АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
г. Белгород
Дело № А08-2884/2020
28 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2020 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Ю.И. Назиной
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания И.В. Скребовым
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации города Белгорода (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ" (ИНН <***>, ОГРН <***>), ООО «ЦИТРОБЕЛ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об обязании в принятии мер по разработке проекта рекультивации земель,
третье лицо: ООО «Геоцентр Черноземье»,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, доверенность от 02.04.2020;
от АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ": ФИО2, доверенность от 28.01.2020;
от ООО «ЦИТРОБЕЛ»: ФИО2, доверенность от 10.01.2020;
от третьего лица ООО «Геоцентр Черноземье»: не явился, уведомлен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Белгорода обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ" об обязании обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенного земельного участка площадью 213964 кв. м с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в Западном промышленном районе города, с прохождением государственной экологической экспертизы в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; об обязании АО БЗЛК «Цитробел» провести рекультивацию земельного участка площадью 213 964 кв. м, с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в Западном промышленном районе города, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, прошедшим государственную экологическую экспертизу, за счет собственных средств;
Определением суда от 14.07.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «ЦИТРОБЕЛ», ООО «Геоцентр Черноземье».
Определением суда от 03.12.2020 года в качестве соответчика по делу привлечено ООО «ЦИТРОБЕЛ».
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Учитывая требования ст. ст. 121-123, 156 АПК РФ, а также то, что третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, доказательства извещения приобщены к материалам дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признал.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 08.12.2017 года между муниципальным образованием городской округ «Город Белгород» (арендодатель) и АО БЗЛК «Цитробел» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 199, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду, согласно распоряжениям администрации г. Белгорода от 19.09.2017 года № 1081, от 29.09.2017 года № 1131 земельные участки для рекультивации, в том числе земельный участок площадью 213 964 кв.м. с кадастровым номером 31:16:0102001:3 в Западном промышленном районе города , сроком действия до 19.03.2018 года.
По акту приема-передачи земельный участок передан ответчику.
18.05.2018 года истец (арендодатель) и ответчик (арендатор) заключили договор аренды земельного участка № 54, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду, согласно распоряжениям администрации г. Белгорода от 14.05.2018 года № 544 земельные участки для рекультивации, в том числе земельный участок площадью 213 964 кв.м. с кадастровым номером 31:16:0102001:3 в Западном промышленном районе города, сроком действия до 30.09.2019 года, условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 14.05.2018 года.
По акту приема-передачи земельный участок передан ответчику.
Письмом от 11.04.2018 года администрация г. Белгорода уведомила АО БЗЛК «Цитробел» о рассмотрении обращений от 20.03.2018 года о согласовании проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 31:16:0102001:3 (поля фильтрации) и от 26.03.2018 года на заседании постоянной комиссии по рекультивации земель на территории городского округа «Город Белгород», состоявшейся 30.03.2018 года, также представила выписку из протокола заседания комиссии.
Согласно выписки из протокола проведения заседания комиссии от 30.03.2018 года комиссия решила: обществу БЗЛК «Цитробел» обеспечить доработку проектов рекультивации земельных участков под полями фильтрации и отстойников цитрогипса в соответствии с требованиями действующего природоохранного, земельного, санитарного законодательства, градостроительных норм (в том числе приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 года № 372, СанПиН 2.1.1.1287-03), с учетом внесения корректив по замечаниям, высказанным в ходе проведения постоянной комиссии, включая проведение оценки воздействия на окружающую среду и проведение общественных обсуждений о намеченной деятельности по рекультивации полей фильтрации и отстойника цитрогипса.
09.04.2019 года администрации г. Белгорода направила ответчику досудебную претензию № 41-09-01-22/1525 в которой указала, что проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 31:16:0102001:3 представлен в администрацию и согласован постоянной комиссией, вместе с тем, в ходе проведения обследования данного земельного участка установлено, что на момент проведения обследования (03.04.2019 года) визуальные признаки проведения работ по рекультивации отсутствуют.
22.05.2019 года распоряжением администрации г. Белгорода признано незаконным и отменено решение постоянной комиссии по рекультивации земель на территории городского округа «Город Белгород» от 09.11.2018 года о согласовании проекта рекультивации земельного участка полей фильтрации АО БЗЛК «Цитробел» с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного в западном промышленном районе г. Белгорода.
22.05.2019 года администрация г. Белгорода направила ответчику письмо, в котором информировала общество о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения и необходимости направить проект рекультивации земельного участка полей фильтрации направить на государственную экологическую экспертизу.
24.05.2019 года администрация г. Белгорода направила обществу письмо, в котором указало, что обществу необходимо в течение 30 дней с момента получения данной претензии направить разработанный проект рекультивации земельного участка полей фильтрации с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного в западном промышленном районе г. Белгорода на государственную экологическую экспертизу, по итогам получения положительного заключения на представленный проект осуществить работы по рекультивации земельного участка в сроки, предусмотренные проектом.
Письмом от 19.07.2019 года администрация уведомила ответчика о необходимости в течение 30 дней с момента получения претензии направить разработанный проект рекультивации земельного участка полей фильтрации с кадастровым номером 31:16:0102001:3 на государственную экологическую экспертизу.
На основании заявления администрации г. Белгорода определением Арбитражного суда Белгородской области от 02.08.2019 года по делу № А08-14031/2017 приняты обеспечительные меры в виде запрета ООО «Цитробел» и АО «БЗЛК «Цитробел» проводить работы по вывозу цитрогипса и рекультивационные работы на земельных участках с кадастровыми номерами 31:16:0102001:3 и 31:16:0109008:10 до вступления в силу решения суда по настоящему делу и получения проекта рекультивации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
04.10.2019 года администрация г. Белгорода направила ответчику письмо о предоставлении информации по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 31:16:0102001:3.
АО БЗЛК «Цитробел» 07.10.2019 года направило администрации ответ, в котором указало, что между обществом и ООО «Геоцентр Черноземье» заключены договоры на разработку проектной документации по рекультивации арендованных земельных участков, в рамках которых проходит выполнение первого этапа - выполнении инженерных изысканий и специальных исследований для разработки проектов рекультивации, определена дата получения проекта – 15.06.2020 года. Также общество указало, что работы по рекультивации на земельном участке не осуществляются в связи с принятыми судом по ходатайству администрации обеспечительными мерами.
02.03.2018 года администрация г. Белгорода направила АО БЗЛК «Цитробел» требование № 09/1439 о необходимости в соответствии с условиями договора от 08.12.2017 года № 199 разработать и предоставить в администрацию г. Белгорода проект рекультивации земельного участка.
В связи с не представлением ответчиком АО БЗЛК «Цитробел» в администрацию г. Белгорода данного проекта рекультивации земельного участка и полагая, что на ответчике лежит обязанность по проведению рекультивации спорного земельного участка, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В ходе рассмотрения спора истец на основании ст. 46 АПК РФ, заявил ходатайство о привлечении в дело в качестве соответчика ООО «Цитробел». Ходатайство судом удовлетворено.
На основании ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования, просил обязать АО БЗЛК «Цитробел» и ООО « Цитробел» солидарно обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенного земельного участка площадью 213964 кв. м с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в Западном промышленном районе города, с прохождением государственной экологической экспертизы, в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать АО БЗЛК «Цитробел» и ООО « Цитробел» солидарно провести рекультивацию земельного участка площадью 213 964 кв. м, с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в Западном промышленном районе города, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, прошедшим государственную экологическую экспертизу, за счет собственных средств; установить, что обязанность по осуществлению рекультивации., земельного участка площадью 213964 кв. м. с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в Западном промышленном районе города, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, прошедшим государственную экологическую экспертизу, за счет собственных средств должна быть исполнена солидарно АО БЗЛК «Цитробел» и ООО « Цитробел» в течение 12 месяцев, при этом течение данного срока начинается со дня вступления решения суда в законную силу, но не ранее вступления в законную силу решения суда об отмене обеспечительных мер, в виде запрета проводить рекультивационные работы на земельном участке с кадастровым номером 31:16:0102001:3, принятых определением суда от 02 августа 2019 года по делу № А08-14031/2017.
Требования к ООО «Цитробел» истец мотивировал осуществлением ответчиками совместной деятельности по разработке проекта рекультивации и осуществлению рекультивации земельного участка на основании заключенного ответчиками соглашения от 01.07.2019 года.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в числе прочих, принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле), природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона об охране окружающей среды).
В силу положений части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (часть 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (части 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, далее - Правила рекультивации) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:
а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;
б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством (пункт 4 Правил рекультивации).
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил рекультивации).
Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 Правил рекультивации, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель (пункт 26 Правил рекультивации).
По смыслу вышеизложенных норм обязанность по рекультивации земель возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления и лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель.
Из материалов дела следует, что согласно п. 1.1 договора аренды земельного участка от 18.05.2018 года № 54 истец передал АО БЗЛК «Цитробел» в аренду земельный участок с кадастровым номером 31:16:0102001:3 для рекультивации.
Следовательно, обязанность АО БЗЛК «Цитробел» проведения рекультивации земельного участка кадастровым номером 31:16:0102001:3 предусмотрена вышеуказанным договором.
Доказательства исполнения АО БЗЛК «Цитробел» обязательств, предусмотренных вышеуказанным договором, в материалы дела не представлены.
01.07.2019 года обществом БЗЛК «Цитробел» заключено соглашение с ООО «Цитробел», согласно которому ООО «Цитробел» в том числе заключает договор с организацией, выполняющей работы по разработке проекта рекультивации полей фильтрации, оплачивает 90 % от цены договора, осуществляет финансирование расчистки полей фильтрации от ФЦК в размере 90 %.
10.07.2019 года между ООО «ЦИТРОБЕЛ» и ООО «Геоцентр «Черноземье» заключен договор на разработку проектной документации, предметом которого являлась разработка обществом «Геоцентр «Черноземье» проектной документации «Рекультивация земельного участка полей фильтрации с кадастровым номером 31:16:0102001:3, а также обеспечение сопровождения проекта рекультивации при прохождении государственной экологической и прочих экспертиз, его согласовании и утверждении в установленном законом порядке.
Согласно п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее – Правила № 800) лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
В судебном заседании 03.12.2020 года ответчиками АО БЗЛК «ЦИТРОБЕЛ» и ООО «Цитробел» представлена проектная документация «Рекультивация земельного участка полей фильтрации завода лимонной кислоты – АО «Цитробел» - с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, западный промышленный район».
Из материалов дела следует, что данный проект направлен в администрацию г. Белгорода для согласования.
Следовательно, основания для наложения на ответчиков обязанности по обеспечению разработки проекта рекультивации спорного земельного участка отсутствуют.
Вместе с тем, поскольку обязательства, предусмотренные договором аренды от 18.05.2018 года № 54 обществом БЗЛК «ЦИТРОБЕЛ» не исполнены, и ответчиками не исполнены обязательства, предусмотренные соглашением от 01.07.2019 года, следовательно, исковые требования администрации об обязании АО БЗЛК «ЦИТРОБЕЛ» и ООО «ЦИТРОБЕЛ» солидарно провести рекультивацию земельного участка площадью 213 964 кв.м, с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в западном промышленном районе города Белгорода, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, прошедшим государственную экологическую экспертизу, за счет собственных средств подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 15 Правил № 800 проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
Пунктами 16 – 18 Правил № 800 установлено, что заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил (далее - заявитель), лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
В соответствии с п. 21 Правил № 800 после устранения причин отказа проект рекультивации земель, проект консервации земель представляются на повторное согласование в срок не позднее чем 3 месяца со дня поступления заявителю уведомления об отказе в согласовании.
Проект рекультивации земель, проект консервации земель, в которые внесены изменения после их согласования лицами, указанными в пункте 15 настоящих Правил, подлежат направлению на повторное согласование в соответствии с пунктами 15 - 20 настоящих Правил (п. 22 Правил № 800).
В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе (п. 23 Правил № 800).
В силу п. 24 Правил № 800 лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
Из изложенного следует, что действиям ответчиков по рекультивации спорного земельного участка предшествует государственная экспертиза проекта рекультивации и его утверждение. В настоящее время указанный проект находится на согласовании истца, государственную экологическую экспертизу не прошел и не утвержден.
Срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель (п. 28 Правил № 800).
Кроме того, как указано ранее, согласно п. 26 Правил № 800 лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Срок, в течение которого ответчик АО БЗЛК «ЦИТРОБЕЛ» должен приступить к рекультивации земельного участка договором аренды земельного участка от 18.05.2018 года № 54 не установлен.
Соглашением от 01.07.2019 года, заключенным между АО БЗЛК «ЦИТРОБЕЛ» и ООО «ЦИТРОБЕЛ» срок проведения ответчиками рекультивации земельного участка не установлен.
Раздел 3 представленного ответчиками проекта «Рекультивация земельного участка полей фильтрации завода лимонной кислоты – ООО «Цитробел» - с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, западный промышленный район» (стр. 56 проекта) устанавливает проектный срок непосредственно производства работ 24 месяца, а с учетом времени, необходимого на высыхание катр и грунта в их чашах -36 месяцев.
В связи с изложенным основания для наложения на ответчиков обязанности по производству рекультивации спорного земельного участка в течение 12 месяцев, при этом течение данного срока начинается со дня вступления решения суда в законную силу, но не ранее вступления в законную силу решения суда об отмене обеспечительных мер в виде запрета проводить рекультивационные работы на земельном участке с кадастровым номером 31:16:0102001:3, принятых определением суда от 02.08.2019 года по делу № А08-14031/2017, отсутствуют.
Принятые определением Арбитражного суда Белгородской области по делу № А08-14031/2017 обеспечительные меры не исключают возможность осуществления рекультивации земельного участка после отмены обеспечительных мер.
В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Дело возникло по вине ответчика, на которого суд относит расходы по оплате госпошлины.
В силу положений ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, госпошлина в сумме 6 000 руб. подлежит взысканию солидарно с ответчиков в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Белгорода удовлетворить частично.
Обязать АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) и ООО «ЦИТРОБЕЛ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) солидарно провести рекультивацию земельного участка площадью 213 964 кв.м, с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в западном промышленном районе города Белгорода, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, прошедшим государственную экологическую экспертизу, за счет собственных средств.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) и ООО «ЦИТРОБЕЛ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) солидарно в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья
Ю.И. Назина