ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-5628/20 от 01.04.2021 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-5628/2020

05 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2021 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Воловиковой М. А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и видеозаписи помощником судьи И.А. Чижовым

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению финансового управляющего ФИО1 ФИО2

к Прокуратуре Белгородской области

третьи лица: ФИО3, УФССП России по Белгородской области, ФИО1

о признании бездействия незаконным

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО4, доверенность от 03.11.2018, паспорт, диплом;

от ответчика: ФИО5, доверенность от 15.01.21, удостоверение;

третьи лица:не явились, извещены надлежаще.

УСТАНОВИЛ:

Финансовый управляющий ФИО1 ФИО2 обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Прокуратуре Белгородской области о признании бездействия, выразившегося в уклонении от проведения проверки по фактам, изложенным в заявлении от 17.06.2020, незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал.

Третьи лица о дате и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Белгородской области от 18.03.2020 года по делу № А08-11527/2019 признано обоснованным заявление ООО «Варяг» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 308009, г. Белгород, пр-т. Славы, д. 43) о признании ФИО1 (ИНН <***>, адрес: 309265, <...>) несостоятельным (банкротом). Введена в отношении ФИО1 (ИНН <***>, адрес: 309265, <...>) процедура банкротства - реструктуризацию долгов гражданина.

Включено в реестр требований кредиторов ФИО1 (ИНН <***>, адрес: 309265, <...>) и признано подлежащим удовлетворению в третью очередь требование ООО «Варяг» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 308009, г. Белгород, пр-т. Славы, д. 43) в сумме 7 262 450,53 руб. основного долга.

Утвержден финансовым управляющим должника ФИО2.

04.06.2020 года Финансовый управляющий ФИО1 ФИО2 обратился в арбитражный суд с заявлением к ФИО3 о признании недействительным договора купли-продажи транспортного средства от 09.10.2018 и применении последствий недействительности сделки, в котором просил: признать недействительным сделку по договору купли-продаже транспортного средства Форд «Мондео» 2015 года выпуска VIN <***> c государственным регистрационным номером <***>, совершенной между ФИО1 и ФИО3 и применить последствия недействительности сделок в виде возврата в конкурсную массу транспортного средства Форд «Мондео» 2015 года выпуска VIN <***> c государственным регистрационным номером <***>.

05.06.2020 года в рамках дела № А08-11527/2019 суд принял обеспечительную меру в виде наложения ареста на транспортное средство Форд «Мондео» 2015 года выпуска VIN <***> c государственным регистрационным номером <***> (зарегистрированное за ФИО3) и помещения его на специализированную стоянку службы судебных приставов.

15.06.2020 года в 9-00 ФИО4, как представитель финансового управляющего ФИО1, пытался сдать в РОСП по Белгородскому району (308002, Белгород, пр-т Б. Хмельницкого, 131) исполнительный лист, содержащий в себе требование о принятии срочных обеспечительных мер в виде ареста и помещения на специализированную автостоянку службы приставов-исполнителей автомобиля Форд «Мондео» 2015 года выпуска VIN <***> с государственным регистрационным номером <***>.

Данный исполнительный лист неустановленные лица из РОСП принимать под отметку о принятии принимать отказались, предложив оставить все документы в ящике с пометкой «Для РОСП».

В этот же день - 15.06.2020 года - ФИО4 как представитель финансового управляющего ФИО1 ФИО2 сдал в Прокуратуру по Белгородскому району заявление с приложением оригинала исполнительного листа для принятия мер к соблюдению действующего законодательства об обеспечительных мерах - немедленного ареста транспортного средства и помещения его на штрафстоянку службы судебных приставов.

Ознакомившись с информацией с официального сайта ФССП http://fssp.gov.ru по состоянию на 17.06.2020 года, представитель финансового управляющего не увидел там записи о возбуждении исполнительного производства. Как по Почте России, так и по электронной почте финансовому управляющему также ничего от службы приставов-исполнителей не поступало.

Согласно информации официального сайта ФССП - исполнительное производство по аресту не возбуждалось.

17.06.2020 года представитель финансового управляющего ФИО1 ФИО2 ФИО4 сдал в Прокуратуру Белгородской области заявление с требованием принять меры для исполнения судебного акта о наложении ареста в сроки, предусмотренные законодательством.

По состоянию на 11.07.2020 года согласно информации с официального сайта ФССП http://fssp.gov.ru исполнительное производство по наложению ареста не возбуждалось.

Полагая бездействие прокуратуры Белгородской области, выразившееся в уклонении от проведения проверки по фактам, изложенным в заявлении финансового управляющего незаконным, финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.3 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона, обращаться в суд защиту публичных интересов.

Согласно статье 26 Закона о прокуратуре предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно пунктам 1.2.3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствие с полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должно быть мотивированным.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры регулируется федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45. Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Частью 4 статьи 1 указанного Закона №59-ФЗ предусмотрено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

На основании статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 настоящего закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо (подпункт 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, подача заинтересованным лицом заявления порождает обязанность уполномоченного органа рассмотреть вопрос по существу и направить ответ на обращение.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция), которая разработана в соответствии со статьей 10 Закона о прокуратуре.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Как следует из ст.5,10,22-25,25.1,27,28 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации» принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявления лица дальнейшая защита предполагаемого нарушения производится в судебном и ином предусмотренного законом порядке. Согласно п.п.3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 по результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений; о принятии к разрешению, об оставлении без разрешения, о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры, о направлении в другие органы, о прекращении рассмотрения обращения, о приобщении к ранее поступившему обращению, о возврате заявителю. В соответствии с пунктом 3.2 вышеприведенной Инструкции обращение, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Материалами дела подтверждается, что прокуратура Белгородской области в соответствии с требованиями Инструкции направила 23.06.2020 года обращение заявителя в прокуратуру Белгородского района, при этом уведомив заявителя. Прокуратура Белгородского района 02.07.2020 года приняла меры к рассмотрению, направив обращение заявителя в соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой Приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013, а также п. 1.4 Указания Генерального прокурора РФ № 155/7 от 12.09.2009, для рассмотрения по существу в УФССП России по Белгородской области, являющееся единственным органом обеспечивающим исполнение исполнительного листа Арбитражного суда Белгородской области, по которому в последствие было возбуждено исполнительное производство № 103046/20/31010-ИП от 27.07.2020. При этом прокуратура Белгородского района уведомила заявителя о направлении обращения в УФССП России по Белгородской области.

На основании ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечивать защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принимать меры реагирования с целью их устранения. При этом органы прокуратуры самостоятельно определяют порядок разрешения обращений, бездействие прокуратуры в данном случае не имеет места. Нарушений прав и законных интересов заявителя с учетом возбуждения исполнительного производства и фактического исполнения судом не установлено.

Безусловных доказательств несвоевременности возбуждения исполнительного производства по вине органа прокуратуры судом не установлено. Заявитель самостоятельно принял решение о направлении исполнительного листа в орган прокуратуры, который направил его для исполнения в УФССП России по Белгородской области, не обладая полномочиями для самостоятельного принятия решения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд не усматривает незаконного бездействия со стороны ответчика по факту бездействия в отношении заявления финансового управляющего.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд полагает основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.

Судья

Воловикова М. А.