АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород Дело № А08-3386/2019 10 сентября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2019 года Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2019 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Воловиковой М. А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудио и видеозаписи секретарём судебного заседания Васильевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО (Отделение Белгород)
к АО "АльфаСтрахование" (ИНН <***>, ОГРН <***>) третье лицо: ФИО1
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 26.03.2019,
от административного ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО (Отделение Белгород) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении АО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились. В соответствии со статьёй 123 АПК РФ уведомлены надлежащим образом о времени и месте его проведения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, заслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что АО «АльфаСтрахование» имеет лицензию Центрального банка Российской Федерации ОС № 2239 - 03 от 13.11.2017 на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В Банк России поступило обращение с приложением гражданки ФИО3, действующей в интересах ФИО1 по доверенности (далее - Заявитель, Страхователь), по факту возможного нарушения АО «АльфаСтрахование» требований страхового законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) вследствие дорожно-транспортного происшествия.
В рамках работы по обращению Заявителя уполномоченным территориальным подразделением Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг - Отделом Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в г. Орел (далее - Отдел Службы) в адрес Страховщика направлен запрос от 26.12.2018 № ТС59-14-8/22558 о представлении относящихся к факту обращения документов и сведений в порядке пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1).
Как следует из представленных АО «АльфаСтрахование» письменных объяснений и документов (исх. № 5757040 от 16.0J.2019) между Страховщиком и Заявителем заключен договор ОСАГО на срок с 27.01.2018 по 26.01.2019 (страховой полис серия XXX № 0025467564).
Белгородским филиалом Страховщика 16.10.2018 зарегистрировано, поступившее от гражданки ФИО3, действующей в интересах ФИО1 по доверенности, заявление о страховом событии по ОСАГО с приложениями, в связи с дорожно-транспортным происшествием, произошедшим 04.10.2018, в результате которого были причинены повреждения принадлежащему гражданину ФИО1 автомобилю, государственный регистрационный номер <***>.
К поступившему заявлению Страхователем прилагался полный пакет документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Приложение 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 года № 431-11) (далее - Правила ОСАГО).
Письмом от 19.10.2018 № б/н, направленным в адрес Заявителя, заказной почтовой корреспонденцией 22.10.2018 согласно почтовому штемпелю на списке внутренних
почтовых отправлений от 22.10.2018 № 56, Страховщик выдал Заявителю направление на осмотр транспортного средства.
В порядке пункта 1 1 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ) и пункта 3.11 Правила ОСАГО Страховщиком и Заявителем согласована дата проведения осмотра транспортного средства, по результатам которого с учетом, представленных в материалы дела документов, составлен акт осмотра транспортного средства от 31.10.2018 (номер убытка 3892/PVU/02857/18).
После проведения осмотра поврежденного транспортного средства по заказу Белгородского филиала АО «АльфаСтрахование» 02.11.2018 ООО «Авто-Техническое Бюро-Саттелит» было подготовлено экспертное заключение № 1245778, согласно которому стоимость затрат на восстановление транспортного средства с учетом износа и округления до сотен рублей составляет 51 200 руб.
В последующем, как следует из представленных документов, Страховщиком 08.11.2018 было подготовлено направление на станцию технического обслуживания автомобилей (далее - СТОА) ООО «Сателлит Сервис» и 08.11.2018 гражданину ФИО1 было отправлено смс-сообщение о готовности направления на СТОА по убытку № 3892/PVU/02857/18, следующего содержания: «Уважаемый Клиент! Информируем, что Ваше направление на ремонт по событию 3892/PVU/02857/18 отправлено на СТОА: ООО «Сателлит Сервис», г. Белгород, Серафимовича, Серафимовича, e-mail: %ZGAR_EMAIL%. Согласуйте время посещения СТОА по т. +74722370827. Телефон для справок АльфаСтрахование 88003330999»
Белгородским филиалом Страховщика, как следует из письма от 15.11.2018 № б/н, в ответ па заявление Страхователя, подготовлено в соответствии с пунктом 15.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ направление на ремонт на СТОА ООО «Сателлит Сервис», расположенную по адресу: <...>, в приложении к письму значится оригинал направления на ремонт № 3892/PVU/02857/l 8 от 08.11.2018. Названное направление на ремонт направлено Заявителю заказной почтовой корреспонденцией 16.11.2018 согласно почтовому штемпелю на списке внутренних почтовых отправлений от 16.11.2018 № 95.
Кроме того, Страховщиком в ответ на обращение Заявителя от 09.11.2018, в письмах от 21.11.2018, сообщено, что по факту рассмотрения заявленного события № 3892/PVU/02857/l8 случай признан страховым, подготовлено направление на ремонт на СТОА, согласно пункту 15.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ. Страховщиком разъяснено, что
при желании получить страховое возмещение в денежной форме рекомендовано обратиться в Управление страховых выплат АО «АльфаСтрахование» для подписания Соглашения о выплате страхового возмещения денежными средствами (пункт 16.1 «ж» статьи 12 Закона № 40-ФЗ). Указано, что по факту направленного обращения ответственными сотрудниками проводится проверка, о результатах которой будет сообщено дополнительно.
Белгородским филиалом Страховщика 26.11.2018 зарегистрировано, поступившее от гражданки ФИО3, действующей в интересах ФИО1 по доверенности, заявление в котором Заявитель сообщил о получении 16.11.2018. по истечении двадцатидневного срока со дня обращения с заявлением о страховом возмещении, направления на ремонт на СТОА ООО «Саттелит-Сервис», в связи, с чем отказался от ремонта поврежденного транспортного средства и просил выплатить страховое возмещение на банковские реквизиты.
Кроме того, 26.11.2018 Белгородским филиалом Страховщика зарегистрировано, поступившее от гражданки ФИО3, действующей в интересах ФИО1 по доверенности, обращение - жалоба, адресованная, в том числе в Банк России и, соответственно, идентичная поступившему обращению в Банк России с приложением аналогичного пакета документов, о нарушении АО «АльфаСтрахование» требований страхового законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления страхового возмещения по договору ОСАГО вследствие дорожно-транспортного происшествия.
В письмах от 30.11.2018 и 05.12.2018 Страховщиком в ответ на обращение Заявителя от 26.11.2018 сообщено, что по факту рассмотрения заявленного события № 3892/PVU/02857/18 случай признан страховым, в установленные законом сроки подготовлено направление на ремонт на СТОА ООО «Сателлит-Сервис», согласно пункту 15.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ. Заявителю рекомендовано для дальнейших действий обратиться на СТОА. Доказательства направления названных писем представлены Страховщиком.
Как следует из представленных пояснений АО «АльфаСтрахование» от 16.01.2019 № 5757040 в последующем Страховщиком проводилось согласование стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства с ремонтной организацией.
После получения указанного отказа от СТОА Страховщиком 18.12.2018 составлен Акт о страховом случае по убытку № 3892/PVU/02857/18, к выплате назначено страховое возмещение в размере 49 796 руб.
Дополнительно Страховщиком в письменных пояснениях от 16.01.2019 № 5757040 сообщено, что в связи с тем, что транспортное средство в ремонт не передавалось, документы, свидетельствующие о дате передачи Заявителем поврежденного транспортного средства для осуществления восстановительных работ, документы, свидетельствующие об изменении срока и условий восстановительного ремонта направить не представляется возможным, соглашения не заключались, переписка с иными организациями не велась, информации о наличии судебного спора по рассматриваемому событию у АО «АльфаСтрахование» не имеется. Страховщик полагал, что взаимоотношения сторон в настоящее время урегулированы.
Поскольку заявление гражданки ФИО3, действующей в интересах ФИО1 по доверенности о страховом событии поступило Страховщику 16.10.2018, и пакет документов Заявителя о страховом возмещении соответствовал условию о полной комплекции, АО «АльфаСтрахование» надлежало в срок не позднее 06.11.2018 включительно осуществить страховое возмещение посредством выдачи направления на ремонт транспортного средства с указанием СТОА, на которой будет отремонтировано транспортное средство страхователя и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, или произвести страховую выплату при невозможности возмещения вреда в натуре.
Как следует из представленных документов Страховщик по 06.11.2018 включительно не выполнил обязанность по выдаче Заявителю направления на восстановительный ремонт транспортного средства.
О направлении на ремонт на СТОА ООО «Сателлит Сервис» Страховщик сообщил Заявителю в смс-сообщении от 08.11.2018, в тексте самого направления на ремонт датой его выдачи указано также 08.11.2018.
Почтовая отправка направления на ремонт была осуществлена позднее, а именно 16.11.2018 согласно оттиску почтового штемпеля на списке внутренних почтовых отправлений от 16.11.2018 № 95.
В письменных пояснениях Страховщика от 16.01.2019 № 5757040, АО «АльфаСтрахование» сообщило, что просрочка выдачи направления на ремонт составила 3 календарных дня, причиной нарушения послужила техническая ошибка сотрудника Страховщика, принимавшего решение по заявлению.
Действия Страховщика в этой части свидетельствуют о нарушении срока выдачи направления на ремонт, нормативно установленного пунктом 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ и пунктом 4.22 Правил ОСАГО. а также о несоблюдении Страховщиком способа выдачи направления на ремонт, которым в силу пункта 4.17 Правил ОСАГО является выдача
единого документа, содержащего сведения по перечню, установленному абзацами 6-12 указанной нормы Правил ОСАГО. Таким образом, надлежащим способом выдачи страхователю направления на ремонт в установленный срок может являться его почтовая отправка или передача в руки, подтвержденные соответствующими документами. Из представленных Страховщиком документов следует, что почтовая отправка направления на ремонт осуществлена 16.11.2018.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 16.04.2019 протокола N ТУ-14-ЮЛ-19-8286/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Копии протокола об административном правонарушении направлены в адрес АО "АльфаСтрахование" и ФИО1 сопроводительными письмами от 16.04.2019 № Т114-18-7/2463 и № Т114-18-7/2464, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО "АльфаСтрахование" к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1).
В соответствии со статьей 76.1. Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе за страховыми организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор)
осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых данным Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Пунктом 3 статьи 30 Закона № 4015-1 установлено, что страховой надзор осуществляется Банком России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования. Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 Закона № 40-ФЗ, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Закона № 40-ФЗ потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Законом № 40-ФЗ.
Положение, аналогичное пункту 1 статьи 14.1 Закона № 40-ФЗ, содержится в пункте 3.15 Правил ОСАГО.
Согласно пункту 2 статьи 14.1 Закона № 40-ФЗ страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно- транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования.
Положение, аналогичное пункту 2 статьи 14.1 Закона № 40-ФЗ, содержится в пункте 3.16 Правил ОСАГО.
Согласно пункту 4 статьи 14.1 Закона № 40-ФЗ страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 Закона
соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 Закона.
Перечень документов, подлежащих представлению потерпевшим страховщику, установлен пунктом 3.10 Правил ОСАГО.
В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона № 40-ФЗ страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.
Положение, аналогичное пункту 11 статьи 12 Закона № 40-ФЗ, содержится в пункте 3.11 Правил ОСАГО.
В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
Нормами пункта 4.22 Правил ОСАГО предусмотрено, что в течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае возмещения вреда в натуре, выдать потерпевшему направление на ремонт (в последнем случае акт о страховом случае не составляется страховщиком) либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона № 4015-1 условиями страхования имущества и (или) гражданской ответственности в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты (страхового возмещения) предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не
повлекшего его утраты, - организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.
Согласно пункту 15.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктом 15.2 или пунктом 15.3 статьи 12 Закона № 40-ФЗ путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 статьи 12 Закона № 40-ФЗ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 19 статьи 12 Закона № 40-ФЗ размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 - 15.3 статьи 12 Закона № 40-ФЗ) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом в соответствии с абзацем 3 пункта 15.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ при проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 статьи 12 Закона № 40-ФЗ не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.
Как следует из положений абзаца 7 пункта 17 статьи 12 Закона № 40-ФЗ обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании пунктов 15.1 -1 5.3 статьи 12 Закона № 40-ФЗ, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.
Пунктом 15.2 статьи 12 Закона № 40-ФЗ установлены требования к организации восстановительного ремонта, к которым в том числе относится срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта).
Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным
правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.
Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Законом № 40-ФЗ предусмотрены требования к организации восстановительного ремонта транспортных средств. Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.
В рассматриваемом случае Страховщик обязан был в двадцатидневный срок со дня получения заявления гражданки ФИО3, действующей в интересах ФИО1 по доверенности о страховом событии выдать направление на СТОА, на которой будет отремонтировано поврежденное транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, или выплатить Заявителю сумму страхового возмещения.
Ввиду отказа СТОА ООО «Сателлит Сервис» от проведения ремонта поврежденного транспортного средства Страховщиком было выдано направление па СТОА, не соответствующую требованиям Закона № 40-ФЗ в отношении поврежденного автомобиля, и тем самым не приняты все меры для осуществления страхового возмещения в установленный законодательством срок, что свидетельствует о нарушении пункта 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ и пункта 4.22 Правил ОСАГО.
Кроме того, на основании абзаца 2 пункта 15.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ, после осмотра поврежденного транспортного средства и (или) проведения его независимой технической, экспертизы страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и оплачивает стоимость ремонта в размере, определенном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства,
утвержденной Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 432-11.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 51 и 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в случае организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания между страховщиком, потерпевшим и станцией технического обслуживания должно быть достигнуто соглашение о сроках, в которые станция технического обслуживания производит восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего, и о полной стоимости ремонта. О достижении такого соглашения свидетельствует получение потерпевшим направления на ремонт.
В направлении на ремонт указывается согласованный срок представления потерпевшим повреждённого транспортного средства на ремонт. срок восстановительного ремонта, полная стоимость ремонта без учета износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте, возможный размер доплаты (пункты 15.1. 17 статьи 12 Закона № 40-ФЗ).
Как следует из направления на ремонт на СТОА ООО «Сателлит Сервис», выданного Заявителю, в нем не указана стоимость восстановительного ремонта, возможный размер доплаты, а содержится только указание на размер лимита, что свидетельствует о несоответствии направления на ремонт установленным требованиям и о несогласовании размера страхового возмещения. При этом следует отметить, что при натуральной форме возмещения Закон № 40-ФЗ не освобождает Страховщика от обязанности определить размер ущерба.
В п. 15.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, регулирующей правоотношения по обязательному восстановительному ремонту поврежденных автомобилей, не говорится относительно последствий ненадлежащего исполнения обязательств по выдаче направления на ремонт, а также о последствиях несоответствия направления на ремонт требованиям Закона № 40- ФЗ. в связи, с чем в таких случаях следует руководствоваться сходными правоотношениями.
В рассматриваемом случае, как следует из представленных документов. Страховщик допустил ряд нарушений страхового законодательства, в том числе не принял необходимых мер для выдачи надлежащего направления на ремонт с указанием необходимых в силу Закона № 40-ФЗ сведений.
Пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 установлено, что право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В соответствии со статьей 1 Закона № 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты. регулирующие отношения между лицами,
осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а
также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 40-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» его положения не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 1 названного закона, лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом № 4015-1, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства, и данное требование является общим независимо от вида страхования.
Приведенные правовые нормы в их совокупности определяют, что соблюдение лицензионных требований означает, прежде всего, соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства.
Требования Закона № 4015-1, Закона № 40-ФЗ к условиям и порядку осуществления обязательного страхования обязательны для исполнения субъектами страхового дела, имеющими соответствующую лицензию.
Ненадлежащее исполнение Страховщиком обязанности по рассмотрению заявления о страховом событии, установленной пунктом 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ и пунктом 4.22 Правил ОСАГО, отвечает признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В рассматриваемом случае Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнёсся к исполнению своих обязанностей.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ на административные органы при производстве по делам об административных правонарушениях возложены задачи по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
На основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Наличие состава административного правонарушения в действиях (бездействии) Страховой компании подтверждается протоколом об административном правонарушении, обращением Мазикина А.В. с приложением документов и иными, имеющимися в административном деле доказательствами, которые с учетом положений статьи 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Датой совершения административного правонарушения является 07.11.2018.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, отраженных в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС", часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации, регулирующих правоотношения в перечисленных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ сферах, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в том числе, когда такое административное правонарушение повлекло нарушение в тех сферах законодательства, для которых КоАП РФ предусмотрены специальные сроки давности привлечения к административной ответственности, в том числе законодательства о защите прав потребителей.
Исходя из указанного постановления КС РФ, при определении объекта административного правонарушения необходимо учитывать, что предусматривающая ответственность за его совершение норма включена в главу 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" КоАП РФ, положениями которой охватываются нарушения различных видов законодательства Российской Федерации (лицензионного, антимонопольного, о защите прав потребителей, об экспортном контроле, организованных торгах, о рекламе, лотереях, банкротстве и т.д.), а следовательно, такое определение невозможно без выявления непосредственного объекта совершенного административно-противоправного деяния (действия, бездействия).
При квалификации противоправных действий (бездействия) необходимо иметь в виду, что они могут не только являть собой формальное нарушение требований соответствующего законодательства, но и одновременно затрагивать (ущемлять) права физических или юридических лиц, вовлеченных в соответствующую сферу предпринимательской деятельности. В частности, административное правонарушение
наряду с прямым (обязательным) объектом посягательства, может иметь и дополнительный (факультативный) объект административного правонарушения в виде индивидуальных прав лиц, являющихся пользователями таких услуг.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушение законодательства, регулирующего общественные отношения, являющиеся прямым (обязательным) объектом посягательства, который не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
В рассматриваемом случае обществу вменяется административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), для которого положениями ст. 4.5. КоАП РФ не установлено специальных сроков давности привлечения к административной ответственности. Указанное применительно к обстоятельствам совершенного нарушения означает, что решение суда о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
На момент вынесения судом решения указанный срок истек - 07.02.2019.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу разъяснений, данных в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Заявление государственной пошлиной не облагается (ч. 4 ст. 208 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Белгород) о привлечении АО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья Воловикова М. А.