450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-5621/2019
15 августа 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена22.07.2019
Полный текст решения изготовлен 15.08.2019
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хабибуллиной Ю.Р. , рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 450077, <...>).
к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан
(ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 450052, <...>)
"1) признать действия Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии ФС 019623438 от 13.12.2018 к исполнению незаконными;
2) признать уведомление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 13.02.2019 №0100-03-08/105 о поступлении исполнительного документа незаконным." (в редакции заявителя),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
Общество с ограниченной ответственностью "РИЭЛ"
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 450075, <...>. Д. 146/1),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 14.01.2019, сл. удостоверение,
от ответчика: ФИО2, доверенность от 21.12.2018, служебное удостоверение,
от 3-го лица: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121-123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее – заявитель, УФССП России по Республике Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – Казначейство, УФК по РБ) о признании действий Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии ФС 019623438 от 13.12.2018 к исполнению незаконными и о признании уведомления Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 13.02.2019 №0100-03-08/105 о поступлении исполнительного документа незаконным.
Определением от 28.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Риэл".
Третье лицо письменно позицию не изложило, явку представителя в судебные заседания не обеспечило.
УФССП России по Республике Башкортостан 08.07.2019 представило заявление , согласно которого дополнены основания заявленных требований.
Заявление судом рассмотрено, принято.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.
УФК по РБ представлены отзывы от 16.05.2019 и от 15.07.2019. По заявленным требованиям возражает, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2015 по делу №А07-13874/2015 с ООО "Риэл" в пользу ООО "Партнер" взысканы долг в размере 10858,5 руб., пени в размере 4202,24 руб. 84 коп., а также расходы по госпошлине в размере 2000 руб. На принудительное исполнение решения суда выдан исполнительный лист ФС 006627464.
Взыскатель предъявил к исполнению исполнительный лист от 30.10.2015 №ФС 006627464. Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 07.12.2015 возбуждено исполнительное производство №222494/15/02006-ИП. 29.01.2016 судебным приставом-исполнителем ФИО3 в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. На основании данного постановления платежными ордерами №10 от 04.03.2016 на сумму 5 618,45 руб., №10 от 09.03.2016 на сумму 9 442,29 руб. с расчетного счета ООО "Риэл" в банке ПАО "Татфондбанкб" перечислены на счет Орджоникидзевского РОСП г.Уфы УФССП по РБ денежные средства в общей сумме 15 060,74 руб. Кроме того, платежными ордерами №1 от 23.08.2016 на сумму 13 201,80 руб., №2 от 29.09.2016 на сумму 1 858,94 руб. с расчетного счета ООО "Риэл" в банке Филиал ПАО "Банк Урасиб" в г.Уфа на основании постановления судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 29.01.2016 на расчетный счет Орджоникидзевского РОСП г.Уфы УФССП по РБ списаны денежные средства в общей сумме 15 060,74 руб. В этой связи по состоянию на 11.03.2016 по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП образовалась переплата . Постановлениями судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 11.03.2016 произведено распределение поступивших денежных средств должника, в пользу ООО "Партнер" перечислены денежные средства в размере 15060,74 руб., меры по обращению взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации отменены, исполнительное производство №222494/15/02006-ИП в отношении ООО "Риэл" окончено. Постановлением Орджоникидзевского РОСП г. Уфа УФССП по РБ от 14.06.2017 о распределении денежных средств ООО "Риэл" возвращены денежные средства в сумме 5060,74 руб., а платежным поручением от 07.11.2017 №515790 заявителю возвращено 10000 руб.
ООО "Риэл" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к судебному приставу-исполнителю Орджоникидзевского РО СП г. Уфы УФССП России по РБ ФИО3 о признании действий СПИ ФИО3 по взысканию излишней суммы задолженности по исполнительному производству № 222494/15/02006-ИП в сумме 10858,50 руб. незаконными и обязать УФССП России по РБ вернуть денежные средства в размере 10858,50 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2018 по делу № А07-17249/2017 требования ООО "Риэл" удовлетворены частично, в том числе: признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя ФИО3 по взысканию с ООО "Риэл" излишней суммы задолженности по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП 04.03.2016 и 09.03.2016 – в сумме 10858,5 руб. Суд обязал УФССП по РБ возвратить ООО "Риэл" излишне взысканные по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП денежные средства в размере 10858,5 руб. Как установлено в решении , в период с 14.09.2015 по 17.02.2016 ООО "Риэл" в добровольном порядке оплатило взысканную решением суда сумму основного долга – 10858,5 руб., однако, взыскатель предъявил к исполнению исполнительный лист и сумма долга была взыскана в принудительном порядке также службой судебных приставов .
Указанным решением на Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Риэл" путем возврата незаконно взысканных денежных средств в размере 10 858,50 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2018 по делу №А07-17249/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба начальника отдела – старшего судебного пристава Орджоникидзевского районного отдела судебных приставов г. Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан ФИО4 – без удовлетворения.
13.12.2018 на принудительное исполнение решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2018 по делу № А07-17249/2017 выдан исполнительный лист ФС № 019623438 об обязании Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан возвратить ООО "Риэл" излишне взысканные денежные средства по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП в размере 10858,50 руб.
08.02.2019 ООО "Риэл" предъявило исполнительный лист к исполнению в УФК по РБ.
Уведомлением от 13.02.2019 № 0100-03-08/105 Казначейство уведомило УФССП по РБ о поступлении исполнительного документа – исполнительного листа Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2018 серии ФС № 019623438 и о необходимости представления в течение 10 рабочих дней после получения настоящего уведомления следующих документов:
- информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года;
- платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Письмом от 25.02.2019 адресованным в Управление Федерального казначейства Республики Башкортостан УФССП России по Республике Башкортостан указало, что удовлетворенное судом (в рамках дела № А07-17249/2017) требование ООО "Риэл" об обязании УФССП России по Республике Башкортостан осуществить возврат излишне взысканной суммы 10 858,50 руб. не является требованием имущественного характера и не подлежит взысканию за счет средств УФССП России по Республике Башкортостан.
Уведомлением от 28.02.2019 Казначейство уведомило УФССП России по Республике Башкортостан о приостановлении операций по расходованию средств.
Уведомлением от 04.03.2019 Казначейство уведомило УФССП России по Республике Башкортостан о возобновлении операций по расходованию средств в связи с поступлением в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан 01.03.2019 заявления ООО "Риэл" от 01.03.2018 № 03 об отзыве исполнительного документа.
Полагая незаконными решение УФК по РБ в форме уведомления от 13.02.2019 №0100-03-08/105 и действия по принятию к исполнению исполнительного листа от 13.12.2018 ФС № 019623438, УФССП России по Республике Башкортостан обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований УФССП России по Республике Башкортостан ссылается на то, что исполнительный документ серии ФС № 019623438 от 13.12.2018, выданный Арбитражным судом Республики Башкортостан, обращения взыскания на денежные средства бюджета УФССП России по РБ не предусматривает, формулировка заявленных требований и приведенные заявителем основания позволяют признать заявленное им требование об обязании возвратить излишне уплаченную в результате незаконных действий судебного пристава-исполнителя сумму 10 858,5 руб. не самостоятельным требованием, а избранным заявителем способом восстановления его нарушенных прав и законных интересов. По мнению заявителя в данном случае исполнительный лист серия ФС № 019623438 от 13.12.2018, выданный Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17249/2017, содержит требование обязывающего характера и не предполагает какого-либо обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Казначейство в представленном отзыве указало, что действия УФК по РБ по принятию исполнительного листа к исполнению соответствуют статьям 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Административному регламенту исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина РФ от 22.09.2008 № 99н, разъяснениям по письму Федерального казначейства от 10.06.2010 № 42-7.4-05/9.3-366 "Об исполнительных документах, содержащих требования обязывающего характера". Казначейство считает, что буквальное толкование содержания исполнительного листа свидетельствует о возложении на заявителя обязанности имущественного характера.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Заявителем оспариваются уведомление и действия Казначейства по принятию к исполнению исполнительного листа серии ФС № 019623438 от 13.12.2018, выданного на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2018 по делу № А07-17249/2017.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Главой 24.1 БК РФ установлен порядок обращения взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов. Порядок исполнения судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений установлен статьями 242.1, 242.3- 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определены полномочия органов Федерального казначейства. Иного порядка исполнения таких судебных актов бюджетным законодательством не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании пункта 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (пункт 2 статьи 242.3 БК РФ).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 3 статьи 242.3 БК РФ) .
Приказом Минфина Российской Федерации от 22.09.2008 № 99н утвержден Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (далее - Административный регламент).
Пунктом 12 Административного регламента предусмотрено, что организация исполнения судебных актов при представлении должником платежного документа осуществляется, в том числе в следующие сроки: при достаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (далее - бюджетных средств) и (или) средств, полученных от приносящей доход деятельности, - в течение десяти рабочих дней со дня получения должником уведомления о поступлении исполнительного документа; при недостаточности бюджетных средств и (или) средств, полученных от приносящей доход деятельности, - в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.
Пунктом 13 Административного регламента установлены сроки для прохождения отдельных административных процедур, необходимых для организации исполнения государственной функции.
Согласно Административному регламенты осуществляется правовая экспертиза исполнительного документа, том числе сотрудник-исполнитель юридического отдела проверяет (пункт 29): - основание выдачи исполнительного документа - судебный акт (за исключением случаев выдачи судебного приказа); - отсутствие в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, действий обязывающего характера и иных, не входящих в компетенцию органа Федерального казначейства, кроме обращения взыскания на средства федерального бюджета; - срок предъявления исполнительного документа к исполнению; - соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законодательством Российской Федерации: Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; - наличие надлежащим образом заверенной судом копии судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В случае поступления в орган Федерального казначейства исполнительного документа, предусматривающего помимо обращения взыскания на средства федерального бюджета иные действия, не входящие в компетенцию органа Федерального казначейства, исполнительный документ исполняется в части, предусматривающей обращения взыскания на средства федерального бюджета.
По результатам проведения правовой экспертизы исполнительного документа и с учетом информации, поступившей из Профильного отдела, сотрудник-исполнитель юридического отдела готовит заключение о соответствии либо несоответствии поступившего исполнительного документа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации и передает указанное заключение вместе с исполнительным документом под роспись в Профильный отдел не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления в юридический отдел или сотруднику юридического отдела, при этом копия заключения с отметкой о получении хранится в юридическом отделе согласно номенклатуре дел юридического отдела.
При наличии оснований для возврата исполнительного документа сотрудник исполнитель юридического отдела в заключении указывает правовые основания для его возврата взыскателю или в суд, выдавший исполнительный документ.
Поскольку исполнительный лист серии ФС № 019623438 по делу № А07-17249/2017, содержащий указание на обязанность УФССП России по Республике Башкортостан возвратить ООО "Риэл" излишне взысканные денежные средства по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП в размере 10858,50 руб., соответствовал приведенным положениям законодательства, основания для его возврата без исполнения не имелось, УФК по РБ правомерно, в пределах предоставленных полномочий и соблюдением установленного порядка исполнительный лист был принят к исполнению и соответственно правомерно направлено уведомление от 13.02.2019 о поступлении исполнительного документа .
Довод заявителя о наличии в документе требований неимущественного характера не соответствует содержанию исполнительного листа, разъяснениям о порядке исполнения таких документов и сложившейся практике их толкования.
В данном случае предмет исполнения не относится к неимущественным обязательствам, поскольку требование об обязании должника возвратить денежные средства в размере 10858,50 руб., связано с возвратом взыскателю денежных средств.
Федеральным казначейством в письме от 10.06.2010 № 42-7.4-05/9.3-366 "Об исполнительных документах, содержащих требования обязывающего характера" разъяснено, что исполнительный документ, обязывающий получателя бюджетных средств выплатить денежные средства гражданину или организации, по своему смыслу аналогичен исполнительному документу, предусматривающему взыскание денежных средств. Как следствие, такой исполнительный документ следует принимать к исполнению в том же порядке, что и исполнительные документы, содержащие требования о взыскании денежных средств.
Исходя из буквального толкования формулировок исполнительного листа ФС № 019623438 от 13.12.2018 (содержащего слова "обязать возвратить… "), разъяснения письма от 10.06.2010 № 42-7.4-05/9.3- 366 "Об исполнительных документах, содержащих требования обязывающего характера", суд приходит к выводу, что УФК по РБ исполнительный лист серии ФС № 019623438 от 13.12.2018 правильно определен как документ, предусматривающий возложение обязанности имущественного характера.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, данный исполнительный лист подлежит исполнению и исполняется в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ, путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
Исполнительный лист принят к исполнению и оспариваемое уведомление от 13.02.2019 № 0100-03-08/105 о поступлении исполнительного документа вынесено УФК по РБ с соблюдением положений БК РФ.
Нарушений прав и законных интересов заявителя судом не установлено.
Таким образом, условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания уведомления и действий Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан незаконными, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а также решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья С.Л. Чернышова