ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07 - 8 / 5
16 октября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 22.09.2015
Полный текст решения изготовлен 16.10.2015
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С. Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой А.А., рассмотрел в судебном заседании дело по иску
Муниципального унитарного предприятия Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450081,<...>)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан
Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450052, <...>)
«признать незаконным отказ Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан в возмещении Муниципальному унитарному предприятию Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан убытков от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации за период времени с января 2013г. по октябрь 2014г. в сумме 8 155 296 руб.,
о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 8 155 296 руб. в качестве убытков» (в редакции заявителя),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450008,<...>);
- Республика Башкортостан в лице Министерства финансов Республики Башкортостан (450101, <...>).
- открытое акционерное общество "Башкирский регистр социальных карт" (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450057, <...>),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 19.05.2015 №1-1/0454, предъявлен паспорт,
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан: ФИО2, доверенность от 15.01.2013, предъявлено служебное удостоверение,
Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан: ФИО2., доверенность от 23.01.2014 №01-24/05-04/1072, предъявлено служебное удостоверение,
от Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. ст. 121-123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда,
от Республики Башкортостан в лице Министерства финансов Республики Башкортостан: ФИО3, доверенность от 25.11.2014 №08-15-22, предъявлено служебное удостоверение,
от открытого акционерного общества "Башкирский регистр социальных карт": ФИО4, доверенность №Ю-33 от 27.07.2015, предъявлен паспорт.
Муниципальное унитарное предприятие Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту – заявитель, предприятие, МУЭТ г. Уфы) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее по тексту – МИНФИН РБ) и Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее по тексту – УФК по Республике Башкортостан) о признании незаконным отказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан в возмещении Муниципальному унитарному предприятию Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан убытков от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации за период времени с января 2013года по октябрь 2014 года в сумме 8 155 296 руб. и о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 8 155 296 руб. в качестве убытков.
Заявитель требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении с учетом дополнения к нему.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации интересы которого в процессе представляет Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан заявленные требования не признала, по доводам, изложенным в отзыве от 01.06.2015 исх. № 01-24-06/5396 и поддержанными представителем в судебных заседаниях.
Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан с заявленными требованиями также не согласно, по доводам, изложенным в отзыве от 30.04.2015 исх. № 01-24-06/19-4527 и дополнении от 18.06.2015 к отзыву и поддержанным представителем в судебных заседаниях.
Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству явку представителя в судебные заседания не обеспечил, письменно позицию не изложил.
Позиция Республики Башкортостан в лице Министерства финансов Республики Башкортостан изложена в отзыве от 09.06.2015 исх. № 08-06-311.
Открытое акционерное общество "Башкирский регистр социальных карт" представило письмо от 27.07.2015 исх. № 1507/501.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Письмом от 09.12.2014 исх. № 1-1/1018 Муниципальное унитарное предприятие Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилось в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан с просьбой изыскать возможность и возместить выпадающие доходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки за период времени с января 2013 года по октябрь 2014 года в сумме 8 155 296 рублей ( т. 1 л.д. 54-55) .
Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан письмом от 17.12.2014 исх. № 01-24/05-041-10736 сообщило МУЭТ г. Уфы, что вопросы по возмещению убытков от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, в компетенцию Управления не входят ( т. 1 л.д. 56-57) .
Посчитав незаконным отказ Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан в возмещении Муниципальному унитарному предприятию Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан убытков от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации за период времени с января 2013г. по октябрь 2014г. в сумме 8 155 296 руб., МУЭТ г. Уфы обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением о признании указанного отказа незаконным , а также с требованием о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 8 155 296 руб. в качестве убытков.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в следующем размере и по следующим основаниям.
Муниципальное унитарное предприятие Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан зарегистрировано в качестве юридического лица, является коммерческой организацией и в соответствии с Уставом предприятия осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по городским маршрутам на платной основе.
В целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения принят Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, Закон № 122-ФЗ).
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Такие льготы были предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Вместе с тем Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 153 Закона № 122-ФЗЗ установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно статьям 44 и 63 Закона № 122-ФЗЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в вопросах транспортного обслуживания, Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 51-р от 28.01.2005 утвержден Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами (действовавший в спорный период ).
Согласно п. 3 указанного Порядка установлено, что возмещение выпадающих доходов транспортных организаций, связанных с перевозкой граждан по единым социальным проездным билетам, осуществлять за счет средств федерального бюджета и субсидий, запланированных в консолидированном бюджете Республики Башкортостан на покрытие убытков по перевозке пассажиров по регулируемым ценам (тарифам).
Таким образом , исходя из содержания пункта 3 указанного Порядка включенные в федеральный регистр граждане, финансирование мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, также имеют право на приобретение единого социального проездного билета.
При этом Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан было определено : утвердить образец единого социального проездного билета; обеспечить изготовление единых социальных проездных билетов; определить уполномоченные организации по реализации единых социальных проездных билетов и порядок учета выручки от их реализации; заключить соглашения с поставщиками транспортных услуг по организации перевозок отдельных категорий граждан, имеющих право на приобретение единых социальных проездных билетов, и распределению выручки от их реализации.
Между Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (Минстройтранс РБ в настоящее время функции которого возложены на Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству согласно Указа Указ Президента РБ от 04.08.2010 N УП-449 (ред. от 24.10.2012) "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" в связи с реорганизацией Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан путем разделения на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, передав ему функции преобразованного Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, производства неметаллических минеральных продуктов, и Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, передав ему функции преобразованного Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в сфере транспорта и дорожного хозяйства) , открытым акционерным обществом "Башкирский регистр социальных карт" (Уполномоченная организация) и Муниципальным унитарным предприятием Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Транспортная организация) заключен договор № Т3 от 31 декабря 2012 года об организации перевозок общественным транспортом отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, с использованием Социальной карты Башкортостана.
Договор № Т3 от 31.12.2009 года регулирует взаимоотношения сторон в рамках реализации Транспортного приложения АИС «Социальная карта Башкортостана», в целях организации перевозок общественным транспортом отдельных категорий граждан – держателей Социальной карты Башкортостана (СКБ) и осуществления электронного учета.
По условиям настоящего договора Транспортная организация по поручению Минстройтранса РБ обязалась обеспечить перевозку и регистрацию проезда Держателей социальной карты в транспортных средствах МУЭТ г. Уфы на территории Республики Башкортостан с использованием СКБ. Уполномоченная организация по поручению Транспортной организации осуществляет операции по сбору авансовых платежей держателей социальной карты в счет последующих расчетов по оплате Транспортной организации транспортных услуг пассажирской перевозки (пополнение СКБ), ведет учет пополнений СКБ, а также зарегистрированных поездок Держателей социальной карты с использованием СКБ.
Возмещение части выпадающих доходов Транспортной организации, полученных в процессе перевозки Держателей социальной карты с использованием СКБ по ЕПСБ в электронной форме, производится за счет выручки, полученной Уполномоченной организацией от реализации ЕСПБ в электронной форме путем перечисления средств на расчетный счет Транспортной организации (п. 3.2 договора).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 545-р от 06.06.2006 «Об утверждении порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации ЕСПБ», утвержден Порядок распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации единых социальных проездных билетов, который определяет механизм распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ).
Из пункта 2 Порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации единых социальных проездных билетов, следует, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, производится за счет фактически поступивших из федерального бюджета средств, с учетом выручки от реализации ЕСПБ.
В соответствии с п. 3 Порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации единых социальных проездных билетов транспортные организации, обеспечивающие равную доступность транспортных услуг для отдельных категорий граждан, ведут учет количества перевезенных пассажиров по ЕСПБ по категориям граждан, включенных в федеральный, региональный регистры.
Пунктом 6 указанного Порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации единых социальных проездных билетов, и выручки от реализации ЕСПБ утверждена Методика расчета выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан.
В соответствии со с п. 8 Порядка , Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству до 15 числа месяца, следующего за отчетным представляет в Правительство РБ проект распоряжения о распределении субвенций из федерального бюджета между транспортными организациями с приложением сведений о фактически произведенных расходах транспортных организаций по обеспечению мер равной доступности транспортных услуг на территории Республики для категорий граждан, включенных в федеральный регистр.
Согласно п. 11 Порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации единых социальных проездных билетов перечисление выручки от реализации ЕСПБ транспортным организациям производит уполномоченная в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 января 2005 года № 51-р организация по реализации ЕСПБ не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, согласно представленному Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан реестру распределения выручки от реализации указанных билетов.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 22.09.2010 № 1033-р определена уполномоченная организация Республики Башкортостан, осуществляющая функции, предусмотренные главой 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» – открытое акционерное общество "Башкирский регистр социальных карт" (далее - Уполномоченная организация , ОАО «БРСК»).
Как указал представитель заявителя в ходе рассмотрения дела расчет суммы выпадающих доходов осуществляет ОАО «БРСК».
Согласно пояснениям , представленным ОАО «БРСК» от 27.07.2015 расчет суммы выпадающих доходов производится отдельно по каждой транспортной организации как разница между суммой оказанных транспортной организацией услуг по перевозке граждан по ЕСПБ и выручкой от реализации ЕСПБ, перечисленной транспортной организации. Соответственно, сумма выпадающих доходов от перевозки федеральных льготников по ЕСПБ рассчитывается как разница между суммой оказанных транспортной организацией услуг по перевозке федеральных льготников и выручкой от реализации ЕСПБ гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.
В 2013-2014г.г. заявитель предоставил льготы по проезду в общественном транспорте категориям граждан, финансирование мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, при осуществлении пассажирских городских и пригородных перевозок общественным транспортом.
За период январь 2013 года - октябрь 2014 года Уполномоченной организацией перечислено в МУЭТ г.Уфы всего 23 113 125 руб., в том числе доля выручки от реализации ЕСПБ гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, составила 3 304 231 руб. Соответственно, выпадающие доходы МУЭТ г.Уфы по перевозке категории граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, составили за указанный период 4 851 065 рублей (8 155 296 руб. - 3 304 231 руб.), вместо заявленных МУЭТ г.Уфы 8 155 296 рублей.
Таким образом, общая сумма выпадающих доходов заявителя по льготам, которые должны быть дополнительно профинансированы из федерального бюджета, составляет 4 851 065 рублей.
Заявитель с представленным расчетом ознакомлен , возражений в ходе рассмотрения дела с его стороны по представленному расчету Уполномоченной организации , - не представлено.
Данная сумма, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, для заявителя является реальным ущербом исходя из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» императивно устанавливает, что унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Следовательно, государство обязано в полном объеме компенсировать унитарному предприятию сумму неполученной платы за оказание льготных услуг пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право льготного проезда на городском и пригородном транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ действие льгот по бесплатному проезду, федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
В пунктах 17, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, что действовал в соответствии с законом (отсутствие противоправного деяния). Бездействие Ответчика выразилось в неисполнении обязанности по полной компенсации понесенных заявителем расходов по предоставлению льготным категориям граждан бесплатного проезда. Причинная связь между бездействием ответчика и наступлением вреда выразилась в том, что надлежащее осуществление указанных правомочий распорядителем бюджетных средств привело бы к перечислению бюджетных средств, достаточных для возмещения расходов заявителя.
Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В случае если субъектом Российской Федерации не обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, данному субъекту Российской Федерации субвенции не предоставляются.
Таким образом, Российская Федерация фактически уполномочила субъекты Российской Федерации самостоятельно определять порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для всех льготных категорий граждан, в том числе и тех, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Это включает в себя также проверку учетной документации транспортных организаций по количеству перевезенных ими граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, а также подтверждение денежных обязательств по возмещению транспортным организациям Республики Башкортостан выпадающих доходов.
В Республике Башкортостан органом, уполномоченным обеспечивать доступность услуг общественного транспорта, проверять учетную документацию транспортных организаций о количестве перевезенных граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и сумме выпадающих доходов, а также подтверждать денежные обязательства по возмещению транспортным организациям Республики Башкортостан выпадающих доходов выступало Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, правопреемником которого является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и ОАО « Башкирский регистр социальных карт» .
Довод Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления ФК по РБ об отсутствии выделенных денежных средств и получения бюджетных средств на возмещение неполученной от потребителей платы за оказание услуги и возложение указанной обязанности на бюджет Республики Башкортостан судом отклоняется как несостоятельный , поскольку пунктом 2 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 545-р от 06.06.2006 («Об утверждении порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации ЕСПБ») устанавливается источник финансирования этих убытков (федеральный бюджет), и свидетельствует о том, что на Республику Башкортостан не возложена обязанность за счет собственных средств возмещать транспортным организациям убытки от перевозки федеральных льготников.
Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ЕСПБ является публичным договором перевозки, поэтому заявитель как транспортная организация общего пользования обязан был предоставить льготнику право проезда на своем транспорте на основании ЕСПБ.
То обстоятельство, что перевозка льготных категорий граждан осуществлялась заявителем во исполнение публичного договора не оспаривается представителем Министерством финансов Российской Федерации.
Российская Федерация, приняв на себя финансирование льготы по бесплатному проезду на общественном транспорте федеральных льготников, тем самым приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным организациям убытков от предоставления этой льготы за счет средств федерального бюджета.
Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации суд находит подлежащими удовлетворению в размере 4 851 065 рублей.
В удовлетворении требований заявителя в части признания незаконным отказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан возместить МУП "Управление электротранспорта городского округа г. Уфа" убытки от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, надлежит отказать, исходя из следующего:
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 703 от 01.12.2004, федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Правовой статус Федерального казначейства и имеющиеся у него полномочия не предоставляют Федеральному казначейству права самостоятельно принимать решения о возмещении транспортным организациям убытков от перевозки льготных категорий граждан за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
Поскольку процессуальным законодательством в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их истцу за счет ответчика в случае удовлетворения исковых требований, расходы по государственной пошлине, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" не предусмотрено такое основание возврата государственной пошлины, как удовлетворение иска к лицу, освобожденному в соответствии с законом от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, судебные расходы в виде уплаченной заявителем (истцом) государственной пошлины подлежат возмещению заявителю за счет средств казны Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Муниципального унитарного предприятия Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан убытки в размере 4 851 065 рублей .
В остальной части заявленных требований - отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 36 936 рублей.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а также решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья С.Л.Чернышова