ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-2320/15 от 13.05.2015 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

Сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-2320/2015

19 мая 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2015 года

Полный текст решения изготовлен 19 мая 2015 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе  судьи Шульгиной А. Н.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Кендюховой Е.О.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

ТУ Росимущества в Белгородской области (ИНН 3123198660, ОГРН 1093123008241 )

к открытому акционерному обществу «Стойленский горно-обогатительный комбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: ГУ МЧС России по Белгородской области, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области

о признании права собственности РФ,

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 13.02.2015;

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 12.05.2015;

от третьих лиц: не явились, уведомлены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

          Истец обратился в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ответчику  о признании права собственности РФ на объект гражданской обороны: здание - убежище ГО №4, общей площадью 105,6 кв.м., с кадастровым номером 31:06:0303001:77, расположенное по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, юго-западный промрайон.

         Истец в настоящем судебном заседании  заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

         Ответчик  в  судебном заседании  пояснил, что при вынесении решения по данному спору полагается на усмотрение суда, отзыв  на иск не представил.

         Третье лицо, Главное управление МЧС России по Белгородской области, в   судебное заседание не явилось, о дне, времени и месте его проведения уведомлено надлежащим образом, позицию по спору не представило.

          Третье лицо, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, в   судебное заседание не явилось, о дне, времени и месте его проведения уведомлено надлежащим образом, представленным через канцелярию суда отзывом считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определившие права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения дела судом.

На основании ст.ст.121-123, 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие третьих лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, выслушав сторон, арбитражный суд находит иск подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям.

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области, действующим на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432, Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным  имуществом от 27.02.2009 г. №49, заявлено требование в интересах Российской Федерации о признании права собственности Российской Федерации  на объект гражданской обороны

           Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат» создано в соответствии с Указом   Президента   Российской   Федерации   от   01   июля   1992   года   №   721   «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Положением об акционерных обществах, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 25.12.1990, Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 31.12.1995 №227-ФЗ и является правопреемником всех имущественным прав и обязанностей бывшего государственного предприятия Стойленский горно-обогатительный комбинат, что подтверждается Уставом ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат», утвержденным    распоряжением    Комитета по  управлению государственным   имуществом Белгородской области   от 30.10.1992 № 330р-УГИ.

При приватизации государственного предприятия создаваемое акционерное общество открытого типа «Стойленский горно-обогатительный комбинат» наделено уставным капиталом по состоянию на 01.07.1992 в размере 655 226 руб. Согласно разделов 3 и 4 приложения 9 «Акта оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01 июля 1992 года «Стойленский горно-обогатительный комбинат», Плана приватизации, утвержденного распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Белгородской области от 30.10.1992 № 330 р-УГИ, указана стоимость имущества для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации - 918 тыс. руб. в ценах 1992 года, в том числе, гражданская оборона - бомбоубежище 884 тыс. руб., которые не вошли в уставный капитал акционерного общества, и были оставлены в государственной (федеральной) собственности (пообъектный перечень недвижимого имущества гражданской обороны не был составлен).

          Объекты гражданской обороны (ГО) предназначены для укрытия персонала приугрозе  возникновения  ЧС,   в  мирное  время,   а  также  предназначены  для  храненияимущества ГО.

         Защитные сооружения гражданской обороны, а именно убежище № 4 являетсяобъектом специального назначения, который поставлен на технический учет, ему присвоен кадастровыйномер  31:06:0303001:77, изготовлен кадастровый паспорт от 16.12.2014 (л.д. 27).

 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» спорный объект недвижимого имущества внесен в реестр федерального имущества. 

          Вместе с тем, в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции последующих изменений и дополнений) документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество должны содержать описание недвижимого имущества, вид регулируемого права.

         Учитывая, что имеющиеся у истца документы не отвечают указанным требованием в части описания объектов, подлежащих исключению при приватизации из уставного капитала, истец не имеет возможности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный объект.

Указанные обстоятельства явились причиной обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.  

Согласно ст. 131 ГК РФ возникновение, переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введение в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 объекты гражданской обороны являются объектами оборонного производства и относятся исключительно к федеральной собственности и не подлежат приватизации.

Статьей 223 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здание, сооружение и другое приобретаемое либо создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Суд исследовал доказательства, представленные истцом и пришел к выводу, что признание права собственности на спорный объект недвижимости не нарушает прав и законных интересов других лиц, доказательств того, что спорный объект недвижимости был передан ответчику согласно плану приватизации, либо имеет иной правовой режим и не является объектом гражданской обороны, ответчиком в материалы  дела не представлено и не оспаривается.

Доказательства того, что спорный объект в установленном законом порядке передавался из федеральной собственности в собственность иных лиц, хозяйствующих субъектов, в деле отсутствуют.

Доказательств притязаний третьих лиц на спорный объект недвижимости в материалах дела также не имеется.

          Какое-либо документальное обоснование обратного, лица, участвующие в деле, в материалы дела не представили (ст. 9 ГК РФ, ст. 9, 65 АПК РФ).

  Принимая во внимание доказанность истцом оснований, предусмотренных ст.ст. 12, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимых для признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости, а также то, что признание права собственности на указанный объект устранит возникшую неопределенность в правоотношениях, арбитражный суд считает исковые требования истца о признании права собственности на объект недвижимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд также учитывает то, что ответчик возражений по заявленным исковым требованиям не имеет, при принятии решения полагается на усмотрение суда.

Регистрация права, позволит ввести указанный объект в гражданский оборот, обеспечит его последующее легитимное использование и будет способствовать соблюдению принципа стабильности гражданского оборота.

Истец в соответствии с положениями ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить полностью.

Признать право собственности Российской Федерации на объект гражданской обороны:

Здание - убежище ГО №4, общей площадью 105,6 кв.м., с кадастровым номером 31:06:0303001:77, расположенное по адресу: Белгородская область, г.Старый Оскол, юго-западный промрайон.

          2. Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.

Судья

Шульгина А.Н.