ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело А07-7949/2016
06 октября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2016
Полный текст решения изготовлен 06.10.2016
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Насырова М. М. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фарваевой Л.Г., рассмотрев дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "СМП-2" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
Третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Барс»
о признании решения органа местного самоуправления незаконным
В судебное заседание явились:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 08.02.2016; ФИО2 по доверенности от 08.02.2016.
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 15.02.2016.
от третьего лица не явились, извещены.
Общество с ограниченной ответственностью "СМП-2" (далее по тексту - также заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - также заинтересованное лицо), третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Барс» о признании решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №5053 от 14.03.2016 незаконным и обязании Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления решения в законную силу направить проект договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...> рядом с домом №12, кадастровый номер 02:55:000000:38490.
Представитель заявителя требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица требования не признала, просила отказать, представила отзыв на заявление.
В представленном отзыве заинтересованное лицо указало, что 05.03.2015 в адрес УЗР г. Уфы поступило заявление ООО «Барс» о
заинтересованности в использовании земельного участка с кадастровым
номером 02:55:000000:38490. В заявлении о заинтересованности от ООО «Барс» указан один и тот же почтовый адрес для корреспонденции, что и в заявлении от ООО «СМП-2» <...> А. Также заинтересованное лицо указало, что в заявлении от ООО «Барс» имеется копия доверенности ФИО4 Данное лицо также подписало заявление в Арбитражный суд Республики Башкортостан. По мнению заинтересованного лица, данное обстоятельство свидетельствует о несоответствие действительности доводов ООО «СМП-2» о том, что заявления о заинтересованности в адрес ОМСУ не поступили. Также заинтересованное лицо указало, что на основании данной заявки, в связи с наличием двух конкурирующих хозяйствующих субъектов органом местного самоуправления была начата подготовка земельного участка к реализации через аукцион. В настоящее время назначена дата аукциона и соответствующее извещение размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru, на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан www.ufacity.infoи на официальном сайте Управления uzio-ufa.ru.
Третье лицо на судебное разбирательство не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено в порядке ст. 123 АПК РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Из материалов дела следует, что 28 ноября 2013 года ООО «СМП-2» обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. (л.д.18). В данном заявлении было указано:
-Назначение объекта: причал для подхода барж и осуществления погрузочно - разгрузочных работ сыпучих материалов на берегу реки Белая.
-Предполагаемое место его размещения: вблизи адреса Ленинский район городского округа <...>;
-Испрашиваемое право: аренда;
-Обоснование примерного размера участка: 1 - 2 га, складирование сыпучих материалов;
-Планируемая величина необходимой подключаемой нагрузки: 10 кВт;
-Необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения: электросети.
Заявитель полагает, что заявление от 23.11.2013, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "СМП-2" в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подано с соблюдением требований, установленных в Приказе Минэкономразвития № 475, позволяющее максимально точно определить на каких условиях и основаниях заявитель выражает заинтересованность.
На основании заявления ООО «СМП-2» Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было подготовлено градостроительное заключение для целей, не связанных со строительством - организация причала для выгрузки песчано-гравийной смеси (ПГС). В установленные сроки заявителем были пройдены все необходимые согласования, указанные в п. 4.1 градостроительного заключения №ГЗ-585/Ю от 10.02.2014.
Заявитель указал, что 25 февраля 2015 года испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет. 27 февраля 2015 года Управлением земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа Республики Башкортостан было опубликовано информационное сообщение в газете «Вечерняя Уфа» о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: <...> рядом с домом № 12, кадастровый номер 02:55:000000:38490, ориентировочной площадью 6728 кв.м.
Согласно информационному сообщению от 27 февраля 2015 года, опубликованному в газете «Вечерняя Уфа», срок для подачи заявлений о заинтересованности в предоставлении земельного участка составляет 30 дней со дня опубликования информационного сообщения. По истечению установленного срока в адрес заявителя не поступило никакой информации о том, что по результатам указанной публикации имеется наличие претендентов на испрашиваемый земельный участок.
16 февраля 2016 года заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о возможности получения разъяснений дальнейших действий органа местного самоуправления и в случае отсутствия дополнительных процедур предоставить испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:38490 (л.д. 15).
В ответ на обращение заявителя от 16.02.2016 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом № 5053 от 14.03.2016 сообщила, что в связи с наличием заявлений о заинтересованности в использовании испрашиваемого земельного участка для организации причала, поступивших в течение 30 дней с даты публикации информационного сообщения, Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан была начата подготовка документации для проведения аукциона. В настоящее время проект постановления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством. После утверждения данного проекта постановления информация о предстоящем аукционе будет размещена на официальном сайте РФ для размещения информации на сайте www.torgi.gov.ru.
С данным решением органа местного самоуправления заявитель не согласен, считает его незаконным, поскольку поданное им заявление о предоставлении земельного участка соответствовало требованиям, установленных законодательством, действующих на момент подачи заявления, а также не противоречило требованиям административного регламента городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в связи с чем, обратился с данным заявлением в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в рамках настоящего дела заявителем оспаривается решение Администрации, выразившиеся в письме № 5053 от 14.03.2016. При этом заявитель указывает, что на момент принятия решения заявка второго претендента была уже отозвана, и что Администрация, зная об этом должна была заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:38490 с заявителем без проведения торгов, как с единственным претендентом.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 названного Кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 8 статьи 31 названного Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 названного Кодекса.
Указанная процедура включает, в том числе, работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 названного Кодекса предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта возможно путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пункту 6 статьи 30 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Исходя из приведенных положений возможность предоставления земельного участка для строительства в аренду обществу без проведения торгов допускается в рамках реализации процедуры предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта, а также в рамках процедуры предоставления без предварительного согласования места размещения объекта при отсутствии иных заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц, что подлежит выявлению после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
Из материалов настоящего дела следует, что изначально ООО «СМП-2» была инициирована процедура выбора земельного участка для строительства причала для подхода барж и осуществления погрузочно – разгрузочных работ сыпучих материалов на берегу реки Белая. Об этом свидетельствуют изготовленное по заявлению общества градостроительное заключение по условиям размещения временного объекта, заявитель общество с ограниченной ответственностью «СМП-2». Однако, из указаний намерения заявителя по функциональному назначению объекта следует, что земельный участок предполагается использовать для целей, не связанных со строительством – организация причала для выгрузки песчано – гравийной смеси (ПГС).
05.03.2015 ООО «Барс» обратилось с заявление (л.д. 69) о заинтересованности при предоставлении земельного участка.
Представитель заинтересованного лица, указывает, что с учетом наличия двух претендентов на испрашиваемый земельный участок была начата процедура подготовки проведения торгов, проведена оценка рыночной стоимости ежегодной арендной платы и подготовлены технические условия.
Отказ от участия в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:38490 от ООО «Барс» поступил 15.02.2016.
Оспариваемое письмо не содержит отказа в предоставлении, испрашиваемого земельного участка, указывается на наличие оснований для проведения аукциона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что до принятия решения о предоставлении спорного земельного участка была подана конкурирующая заявка на приобретение того же земельного участка, суд приходит к выводу о том, что право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:38490 подлежит выставлению на торги.
Указанный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 № 4224/10).
Таким образом, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для предоставления его в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья М.М. Насыров