АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа
«13» июля 2010 года Дело № А07-9546/2010
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 13 июля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Бобровой С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг
к ООО «Профторг»
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.27 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 3 от 01.06.2010г.;
от ответчика: представитель не явился, извещен в порядке ст.123 АПК РФ по последнему известному суду адресу.
В судебном заседании от 06.07.2010г. был объявлен перерыв до 13.07.2010г. до 09 час. 50 мин. После перерыв судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя ФИО1 по доверенности № 3 от 01.06.2010г.;
Дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг (далее Комиссия) с заявлением о привлечении ООО «Профторг» (далее Общество) к административной ответственности по ч.1 ст.14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик согласно представленному отзыву требования Комиссии не признает, поскольку Комиссией при производстве по делу об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения (л.д.20-21).
Выслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд установил, что Комиссией Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг в процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о лотереях на территории Республики Башкортостан, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях», постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004г. № 267, обнаружено, что в сети салонов обуви «SUPERSTYLE», расположенных на территории Республики Башкортостан, размещена информация в виде баннеров и листовок о проведении акции «Мечты сбываются. С 16 апреля по 25 мая 2010 года купи пару обуви в сети салонов обуви «SUPERSTYLE» и выиграй супер приз – путевку на 2 лица в Турцию».
Организатором акции является ООО «Профторг» (127422, <...>).
Комиссией Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг в адрес директора ООО «Профторг» был направлен запрос № 40-2326/02 от 21.04.2010г. о предоставлении следующей информации:
- сведений о том, кто является организатором акции;
- территорию проведения акции;
- порядок определения победителей;
- срок проведения акции.
Согласно полученному ответу от 19.05.2010г. № 24 организатором акции является ООО «Профторг» (ИНН <***>);
- территория проведения акции: г.Уфа, г.Стерлитамак;
- порядок определения победителей:
Принять участие в акции может любой желающий, достигший 18 лет. Для участия в акции необходимо заполнить правильно и разборчиво купон, опустить отрывную часть купона в специальный контейнер в месте покупки, оставшуюся часть купона хранить у себя до момента проведения розыгрыша. Розыгрыш призов состоится 28 мая 2010 года в 13.00 в ТДК «Гостиный двор», Верхнеторговая площадь, 1. Для подтверждения права владения выигравшим купоном на розыгрыше, необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность. Призер должен самостоятельно получить путевку в агентстве по туризму «Qtravels», по адресу: <...>. Призером (победителем) акции считается человек, чей купон будет случайно выбран из общего числа купонов всех участников и который будет находиться на месте проведения розыгрыша во время его проведения. Организатор акции вправе отказать Призеру в выдаче приза в случае:
если призер Акции не представит паспорт гражданина РФ или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность;
если призер Акции не имеет загранпаспорт, либо имеет загранпаспорт, срок действия которого заканчивается через 3 месяца со дня окончания поездки.
В случае отказа победителя Розыгрыша от приза, в 5-дневный срок с момента объявления его победителем Розыгрыша, он обязан письменно уведомить об этом Организатора акции. Выдача выигрыша в этом случае не производится. Все расходы победителя Розыгрыша, связанные с переездом к месту получения приза, лежат на победителе Розыгрыша. Обмен путевки на денежный эквивалент не производится. Призеры Акции несут обязанность по выплате налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством РФ, в связи с получением дохода в виде призов за участие в акции, в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Участник акции автоматически соглашается с правилами акции участия в акции. Принимая участие в Акции, ее участники и Призеры соглашаются с тем, что их изображение, имена и фамилии могут быть использованы в рекламных целях без дополнительного согласия Участников и без уплаты какого-либо отдельного дополнительного вознаграждения.
Порядок формирования призового фонда:
Призовой фонд формируется за счет средств ООО «Профторг», полученных в результате законной предпринимательской деятельности и состоит из: 2-х путевок на 2 лица в Турцию, город Кемер, с 15 по 22 июня 2010 года, в отель «ASDEMPARK», 4 звезды; 20 сертификатов номиналом в 3000, 1500 рублей на приобретение обуви в салонах «SUPERSTYLE», «LOVESTORY».
Срок проведения акции: акция проводится с 16 апреля по 25 мая 2010 года. Дата проведения розыгрыша: 28 мая 2010 года.
В нарушение требований ст.7 Федерального закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» ООО «Профторг» проведена стимулирующая лотерея при отсутствии уведомления о ее проведении уполномоченного органа.
По данному факту Комиссией составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2010г. о совершении ООО «Профторг» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.27 КоАП РФ.
На основании ст.23.1 КоАП РФ Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Профторг» к административной ответственности по ч.1 ст.14.27 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» (далее Федеральный закон № 138-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
В статье 2 Федерального закона № 138-ФЗ отражены основные понятия, используемые в указанном Федеральном законе:
лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;
выигрыш – часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи;
призовой фонд лотереи – совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи;
розыгрыш призового фонда лотереи – процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши;
участник лотереи – лицо, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с организатором лотереи договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 138-ФЗ установлено, что разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Из п.8 ст.6 Федерального закона № 138-ФЗ следует, что положения ст.6 данного Закона не распространяются, в том числе на стимулирующие лотереи.
В силу статьи 7 Федерального закона № 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном названной статьей.
В соответствии с п.1 Правил проведения стимулирующей лотереи, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004г. № 66н (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2004г. № 6014) право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи организатором лотереи направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в котором указываются срок, способ, территория проведения стимулирующей лотереи, организатор лотереи, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, с представлением сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (выданная налоговыми органами справка) и с приложением соответствующих документов.
К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
Таким образом, организатор стимулирующей лотереи вправе проводить такую лотерею после направления уведомления о проведении стимулирующей лотереи в соответствующий уполномоченный орган.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 25.08.2004г. № 158 Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг является органом исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан.
Как следует из письма от 19.05.2010г. № 24, организатором акции является ООО «Профторг». Указанные Обществом в письме от 19.05.2010г. № 19 сведения свидетельствуют о проведении ООО «Профторг» региональной стимулирующей лотереи.
В нарушение требований ст.7 Федерального закона № 138-ФЗ ООО «Профторг» уведомление о проведении стимулирующей лотереи в уполномоченный орган не направило.
Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Юридическое лицо несет ответственность за действия своего работника при исполнении последним трудовых обязанностей.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела суд исследовал и установил наличие вины Общества, поскольку последнее знало о проведении стимулирующей лотереи и не предприняло никаких зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства по проведению лотереи и предотвращению правонарушения.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Общества реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований законодательства по проведению стимулирующей лотереи, в материалах дела не имеется.
Общество должно было и могло осуществлять надлежащий контроль за соблюдением правил и порядка проведения лотерей, однако доказательств принятия Обществом в данном конкретном случае надлежащих мер, исключающих нарушение требований Федерального закона «О лотереях», в материалы дела не представлено.
На основании изложенного арбитражный суд считает, что действия ООО «Профторг» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в ходе проведения проверки в отношении ООО «Профторг» Комиссией был нарушен установленный законом порядок производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных Законом.
В рамках статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту совершения административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении является основным документом, устанавливающим фактические данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. протокол об административном правонарушении является основанием для привлечения к административной ответственности, который должен быть составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, подробно регулирующей содержание протокола об административном правонарушении и порядок его составления.
В силу требований ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении необходимо присутствие законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» отмечено, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В соответствии со ст.25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Как следует из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении от 24.05.2010г. присутствовал представитель ООО «Профторг» ФИО2 по доверенности № 1 от 20.05.2010г.
Из представленной в дело доверенности № 1 от 20.05.2010г. следует, что данная доверенность является общей и не содержит указаний о предоставлении ФИО2 полномочий по конкретному административному делу.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии лица, которое не является законным представителем Общества и не имело соответствующей доверенности на представление интересов Общества при составлении протокола об административном правонарушении и подписание данного протокола.
Как следует из уведомления от 24.05.2010г. № 40-298/02, Комиссия уведомила директора ООО «Профторг» о необходимости явиться 24.05.2010г. в 11 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении. Между тем, данное уведомление получено представителем ООО «Профторг» ФИО2 по доверенности № 1 от 20.05.2010г.
Доказательства надлежащего извещения законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлены, в связи с чем, законный представитель ООО «Профторг» был лишен возможности принять участие при составлении протокола об административном правонарушении, права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, представителю ООО «Профторг» не разъяснялись, Следовательно, протокол об административном правонарушении от 24.05.2010г. составлен с нарушением требований, установленных ст.28.2 КоАП РФ и не может служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Указанные нормы права по своей правовой природе являются регулятивными и призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанное выше нарушение требований законодательства лишило привлекаемое к ответственности лицо возможности на защиту своих прав.
Исходя из изложенной выше совокупности имеющихся процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Профторг», ущемляющих гарантированное Конституцией Российской Федерации право лица на защиту своих интересов, суд считает, что требования Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг о привлечении ООО «Профторг» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С.А.Боброва