассмотрения административного правонарушения, вынесено 2 административных наказания по одному нарушению, нарушен порядок рассмотрения административного правонарушения.
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 установлен срок платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Нарушение сроков внесения платы за негативное воздействия на окружающую среду, влечет привлечение к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что при содержании осужденных на участке колонии поселения ФБУ ИК-2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан образуются следующие виды отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный; электрические лампы накаливания отработанные и брак.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 произведена за 1 кв.2008г. в сумме 29,2 тыс.руб., за 2 кв.2008г.- в сумме 22,777 тыс.руб., за 3 и 4 кв.2008г. оплата не производилась. Сумма задолженности составляет- 82,51 тыс.руб.
В нарушение указанных норм права, на момент проведения проверки ФБУ ИК-2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан не представлены доказательства внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Не представлены они и в заседание суда.
Статьей 8.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 9 Закона N 89-ФЗ).
Согласно ст. 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу ст. 14 Закона N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 18 Закона N 89-ФЗ). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (п. 4 ст. 18 Закона N 89-ФЗ). При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
Согласно п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем заключен договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и находится в стадии завершения.
Доводы заявителя о том, что постановление об административном правонарушении было вынесено с нарушением сроков, не указаны дата и время совершения правонарушения, не взято объяснение участия законного представителя юридического лица, не соблюдены сроки рассмотрения административного правонарушения, вынесено 2 административных наказания по одному нарушению, нарушен порядок рассмотрения административного правонарушения, необоснованны, поскольку постановление вынесено в течение суток после завершения проверки, что соответствует требованиям ч.2 ст.28.5КоАП РФ, выявленные нарушения являются длящимися, о чем в постановлении прокурора сделана отметка; от дачи показаний законный представитель отказался, о чем также имеется запись в постановлении; в соответствии с ч.1 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и др.материалов дела, материалы дела получены Салаватским комитетом Минэкологии РБ 02.03.09г., постановление вынесено в течение 10 дней со дня получения материалов; предписание об устранении выявленных нарушений, изложенных в акте проверки, не является административным наказанием.
Факт совершения предпринимателем ФБУ «Исправительная колония № 2» административного правонарушения подтверждается представленными материалами дела.
Доказательств обратного заявителем в соответствии со ст.65 АПК РФ суду не представлено.
На основании изложенного, суд находит постановления № 7 и № 8 от 12.03.2009г. Салаватского комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан о наложении административного наказания в отношении ФБУ «Исправительная колония № 2» в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб. по ст.8.2 КоАП РФ и 50000руб по ст.8.41 КоАП РФ соответствующими требованиям законодательства.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 2» о признании незаконным и отмене постановления Салаватского комитета «О привлечении к административной ответственности Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 2» по статье 8.2 КоАП РФ» от 12 марта 2009года № 7 - отказать.
В удовлетворении заявленных требований Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 2» о признании незаконным и отмене постановления Салаватского комитета «О привлечении к административной ответственности Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 2» по статье 8.41 КоАП РФ» - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней после принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья И.М. Хайдаров