241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело № А09-1027/2018
марта 2018 года
Резолютивная часть объявлена 14.03.2018г.
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Грахольской И.Э. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания»
к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
третье лицо: Старосельская сельская администрация
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Сосенко С.А. – представитель (доверенность №1586 от 03.06.2015);
от заинтересованного лица: Бобарыкина Ю.В. – ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения (доверенность №21-48/8798 от 29.12.2017);
от третьего лица: не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» (далее – ООО «Брянская мясная компания») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Управление Росреестра по Брянской области) о приостановлении государственной регистрации в соответствии с уведомлением №32/015/101/2017-3627 от 09.01.2018. Кроме того, заявитель просит обязать Управление Росреестра по Брянской области произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности общества с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» на 119/228 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 10 055 762 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Брянская область, Унечский район, СПК «им.Чапаева», кадастровый номер единого землепользования 32:27:000000:68 на основании договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок №10 от 14.09.2017.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве (возражениях).
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о проведении предварительного судебного заседания в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено.
Суд, с учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, признал настоящее дело подготовленным к судебному разбирательству. От третьего лица не поступало возражений относительно рассмотрения дела в отсутствие его представителя. В связи с изложенным, суд счел возможным завершить предварительное судебное заседание и перейти к судебному заседанию в соответствии с ч.5 ст. 136 и ч.3 ст. 137 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Управление Росреестра по Брянской области уведомлением № 32/015/101/2017-3628 от 09.01.2018 поставило в известность ООО «Брянская мясная компания» о приостановлении действий по регистрации перехода права, права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимости: кадастровый номер 32:27:0000000:68, земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 10 055 762 кв.м., адрес: Брянская область, Унечский район, СПК им. Чапаева на срок до устранения причин, послуживших основанием для приостановления, но не более чем на 3 месяца.
В качестве причин приостановления государственной регистрации права общей долевой собственности заявителя на указанный земельный участок в уведомлении определено: несоответствие формы представленного для государственной регистрации договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок № 10 от 14.09.17 г. ч. 1 ст. 42 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также неверное указание стороны договора, имеющей право на отчуждение долей (продавца).
Полагая, что решение Управления Росреестра по Брянской области о приостановлении регистрации, изложенное в уведомлении №32/015/101/2017-3627 от 09.01.2018 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, ООО «Брянская мясная компания» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит требования ООО «Брянская мясная компания» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества определен статьями 14, 15, 18, 21, 25, 29 Федерального закона от 13.07.2017 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации № 218-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
По правилам ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона государственная регистрация осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом для проведения государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности на земельный участок заявителем представлены следующие документы: заявления о государственной регистрации права собственности №32/015/101/2017-3628 от 21.12.2017г., платежное поручение №2454 от 02.05.2017, договор купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 14.09.2017 №10, решение Старосельского сельского Совета народных депутатов Унечского района Брянской области от 29.09.2014 №3-9, газета от 07.04.2017г., решение Старосельского сельского Совета народных депутатов Унечского района Брянской области от 12.09.2017 №3-97, доверенность от 28.06.2016, удостоверенная нотариусом Брянского нотариального округа Брянской области Глухарева Ю.В. 28.06.2016, реестровый номер 3-2840, справка от 09.02.2017 №54. В качестве правоустанавливающего документа, представлен договор купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 14.09.2017 №10, в простой письменной форме.
Возражая против заявленных требований Управление Росреестра по Брянской области ссылается на ч. 1 ст. 42 Закона о регистрации № 218-ФЗ, которой установлено, что сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе, при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей... В данном же случае, заявителем в качестве правоустанавливающего документа, представлен договор купли-продажи представлен договор не удостоверенный нотариально.
При рассмотрения спора в данной части суд исходит из следующего.
Статьей 26 ФЗ Закона о регистрации № 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, одним из которых является не соответствие требованиям законодательства РФ формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 7 ч. 1 указанной статьи).
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (далее - Закон об обороте) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
При этом Закон об обороте не содержит различий между понятием земельная доля и доля в праве.
Понятие земельной доли в земельном участке сельскохозяйственного назначения закреплено в п. 1 ст. 15 Закона об обороте, в соответствие с которым земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что предметом договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок № 10 от 14.09.17 г. являются 119/228 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 10 055 762 (десять миллионов пятьдесят пять тысяч семьсот шестьдесят два) кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Брянская область, Унечский район, СПК «им. Чапаева», кадастровый номер единого землепользования 32:27:000000:68.
При этом право муниципальной собственности продавца (Старосельская сельская администрация) на 119/228 невостребованных земельных долей площадью 4,42 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:27:000000:68 с местоположением Брянская область, Унечский район, колхоз им. «Чапаева», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения подтверждается вступившим в законную силу решением Унечского районного суда Брянской области от 22.02.2017 г. по делу № 2-22/17.
Исходя из буквального толкования нормы статьи 42 Закон о регистрации № 218-ФЗ об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве общей собственности суд приходит к выводу, что указанная норма направлена прежде всего на защиту прав долевых собственников.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае право муниципальной собственности Старосельской сельской администрации на приобретенные ООО «Брянская мясная компания» 119/228 невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности установлено судом, то есть с осуществлением публичного контроля, поэтому дополнительного контроля со стороны нотариата не требовалось.
Таким образом, ООО «Брянская мясная компания» обоснованно представило в регистрирующий орган в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи в постой письменной форме.
ДоводУправления Росреестра по Брянской области о неверном указании стороны договора, имеющей право на отчуждение долей – продавца (Старосельской сельской администрации) суд не принимает, ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу п. 1, п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Устава Старосельского сельского поселения Унечского района Брянской области (принят решением Старосельского сельского Совета народных депутатов от 11.05.2016 г. № 3-63) (далее - Устав) местное самоуправление в сельском поселении осуществляется через органы местного самоуправления сельского поселения:
- представительный орган сельского поселения - Старосельский сельский Совет народных депутатов;
- глава муниципального образования - глава Старосельского сельского поселения Унечского района;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Старосельская сельская администрация.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 6 Устава к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу п. 1, п. 2 ст. 32 Устава органы местного самоуправления сельского поселения от имени сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления сельского поселения вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Брянской области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 31 Устава в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава сельского поселения заключает от имени сельской администрации договоры в пределах своей компетенции.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заключение вышеуказанного договора купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности поселения, Старосельской сельской администрацией соответствует требованиям законодательства РФ. В связи с чем довод Управления Росреестра по Брянской области о необходимости изменения стороны договора, отчуждающей доли (указание в договоре вместо Старосельской сельской администрации Унечского района Муниципального образования «Старосельское сельское поселение» Унечского района Брянской области), изложенное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации № 32/015/101/2017-3628 от 09.01.2018 г. является необоснованным.
Кроме того, в ходе предварительного судебного заседания представитель Управления Росреестра по Брянской области заявил довод о нарушении заявителем досудебного административного порядка оспаривания действий по приостановлению регистрации на основании ст. 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности», в связи с чем заявил ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения.
Суд предоставил сторонам время для подготовки правовой позиции по данному доводу и отложил предварительное судебное заседание.
В силу п. 1 ст. 1 ФЗ «О кадастровой деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - кадастровые отношения).
Согласно п. 1 ст. 26.1 указанного Федерального закона решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее -апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Из буквального содержания указанной нормы права следует, что досудебный административный порядок оспаривания действий по приостановлению регистрации предусмотрен лишь для обжалования решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, что не имеет места в настоящем деле.
Возражая против заявленного довода заявитель указал, что ООО «Брянская мясная компания» обратилась в арбитражный суд Брянской области за защитой своих прав, полагая что имеются основания для признания незаконным решения заинтересованного лица, не связанного с государственным кадастровым учетом.
Кроме того, исходя из разъяснения содержания п. 1 ст. 26.1 ФЗ «О кадастровой деятельности», изложенного в Определении Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 г. № 2540-О, указанное законоположение регламентирует порядок досудебного обжалования решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, определяя лиц, имеющих право на такое обжалование, а также орган (апелляционную комиссию), уполномоченный рассматривать данные обращения.
После перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела в судебном заседании Управление Росреестра по Брянской области не поддержало данный довод.
Согласно ч. 1 cт. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или нормативному правовому акту и нарушают их законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу, что у Управления Росреестра по Брянской области отсутствовали достаточные основания для приостановления государственной регистрации в соответствии с уведомлением №32/015/101/2017-3627 от 09.01.2018.
При таких обстоятельствах суд находит, что решение Управления Росреестра по Брянской области о приостановлении государственной регистрации, изложенное в уведомлении №32/015/101/2017-3627 от 09.01.2018 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем указанное решение признается судом недействительным.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд находит, что в рассматриваемом случае устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя достигается путем понуждения Управления Росреестра по Брянской области произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности общества с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» на 119/228 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 10 055 762 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Брянская область, Унечский район, СПК «им.Чапаева», кадастровый номер единого землепользования 32:27:000000:68 на основании договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок №10 от 14.09.2017.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика (заинтересованное лицо) и подлежат взысканию с последнего в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о приостановлении государственной регистрации в соответствии с уведомлением №32/015/101/2017-3627 от 09.01.2018.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности общества с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» на 119/228 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 10 055 762 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Брянская область, Унечский район, СПК «им.Чапаева», кадастровый номер единого землепользования 32:27:000000:68 на основании договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок №10 от 14.09.2017.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.
Судья Грахольская И.Э.