ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-7485/13 от 16.07.2013 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

16 июля 2013 года Дело № А07-7485/2013

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерофеевой А.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

прокуратуры Аургазинского района Республики Башкортостан (453480, РБ, <...>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***> от 20.04.2009 года, РБ, г. Стерлитамак)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2, помощник прокурора РБ, служебное удостоверение ТО № 137299;

от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ без участия представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Прокуратура Аургазинского района Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуальному предпринимателю ФИО1 по ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.

Суд, изучив представленные доказательства, выслушав представителя заявителя, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Аургазинского района проведена проверка на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных ветеринарной аптеки индивидуального предпринимателя ФИО1.

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет фармацевтическую деятельность по адресу: 453480, РБ, <...>, с нарушениями лицензионных требований и условий, регламентированных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года № 1081.

По результатам проверки, в присутствии ветеринарного фармацевта аптеки индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО3 составлена справка по итогам проверки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных от 17.04.2013 года, отражающий факты нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.

19 апреля 2013 года прокуратур Аургазинского района, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании статей 23.1, 25.11 КоАП РФ прокуратура Аургазинского района обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований заявителем указывается на следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно ч. 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с п. 47 ч. 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» фармацевтическая деятельность – это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регламентируется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года № 1081.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с п.п. «з» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года № 1081, при осуществлении фармацевтической деятельности для лица, осуществляющего хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, обязательным условием является соблюдение правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.

Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 года № 80 утвержден Отраслевой стандарт 91500.05.0007-2003«Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее – Правила отпуска (реализации).

В соответствии с п. 5.4 «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.

Согласно пунктам 3, 7, 11, 12 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 года, в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (п. 3).

Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.

Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке (п. 7).

В организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем (п. 11).

При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне (п. 12).

Вместе с тем, проведенная проверка показала, что вышеприведенные требования законодательства и ведомственных приказов в ветеринарной аптеке индивидуального предпринимателя ФИО1 исполняются ненадлежащим образом.

На момент проверки лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных, отсутствует и не представлена.

На момент возбуждения административного производства представлена лицензия № 02-09-3-000067 от 05.10.2009 года на осуществление фармацевтической деятельности в сфере розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных, выданная Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору на срок до 05.10.2014 года.

Помещение ветеринарной аптеки индивидуального предпринимателя ФИО1 для хранения вакцин и других фармацевтических препаратов, предназначенных для животных имеется и используется холодильник «Полюс». На момент проверки градусник, предназначенный для измерения температуры, внутри холодильника отсутствует. Технический паспорт на используемый холодильник также отсутствует.

Помещение ветеринарной аптеки приборами регистрации параметров воздуха (термометром, гигрометром или психрометром) не оснащено. Указанные измерительные приборы в доступном для персонала аптеки месте не размещены. Журнал регистрации приборов отсутствует и на бумажном носителе и в электронном виде не ведется. Журнал (карта) регистрации показаний термометра и гигрометра (или психрометра) за последний календарный год отсутствует и на момент проверки не представлен.

Как показала проверка, на реализации в ветеринарной аптеке индивидуального предпринимателя ФИО1 имеются лекарственные препараты с ограниченным сроком годности. В нарушение п. 11 Правил хранения лекарственных средств учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией не налажен и не ведется. Журнал учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности на момент проверки отсутствует, компьютера в помещении ветеринарной аптеки также не имеется. Стеллажные карты на лекарственные средства с ограниченным сроком годности, либо Журнал учета сроков годности на лекарственные средства с ограниченным сроком годности не ведутся. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств индивидуальным предпринимателем ФИО1 не определен и до сведения персонала ветеринарной аптеки не доведен.

В нарушение п. 12 Правил хранения лекарственных средств на реализации находятся фармацевтические препараты с истекшим сроком годности: «Рыбий жир кормовой», годен до 10.08.2012 года, стоимостью 35 рублей, который на момент проверки находится на витрине, в специально выделенную и обозначенную карантинную зону не помещен и с реализации не снят.

Согласно ч. 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В данном случае вина индивидуального предпринимателя ФИО1 заключается в том, что им не были предприняты достаточные меры, направленные на соблюдение лицензионных требований.

Индивидуальный предприниматель ФИО1, осуществляя фармацевтическую деятельность в сфере розничной торговли лекарственными средствами, имел возможность выполнить условие лицензии, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: справкой от 17.04.2013 год с фототаблицей к ней, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 19.04.2013 года, другими доказательствами.

Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании изложенного суд считает, что имеются основания для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, поскольку в действиях ответчика имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей

В соответствии со статьями 3.4, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая то, что учреждение ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, признании предпринимателем своей вины, принятие учреждением мер по устранению выявленных нарушений, суд считает возможным назначить административное наказание индивидуальному предпринимателю ФИО1 по ч. 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление прокуратуры Аургазинского района Республики Башкортостан (453480, РБ, <...>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***> от 20.04.2009 года, РБ, г. Стерлитамак) к административной ответственности по ч. 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***> от 20.04.2009 года, РБ, <...> 24Б-59, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Стерлитамак Башкирской АССР) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***> от 20.04.2009 года, РБ, <...> 24Б-59, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Стерлитамак Башкирской АССР) административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

  Судья К.В. Валеев