ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-9290/10 от 22.07.2010 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа Дело № А07-9290/2010

29 июля 2010

Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2010

Полный текст решения изготовлен 29.07.2010

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Хисамутдиновой В.Ш., при ведении протокола судебного заседания судьей Хисамутдиновой В.Ш., рассмотрев дело по иску

Индивидуального предпринимателя Балаяна Армена Бориковича

к Администрации муниципального района Уфимский район РБ

о признании решения незаконным и обязании выдачи Постановления

при участии в судебном заседании:

от истца – Киселев Д.А., представитель по дов. от 04.12.2009г.

от ответчика – не явился

Индивидуальный предприниматель Балаян Армен Борикович обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Администрации муниципального района Уфимский район РБ о признании решения Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 07.04.2010г. № 1212 незаконным и обязании Администрации Муниципального района Уфимский район выдать Постановление «О приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 02:47:060601:29, на котором расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности гражданина Балаяна Армена Бориковича» .

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит признать решение Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 07.04.2010г. № 1212 незаконным и обязать Администрацию Муниципального района Уфимский район заключить договор купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый номер 02:47:060601:29, с собственником расположенных на данном участке объектов недвижимости, гражданином Балаяном Арменом Бориковичем.

Данное уточнение судом рассмотрено и принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск подлежит рассмотрению с учетом уточненных заявленных требований.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте, в судебное заседание не явился.

Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд учитывает, что информация о времени и месте судебного разбирательства дополнительно размещена на интернет-сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Дело рассмотрено в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд

установил:

По договору аренды № 33-зуб от 26.12.2003г., заключенному на основании Постановления главы муниципального образования Зубовский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан от 01.12.2003г. № 222 и дополнительных соглашений от 29.06.2004г. и от 10.11.2006г., Уфимский районный Комитет по управлению собственностью (Арендодатель) предоставил, а Балаян Армен Борикович (Арендатор) принял в аренду земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером 02:47:06 01 03: 0005, находящийся по адресу: Уфимский район, МО Зубовский сельсовет, в районе п. Лебяжий, для использования в целях эксплуатации комплекса «Отдых», в границах, указанных в кадастровом плане Участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 14100 кв.м.

Срок аренды с 01.12.2003г. по 26.12.2023г. На участке имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие Арендатору на праве собственности: производственное помещение, количество этажей: 1, общая площадь: 409,2 кв.м., литера: А (пом. с 1 по 25), инвентарный номер 11076, адрес: Республика Башкортостан, пос. Лебяжий, Уфимского района, доп.: остановка кафе «Отдых», право зарегистрировано в государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Башкортостан, свидетельство 02 АА № 012854 от 29.04.2003г.

На основании договора аренды № 33-зуб от 26.12.2003г. Индивидуальный предприниматель Балаян А.Б письмом от 09.06.2009г. обратился в Администрацию Уфимского района Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка с кадастровым № 02:47:06 01 03:0005, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, МО Зубовский сельсовет, в районе п.Лебяжий, объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности: кафе «Отдых» (Свидетельство 02 АА № 012854 от 29.04.2003г.), производственное помещение (Свидетельство ОГРП 02-АА № 012854 от 29.04.2003г., автомойка (Свидетельство УФРС по РБ от 02.05.2009г., серия 04 АВ № 004608) в собственность.

Письмом № 1953 от 03.07.2009г. Администрацией дан ответ с разъяснением необходимости согласования данного вопроса с Казенным предприятием Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

Казенное предприятие Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан письмом № 10/2004 от 25.08.2009г. разъяснило, что граница испрашиваемого участка находится в пределах придорожной полосы автомобильной дороги являющейся собственностью ГО г. Уфа РБ, в связи с чем необходимо получить согласования в УКХ и Б Администрации ГО г. Уфы РБ.

УКХ и Б Администрации ГО г. Уфы РБ письмом от 08.09.2009г. № 6-13/7 истцу дан ответ с разъяснением необходимости обращения в Администрацию МР Уфимский район и получением согласования с дирекцией а/д Самара-Уфа-Челябинск.

ФГУ «УАМ Самара-Уфа-Челябинск ФДА» истцу даны письменные разъяснения от 05.10.2009г. № ср-12/3004, о том, что данный вопрос не входит в юрисдикцию данной организации, т.к. автомобильная дорога Уфа-Оренбург с км 0+000 (г. Уфа) по 16+900 (поворот на Аэропорт и проезд к нему) является собственностью ГО г. Уфа Республики Башкортостан, что послужило основанием для обращения истца письмом от 08.10.2009г. в УКХ и Б Администрации ГО г. Уфы РБ. Письмом от 20.10.2009г. № 6-13/7 дан ответ о том, что в ведении УКХ и Б находится автомобильная дорога Уфа-Аэропорт и придорожная полоса шириной 35 м от оси дороги. В связи с чем, испрашиваемый земельный участок не попадает в указанную зону.

На обращение истца письмом от 26.10.2009г. на имя Главы Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан истцом получен ответ от 24.11.2009г. № 3776 с приложенной формой заявки на оформление документов по приватизации земельного участка находящегося на территории Уфимского района РБ, с перечнем необходимых для предоставления в Администрацию МР Уфимский район РБ документов. Истцом письмами от 11.12.2009г., 18.12.2009г. направлена в Администрацию заполненная форма Заявки на оформление приватизации с приложением предусмотренного перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения согласно Приложению к Приказу Минэкономразвития РФ  от 30 октября 2007г. № 370.

Администрацией МР Уфимский район РБ был подготовлен проект Постановления «О приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 02:47:060601:29 (изменен предыдущий номер 02:47:06 01 03:0005)), на котором расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности гражданина Балаян Армена Бориковича», подписанный: исполнителем - Председателем комитета по управлению собственности МЗИО РБ по Уфимскому району Р.Р. Ахметовым от 28.01.2010г.; Главным юрисконсультом администрации МР Уфимский район Н.Н. Мулюковым от 23.03.2010г.; Главой сельского поселения Зубовский сельсовет МР Уфимский район РБ Р.М. Муталовым от 24.03.2010г.

Кроме того, проект постановления для согласования истцом был направлен письмами от 24.02.2010г. № 973 от 27.02.2010г. в адрес УКХ и Б Администрации ГО г. Уфы РБ и ФГУ «УАМ Самара-Уфа-Челябинск ФДА», и получены ответы от 10.03.2010г. № 6-13/7 и от 11.03.2010г. № ВР-12/624 по содержанию абсолютно дублирующие ранее предоставленные в мой адрес разъяснения от 10.03.2010г. № 6-13/7 и от 05.10.2009г. № СР-12/3004 соответственно.

Решением от 07.04.2010г. № 1212 Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка отказано, по причине намеченной Правительством Республики Башкортостан реконструкции данного земельного участка.

Считая, данный отказ незаконным, истец обратился с заявлением в суд.

Проверив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 187-О отмечается, что из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 187-О обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. При этом, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11) указывается, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Кроме того, в указанном пункте обращается внимание на то, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно п.3 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пунктом.8 ст. 28 предусмотрен полный перечень земель, не подлежащих выкупу, а именно земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Земельный участок с кадастровым номером 02:47:060601:29 в данный перечень не входит, по причине отсутствия, какого-либо официальногоподтверждения намеченной Правительством РБ реконструкции названного участка.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» от 05.01.2004г. № 59-з «Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. В решении о резервировании земель должны быть указаны цели и сроки резервирования земельных участков, общая площадь и категории земель. В случае резервирования ранее предоставленных земельных участков указываются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов»

В силу этого, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования, так как собственнику объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке в силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлено исключительное право на приватизацию (выкуп) этого земельного участка.

На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признание незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд установив, что оспариваемое, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными, так как исключительное право на приватизацию земельного участка, собственником зданий, строений, сооружений, расположенных на данном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности закреплено законом, ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, а также ч. 1 ст. 14 Закона РБ «О регулирование земельных отношений в РБ» от 05.01.2004г. № 59-з.

Ответчиком иск не оспорен.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса РФ. Поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины (ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), истцу возвращается государственная пошлина из бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Индивидуального предпринимателя Балаяна Армена Бориковича удовлетворить.

Признать отказ Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в предоставлении индивидуальному предпринимателю Балаян Армену Бориковичу земельного участка в собственность незаконным.

Обязать Администрацию Муниципального района Уфимский район заключить договор купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый номер 02:47:060601:29, с собственником расположенных на данном участке объектов недвижимости, Индивидуальным предпринимателем Балаяном Арменом Бориковичем.

Истцу – Индивидуальному предпринимателю Балаяну Армену Бориковичу выдать справку на возврат госпошлины в размере 4 000 руб., уплаченную по квитанциям от 20.05.2010г. и от 31.05.2010г.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья В.Ш.Хисамутдинова