АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации |
Р Е Ш Е Н И Е |
г. Белгород | Дело № А08-3972/2021 |
28 июня 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2021 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Линченко И. В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудио- видео записи секретарём судебного заседания Мороз В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ООО "Агроакадемия" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от административного органа – не явились, извещены надлежащим образом;
от ООО "Агроакадемия" – ФИО1, представитель по доверенности от 05.04.2021г., сроком действия до 08.04.2025г., диплом о высшем юридическом образовании, паспорт РФ;
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ( далее- Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агроакадемия» (далее-Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее- КоАП РФ).
В судебное заседание представители административного органа не явились, надлежащим образом извещены о дне, месте и времени судебного заседания.
При этом суд учитывает, что настоящее заявление о привлечении к административной ответственности подано управлением в силу возложенных на него нормами КоАП РФ обязанностей, оснований для вывода о том, что заявитель, подав заявление о привлечении ООО "Агроакадемия" к административной ответственности, не проявил своей заинтересованности в исходе его рассмотрения, не имеется. Привлечение к административной ответственности преследует цель охраны публичных интересов, таких как защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, и не поставлено в зависимость от процессуального поведения административного органа. Иное влечет фактическое освобождение лица от административной ответственности в отсутствие оснований, предусмотренных положениями КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего дела без участия представителей административного органа.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22.06.2021 объявлялся перерыв до 15:00ч. 24.06.2021.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения сведений в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно отчету о публикации, информация о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обществом представлен письменный отзыв на заявление, дополнение. В судебном заседании представитель ООО "Агроакадемия" поддержал позицию, изложенную в отзыве. Общество просит признать совершенное правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ или заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Из материалов дела следует, что 07.04.2021 в 16 час. 00 мин., при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Агроакадемия", осуществляющего фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения (оптовая торговля лекарственными средствами для ветеринарного применения и их хранение) на основании лицензии от 10.10.2019 № 00-19-2-003912 по адресу: Белгородская
область, <...> «а», были выявлены нарушения
обязательных требований в сфере обращения лекарственных средств, а именно
грубые нарушения лицензионных требований: пол в помещении для хранения лекарственных средств не допускал возможность проведения влажной уборки, так как имел нарушения целостности покрытия (трещины и выбоины); журнал учета температуры и влажности в помещении велся, начиная с 2019 года и по 07.04.2021, а не заводился на один календарный год; не была организована и не проводилась еженедельная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств стеллажей в помещении склада.
По итогам проведения проверки Управлением был составлен акт №31-0713/06-ВН-Б от 07.04.2021 ( л.д. 11-14).
08.04.2021 за нарушение вышеуказанных требований Управлением в отношении ООО "Агроакадемия" был составлен протокол об административном правонарушении №31-0713/01-ВН-Б ( л.д. 50).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, возбужденные в отношении, юридических лиц, подлежат направлению на рассмотрение в арбитражные суды.
Управление Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Общества, суд установил следующее.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективная сторона правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Из примечания к указанной норме следует, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) определено, что фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. При этом порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности закреплены в Положении.
В силу пункта 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего положения.
В соответствии с подп. «з» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (далее - Положение), лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения утверждены зарегистрированным в Минюсте России 29.10.2020 за №60648 приказом Минсельхоза России от 29.07.2020 № 426 (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил внутренние поверхности ограждающих конструкций (стены, перегородки, потолки), полы в помещениях для хранения лекарственных средств должны допускать возможность проведения влажной уборки. Полы в помещениях для хранения лекарственных средств не должны иметь деревянных неокрашенных поверхностей, а также отверстий и дефектов, нарушающих целостность покрытия.
В соответствии с п. 17 Правил в целях обеспечения соблюдения условий хранения, предусмотренных инструкциями или указанных на упаковках, показания приборов для измерения температуры и влажности воздуха должны регистрироваться два раза в день в журнале (карте) регистрации параметров воздуха (далее - журнал (карта) на бумажном носителе или в электронном виде, который ведется лицом, ответственным за хранение лекарственных средств. Журнал (карта) заводится на один календарный год. Журнал (карта) хранится в течение четырех лет, следующих за годом ведения журнала (карты).
Согласно п. 20 Правил влажная уборка пола в помещениях для хранения лекарственных средств должна проводиться ежедневно в дни работы организации и индивидуального предпринимателя.
Влажная уборка полов, шкафов, стеллажей в помещениях для хранения лекарственных средств с использованием дезинфицирующих средств должна проводиться не реже одного раза в неделю.
Как указано выше, административным органом было установлено нарушением Обществом требований пунктов 4,17, 20 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения утверждены зарегистрированным в Минюсте России 29.10.2020 за №60648 приказом Минсельхоза России от 29.07.2020 № 426.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Обстоятельства совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения, связанного с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, подтверждаются актом проверки №31-0713/06-ВН-Б, протоколом об административном правонарушении от 08.04.2021 №31-0713/01-ВН-Б и по существу ответчиком признается. Доказательств иного суду не представлено.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении ООО "Агроакадемия"деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии. Ответчик, получив лицензию, принял на себя обязательства по соблюдению требований и условий, предъявленных к такой деятельности.
Более того, вступая в правоотношения, регулируемые лицензионным законодательством, ответчик должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение. То есть, в данном случае, использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
Поскольку ООО "Агроакадемия"имело возможность соблюдения лицензионных условий и обязательных требований, однако, не предприняло всех зависящих от него мер, следует признать установленной также его вину в совершении указанного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Квалификация совершенного Обществом правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ произведена административным органом верно.
Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требования Управления о привлечении общества к административной ответственности, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Вместе с тем, при оценке совершенного ООО "Агроакадемия" правонарушения судом учтено, что Общество является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие) с 01 августа 2016 и по настоящее время, что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 27.05.2021 №ЮЭ9965-21-12521819 ( л.д.151). Общество вину в совершении административного правонарушения признало. ООО "Агроакадемия" были приняты меры, направленные на устранение допущенных нарушений. Так Обществом проведены ремонтные работы и ликвидирована трещина в бетонном покрытии пола, ведется журнал учета температурного режима и относительной влажности воздуха в помещении, журнал учета проведения уборки в помещении ( л.д. 179,183,194, 201 ).
При этом суд учитывает, что в результате правонарушения отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинения имущественного ущерба.
Общество впервые привлекается к административной ответственности.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, положений статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ, характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, суд приходит к выводу, что соразмерным совершенному правонарушению и достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ, является административное наказание в виде предупреждения.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.
На основании изложенного, суд полагает требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям о привлечении к административной ответственности ООО «Агроакадемия» по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ подлежащими удовлетворению и учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, считает необходимым назначить наказание Обществу в виде предупреждения.
Заявление о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Агроакадемия» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья | Линченко И. В. |