ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-8364/2022 от 07.06.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа

8 июня 2022 года                                                          Дело № А07-8364/2022

Полный текст решения изготовлен 8 июня 2022 года.

Резолютивная часть решения объявлена 7 июня 2022 года.

         Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи                             Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседаниясекретарем судебного заседания Сагидуллиной Ю.А., рассмотрел дело по заявлению

индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления №349 от 07 декабря 2021 года о назначении административного  наказания по ст.7.3 ч.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя и административного органа: не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке ст.123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте суда.

Индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО1 обратился в суд с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления №349 от 07 декабря 2021 года Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан о назначении административного наказания по ч.1 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, указывая, на то, что отсутствует состав вмененного правонарушения.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

30 августа 2021 года в  17:05 час. в 1,3 км юго- западнее полигона ТБО с. Бураево на участке (карьер с координатами 55.8197 Широта 55.3505 Долгота, территориальная расположенность Бураевский район, сельское поселение Бураевский сельсовет) обнаружен факт добычи общераспространённых полезных ископаемых природной смеси глины с щебнем, галькой, гравием и песком (далее по тексту ОПИ) индивидуальным предпринимателем ФИО1 для отсыпки улиц д. ФИО2 Бураевский район РБ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в рамках исполнения договора строительного субподряда № 7 от 16.08.2021года  без разрешительных документов (лицензии на право пользования недрами), что является нарушением ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», ст. 14 Кодекса Республики Башкортостан о недрах. 

30 августа 2021 года в 17:05 часов комиссией в составе ведущего специалиста- эксперта ФИО3 Минэкологии РБ ФИО4, и.о. заместителя главы Администрации МР Бураевский район РБ ФИО5, главы СП Бураевский сельсовет МР Бураевский район РБ ФИО6, заместителя главы СП Бураевский сельсовет МР Бураевский район РБ ФИО7, ведущего специалиста- инспектора муниципального земельного контроля администрации МР Бураевский район РБ ФИО8 на вышеуказанному участке недр  обнаружен факт самовольной незаконной добычи ОПИ. Общий объем добычи составил 2016 м3 ОПИ.

Добыча проводилась ниже почвенного слоя с помощью гусеничного экскаватора Hitachi Zaxis 11 , гос. Рег. Знак <***>, погрузка осуществлялась на грузовой самосвал марки Камаз 53229, г.р.з. К720АУ 102.

В ходе проведенных первоначальных проверочных мероприятий, а именно: осмотр территории, фото фиксация, опрос водителя грузового самосвала ФИО9, опрос тракториста- машиниста экскаватора ФИО10 установлено, что добыча и перевозка ОПИ осуществлялась для отсыпки улиц д. Бустанаево Бураевского района РБ. При этом разрешительные документы на право добычи ОПИ в момент выявления добычи ОПИ и осмотра территории представлено не было. 

Согласно общедоступной информации с портала государственных закупок 22 июля 2021 года размещен тендер (закупка) на ремонт автомобильной дороги ул. Школьная д. Бустанаево Бураевского района РБ (https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/commoninfo.html?regNumber=0101300047921000002). Победителем электронного аукциона стало Общество с ограниченной ответственностью «Грандстрой» (ИНН <***>, КПП 024601001, 452686, РЕСП БАШКОРТОСТАН, Г НЕФТЕКАМСК, УЛ МАЙСКАЯ, ДОМ 45А, ОКТМО 80727000001), с которым заключен муниципальный контракт на сумму 1 067 592,95 руб. (один миллион шестьдесят семь тысяч пятьсот девяносто два рубля 95 коп.).

По итогам проведенного административного расследования в отношении ООО «Грандстрой» вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Так в ходе административного расследования установлено, что работы по добычи ОПИ на вышеуказанном участке недр проводилась для отсыпки улицы Школьная д. Бустанаево и осуществлялась в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. 

 Заказчиком работ является Администрация СП Кузбаевский сельсовет МР Бураевский район РБ, исполнителем- подрядчиком является ООО «Грандстрой». В своем пояснении общество «Грандстрой» сообщило, что оно заключило договор строительного субподряда №7 от 16.08.2021года для исполнения муниципального   контракта № 47921000002 от 16.08.2021 года с субподрядчиком индивидуальным предпринимателем ФИО1.

Заказчиком работ- администрацией СП Кузбаевский сельсовет МР Бураевский район РБ представлены сведения  о том, что работа по ремонту автомобильной дороги ул. Школьная д. Бустанаево протяжённостью 1,26 км осуществлена подрядчиком ФИО1, отсыпка улиц осуществлялась материалом с карьера близ д. Шабаево.

ФИО1 исполнение работы по отсыпке улицы в рамках исполнения контракта не отрицал, в свою очередь частично исполнил требования о представлении сведений в рамках административного расследования, представив заверенную со своей стороны копию договора строительного субподряда №7 от 16.08.2021года, договор купли- продажи гусеничного экскаватора, осуществляющего добычу ОПИ на участке 1,3 км юго- западнее полигона ТБО с. Бураево на участке (карьер с координатами 55.8197 Широта 55.3505 Долгота), а также справку об отсутствии месторождения ОПИ, запасы которых учтены государственным балансом №101с.

Согласно проектно-сметной документации к договорам подряда по отсыпке улиц д. Бустанаево,  следует, что для уплотнение грунта прицепным катком необходимо 2016 м3 строительного материала. При этом согласно пояснительной записки к сводно-сметному расчету на ремонт автомобильной дороги по улице Школьная д. Бустанаево Бураевского района РБ протяженностью 1260метров шириной 5 метров необходима 2016 м3 местного материала (горного гравия) с перевозкой из карьера, находящегося вблизи д. Шабаево.

Письмом №107 от 25.10.2021года  заказчик работ сообщил, что работа по ремонту дороги протяженностью 1,260 км завершена подрядчиком ФИО1, работа сдана, инициативной группой принята, представлен акт приемки выполненных работ, согласно которой следует, что для уплотнения грунта прицепным катком на пневмоколесном ходу при толщине слоя в 30 см использовался строительный материал в объеме 2016 м3, который как установлено в ходе административного расследования был добыт предпринимателем ФИО1 на участке недр, расположенном в 1,3 км юго- западнее полигона ТБО с. Бураево (карьер с координатами 55.8197 Широта 55.3505 Долгота, территориальная расположенность Бураевский район, сельское поселение Бураевский сельсовет).

В ходе осмотра местности, согласно акта осмотра местности  установлено, что участок недр, расположенный в 1,3 км юго-западнее полигона ТБО с. Бураево (карьер с координатами 55.8197 Широта 55.3505 Долгота) имеет размеры 19 метров*64 метра, с глубиной 5 метров. Следовательно в целях выполнения контракта по ремонту улиц д. ФИО11 ФИО1 было добыто 2016 м3 ОПИ с участка недр, расположенного в 1,3 км юго- западнее полигона ТБО с. Бураево (карьер с координатами 55.8197 Широта 55.3505 Долгота).

Согласно сведениям с портала публично- кадастровой карты (л.д. 15-17) данный участок недр расположен в 1,3 км юго-западнее от полигона ТБО с. Бураево и в 1,960 севернее  населенного пункта д. Шабаево (л.д. 99). Как установлено административным расследованием указанный участок недр не входит, не попадает на земельный участок с кадастровым номером 02:17:000000:1338 (л.д. 80, 84, 96) на который оформлена справка об отсутствии полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом №101с от 18.07.2019года (л.д. 60-63), дающая право Администрации МР Бураевский район РБ осуществлять в границах земельного участка с кадастровым номером 02:17:000000:1338 использование ОПИ для собственных нужд. При этом вышеуказанные два участка недр (02:17:000000:215 и 02:17:000000:1338), на одном из которых ФИО1 осуществлялась незаконная добыча ОПИ, расположены на разных участках, имеющих разные кадастровые номера (л.д. 64, 78) и расстояние между ними составляет 396 метров (л.д. 96). Участок недр (02:17:000000:215), на котором выявлена незаконная добыча ОПИ расположена в 396 метрах южнее от участка недр (02:17:000000:1338) на который оформлена справка для Администрации МР Бураеский район РБ, дающая право последней использовать ОПИ для собственных нужд.

Согласно п. 5.1.1 договора строительного субподряда №7 от 16.08.2021года, представленным ФИО1, субподрядчик обязан при выполнении всех видов объемов работ: земляные работы, перевозка грунта, добыча природной смеси и т.д. по которым наличие документов о допуске к указанным видам работ, или иные разрешительные документы являются обязательным, Субподрядчик выполняет их самостоятельно и несет ответственность, или привлекает третьих лиц, имеющих соответствующие документы. По смыслу указанного пункта договора субподряда, на момент заключения указанного договора  генеральный подрядчик поставил в известность субподрядчика о том, что добыча ОПИ сопровождается обязательным получением разрешительных документов- лицензии на право пользования недрами.

По результатам проверки в отношении индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении  № 34 от 11.11.2021 года.

На основании материалов административного дела Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан вынесено постановление №349 от 07 декабря 2021  о привлечении о привлечении индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО1 к административной ответственности по ч.1  ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Частью 1 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.

Объективной стороной указанного состава правонарушения являются отношения, связанные с установленным законом порядком пользования недрами.

Согласно статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статьей 2.3 Закона о недрах предусмотрено, что к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.

К полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся: формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым; согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказ в согласовании указанных перечней (пункты 6.1 и 6.2 статьи 3 Закона о недрах).

В соответствии со статьей 10.1 Закона о недрах, основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр.

Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов

Согласно статье 18 Закона о недрах, участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовым актами субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о недрах запрещает самовольное пользование недрами, т.е. пользование недрами без лицензии.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395 одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является в том числе и соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии с  преамбулой Закона РФ «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя.

Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1 (далее - Закон № 2395-1) содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Согласно абз. 5 ст. 9 Закона № 2395-1 в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (абз. 7 ст. 9 Закона № 2395-1).

В соответствии со ст. 11 Закона № 2395-1, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной   власти   и   пользователем   недр   может   быть   заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает с момента ее получении или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, устанавливается федеральным законом.

Таким образом, индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО1 совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Факт совершенного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 22.11.2021 года и другими материалами дела, в том числе объяснениями, данными в ходе проверки.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом вина предпринимателя в данном случае выражается в том, что он при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей мог выявить факт пользования недрами без лицензии, предпринять своевременные меры по их устранению, но не сделал этого.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для заявителя препятствиями.

При вынесении постановления учтены конкретные обстоятельства дела, и наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным суд не усматривает исходя из следующего.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10).

Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 № 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениями выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При этом само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие такого обязательного при применении ст. 2.9 КоАП РФ признака, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, в данном случае правонарушение не может быть признано малозначительным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявитель правомерно привлечен к  административной ответственности за несоблюдение законодательства о недрах.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления №349 от 07 декабря 2021 года о назначении административного  наказания по ст.7.3 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном  объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.

Судья                                                                          Р.К.Кутлин