ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-6849/09 от 22.04.2009 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г.Уфа

22 апреля 2009 года Дело № А07-6849/2009

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Бобровой С.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей

к ООО «Викос»

о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 14/2232 от 09.10.2008г., удостоверение № 65;

от ответчика: представитель не явился, извещен в порядке ст.123 АПК РФ по последнему известному суду адресу.

Дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее – Госалкогольинспекция РТ, Инспекция) с заявлением о привлечении ООО «Викос» (далее – Общество) к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Ответчик отзыв на заявление Инспекции, обоснованных возражений суду не представил.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил, что 26 февраля 2009 года Госалкогольинспекцией РТ на основании распоряжения № 0035 от 26.02.2009г. проведена проверка комплекса дорожного сервиса ООО «Викос» расположенного по адресу: Республика Татарстан, Ютазинский район, 1278 км трассы Москва-Челябинск М5, по вопросам соблюдения Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

По результатам проверки составлены акт о проведении мероприятий по контролю № 005638 от 26.02.2009г., протокол осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) № 002817, № 002826 от 26.02.2009г., протокол изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении № 00006 от 26.02.2009г., № 0011 от 27.02.2009г., протокол взятия (отбора) образцов (проб) алкогольной (спиртсодержащей) продукции № 00005 от 26.02.2009г., протокол об административном правонарушении №000168 от 25.03.2009г., в которых зафиксирован факт нахождения на реализации в барах комплекса дорожного сервиса ООО «Викос» спиртосодержащей и алкогольной продукции:

- спиртосодержащая жидкость коричневого цвета, разлитая в откупоренную бутылку из-под армянского коньяка «Три звезды», емк. 0,5 л., дата розлива 26.06.2008г., производства ООО «Самкон», РА, г.Ереван, АСТ 181-99, федеральная акцизная марка 010 № 06387617, регистрационный номер партии 02230771, крепость 40%, укупорка нарушена, заполнена примерно на 200 гр;

- спиртосодержащая жидкость коричневого цвета, разлитая в откупоренную бутылку из-под армянского коньяка «Арарат три звезды», емк. 0,7 л, дата розлива 26.07.2008г., производства ЗАО «Ереванский коньячный завод», РА, г.Ереван, АСТ 181-99, федеральная акцизная марка 009 № 44128217, регистрационный номер партии 02248281, крепость 40%, укупорка нарушена, заполнена примерно на 300 гр;

- бесцветная спиртосодержащая жидкость, разлитая в откупоренную бутылку из-под водки «Старая Казань», емк. 0,1 л., дата розлива 17.12.2008г., производства Филиал ОАО «Татспирт-пром» «Бугульминский ликероводочный завод» РТ, г.Бугульма, ГОСТ Р 51355-99, федеральная марка 007 № 253406543, регистрационный номер партии 279430, крепость 40%, укупорка нарушена, заполнена на 106 гр;

- виски купажированный марки «ФИО2 Блэк Лейбл», емк. 0.5 л., дата розлива 29.05.2006г., производства ФИО2 энд Санс, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, регистрационный номер партии 01829331, федеральная акцизная марка 002 № 65047289 в количестве 2 бутылок;

- бальзам «Чистай», емк. 0,5 л., дата розлива 17.11.2008г., производства Филиал ОАО «Татспиртпром» «Чистопольский ликероводочный завод» Республика Татарстан, г.Чистополь, федеральная специальная марка 007 № 114565547, регистрационный номер партии 271470 в количестве 4 бутылок;

без документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, а именно без товарно-транспортной накладной, справки к товарно-транспортной накладной (раздел А и Б), без справок к грузовой таможенной декларации (раздел А и Б), сертификата соответствия, необходимость которых предусмотрена пунктами 1, 3 статьи 10.2 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995г. № 171-ФЗ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 16 Федерального закона № 171 от 22.11.1995 года (с изм. от 20.04.2007г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не допускается розничная продажа спиртосодержащей продукции без накладных, без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификатов соответствия на каждое наименование продукции, без справки к товарно-транспортной накладной.

В соответствии со статьей 10.2 вышеназванного федерального закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Формы справок установлены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 872 и № 864.

Факт совершения ООО «Викос» административного правонарушения, выразившегося в осуществлении розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции при отсутствии товаросопроводительных документов: товарно-транспортной накладной и справок А и Б к товарно-транспортной накладной, справок к грузовой таможенной декларации (раздел А и Б), сертификата соответствия подтверждается материалами дела.

Учитывая изложенное, действия ООО «Викос» по реализации вышеназванной алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд считает, что ООО «Викос» не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку административным органом при производстве по делу об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных Законом.

В рамках статьи 28.2 КоАП РФ по факту совершения административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении является основным документом, устанавливающим фактические данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. протокол об административном правонарушении является основанием для привлечения к административной ответственности, который должен быть составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, подробно регулирующей содержание протокола об административном правонарушении и порядок его составления.

В силу требований ст.28.2 названного Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении необходимо присутствие законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии со ст.25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Протокол об административном правонарушении № 000168 составлен 25.03.2009г. в отсутствие законного представителя Общества.

Как следует из материалов дела, извещением без даты руководитель ООО «Викос» приглашался в Альметьевский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Викос» на 03.03.2009г. В последующем телеграммой от 03.03.2009г. руководитель ООО «Викос» приглашался в Госалкогольинспекцию РТ для составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества на 10.03.2009г. Извещением без даты руководитель Общества ФИО3 приглашался для составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества на 18.03.2009г. Как следует из материалов дела в отношении ООО «Викос» составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.16, ч.2 ст.15.12, ст.6.14 КоАП РФ. Однако во всех выше перечисленных извещениях, Инспекцией не указано, по какому выявленному у ООО «Викос» нарушению будет составляться протокол в указанную в извещении дату.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.16 КоАП РФ в отношении ООО «Викос» был составлен 25.03.3009г. Однако доказательств надлежащего извещения законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, Инспекцией в нарушение требований п.1 ст.65, п.5 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

24.03.2009г. Инспекция вручила бармену ООО «Викос» ФИО4 извещение на имя руководителя ООО «Викос» ФИО3 о необходимости явиться 25.03.2009г. к 14 час. 30 мин в Альметьевский территориальный отдел Госалкогольинспекции РТ.

Между тем, из пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражный Суд Российской Федерации в от 26.07.2007г. № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения» следует, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Поэтому извещение бармена Общества не может рассматриваться как извещение его законного представителя.

Кроме того, указанное извещение вручено 24.03.2009г. (без указания времени) по месту нахождения бара (Республика Татарстан, Ютазинский район, 1278 км трассы Москва-Челябинск М5), тогда как само Общество находится по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, д.Имангулово. 25 марта 2009 года руководителю Общества надлежало явиться в Альметьевский территориальный отдел Госалкогольинспекции РТ.

Инспекция не представила доказательств, подтверждающих надлежащее извещение Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Следовательно, названный протокол составлен с нарушением требований, установленных ст.28.2 КоАП РФ и не может служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Указанные нормы права по своей правовой природе являются регулятивными и призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также разъяснено, что нарушение положений статьи 28.2 Кодекса может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ.

Указанное выше нарушение требований законодательства лишило привлекаемое к ответственности лицо возможности на защиту своих прав.

В силу ст.26.11 КоАП РФ, ст.ст.65, 67, 68, 71, 205 АПК РФ при осуществлении производства по делу об административном правонарушении суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из изложенной выше совокупности имеющихся процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Викос», ущемляющих гарантированное Конституцией Российской Федерации право лица на защиту своих интересов, суд считает, что требования Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей о привлечении ООО «Викос» к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ удовлетворению не подлежат.

В силу положений ч.3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

В силу Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализация которой производится в отсутствие документов, подтверждающих ее производства и оборота, относится к вещам, находящимся в незаконном обороте.

В соответствии со ст.25 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, если они реализуются без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, подлежат изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002г. № 883 утверждено «Положение о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которым предусмотрено, что государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения, передают такую продукцию на основании акта приема/передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение. Переработка или уничтожение продукции осуществляется под контролем территориальных налоговых органов. Уничтожение продукции осуществляется на основании решений комиссий, в состав которых входят представитель уполномоченного органа, Российского фонда федерального имущества (его отделения), территориального органа Федеральной налоговой службы и руководитель организации, осуществляющей уничтожение.

С учетом вышеизложенных норм, поскольку судом установлена незаконность (нелегальность) оборота алкогольной продукции, изъятой Инспекцией в ходе производства по делу об административном правонарушении по протоколу № 00006 от 26.02.2009г., данная алкогольная продукция должна быть в полном объеме в соответствии с порядком, установленным Положением, передана Российскому фонду федерального имущества на переработку или уничтожение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей о привлечении ООО «Викос» к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Алкогольную продукцию, изъятую у ООО «Викос» по протоколу изъятия № 00006 от 26.02.2009г.:

виски купажированный марки «ФИО2 Блэк Лейбл», емк. 0.5 л., дата розлива 29.05.2006г., производства ФИО2 энд Санс, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, регистрационный номер партии 01829331, федеральная акцизная марка 002 № 65047289 в количестве 2 бутылки;

бальзам «Чистай», емк. 0,5 л., дата розлива 17.11.2008г., производства Филиал ОАО «Татспиртпром» «Чистопольский ликероводочный завод» Республика Татарстан, г.Чистополь, федеральная специальная марка 007 № 114565547, регистрационный номер партии 271470 в количестве 4 бутылки,

передать на переработку или уничтожение Российскому фонду федерального имущества, как находящуюся в незаконном обороте.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr. ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С.А.Боброва